2018 Гайдуков А.В. Значения обрядовой пищи в славянском наследии

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-2015; 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Гайдуков А.В.  Значения обрядовой пищи в славянском наследии //  Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 16-18  ноября 2018 г. С.-Петербург. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2018. С. 316-324. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-a-v-znacheniya-obryadovoj-pishhi.
Знаки и знаковые системы народной  культуры-2018.   обложка
Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. обложка

УДК: 291.3

Гайдуков А.В.
Значения обрядовой пищи в славянском наследии

В статье приводится рассмотрение данных опроса, проведённого на народном гулянии среди последователей славянского наследия об их представлении о значении обрядовой пищи. Наделяя особым значением и связью с дохристианской и с современной родноверческой обрядовой культурой таких продуктов питания как хлеб, квас, медовуха, опрошенные отделяют от них продукты, обозначающие православно-христианскую обрядовую культуру, соотнося с ней вино и хлеб, употребляемые для причастия.

Ключевые слова: славянское наследие, знаки, обрядовая пища.

Испокон веков в народной культуре все предметы обихода наделялись особыми значениями. На многие вещи хозяева или изготовители наносили знаки, позволявшие «прочитать», чей это предмет, к какому сословию принадлежит её владелец. Более того, часто эти знаки являлись оберегами, защищая хозяев от нечистой силы, лихих людей и неудачи. Не менее важными значениями наделялись не только предметы и участки местности, находившиеся вне человека — покосные луга, возделанные поля, постройки селения, свой двор, изба, предметы в ней, сряда, но и пища, попадавшая извне во внутрь человека. Они могли, как нарушить лад человеческого тела-души-духа, так и улучшить её.

В народных поверьях пище, её составу, приготовлению, количеству, времени употребления уделялось очень большое внимание. Неслучайно и исследователи народной культуры особое внимание уделяют пище, особенно её обрядовым значениям.45 В наши дни существует довольно много людей, обращающихся к славянскому наследию, возрождая народные праздники и обычаи, песни, обряды. Одним из таких объединений является Союз славянского наследия «Крина», 25 лет изучающий и проводящий народные праздники. На народные гуляния, организуемые «Криной, собирается по несколько сот человек. На одном из таких гуляний среди последователей славянского наследия было решено провести опрос о пищевых предпочтениях и значении обрядовой пищи.

Опрос, проводился Центром религиоведческих исследований
_______________
45 См., напр.: Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / под ред. Н.В. Злыдневой и др. – СПб., 2011.

316

«Этна» силами студентов РГПУ им. А.И. Герцена 11 сентября 2016 г. на народных гуляниях «Славянский Спас», устроенных общиной «Крина» под Петербургом. На гуляниях присутствовало около 150 взрослых участников. Было собрано 135 опросных листов. После первичной обработки данных для рассмотрения было оставлены данные 97 сторонников язычества, родноверия, народной (славянорусской) культуры, что составило 72% от собранных анкет. Среди них оказалось 19 членов «Крины» (20%).

«Крина» возникла в 1993 году как Община изучения сознания «Крина», в 2010 она стала называться Общиной славянского наследия «Крина», а с 2015 г. – Союз славянского наследия «Крина», объединяя за эти годы около 20-25 ведущих членов и несколько сотен сторонников. Название общины происходит от древнеславянского слова «крина», которое, как говорится в «Манифесте “Крины”» «очень многогранно: во-первых, это родник, ключ чистой воды, источник отсюда произошло слово КРИНИЦА; во-вторых, это сосуд для воды, молока, молодого терпкого вина, сравните КРЫНКА; в-третьих, так называется водяная лилия, славянская идентичность индийского лотоса – самого чистого, божественного растения».46

«Крина» стоит в стороне от политики, категорически отстраняется от понятий «религия», «магия» и «язычество», занимаясь изучением славянорусского наследия и взаимодействия с природой. Община «Крина» проводит еженедельные встречи «Клуба культурного и природного наследия», организует народные гуляния. С 2012 г. «Крина» еженедельно проводит воскресный выезд на святилище в пригороде С.-Петербурга, где проводятся праздники и народные гуляния, собирающие от 50 до 500 участников. Провозглашаемое изречение «Были, есть, будем в Боге Едином» отражает религиозномировоззренческую особенность «Крины», объединяющей людей с разными духовными представлениями. По результатам социологического исследования 2016 г., 47 рассчитанным по принятым
____________________________________
46 Манифест Общины экологии сознания «КРИНА», 21 мая 1993 года // Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов. – СПб.: Крина, Весь, 1999. – С. 134-135; то же: URL: http://www.krina.ru/man/index.phn.
47 Гайдуков А.В. Отношение современных язычников к различным конфессиям (предварительные итоги социологических опросов) // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры. Сб. докладов XIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, 22-26 мая 2017 г. / Институт теологии Белорусского государственного университета; ред.-сост. С.И. Шатравский, свящ. Святослав Рогальский. Минск.: Позитив-центр, 2018.

317

методикам, из 25 членов «Крины» выразили наиболее близкое отношение (как к супругу и как к другу) к последователям родноверия (60%), язычества (56%) и православного христианства (36%).48 Эти данные подтверждают, что участники «Крины» воспринимают свою связь с древним славянским и современным славяноруским наследием.

Для изучения пищевых предпочтений из 127 опросных листов были отобраны 97, среди которых сторонниками веры предков назвались 93 человека (95,88%), природной веры – 76 (78,35%), язычества – 68 (70,10%), родноверия – 64 (65,98%), знахарства – 48 (49,48%). Из них 35 человек (36,08%) отметили, что они являются участниками общины, в том числе «Крины» – 19 раз (54,3%). Из отобранных 97 отвечавших 52% составили мужчины, что полностью соответствует процентному соотношению полов всех участников гуляний. 53,61% отвечавших состоит в браке. Около трети опрошенных, 31 человек (32%), составили лица в возрасте 18-30 лет, в возрасте 31-50 лет – 56 (59,79%), старше 50 лет – 8, большая часть опрошенная имеет высшее образование. Таким образом, как по внешнему наблюдению, так и по результатам опроса, участники народных гуляний являются взрослыми людьми с высоким уровнем образования.

Среди вопросов, заданных на гулянии, были вопросы о значении пищи. 69 (71,13%) отвечавших в 113 примерах предложили 38 видов пищи и напитков, обладающих особым значением. В пятёрку первых попали: хлеб 22 (31,88%) ответа, квас – 14 (20,29%), медовуха – 8 (11,59%), мясо (в том числе, «мясо на костре») – 6 (8,70%), блины и каша – по 5 (7,25%).

Полученные данные были уточнены вопросами про представления о пище и напитках, обозначающих дохристианскую, православную (христианскую) и современную родноверческую обрядовые культуры. На эти три вопроса дали ответы разное количество человек. Древнюю русскую дохристианскую обрядовую культурупо мнению 87 (89,69%) человек в 177 ответах обозначают 42 продукта. В пятёрку первых попали: квас – 22 (31,88%) ответа, медовуха (и хмельной мед) – 19 (27,54%), хлеб (в том числе 1 раз хлеб из желудей) – 19 (21,84%), каша – 18 (26,09%) и мясо – 12 (17,39%). См. табл. 1.

Русскую православную христианскую обрядовую культуру по

__________________________________
С.234; то же: URL: http://ethna.su/biblioteka/a-v-gaydukov-publikatsii-2016/2018-gaydukov-a-v-otnoshenie-sovremennyih-yazyichnikov-k-razlichnyim-konfessiyam.
48 Здесь необычное понятие «православное христианство» отмечает различие православия как христианской конфессии и «правь-славия» – прославления «Прави», одного из мировых начал в славянском родноверии современности.

318

мнению 64 (65,98%) человек в 105 ответах обозначают 25 продуктов: вино – 31 (44,93%) раз (в том числе кагор – 5 раз); хлеб – 19 (21,84%); квас, куличи и яйца – по 6 раз (по 8,70%), кашу и просфоры – по 5 (по 7,25%). Это отражает представления опрошенных последователей славянского наследия о причастии и храмовой богослужебной трапезе.

Современную (русскую) родноверческую культуру по мнению 64 (65,98%) человек в 119 ответах обозначают 37 продуктов: квас (в том числе, домашний) – 17 (24,64%) раз, медовуху и хлеб – по 16 (по 23,19%), блины – 9 (13,04%) и мясо – 8 (11,59%) раз. Примечательно, что 8 раз медовуха 1 раз сбитень были отмечены как обозначающие и дохристианскую, и современную родноверческую обрядовые культуры одновременно.

Таблица 1.
Пища, обозначающая дохристианскую, православную христианскую и современную родноверческую
обрядовые культуры

Табл 1 Пища ч1 р3х4

319

Табл 1 Пища ч2 р3х4

В целом особым значением наделены 63 продукта, из них 19 напитков (в том числе 7 алкогольных, 8 травяных).
Связь пищи (напитка) как обозначающей бога отметили 35 (36,08%) человек, назвав в 47 ответах 22 продукта: хлеб – 11 раз (11,34%); квас – 5 (5,15%); блины и обрядовую пищу, «соответственно празднику» – по три раза; мёд, медовуху, пиво и растительную пищу – дважды; вино, воду, кисель, сурицу, дичь, каравай, пироги, курицу, мясное – по одному разу. Назначение продуктов не у всех едино: согласно ответам на опрос, хлеб, как самый известный продукт питания посвящается Макоши, роду или бросается в костёр. Мед и вино олицетворяют связь со вселенной. Зерно, хлеб, блины, медовуха и яйца используются для славления богов и предков. Из пяти названных богов отмечены связи: Велес – квас (2 раза), пиво, медовуха, овощи; Макошь
320
- хлеб; Перун – мясное; Род (бог или родственники – не ясно) – хлеб; Сварог – дичь.
Значения напитков. Как обладающие особым значением 49 раз были названы 15 напитков, как обозначающие дохристианскую обрядовую культуру 173 раза названы 14 напитков, как обозначающие русское православие 42 раза названы 5 напитков, как обозначающие современное родноверие/язычество — 53 раза названы 12 напитков. Эти данные свидетельствуют о том, что у современных последователей славянского наследия существует достаточно чёткое представление о напитках, обозначающих православие, преимущественно связанных с причастием (или «спаиванием населения»). Весьма разнообразны представления о 14 дохристианских напитках, к которым вместо сурьи к списку продуктов, обозначающим современное родноверие, добавлены компот и эль.
Квас – самый известный напиток современного родноверия – в обрядах его используют 25 человек (из них 4 христианина, остальные – язычники и родноверы), вторым по количеству упоминаний напитком стала медовуха, которую употребляют 24 человека. Обычно медовухой называют напиток, сваренный на основе кваса или чая с добавлением трав и мёда: «на Перунов день её варят на пиве, на новый год (Корочун) – на вине»49). К медовым напиткам относятся сбитень, приготовляемый с пряностями, и сурья (сурица) – забродивший на солнце мед с травами (по Велесовой книге50), реже – молочный напиток.
Кроме того, современные язычники пьют те же 4 вида горячих напитков (сбитень, травяной чай, иван-чай, чай), которые воспринимают как дохристианские. Хотя вряд ли можно говорить о наличии чая из чайного листа на Древней Руси. С учётом медовухи применение трав в напитках наполняется чуть меньшим значением, чем в дохристианской обрядовой культуре.
Как обладающие особым значением в опросе были названы 6 алкогольных напитков. 31 раз (65% от алкогольных напитков) в ответах вино обозначает православное христианство: так считают 11 родноверов, 2 язычника, 2 почитающих природу, а из 15 назвавшимися христианами – только 4 человека. Возможно, они не знают про таинство причастия или не соотносят его с вопросами анкеты. Современное язычество лишь у 4 человек (8% отвечавших) обозначают алкогольные напитки: пиво, вино и 2 раза сидр. В данном случае не учтена
_____________________________________
50 Велесова книга: IV. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
321
«медовуха», названная 45 раз, но считающаяся безалкогольной (кроме четырёх ответов, где она названа «хмельным мёдом»).
Полученные ответы несколько расходятся с данными исследователей народной культуры. Так, М.А. Рыбалова писала о том, что в ходе перевода пищи «из повседневного состояния в священные значимыми были место, время, набор составляющих, форма, способ получения и приготовления»,51 однако современные хранители славянского наследия не придают этому столь большого значения как в древности. Стоит отметить и отсутствие упоминания соли, как продукта, используемого в современных обрядах. Являясь оберегом соль в восточнославянской культуре обозначала очищение,52 однако она утратила прежнее значение в современных последователей славянского наследия. Вызывает удивление, что вода и молоко также не названы как обозначающие современное язычество, хотя они применяются в обрядах. Не названы ни как обладающие особым значением, ни как обрядовая пища молочные продукты (сметана, творог, масло), а также растительное масло. На основании этого можно сделать вывод, значительная часть продуктов питания предков, употребляемая в пищу сегодня, у последователей славянского наследия либо не наделяется особым значением, либо не осознаётся связанной дохристианской или православной обрядовой культурой.
Хлеб, мучные и злаковые продукты (каши, блины, пироги) составляют основу обрядовой пищи и пищи, обладающей особым значением. На основе ответов можно отметить, что каша, по сравнению с дохристианской культурой, в 4,5 раза меньше обозначает современное родноверие (18 и 4 упоминаний, соответственно), подобно на четверть меньше назван и хлеб (19 и 16 упоминаний). Блины, напротив, – в три раза чаще чем дохристианскую культуру обозначают современное родноверие (3 и 9 упоминаний), к ним добавляются пироги (5 упоминаний), не воспринимаемые отвечавшими как обозначающие дохристианскую исконь.
Можно предположить, что кашу на обрядах есть неудобно, так же, как и кутью, отождествляемую с православным христианством (4 упоминания) и неназванную ни в современном родноверии, ни в дохристианской искони, хотя именно тогда она и употреблялась в пищу. В славянорусском сознании кутья воспринимается как обрядовое
___________________________________
51 Рыблова М.А. Обрядовая трапеза донских казаков: от повседневного к сакральному // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. С. 176. 52 Байбурин А.К. Заметки о кулинарной символике: «пересол» // Studia Ethnologica. Труды факультета этнологии. СПб., 2004. С. 4.
322
поминальное (реже – рождественское) блюдо в виде риса с изюмом и мёдом, однако исторически (в дохристианское время) риса у славян не было, а кутья была кашей из проваренных зёрен пшеницы или ячменя. Также не были названы коливо и сочиво, вероятно, из-за отсутствия знаний и поминальных семейных исконей, а также отсутствия обрядового опыта.
Подводя итоги проведенного исследования можно заключить, что участники народных гуляний «Славянский спас», определённые нами как последователи славянского наследия, имеют общее представление о дохристианской, православно-христианской и современной родноверческой обрядовых культурах. Продуктами питания, в наибольшей мере обозначающими дохристианскую обрядовую культуру, по мнению отвечавших, обозначают квас, хлеб, медовуха, каша и мясо. Схожие продукты (квас, хлеб, медовуха, блины, мясо) обозначают современное язычество. Это говорит о представлении отвечающих о передаче дохристианской пищевой искони. С другой стороны, вино, хлеб, квас, яйца и куличи связываются отвечающими с православным христианством. Всё это позволяет определить как особо значимые для славянорусского наследия такие продукты, как: хлеб, квас, медовуха, вино каша. Также можно отметить, что обряды с пищей у опрошенных подробно не прописаны. В ответах наблюдаются примеры личного взаимодействия с домовым, возможно, передаваемые по семейной линии. За исключением общих представлений о том, что Перуну надо подносить мясо, а Велесу – зерно, связь пищи с богами у отвечавших различается, однако присутствует единство в понимании, что она есть и что приношение продуктов в жертву востребовано и богами, и предками. Полученные результаты выявляют необходимость дальнейшего изучения заявленной темы.

Источники и литература

1. Байбурин А.К. Заметки о кулинарной символике: «пересол» // Studia Ethnologica. Труды факультета этнологии. – СПб., 2004.-С . 4-13.
2. Велесова книга: IV. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
3. Гайдуков А.В. Отношение современных язычников к различным конфессиям (предварительные итоги социологических опросов) // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры. Сб. докладов XXIII Междунар. Кирилло- Мефодиевских чтений, 22-26 мая 2017 г. / Институт теологии
323
Белорусского государственного университета; ред.-сост. С.И. Шатравский, свящ. Святослав Рогальский. – Минск, 2018. – С. 233-236; то же: URL: http://ethna.su/biblioteka/a-v-gaydukov-publikatsii-2016/2018-gaydukov-a-v-otnoshenie-sovremennyih-yazyichnikov-k-razlichnyim-konfessiyam.
5. Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / под ред. Н.В. Злыдневой и др. – СПб., 2011. – 556 с.
6. Манифест Общины экологии сознания «КРИНА», 21 мая 1993 года // Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь- месяцеслов. СПб.: Крина, Весь, 1999. С. 134-135; то же: URL: http://www.krina.ru/man/index.phn.
7. Рыблова М.А. Обрядовая трапеза донских казаков: от повседневного к сакральному // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. -С . 167-181.
Гайдуков А.В.  Значения обрядовой пищи в славянском наследии //  Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 16-18  ноября 2018 г. С.-Петербург. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2018. С. 316-324. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-a-v-znacheniya-obryadovoj-pishhi.
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).
____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-2015; 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»