2020 Гайдуков А.В. Идентичность современных российских язычников по данным опросов

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-2010;
2011-15; 2016-20202021-25;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Обложка. Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре. Сборник докладов Юбилейных XXV международных Кирилло-Мефодиевских чтений [30-31 мая 2019 г.] . Минск, 2020 Гайдуков, А.В. Идентичность современных российских язычников по данным опросов // Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре. Сборник докладов Юбилейных XXV международных Кирилло-Мефодиевских чтений [Минск, 30-31 мая 2019 г.] / ГУО Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ; редакторы-составители С.И. Шатравский, священник Святослав Рогальский. – Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2020. – С. 388-393. – URL:http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2020-gaidukov-identichnost-yazychnikov.

PDF файл с текстом статьи: Гайдуков 2020. Идентичность современных яз.

Гайдуков А.В.
Идентичность современных российских язычников по данным опросов
*

Гайдуков Алексей Викторович

кандидат философских наук,
доцент кафедры истории религий и теологии,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
президент Ассоциации экспертов, научных работников и специалистов
«Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»

Санкт-Петербург, Россия
E-mail: a_gaidukov@mail.ru

Аннотация:

Современное язычество разделяется на множество течений. Их определения и названия становятся объектом дискуссий как среди исследователей, так и среди последователей. В статье предпринята попытка сопоставить данные о самоназвании современных язычников, полученные автором из опросов в сети интернет, а также из полевых опросов, проводившихся на народных гуляниях. Автором выделяются основные конфессиональные течения (категории) в новом язычестве, особое внимание уделяется славянскому новому язычеству (родноверию).

Ключевые слова: современное язычество, новое язычество, неоязычество, славянское новое язычество родноверие, Асатру, викка, религиозные объединения, Интернет-опросы.

 

THE IDENTITY OF MODERN RUSSIAN PAGANS
ACCORDING TO POLLS

 

Alexey V. Gaidukov

Herzen State Pedagogical University of Russia
Association of Experts, Scientists and Specialists «Research and Expertise Center “ETHNA”»
St. Petersburg, Russia

The abstract:

Modern paganism is divided into many movements. Their definitions and names become the subject of debate both among researchers and among followers. The article attempts to compare the data on the self-name of modern pagans, obtained by the author from surveys on the Internet, as well as from field surveys conducted at festivities. The author identifies the main confessional movements (categories) in the new paganism, special attention is paid to the Slavic new paganism (Rodnoverie).

Keywords: Modern paganism, neopaganism, Slavic new paganism Rodnoverie, Asatru, Wicca, religious associations, Internet-polls

 

Среди многих христиан существует устойчивое мнение о том, что язычество – это явление прошлого, отделенное от них если не тысячелетиями, то, по крайней мере, тысячами километров до диких мест, где сохранились первобытные племена. Однако сегодня язычество сохраняет свои позиции не только у многих народов, выступая фактором этнокультурной идентичности и формой борьбы с христианами-европейцами, но и у некоторых наших сограждан, осознающих свою не-авраамическую религиозную принадлежность.

Само слово «язычество» многими считается негативным и уничижительным, поэтому современные язычники его не очень любят, предлагая называть его «Традицией», «родной верой», «природной верой», «естественной верой», «исконью» и т.п. Хотя само слово «язычество» можно определить как «народную веру» или «народничество», многие его последователи считают его «антинародным». Ведь это слово было введено христианами для обозначения тех народов, которые ушли от почитания Бога-Творца к почитанию твари. Действительно, в язычестве объектами поклонения или почитания служат боги, духи, силы природы, стихии, род, предки, люди, животные… Практически у любого народа сохранились не-авраамические элементы, запечатленные в народной вере и обрядности. В русской культуре они закрепились в синкретических системах, объединивших христианство и языческие пережитки и называемых «народным православием». Однако в этом случае обычно говорят о суевериях, а не о язычестве как таковом.

Чтобы избежать терминологической путаницы будем разделять современное язычество, сохранившееся у некоторых народов, и новое язычество (или неоязычество), конструируемое обычно городской интеллигенцией и оторванное от исторических форм хозяйства. Последователи нового язычества обычно не любят негативные понятия «неоязычество» и «неоязычник». Они часто не признают понятие «религия», видя в нём догматизм, ритуализм и искусственность – то из-за чего они обычно не могут воспринять традиционное для нашей страны православие. Поэтому они определяют своё исповедание как «мировоззрение», «знание», «ведание», «родную веру».

Язычество вообще и новое язычество в частности нельзя определять как единую религию и даже тип религий, потому что их главным признаком будет отрицание основных принципов авраамических религий, в первую очередь Бога-Творца. Все остальные проявления могут быть любыми. В новом язычестве именно такое разнообразие и отсутствие жёстких рамок привлекают новых последователей. Поэтому возможных течений внутри него очень много. Обычно выделяют этнические и универсальные формы. Но для отечественных язычников ближе всего четыре исповедальных направления: 1) славянское новое язычество, часто называемое родноверием, 2) германо-скандинавское, называемое Асатру (вера в асов), 3) викка (от английского «колдовство»), 4) «просто» язычество без уточнения направления, 5) почитание природы или «природоверие», а также почитание предков.

Количество современных язычников посчитать затруднительно, потому что они не всегда хотят, чтобы про них знали. Так, основываясь на данных Вадима Казакова Роман Шиженский утверждал, что в России в этом году проживает от ста до трёхсот тысяч язычников. Исследовательская служба «Среда» в 2013 году опубликовал цифры на порядок выше, посчитав, что язычниками, которые исповедуют традиционную религию предков, поклоняются богам и силам природы, считают себя 1,5% россиян.[1]

Казалось бы, в интернете и социальных сетях количество язычников можно было бы посчитать, выявив их религиозную принадлежность. Можно попытаться это сделать, например, на сайте «ВКонтакте». Здесь среди 138 миллионов российских участников на слово «язычество» определяются всего 28 тысяч человек, на слово «язычник» – 13,8 тыс., «язычница» – 2,4 тыс., «политеизм» – 1 тыс., «родноверие» – 5 тыс., «родновер» – 1,8 тыс., «родная вера» – 0,7 тыс., «асатру» – 0,8 тыс., «викка» – 0,5 тыс. В сумме это всего 54 тысячи или 0,04%. Для сравнения суммарное количество «христианство», «христианин», «христианка» составляет 591 тыс. или 0,43% (включая 59 оригиналов, написавших «христьянство»), а суммарное количество православных превышает 8 миллионов 252 тыс. или 6%. Поэтому такие подсчеты бессмысленны. Значит, стоит определить не абсолютную величину количества язычников, а их пропорциональную представленность.

Для интернета такую возможность даёт Атеистический сайт, на котором в 1999 году стартовал опрос «Поддержи свою Веру!», где каждый может проголосовать за свою веру, включая язычество. За 20 лет сайт посетили 52 тысячи человек: треть из них проголосовала за «Язычество (Древнерусские верования)», и лишь 11,26% – за «Православие (РПЦ)».[7] Длительность опроса и количество проголосовавших в данном случае не отражают те цифры, которые дают социологи. Поэтому и здесь не приходится говорить о репрезентативности.

Ещё один опрос, ориентированный уже именно на язычников стартовал шесть лет назад в 2014 г в группе ВКонтакте «Международная Языческая Федерация (P.F.I.)» (https://vk.com/paganfederation_rus). Его организатором стал координатор российского отделения Международной Языческой Федерации (PFI) Гвиддон Харвестон. Опрос под заголовком «Каков ваш путь (традиция) в Язычестве?» получил 6,4 тысячи ответов.[5] Каждый третий из отвечавших (33,44%) выбрал славянское язычество, 16% – язычество, 15% – викку, а 11% – Асатру. Результаты данного опроса представляются более репрезентативными по ряду параметров, включая возможность лишь единожды проголосовать из-под своего аккаунта ВКонтакте. Попробуем проверить представленные процентные соотношения на примерах других опросов.

Воспользуемся данными четырёх опросов язычников, проведенных нами с 2017 по 2019 гг. с помощью сайта «Paganka.blog», переименованному осенью 2019 г. в «Пантеон»: (https://pantheon.today).

Выборка первого опроса о Купальских праздниках, проведенного в июне 2017 г., составила 323 анкеты. Каждый второй респондент (47,37%) оказался сторонником славянского нового язычества, за ними следовало язычество (17,03%), Асатру (7,12%), викка (4,33%) и природная вера (2,48%). (Табл.1) Второй опрос о языческих объединениях собрал в июле 2017 г. 115 человек, из которых уже только 40,87% записали славянское новое язычество, 20,87% – Асатру, 17,39% – язычество, 14,78% – викку, а 2,61% почитание природы. В третьем опросе, проведенном в ноябре 2018 г. и посвященном роли женщины язычестве [3], были учтены всего сто анкет, среди которых каждый третий респондент (32%) отметил славянское новое язычество, на одного меньше (31%) – Асатру, 18% – викку, 14% – язычество, а 4% – почитание природы. Четвертый опрос, проведенный в мае 2019 г., был посвящен особенностям исповедания и собрал 194 анкеты. Здесь оказалось поровну (по 28,87%) сторонников славянского нового язычества и просто язычества, в три раза меньше голосов (9,28%) дали Асатру, 5,67% – почитанию природы и всего 4,64% – викке. (Табл.1)

Таблица 1.

Исповедальная принадлежность язычников по данным интернет-опросов

Конфессиональная категория первый опрос второй опрос третий опрос четвёртый опрос
Славянское новое язычество 47,37% 40,87% 32% 28,87%
Асатру 7,12% 20,87% 31% 9,28%
Язычество 17,03% 17,39% 14% 28,87%
Викка 4,33% 14,78% 18% 4,64%
Природная вера 2,48% 2,61% 4% 5,67%

 

В этом опросе для уточнения полученных ответов был добавлен вопрос «Можете ли Вы назвать себя?» с предложением десяти религиозных дефиниций. Прежде всего нужно было уточнить, осознают ли себя язычники верующими и религиозными, чтобы подтвердить высказанную выше гипотезу. Верующими себя считают 76,80%, а отрицают это 14%, при этом «религиозным человеком» себя назвали в полтора раза меньше респондентов (47,94%), а отказались – в два с половиной раза больше (39,18%) по сравнению с «неверующими».(Табл.2) Такие результаты подтверждаю гипотезу о том, что «религия» и «религиозность» у половины язычников не вызывают симпатий.

Таблица 2

Можете ли вы себя назвать указанными словами
(ответы по каждой позиции)

  Да Затрудняюсь Нет
1.верующий 76,80% 8,76% 14,43%
2.религиозный человек 47,94% 12,89% 39,18%
3.язычник 89,69% 5,67% 4,64%
4.родновер 59,28% 15,98% 24,74%
5.природовер 58,76% 14,95% 26,29%
6.неоязычник 46,91% 11,34% 41,75%
7.асатруа 20,62% 19,07% 60,31%
8.викканин 13,92% 14,43% 71,65%
9.православный 9,79% 4,12% 86,08%

 

В конфессиональном рейтинге 89,69% респондентов выразили свою принадлежность к язычеству, три пятых респондентов оказались сторонниками родноверия (59,28%) и природной веры (58,76%). При этом вдвое увеличив количество природоверов увеличилось в 12 раз. Почти каждый второй (46,91%) согласился назваться неоязычником, а каждый пятый (20,62%) – асатруа, а каждый седьмой (13,92%) – викканин. Стоит отметить, что такая шала позволила респондентам не выбирать одно направление из нескольких, поэтому полученные данные демонстрируют многовариантную принадлежность, значительно увеличив количество тех, кто мог назвать своё исповедание лишь одним понятием. Поэтому количество язычников выросло в три раза, природоверов – в двенадцать с половиной, асатруа – в два, виккан – в два с половиной раза. Такие цифры естественны для общего понятия «язычество» и для поклонения природе как важного элемента языческого мировоззрения. Можно высказать предположение, причиной того, что количество согласившихся назваться родноверами в два раза превышает количество славянских язычников в том, что к ним добавились изначально назвавшиеся язычниками, природоверами и асатруа. Если же учитывать только изначально назвавшихся родноверами (не учтенных в таблице 1), то их количество увеличилось почти в пять раз с 12,37% до 59,28%. Поэтому формулировка вопроса и возможность отвечать по разным категориям весьма значимы. Стоит отметить ещё одну неожиданную исповедальную категорию: каждый десятый (9,79%) отметил, что может назвать себя православным, однако две трети из них не считают себя христианами. Это означает, что они считают себя «Правь-славными» – почитающими «Правь» – космологический принцип управления миром Яви (явным миром).

Полученные данные электронных опросов можно сравнить с составом участников массовых праздников и русских (славянских) народных гуляниях и массовых обрядах. Одной из особенностей современной культуры, в том числе и языческой, стала семиотическая эклектика и утрата строгой нормативности, будь то в этической, вероучительной или обрядовой сфере. Массовые мероприятия могут притягивать к себе или даже объединять для совместного действа последователей разных мировоззрений. Поэтому не только их посетители или участники, но даже и руководители одной общины могут определять своё исповедание по-разному.

Ярким примером такого сообщества является Союз славянского наследия «Крина» (с 1993 по 2010 гг. – Община экологии сознания «Крина»). Являясь общественной организацией она, по словам руководителя А.Г. Резункова, дистанцируется от понятий «религия», «язычество», «магия». Среди её активных участников есть родноверы, православные, атеисты, а сам её лидер определяет «своё мировоззренческое направление не как родноверие, но как природную веру».[4 С. 77]. Ежегодно на территории Ленинградской области «Крина» проводит народные гуляния «Яра Живица» (в середине мая) и «Славянский Спас» (в середине сентября), собирая от трех десятков до шести сотен человек, при том, что в самой «Крине» всего около двух десятков активных участников. В течение пяти лет Ассоциация «Этна» (до 2018 г. – Центр религиоведческих исследований «Этна») силами студентов РГПУ им. А.И. Герцена проводит на этих гуляниях опросы.

В отличие от лидера «Крины» А.Резункова, активные участники объединения по-разному определяющих свою религиозную и мировоззренческую принадлежность. Так по данным летнего опроса 2016 г., из 25 участников Купалы у «Крины» определили свою принадлежность к родноверию 19,23%, почитанию природы – 15,38, язычеству – 7,69%, славянскому язычеству, православному христианству и атеизму – по 3,85%. Такая идентичность хорошо иллюстрируется следующими ответами по вопросам шкалы социальной дистанции Э.Богардуса, демонстрирующими у «Крины» наиболее близкое отношение (как к супругу и как к другу) к последователям родноверия (60%), язычества (56%) и православного христианства (36%). При этом респонденты по данным биполярной шкалы продемонстрировали слияние с последователями родноверия (показатель дистанции -1,97) и толерантность в отношении язычества (- 1,68), атеизма (- 0,03), буддизма (0,07), православного христианства (0,4), инглиизма (0,71). [2 С.236] Это означает, что «Крина» в большей степени является родноверческой, а настроения её участников близки к язычеству и православию.

Иную картину даёт более массовый опрос о питании, проведенный 11.09.2016 г на «Славянском Спасе», где из 150 участников было опрошено 135, а оставлено для обработки 97 анкет. Среди них в многовариантном вопросе, где предлагалось выразить свою принадлежность, отметили, что исповедуют веру предков 95,88%, природную веру – 78,35%, язычество – 70,10%, родноверие – 65,98%, знахарство – 49,48% респондентов (Табл.3).

Таблица 3.

Принадлежность участников «Славянского Спаса», 11.09.2016 (многовариантный вопрос)

  1. вера предков
95,88%
  1. природная вера
78,35%
  1. язычество
70,10%
  1. родноверие
65,98%
  1. знахарство
49,48%

Здесь на первом месте оказалась вера предков, на втором – заявленная лидером природная вера, на третьем – язычество и лишь на четверном – родноверие. Такая иерархия предпочтений возможно связана с тем, что на праздник пришли не только друзья «Крины», но и посторонние гости.

Такое распределение предпочтений у участников праздников связано с тем, что на них приходят гости, не являющиеся членами общин, которым присущ «организационный, религиозный и шире – мировоззренческий индивидуализм» [9 c.16]. Как отмечал Р.В. Шиженский «такое положение вещей характерно не только для всероссийского языческого действа, но и для мероприятий местного значения, праздников одной отдельно взятой общины, где число не общинников зачастую превышает число общинников» [8 c.90]. Поэтому на праздниках от половины до трёх четвертей участников могут не принадлежать к языческим общинам или объединениям.

По итогам сравнения данных различных опросов можно сделать выводы о том, что среди всех язычников преобладают последователи славянского направления. Их в два раза больше, чем асатруа, а асатруа – в два раза больше, чем виккан. В свою очередь, как отмечал О.Кутарев, «родноверие является сегодня самым массовым движением в рамках славянского неоязычества (во всяком случае в России)» [6 С. 1808]. Стоит согласиться с автором, что «родноверие – не единственное течение внутри славянского неоязычества [6 С. 1808], однако часто именно его отождествляют со всем славянским язычеством. Среди славянского нового язычества преобладают почитающие веру предков, природную веру, называющие себя язычниками (славянское язычество) и родноверами.

При оценке полученных данных следует помнить, что декларирование верующими своей религиозной принадлежности в ходе опроса или в личном общении может иметь свои скрытые причины и требует анализа не только того, кем респондент назвался, но и кем он является, то есть, как это проявляется в его религиозной жизни и повседневности, что часто выходит за рамки и возможности кратких опросов.

 

Литература

  1. Арена: Атлас религий и национальностей // Среда: Некоммерческая Исследовательская Служба. 2013. 16 января. http://sreda.org/2013/arena-atlas-religiy-i-natsionalnostey/16733. (дата обращения: 7.12.2019).
  2. Гайдуков, А.В. 2018 Отношение современных язычников к различным конфессиям (предварительные итоги социологических опросов) // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры. Сб. докладов XXIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, 22-26 мая 2017 г. / Институт теологии Белорусского государственного университета. Минск.: Позитив-центр, 2018. – С.233-236.
  3. Гайдуков, А.В. Женщина в современном язычестве / А.В. Гайдуков, В.А. Тимофеева // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. 2018. Вып. V. С. 17-24.
  4. Два интервью с А.Г. Резунковым / А.В. Гайдуков // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. – Вып. V / составители: А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. – С. 73-83.
  5. Каков ваш путь (традиция) в Язычестве? [опрос] // Международная Языческая Федерация (P.F.I.): группа ВКонтакте. URL: https://vk.com/feed?w=poll-23902810_120135742. (дата обращения: 7.12.2019).
  6. Кутарев, О.В. Неоязычество Европы // Философия и культура. 2014. № 12. С. 1801-1810.
  7. Поддержи свою Веру! [опрос] // Атеистический сайт. 1999. 20 августа. URL: http://www.ateism.ru/ankets/religion.htm. (дата обращения: 7.12.2019).
  8. Шиженский, Р.В. Некоторые аспекты кодификации феномена современного славянского язычества по данным полевых исследований (Статья №2) / Р.В. Шиженский, О.С. Тютина // Colloquium heptaplomeres. 2014. № 1. С. 86-95.
  9. Шиженский, Р.В. Опыт анкетного опроса представителей «поволжского родноверия / Р.В. Шиженский, Е.С. Суровегина // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №4 (25). С. 16-32..

Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).

Обложка. Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре. Сборник докладов Юбилейных XXV международных Кирилло-Мефодиевских чтений [30-31 мая 2019 г.] . Минск, 2020 Гайдуков, А.В. Идентичность современных российских язычников по данным опросов // Наследие святых Кирилла и Мефодия в мировой духовной культуре. Сборник докладов Юбилейных XXV международных Кирилло-Мефодиевских чтений [Минск, 30-31 мая 2019 г.] / ГУО Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла БГУ; редакторы-составители С.И. Шатравский, священник Святослав Рогальский. – Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2020. – С. 388-393. – URL:http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2020-gaidukov-identichnost-yazychnikov.

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-2010;
2011-15; 2016-2020 2021-25;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»