2006 Гайдуков А.В. Десятилетие религиоведческих исследований в «Герценовских чтениях»

____________________
Публикации Гайдукова1997-2000
2001-2005;  2006-2010;  2011-2015 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Обложка. Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. — СПб., 2006.Гайдуков, А.В. Десятилетие религиоведческих исследований в «Герценовских чтениях» // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. — СПб., 2006. — С. 311-313. - URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2006-2010-publikatsii/2006-gaydukov-a-v-desyatiletie-religiovedcheskih-issledovaniy-v-gertsenovskih-chteniyah.

PDFфайл: Гайдуков 2006 Десятилетие религиоведческих исследований в ГЧ

311

Гайдуков А.В.
Десятилетие религиоведческих исследований в «Герценовских чтениях»

Выход в свет в 1997 году первого сборника «Герценовские чтения» стал знаменательной вехой в истории факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена — преемника истфака ЛГПИ, вновь вернувшегося в стены 20-го корпуса. Бурные социальные процессы в обновляющейся России потребовали активизировать научно-исследовательскую деятельность преподавателей, аспирантов и студентов педагогического университета, определив новые подходы к содержанке возобновленных ежегодных конференций, получивших название «Герценовские чтения. Актуальные проблемы социальных наук». Новые экономические условия подвигли издавать одноименный новый сборник научных статей, инициатором и бессменным редактором и составителем которого стал доцент кафедры русской истории А.Б. Николаев.

Социальные изменения, вызванные сменой политической и идеологической системы, коснулись всех сфер жизни, в том числе и религиозной. Оформление российского законодательства в области религии (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.), отсутствие прежнего антирелигиозного догматизма и живая заинтересованность изучать активизировавшиеся религиозные процессы, отразились в сборнике «Герценовские чтения 1997» в пяти публикациях аспирантов кафедры религиоведения.

За десятилетие в 10 сборниках «Герценовские чтения» в секции «религиоведение» участвовало 59 человек. Они опубликовали 113 статей общим объемом 315 страниц (около 24,7 авторских листов), из которых — 45 работ студенческие (33 чел.), 2 статьи — выпускников кафедры, 2 магистрантские, 37 аспирантские (25 чел.), 6 ассистентские и 21 — кандидатов наук (7 чел). Столь разные цифры связаны с тем, что 24 человека публиковались более одного раза: А.В. Гайдуков — 14, по четыре публикации 5 человек (Д.А. Головушкин, Е.-М.Е. Николаева, Н.С. Поляков, А.В. Суховский, Я.С. Цесник); по три 5 человек (А.А. Бабкин. И.В. Левит, Е.В. Пантелеева, A.M. Стецкевич, Е.Е. Цесник (Румянцева)) и по две 11 человек. Причем четверо из авторов успели опубликоваться, будучи студентами и став аспирантами, трое — став ассистентами, а двое — аспирантами и преподавателями.

Отрадно, что кроме наших религиоведов еще девять герценовцев (из них двое — с факультета социальных наук) опубликовали в секции 12 статей. Об определенной популярности сборников «Герценовские чтения» свидетельствуют и 15 статей, представленных 14-ю исследователями из других петербургских вузов и 6 статей иногородних авторов.

По количеству публикаций один год на другой не приходился: в 2000 г. и 2001 г. всего по 2 статьи, в 1999 г. — 4, в 1997 г. и 1998 г. — по 6. С 2002 года вследствие повышения уровня научной и воспитательной работы кафедры религиоведения возрас-

312

тает количество студенческих публикаций, а общее их количество достигает 11, в 2003 г. — 16, в 2004 г. — 23, в 2005 г. — 24, а в 2006 г. — 17. Самым «урожайным» стал 2005 год, когда в секции «религиоведение» 23 автора опубликовали 24 работы (в то числе и 4 программы), что заняло 66 страниц, т.е. 13,7% от всего сборника.

Если говорить о религиозной проблематике, которой за эти десять лет были посвящены публикации в «Герценовских чтениях», то примерно пятая их часть гак или иначе касалась православия. Здесь авторов наиболее интересовали проблемы церковно-государственных взаимоотношений, процессов канонизации святых и современного социального учения Русской православной церкви (РПЦ). Наряду с историческими проблемами в развитии русского православия, такими как сакрализация Московской Руси как Третьего Рима (Н.С. Поляков, 2006), миссионерство в Даурии (З.В. Божинская, 2000) и на Аляске, РПЦ во Франции начала XX в. (Е.В. Пантелеева, 2003, 2004) обновленчество (Д.А. Головушкин, 2003, 2004), разбирались особенности православной аскетики (Н.С. Поляков, 2004) и иконописи (Е.Е. Румянцева, 2004, 2005).

Значительная часть публикаций посвящена католичеству (7%) в отечественной истории (А.И. Дремлюг, 1997, 1998), и изучению его доктринальных положений — социального учения (Е.-М.Е. Николаева, 2003-2006) и учения о Церкви (Е.В. Зыков, 2005, 2006). Не остается без внимания и протестантские конфессии (7%) — евангелическо-лютеранские церкви (А.В. Максимов, 1997, 1998), адвентисты (О.В. Королева, 2002), евангельские христиане и штундисты (А.В. Суховский, 2002, 2003).

Несомненный интерес наблюдается к изучению новых религиозных движений (13%), среди которых бахаизм, вайшнавизм (А.С. Сединко, 1997; Ю.Б. Игнатьева, 2006), церковь Последнего Завета (К.П. Несслер, 1997) и др. Студенты исследуют религиозность в среде ролевого движения (А.А. Бабкин, 2005; М.А. Грушко, 2006) и порою находят довольно оригинальные религиозные феномены, такие как джедаизм (К.А. Пименов, 2006) и интернет-религии или кибер-религии (П.А. Барков, 2004). Также поднимаются вопросы эсхатологических концепций на примере Православной церкви иконы Божией Матери «Державная» (С.Г. Тавлеева, 2006) и храмового богослужения и распевцев в христововерии (К. Ярцева (К.Т. Сергазина), 2003, 2004).

Большое внимание уделяется и анализу феномена современного язычества (неоязычества) (18%), реконструирующего дохристианские традиции (статьи А.В. Гайдукова), проблемам его идентификации (Е.И. Куракина, 2003) и аутентичности (А.А. Николаев, 2005). Исследовались как его проявления — представления о «местах силы» (Д.В. Лазарев, 2004), так и отдельные объединения — общины «Крина» (К.Н. Исакова, 2004) и «Дажьбожьи внуци» (К.А. Пименов, 2005).

Конференция «Герценовские чтения» позволяет студентам выйти за рамки строгих академических тематик и исследовать междисциплинарные религиоведческие проблемы, каковыми являются дохристианский генезис семантики изображения креста или анализ изображений на стенах новгородских церквей и Изборской крепости (Цесник Я.С., 2005, 2004), работы по сравнительной мифологии (Т.Л. Марсадолова и А.С. Крехалева, Е.Г. Травникова, 2005, 2006) и соотношение современной музыки и религии (Н.С. Поляков, 2002; С.Ю. Коровин, 2004). Здесь особо стоит отметить глубокие исследования феномена неоязычества в современной музыке (П.А. Вязниковцев, 2002; Д.С. Масляков, 2006).

Десятую часть публикаций составляют философско-теологические исследования линейного и цикличного восприятия человеческой жизни в религиозных и философских системах (А.М. Стецкевич, 2004), учения о воздаянии в народном буддизме и христианстве (И.В. Левит, 1998) и представлений о способах коммуникации между «тем» и этим светом в древнерусской книжности (Н.С. Поляков, 2005); влияние античной философии на развитие христианского догмата о Троице (А.А. Воробьева,

313

2005); эволюция понятия апокатастасиса у христианских мыслителей (А.М. Стецкевич, 2003) и антроподицея в русской религиозной философии начала XX в. (Е.Е. Цесник (Румянцева), 2006).

Кроме того, с 2003 года в «Герценовских чтениях» преподаватели кафедры религиоведения опубликовали 10 программ читаемых ими спецкурсов: «Христианская теология (богословие)» (И.В. Левит, 2005), «Эволюция религии в современном мире» я «Империя и секуляризация: религиозные реформы в России в начале XX века» (Д.А. Головушкин, 2004,2005), «История русского сектантства», «Неоязычество», «Религии Санкт-Петербурга», «Мифология» (А.В. Гайдуков, 2003-2006); «Антропология ранних форм религии» и «Религии стран Дальнего Востока» (П.Д. Ленков, 2004, 2005); «Особенности преподавания феноменологии религии» (O.K. Михельсон, 2004).

Можно также отметить, что в соответствии с темой научно-исследовательских работ, посвященных философии и истории религии и свободомыслия как альтернативным формам духовности, спецификой кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена является изучение современных религиозных процессов в Петербурге, в России и за рубежом. Поэтому более половины публикаций посвящены именно религии в современном мире.

Таким образом, публикации религиоведческих исследований в «Герценовских чтениях» за 10 лет стали неоценимым подспорьем в научной жизни факультета социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена. Их востребованность определяется не только интересами авторов, но и активным цитированием многих статей, «вывешенных» в сети Интернет.

Гайдуков, А.В. Десятилетие религиоведческих исследований в «Герценовских чтениях» // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. — СПб., 2006. — С. 311-313.

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника
____________________
Публикации Гайдукова1997-2000
2001-2005;  2006-2010;  2011-2015 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Оставить комментарий

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»