Минская мечеть (Тамбовцев Ю.В., 2015 )

 _____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2015;
ВыездыСНО – Минск 2015;  Ислам в Беларуси – Мечеть Минска
______________________

При цитировании просьба указывать корректную ссылку:

Тамбовцев Ю.В. Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования) // Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России. Сб. материалов конференции / Отв. ред. А. В. Воронцов. – СПб.: ЭлекCис, 2015. – С. 177-179. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2015/minskaya-mechet-tambovtsev-yu-v-2015.

Тамбовцев Ю.В.
Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования)

14 апреля 2015 г. студенты-религиоведы РГПУ им. А.И. Герцена с доцентом кафедры религиоведения А.В. Гайдуковым в ходе знакомства с религиозной жизнью строящуюся на месте прежней в бывшей Татарской слободе. В ходе посещения удалось взять интервью у имама мечети, от которого студенты получили весьма интересные сведения о жизни мусульман белорусской столицы [4].

Ислам на территорию современной Белоруссии проник, когда зимой 1397 года в Великое княжество Литовское по приглашению князя Витовта из Золотой Орды переселилось с семьями несколько тысяч татар-мусульман вместе с ханом Тохтамышем [2]. Тогда же и появились здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Белоруссии, позволяла татарам-мусульманам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы-медресе. В 1591 году на территории польского-белорусского государства Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, которые имели около 400 мечетей. В начале XVII века, когда начались гонения на мусульман, многие татары выехали в Крым и Турцию, поэтому к началу XVIII века их количество сократилось до 30 тысяч человек, а к Первой мировой войне – до 14 тысяч [3].

Долгое время в Белоруссии существовали только деревянные мечети. В 1902 году в Минске была построена красивая каменная соборная мечеть, выполненная в псевдомавританском стиле. Став одним из известных памятников архитектуры Минска, она была запечатлена на многочисленных почтовых открытках начала XX века. В годы советской власти, как и многие религиозные сооружения, она была отобрана у мусульманской общины и передана под продовольственную базу Белорусской конторы «Гастроном». Хоть мечеть и функционировала по своему прямому назначению в годы Великой Отечественной войны, однако это был небольшой проблеск перед окончательным её уничтожением. В 1960-х гг. её снесли, чтобы построить гостиницу «Юбилейную».

Раньше в Белоруссии было более 30 мечетей, они строились практически в каждом татарском поселении. После войны осталась лишь одна в Ивье. Сегодня, по словам белорусского муфтия АбуБекира Шабановича, у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами [5]. Сейчас в Минске уже более 12 лет строится новая мечеть. Прежде материальная помощь на строительство выделялась Лигой исламского мира. Сейчас, строительство активизировалось благодаря финансированию, которое поступает, как нам удалось выяснить из разговоров с имамом и

С. 177
С.178

прихожанами мечети, в основном из Турции (от Управления религиозными делами Турецкой Республики) и Саудовской Аравии. Также активное содействие в помощи оказали узбекский шейх Мухаммад Юсеф (1952-2015) и московский муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Окончание строительства рассчитано на 2015 год. Хотя внешний вид здания в апреле этого года позволял усомниться в столь коротких сроках, но судя по фотографиям на сайте мечети в декабре 2015 года в ней ведутся отделочные работы внутри и снаружи здания, на крыше и минарете, купол уже обшит медными листами [6]. Несмотря на столь долгий процесс строительства прихожане не унывают и верят в лучшее, хотя многим из них приходится ютиться в небольшом молитвенном помещении при медресе, куда во время пятничной молитвы приходит порядка 300 человек, а по праздникам и мусульманам молиться на улице, невзирая на погодные условия. В 2014 году довольно оптимистично прозвучали слова муфтия Белоруссии Абубекира Шабановича на Х Международном мусульманском форуме: «Мы пришлем приглашения всем желающим приехать на наш общий праздник (окончание строительства). Торжество победы нашей истинной религии и нашего ханафитского мазхаба. Этот мазхаб жил, этот мазхаб сохранил нас, и мы сохранили его. И поэтому истинно подтверждаю, что на евразийском пространстве наша религия была и вечно будет – для того, чтобы дать отпор тем вызовам, достойный ответ вызовам современности» [1].

Общая площадь, строящейся мечети составляет 2600 кв. м., из них площадь молитвенных залов – около 930. Высота вместе с куполом приблизительно равна тридцати метрам. В проекте Соборной Мечети, кроме молитвенных залов для 710 человек, предусмотрены помещения для обеспечения процесса её функционирования, в том числе: актовый зал на 200 мест, помещения для учёбы детей и взрослых людей; музей, библиотека, киоски книг; комнаты имама, муэдзина, персонала, охраны, пищеблока; комнаты для омовений (для одновременного обслуживания 16 человек), умывания, принятия душа и туалетов. В проекте предусмотрены вестибюль с гардеробами, лестничные холлы и коридоры, технические помещения и помещение халяльной продукции [3]. Ранее, на территории, прилегающей к мечети, находилось татарское кладбище (мизар). Однако сейчас, в результате активного строительства, надгробия пришлось снести. В будущем, после завершения основного этапа строительства Соборной мечети, планируется восстановить кладбище, площадью в 2,5 гектаров. У минской Соборной мечети действует свой сайт, публикующий информацию о жизни общины, а также о различных аспектах ислама.

Сегодня в Белоруссии насчитывается около 200 тысяч мусульман 32 национальностей [5]. Многие из татар утратили родной языки культуру, поэтому, по словам имама, в Минске, как ни странно,

С. 178
С. 179

очень мало татар, посещающих мечеть. В отличие от провинции, где татарское население старается не отходить от своей религиозной идентичности, минские татары практически полностью ассимилировались местным населением и оставили ислам. Минскую мусульманскую общину представляют в основном недавно приехавшее многонациональное население: чеченцы, народы Дагестана, Афганистана, Пакистана, арабы, выходцы из африканского континента и принявшие ислам белорусы. При том, что мечеть является суннитской, там спокойно относятся к изредка приходящим помолиться шиитам. Также следует отметить, что в целом в Минске не наблюдается этических и религиозных конфликтов на почве исламского фактора. Обстановка для ведения спокойной религиозной жизни крайне благоприятная, а тесное сотрудничество белорусского муфтия с российскими коллегами создаёт предпосылки для укрепления дружбы и взаимопонимания между мусульманами и многонациональными народами обеих стран.

Литература:

1. Выступление муфтия Беларуси Абубекира Шабановича на Х Международном мусульманском форуме // Духовное управление мусульман Российской Федерации. – 30.01.2015. – URL: http://dumrf.ru/upravlenie/speeches/8942.

2. Канапацкий И. Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры / И. Конопацкий // Кумыкский мир. – 13.07.2007. – http://kumukia.ru/article-9186.html.

3. Канапацкий И. К 110-ти летию второй Минской мечети: «Печальный юбилей», 2004 г // Ислам в СНГ. – 28.03.2012. – URL: http://www.islamsng.com/blr/culture/4425.

4. Религиозная жизнь Минска: впечатления студентов-религиоведов РГПУ им. А.И.Герцена от посещения храмов религиозных общин белорусской столицы // Кафедра религиоведения РГПУ им. Герцена. – 26.04.2015. – http://kafrelig.d9x.ru/?p=1593.

5. Сегодня у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами // Столичное телевидение. – 22.04.2011. – http://www.ctv.by/node/52407.

6. Соборная мечеть в Минске [Электронный ресурс]. – URL: http://mechet.by.

Студенческое научное общество (СНО) кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, строящаяся мечеть, Минск, 16.04.2015
Студенческое научное общество (СНО) кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, строящаяся мечеть, Минск, 16.04.2015
Мечеть г. Минска. Студенческое научное общество (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена с коллегами из СПбГУ изучает религиозную жизнь Минска, 27.05.2016
Мечеть г. Минска. Студенческое научное общество (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена с коллегами из СПбГУ изучает религиозную жизнь Минска, 27.05.2016

При цитировании просьба указывать корректную ссылку:

Тамбовцев Ю.В. Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования) // Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России. Сб. материалов конференции / Отв. ред. А. В. Воронцов. – СПб.: ЭлекCис, 2015. – С. 177-179. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2015/minskaya-mechet-tambovtsev-yu-v-2015.

 _____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2015;
ВыездыСНО – Минск 2015;  Ислам в Беларуси – Мечеть Минска
______________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»