Гайдуков 2009 Эзотерические элементы в новом язычестве

___________________

Публикации Гайдукова – доклады А.В. Гайдукова - 2009
____________________

Источник: Гайдуков А.В. Эзотерические элементы в новом язычестве / доклад к.ф.н. Алексея Викторовича Гайдукова на семинаре №3 Центра изучения мистицизма и эзотеризма при РХГА, 27.02.20 09 г. // Русская христианская гуманитарная академия. – 2009. – 27 февраля. – URL: http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/third/index.php.

Термин «язычество» появился в христианской терминологии: это религии народов, ушедших от Бога и поклоняющихся не Творцу, а твари. Иудаизм, христианство и ислам исповедают веру в Бога-Творца, сотворившего мир; после грехопадения и ухода от Бога-творца усилия верующих направлены на восстановление утраченной связи с Богом. Христианское определение религии: это восстановление связи с Богом через Иисуса Христа. А языческими называют нетеистические, неавраамические религии.

Неоязычеством, или новым язычеством, называют возрождение или реконструкцию неавраамических или чаще всего дохристианских религиозных форм и традиций. Существуют два направления в мировом неоязычестве: этническое (в основном речь пойдет о славянском неоязычестве) и так называемое течение «нью эйдж». Последнее представляет собой сложный комплекс культурных феноменов: теософии, учения Рерихов, движения кришнаитов, а также массовых мероприятий, называемых ролевыми играми – в принципе, последние могут составлять даже своего рода третье направление неоязычества. Новое язычество представляет собой реконструкцию, в отличие от старого, элементы которого сохраняются, но адаптируются под современные, чаще всего городские, условия. Сам термин «неоязычество» появился в 1930-е годы, а широкое употребление получил в 1960-е годы. Чаще всего он использовался в отношении неодруидизма. Сами же неодруиды доказывали, что они непосредственные продолжатели древней традиции. Еще можно привести в пример движение викканцев, практиковавших колдовство и проходивших серьезные посвящения.

Но возникали и профанации этих движений, своеобразное отражение их идей в массовом сознании, нашедшие отражение в кино- и телефильмах, компьютерных играх. Это культурное явление тоже стали называть неоязычеством.

Неоязычество, представленное глобальными движениями викканцев, неодруидов, является внеэтничным, синтетическим, сочетающим в себе африканские, азиатские и европейские элементы магии, каббалы.

В наших российских реалиях неоязычество произрастает на этнической почве, реконструируя именно дохристианские славянские традиции. Есть ряд особенностей, отличающих отечественное движение от, скажем, германского или скандинавского. В Германии первый всплеск неоязычества был связан с увлечением романтизмом, с трагедией поражения в Первой мировой войне. Его возникновение было связано с необходимостью национального самоопределения, выродившись позднее в идеологию Третьего рейха, вследствие чего сам термин «неоязычество» стал ассоциироваться с нацизмом. Следующая волна интереса к неоязычеству проявилась в 60-е годы в Америке.

Полную версию см.:

Источник: 
Гайдуков А.В. Эзотерические элементы в новом язычестве / доклад к.ф.н. Алексея Викторовича Гайдукова на семинаре №3 Центра изучения мистицизма и эзотеризма при РХГА, 27.02.20 09 г. // Русская христианская гуманитарная академия. – 2009. – 27 февраля. – URL: http://rhga.ru/science/center/ezo/seminars/third/index.php.
___________________

 Публикации Гайдукова – доклады А.В. Гайдукова 2009
____________________

 

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»