____________________
«Этна»2019; СНО религиоведения 2019-2020; Конгрессы РРО
____________________
4 октября 2019 г. на III конгрессе русского религиоведческого общества «Религия и религии: дискурсы и практики», проходившем в РГПУ им. А.И. Герцена состоялся круглый стол «Новое язычество: дискурсы и практики», на котором прозвучало 9 докладов.
(см.: Программа конгресса на сайте РРО).
Открыл заседание модератор круглого стола доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков кратким вводным докладом о проблемах изучения нового язычества, где он отметил размытость понятий «язычество», «неоязычество», «новое язычество», неоднозначное отношение к ним как со стороны исследователей, так и последователей, выявил проблему многоплановости феномена, выходящего за рамки религиоведения, а также проблему репрезентативности выборки при полевых исследованиях и онлайн опросах.
См.: Алексей Гайдуков «Проблемы изучения нового язычества» | III Конгресс РРО // Фонд Традиционных Религий. 2019. 15 октября. URL: https://tradition.foundation/102019/guydukov_rro_2019. (ссылка на видео: https://youtu.be/XPbuzRqGTE0)
Нижегородская исследовательница Екатерина Суровегина (НГПУ им. К. Минина) рассказала о празднично-обрядовой практике современных языческих объединении на примере организации Дня Перуна, проследив четвертьвековую историю его проведения, определив этапы совершения обрядов, выявив наличие земледельческой и воинской составляющих праздника, а также определив разночтения в датах проведения праздника, что является признаком урбанистичности славянского нового язычества. Выводы доклада были проиллюстрированы Романом Шиженским демонстрацией 3-D презентации современных языческих святилищ, отснятых во время экспедиций НГПУ им. К. Минина.
Олег Кутарев (РХГА), занимающийся изучением источниковой базы нового язычества, выступил с докладом об изображениях североевропейских божеств в Новое время (XV–XVIII вв.), наглядно продемонстрировав их подлоги и фальсификации на примерах вольных трактовок исторических данных в книжных иллюстрациях. Так, например, докладчик продемонстрировал рисунок одного из божеств, изображенного художником с луком в руках, на основании неверного прочтения Саксона Грамматика, описывавшего его «с левой рукой которую он держит в форме лука». Подобная вольная трактовка источников характерна и для последователей современного язычества.
Софья Няч (РПУ) посвятила свой доклад феномену новой религиозности в среде современной российской молодежи. Её основной идеей стала проблема пубертатного возраста, когда молодежь переживает экзистенциальные и телесные кризисы, но не имеет наставников и поэтому стремится пережить инициацию через обряд. Особую дискуссию вызвал пример собраний под сосной в парке Царицыно, определяемый докладчиком как религиозная обрядность, а участниками дискуссии – как особая нерелигиозная акция.
Новосибирский исследователь Евгений Нечкасов выступил с концептуальным докладом про три подхода к этноцентрическому вопросу в западном неоязычестве. По итогам идеологического конфликта последователей асатру/одинизма во второй половине XX века в США сформировались течения универсализма (мультикультурализма), фолькизма (folkish, этноцентризма) и трайбализма (малых групп), обладающих различными этническими концепциями в своих доктринах.
Кирилл Евсеев в докладе «Философско-богословские основания современного язычества» выявил истоки современной языческой философии. В отличие от первых язычников 1990-х годов, опиравшихся на фольклорные и этнографические материалы, современные идеологи используют широкий перечень материалов, применяя междисциплинарный подход, основывающийся на русской философии XIX-XXI вв., структурализме, феноменологии, традиционализме. По мнению докладчика, язычество не является системным, оно не задокументировано и представляет собой имманентную религиозность.
От теоретических построений к практическим перевела внимание слушателей Галина Макарова, рассказавшая о кормлении мертвых у марийских язычников. Она предположила применение теологического подхода для осмысления современного марийского язычества с точки зрения христианства.
В докладе про обряды и ритуалы в современном язычестве Матвей Пономарев выявил три источниковые базы: этнографические материалы, заимствования из других религий и личный духовный опыт. Докладчик продемонстрировал примеры сведения обрядов в единый корпус современной языческой ритуалистики и попытки выработки общего языческого обряда.
Завершающим выступлением круглого стола стал доклад второго модератора Романа Шиженского (НГПУ им. К. Минина) о новой языческой парадигме, в которой проявились почитание нави и окрутничество. Докладчик отметил рост количества язычников в России, достигающий, по данным ССО СРВ, около 120-320 тысяч человек, и определил его новые способы самопрезентации, среди которых своеобразным «ноу-хау» стала мирная полемика представителей нового язычества и авраамических религий, интересная публике.
Выступления докладчиков продолжились дискуссией с новыми слушателями, подошедшими после окончания других секций. Так, вызвало вопросы причисление нового язычества к религии. Профессор Елена Островская предложила воспользоваться новейшими западными парадигмами, ориентированными на комплексное изучение квазирелигиозных феноменов. Подверглись обсуждению терминологический и методологический аппараты исследователей нового язычества. В ответ на критику концепции «современной языческой диаспоры» Р. Шиженский определил её диаспоральность не как территорию, а как золотой век, в противовес существующему современному.
Стоит отметить, что на круглом столе выступали исследователи разной религиозной принадлежности, освещаяя феномен нового язычества извне и изнутри, что позволило обнаружить его бóльшую многоранность, обычно отсутствующую при строго академическом повествовании. Прибывшая на конгресс команда докладчиков от Фонда традиционных религий не только подготовила серьёзные исследования, но и произвела видеосъёмку докладов, которые будут выложены на сайте ФТР.
Обсуждение затронутых вопросов участниками круглого стола вышло за пределы зала и продолжилось в последующие дни конгресса, определив задел на грядущие конференции и совместные публикации.
Алексей Гайдуков
____________________
«Этна»2019; СНО религиоведения 2019-2020; Конгрессы РРО
____________________