2007 Современное неоязычество

____________________
Библиотека – Исследователи о неоязычестве
____________________

Текст, основанный на авторском участии З.И. Петкрвой и двух публикациях из сми,  приводится для ознакомления и для возможности офоррмления корректного цитирования.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 1104 с.

Современное неоязычество / З.И. Петкова // Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 11: Культура и религия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 567-576.

PDFфайл: 2007 СовременноеНеоязычество

С. 567

Раздел II. Религия и церковь
Глава 3. Язычество вчера и сегодня

СОВРЕМЕННОЕ НЕОЯЗЫЧЕСТВО[1]

Живучесть язычества удивительна и сопоставима только с живучестью общины. Оба этих института возникли за тысячи лет до появления христианства и продолжали существовать еще 2000 лет, когда христианство восторжествовало во всем мире. Приблизительно с IV в. н.э. – признания Римом христианства в качестве государственной религии – начинается эпоха многовекового подпольного существования язычества в недрах христианства. Христианство принесло с собой все блага цивилизации – урбанизацию, капитализм и индустрию, письменность, всеобщую грамотность, демократию, – но также гражданские войны, глобальные конфликты, инквизицию, межрелигиозные распри (между православными и католиками, между православными и униатами, баптистами, евангелистами).

В ХХ в. многие почувствовали, что практика христианской жизни сильно расходится с теорией. Все это свидетельствует о глубоком кризисе христианства. Сегодняшний расцвет неоязыческого движения, охватившего многие регионы бывшего СССР, очень явный симптом.

Современная интеллигенция, неудовлетворенная по каким-либо причинам доктриной и практикой христианства и стремящаяся сознательно исповедовать языческие ценности и принципы жизни, называет себя неоязычниками. Происходит ренессанс утраченных ценностей. После двух тысяч лет

С. 567
С. 568

господства христианства в некоторых странах, в том числе в России, появилась прослойка интеллектуалов, взявшихся реабилитировать язычество дискредитировать христианство. Распространение неоязычества может свидетельствовать о кризисных процессах в обществе и господствующей в не системе ценностей, в частности, об утрате доверия к христианскому представлению о трансцендентной природе морально-личностного начала в человеке. Сторонники неоязычества ратуют за более определенную, надежную и близкую перспективу своего сакрального совершенства, поскольку видят ее реализацию не в отдаленном царствии небесном, а «здесь и сейчас» в своем земном существовании, в результате своих собственных достижений в овладении оккультными силами[2]13.

Возрождение язычества происходит, как правило, не «снизу», из глубин народа, а исходит из интеллигентских кругов. Во главе вновь созданных языческих общин встают председатели союзов художников, писателей, главные режиссеры театров. Новые адепты язычества узнают языческие обряды не от отцов и дедов, а вычитывают их в книгах. Исключение – ситуация в республике Марий Эл[3]14.

Неоязычество – совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Неоязычники называют себя родолюбами, родноверами, традиционалистами.

Неоязычество представляет собой попытку возрождения принципов, символов, ритуалов и практики языческих верований в современных усло-

С. 568
С. 569

виях. Разновидность так называемых ревитализационных движений, ставящая задачей создать новую религию путем обращения к древнейшим пластам местной культуры, в частности славянского язычества. В целом для неоязычества с его оккультизмом, приоритетом земных благ и ценностей и отказом от христианской традиции характерно приуменьшение значения этического содержания. По мнению Е.Г. Балагушкина[4]15, в неоязычестве нередко наблюдается возврат к жесткой архаической нормативности, строгой ритуалистике и обрядности, к авторитарной власти магов-наставников.

[врезка] Священник Анатолий Берестов, глава реабилитационного центра для пострадавших от сект и оккультизма, доктор медицинских наук, профессор, однажды подсчитал, что на каждые 550 россиян приходится по одному колдуну или экстрасенсу.

О понимании неоязычества в отечественной науке не сложилось единого мнения. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыческими некоторые политические организации России, однако не определяет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве новые религиозные движения, основанные на возрождении древних верований № обрядов, богов- покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.). По убеждению культуролога А. Гайдукова, благодаря своей разноплановости неоязычество несводимо только к религии, общественному или политическому движению, поэтому его надо рассматривать как своеобразную субкультуру, представляющую автономное образование внутри господствующей культуры.

Под неоязычеством В.А. Шнирельман понимает общенациональную религию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью «возрождения нацио-

С. 569
С.570

нальной духовности». По мнению Э. Геллнера, речь идет не о возрождении а о конструировании идеологической основы для новой социально-политической общности, более соответствующей условиям модернизации. Диакон А. Кураев трактует неоязычество как совокупность вообще всех нехристианских (прежде всего неправославных) культов и учений, возникших в последнее время. Для В.Б. Яшина предпочтительнее использовать это понятие в более узком смысле: неоязычество – идейно-политическое движение направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов. За рубежом наряду с неоязычеством существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («естественные» и «родные» религии), «этнические религии», «Deep Ecology» («глубинная экология») и др. М. Адлер в своей книге «Низведение» (1986) выделяет три ключевых принципа неоязычества: политеизм, пантеизм и анимизм.

О масштабах распространения неоязычества в современной России никакой статистики не существует, тем не менее оно функционирует как социально значимый культурный феномен, приковывающий внимание общественности и привлекающий в свои ряды все новые группы молодежи.

По некоторым оценкам, общее число осознанных язычников, придерживающихся коренных природных верований, составляет более 100 тыс. человек. Национальные движения язычников существуют во многих регионах России: Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Бурятии, Алтайском крае, Якутии, а также практически во всех областях проживания народов Севера и Сибири. Часть населения Индии, Китая, Японии, других стран Юго-Восточной Азии, стран Африки также является язычниками. В последнее время язычество было признано в Исландии, Шотландии, Литве, а сейчас вопрос о признании его в качестве полноправного религиозного верования ставится в Эстонии[5]16.

Нужно иметь в виду, что язычество является традиционной религией населения некоторых российских регионов, например, Марий-Эл, Удмуртии и Чувашии и др., и в последнее десятилетие на волне национального возрождения здесь предпринимаются интенсивные попытки возрождения языческих религий предков. Смешивать традиционных язычников и новых русских неоязычников было бы неправильно, так как идеологически они враждебны друг другу: русское неоязычество имеет своим источником идею русского национального возрождения, а традиционное язычество, напротив, – идею собственного национального возрождения, понимаемого не в последнюю очередь как борьба против русификации, обрусения и потери национальной самобытности того или иного в прошлом языческого народа.

История русского неоязычества достаточно коротка, оно представляет собой молодое идейно-религиозное и политическое течение. Применительно к нему приставка «нео» показывает, что речь идет не о культурном наследовании идей древнейших языческих верований, возникших многие тысячи лет назад, а о некотором культурном новострое, в котором эклектически сочетаются реконструированные и по-своему понятые древние верования с совершенно новым политическим мировоззрением, нацеленностью на переустройство общества, создание «новой духовной основы» нации.

С.570
С. 571

Формирование русского неоязычества приходится на 1970—1980-е гг., а на 1990-е выпадает его расцвет. Сегодня движение продолжает набирать силу, русские неоязыческие общины растут, как грибы. Под русским неоязычеством В.А. Шнирельман предлагает понимать движения, ставящие целью сконструировать «истинно русскую (славянскую) религию», которая бы полностью удовлетворяла современным потребностям русского общества и государства. Появление русского неоязычества в целом отстает от его европейского собрата, который образовался в 1971 г. путем объединения нескольких разрозненных неоязыческих группировок.

Российское неоязычество имеет довольно глубокие корни в дохристианской Руси

Возникнув, как представляется, независимо от европейского неоязычества, русское неоязычество в будущем может вполне кооперироваться и с ним. Так, с 1999 г. налажено сотрудничество русских неоязычников с европейскими через балтийско-славянский региональный информационный центр ЕПРО. Русское неоязычество пока малочисленно, точное число его общин неизвестно. Одни исследователи насчитывают в нем чуть более 10 организаций, другие полагают, что их несколько десятков.

Структура русского языческого движения чрезвычайно разнолика: она может включать фольклорные ансамбли, группы по интересам, спортивно-прикладные клубы и т.д. Эта структура пока плохо дифференцирована и мало развита, в отличие от неоязычества европейского. Тем не менее можно выделить три типа общин, которые отличаются друг от друга в первую очередь своей идейной доминантой: 1) первая группа наиболее безобидна и малочисленна – это люди, переехавшие из города в село для ведения известного образа жизни. Полагают, что таких общин несколько десятков; 2) вторая – интеллигенция, продолжающая жить в городах своей обычной жизнью, но периодически собирающаяся для совершения ритуалов. Общины эти крупнее, иногда достигают до сотни человек и имеются они в несколь-

С. 571
С. 572

ких десятках городов России – как правило, не более одной общины в городе; 3) третья группа самая крупная и небезопасная. Религиозные мотивы здесь полностью уступают место идеологии. Главное устремление русских неоязычников – дистанцироваться от реалий современной культуры, несущих с собой угрозу глобализации, тоталитаризма и унификации, национального обезличивания.

Первым появилось в 1980-е гг. общество волхвов (Ленинград). Затем возник союз венедов, впоследствии переименованный в общественный институт охраны культуры, а затем – в конфессиональный союз потомков хлеборобов; численность его сохраняется на уровне 40 человек, однако в 1995 г она достигала 200 человек. Сюда же надо отнести русское освободительное движение (РОД), впоследствии переименованное в Российское общенародное движение, а затем в Новое общественное русское движение (НОРД) Далее следуют центр ратоборств и воинской культуры «Святогор» в г. Коломна, а также расположенные в Москве: ведический центр «Коловрат» «Церковь Нави», культурный центр «Вятичи», славянская языческая община, союз славянских общин, национальный клуб древнерусских ратоборств, федерация славяно-горицкой борьбы и др. Из числа провинциальных неоязыческих группировок можно назвать екатеринбургский институт русской ведической культуры, ижевскую общину «Тур» и омскую группу «Джива храм Инглии». В 1990 г. в Удмуртии возникает община удмуртских язычников Удмурт Вэсщь. В Марий Эл в 1991 г. создается языческое религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» («Белый мариец – чистый мариец»). В Н.Новгороде в 1992 г. официально регистрируется языческая религиозная организация во главе с «верховным волхвом» А. Рыбиным. В Башкирии появляются почитатели Тенгри-хана. В 1997 г. создается общероссийская организация «Союз Славянских Общин». В той или иной мере идеи неоязычников разделяются некоторыми объединениями русской патриотической направленности.

В Латвии неоязычество зародилось в 1920-е гг. и возродилось в начале 1990-х как попытка создать национальную латышскую религию, что было отмечено и переизданиями книг Брастыньша. У армян прослеживаются те же временные точки зарождения (1930-е) и возрождения (конец 1980-х). Неоязычество вдохновляется здесь идеями Нжде. Также на рубеже 1980— 1990-х гг. возрождается неоязычество в таких регионах, население которых до сих пор еще не прерывало традиций язычества, – Среднее Поволжье, Дагестан, Северная Осетия (Алания) и др. Так, в Республике Марий Эл возрождением языческой культуры активно занимается крупное этнонацио-налистическое движение «Марий ушем» («Марийский союз»). Менее остро стоит эта проблема в Удмуртии и Мордовской Республике. Со времени грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. неоязычество широко распространяется в Абхазии. В Белоруссии неоязычество появилось в начале 1990-х гг., но здесь националистические движения гораздо слабее. В Литве попытка возродить неоязычество возникла раньше, в 1967 г., но уже через 4 года оно было запрещено властями. Возникшая здесь краеведческая организация, взявшая название древнего языческого прусского капища «Ромова», занималась возрождением литовского фольклора и языческих ритуалов, в частности, отмечался праздник летнего солнцестояния «Швенто Роси». За исключением Абхазии и Марий Эл неоязычество не имеет большого полити-

С. 572
С. 573

ческого влияния. Как показывают выборы последних лет, радикальные националистические партии неизменно терпят поражение.

[врезка] Возлюби Бога и поступай как хочешь.
Святой Августин

 На Украине два течения неоязычников – ридновиры и рунверы. Первые занимаются воссозданием пантеона славянских богов, вторые хотят утвердить язычество в качестве равной мировым религиям – христианству, исламу и буддизму – системы верований. У обеих групп есть свои священные книги. У ридновиров это: «Велесова книга», «Вера предков наших», «Волховник: запечатленное языческое вероучение» и «Правослов – молитвы к родным богам». У рунверов – «Магавира», «Катехизис», «Священная книга обрядов» и «Святое учение (вера в Даждьбога)». Обе неоязыческие группы имеют свой календарь и цикл праздников. Они также создали множество обрядов и заповедей, похожих на христианские. На богослужении у рунверов читается «Магавира», затем члены общины выступают на разные (как правило, исторические и политические) темы, перемежающиеся молитвами Даждьбогу. У ридновиров обряды подчеркнуто архаичные, и, как правило, они проходят на открытом воздухе часто у сохранившихся идолов. Они разработали целую систему обрядов – венчания, освящения ребенка («крещение»), раскрещение, похороны. Годовой круг праздников у двух общин различен: у рунверов главный праздник – день рождения пророка Силенко («Рождество»)[6]17. У ридновиров большинство праздников имеют сходные с христианскими названия: Великдень Даждьбожий (Пасха), Благовещение, Медово-маковый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Покров Матери-Земли, Рождество Божича-Коляды, Водокрес.

Основоположник ридновиров и украинского неоязычества в целом В. Шаян родился во Львове в 1908 г. В 1927 г. он с отличием окончил гимназию и поступил в университет, где изучал философию, европейскую филологию и санскрит. В 1943 г. Шаян создает нелегальный «Орден рыцарей бога Солнца» – религиозно-политическую организацию, направленную на распространение неоязыческих идей и «борьбу за освобождение Украины» В 1993 г. неоязычники вышли из подполья, была зарегистрирована первая община ридновиров (язычников) «Православие», вышел в свет первый украинский неоязыческий журнал «Сварог». В настоящее время существуют около 50 неоязыческих общин «РУНвера» и несколько ридновирских. Неоязычники пытаются активно влиять на политическую жизнь страны. Они пишут обращения к верховным органам власти и «украинскому народу», стремятся внедриться в школы, требуя для себя льгот в качестве зарегистрированной религиозной организации. Оба движения принимают участие в деятельности практически всех праворадикальных организаций Украины. Их общий лозунг: «Бог – это идея. Украинская национальная идея – Даждьбог». Так, например, адептом «РУНверы» является лидер радикальной организации «Державна самостшшсть УкраТни» Виктор Коваль, автор книги «Нациократия». Совместные акции с неоязычниками проводит также Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары. В настоящее время на Украине существуют около 60 общин неоязычников

С. 573
С. 574

обоих направлений. Несмотря на общее происхождение, между ними постоянно идет непримиримая борьба и высказываются взаимные обвинения в искажении «истинной веры предков»[7]18.

Неоязычество – широкое международное движение. Так, движение New age (Новая эра), позиционирующее себя как оккультное неоязычество, предрекает гибель христианству. Христианство – это, по их мнению, в лучшем случае лишь переходная ступень к новому более совершенному откровению. Христианство должно быть преодолено, на смену ему приходит третий завет, эра духа, время нового религиозного сознания, эпоха всеобщей духовной гармонии и невиданных ранее сверхъестественных дарований, которая станет долгожданным «Золотым веком» человечества. Духовное совершенство будет достигаться «без усилий и каких-либо покаяний и постов, не говоря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя… Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения»[8]19. Отказываясь принять Евангелие как богооткровенную истину, неоязычники измышляют его оккультную версию (существует, например, так называемое Водолейное Евангелие Иисуса Христа), согласно которой, Церковь до неузнаваемости исказила первоначальное учение «великого эзотерика Иисуса».

В 1970-е гг. неоязычество проникает в Америку. В США ежегодно проводится большое количество праздников на улице, массовые фестивали. Первый большой «Всеязыческий фестиваль» состоялся в 1977 г. Самый гран-

С. 574
С. 575

диозный праздник был устроен Советом неоязычников Среднего Запада в 1980 г., он привлек около 600 неоязычников и колдунов. К 1985 г. насчитывалось более 50 региональных и национальных неоязыческих собраний по всей стране. Самый большой языческий фестиваль называется «Международное собрание язычников и медиумов» (1Р5С) и проводится летом во время солнцестояния на частной земле в Висконсине. Организованное «Святилищем круга», оно привлекает от 250 до 500 язычников, тиаманов и людей равных религиозных традиций, включая христианство, иудаизм, буддизм, синтоизм и друидизм. Их объединяет глубокая любовь к природе. Для события, длящегося неделю, создается «волшебная деревня». Участники разбивают лагерь и несут общую ответственность за содержание деревни. В центре зажигают костер и поддерживают его в течение всего мероприятия. В заседаниях участвует «Практика юных язычников» – экуменическая образовательная программа для детей всех возрастов.

К сожалению, неоязычество приобретает все более выраженную политическую окраску. Явно или неявно оно смыкается с националистическими движениями и расовыми теориями: украинские националисты уже почти доказали, что Заратустра и Ницше имеют украинское происхождение, и даже нашли украинского питекантропа. Золотой век человечества, праздновавшийся украино-арийцами во времена скотоводческие и раннеземледельческие, как они полагают, исказили иудеи и христиане. В Республике Марий Эл воссоздается культ священных рощ, жертвоприношения лошадей, быков и домашней птицы, в Татарии и Удмуртии возрождаются жертвоприноше-

С.575
С. 576

ния баранов[9]20. Для неоязыческих организаций «Церковь Нави», РОД («Русское освободительное движение»), ряда других «славяно-арийских» групп характерен антисемитизм и ненависть к Русской Православной Церкви. Их руководители в свое время примыкали к знаменитому «Русскому национально-патриотическому фронту “Память”» Васильева и «Русскому национальному единству» Баркашева, но вышли из них по причине неприятия христианства. Один из аргументов, почему нельзя русским поддерживать православие, но необходимо придерживаться язычества: Иисус Христос был еврей. Антирусской направленностью отличалось языческое националистическое удмуртское движение «Кенеш» («Всеудмуртская ассоциация»).

Неоязычество – это широкое международное движение, укоренившееся в США

Однако все вышеупомянутые явления не определяют в настоящее время «мэйстрим» в язычестве. Неоязычество не стало по-настоящему политической силой, оно все более сдвигается в культурную и экологическую сферу, а от политики отходит. Зачастую языческие общины выступают просто в роли некоего «клуба выходного дня». Для большинства языческих общин, особенно – не славянских, характерно постепенное избавление от разного рода экстремистов, увеличение терпимости по отношению к людям других взглядов[10]21.

С.576

[Врезки]

С.568

Врезка
Л. Подобедова
Обряды современных язычников

Славянское язычество возродилось еще в начале 1980-х, а сегодня несколько московских общин собираются на праздники, чтобы прославить древних богов, попировать, повеселиться и просто подышать свежим лесным воздухом.

Выглядит это очень колоритно. Несколько десятков человек в русских народных костюмах, с ритуальными песнопениями водят хороводы у костра, устраивают ратные состязания, приносят жертвы. Жертвой называют посвящение богу, а не отказ человека от чего-либо, и тем более не страдание и смерть ради богов. Более традиционны для современных язычников растительные дары идолам. На алтарь (специальный камень со священными знаками) кладутся немного зерна, фрукты или овощи, иногда проливается кровь животного, которое до этого хорошо кормят и всячески за ним ухаживают. Кровь считается вместилищем жизненной силы, поэтому цель кровавых жертв – дать богу немного жизненной энергии. Кровь в больших количествах не проливается, потому что жизнь так же священна, как боги. А боги язычников – это силы природы: Перун-громовержец покровительствует воинам и поддерживает мужественность, Велес – символ мудрости, Лада – богиня любви и богиня весны, Макошь – богиня судьбы и домашнего очага. Кроме богов существуют духи. Почитается каждый камешек и каждое деревце. Верующий язычник никогда не позволит себе сломать ветку без нужды или оставить после себя кучу мусора на поляне.
С.568
С.569
В резной деревянной чаше-братине плещется медовуха или пиво. Участники обряда по кругу передают чашу и возносят славу богам. Чуть-чуть меда волхв плеснет и в большой костер посреди круга. Таким образом приносится жертва священному огню. Смысл праздника – веселиться, чтобы толика общего задора радовала богов. Народ водит хороводы, играет в ручеек, устраивает потешные кулачные бои. Зимой берут снежные крепости и будят ряженого медведя, прогоняя таким образом зиму – холодную Морену. А летом плетут венки и пускают по реке.

В процессе обрядов язычники должны очиститься водой. Наши предки вкладывали в умывание сакральный смысл. В каждом доме возле умывальника висел расшитый рушник. Как правило, в вышивке присутствовало множество сакральных символов. Умывшись, человек прикладывал лицо к священным символам богов Руси, чтобы они его поддержали и наставили на путь истинный. Смывая грязь и пыль, язычник очищается от наносного, чтобы стать самим собой и восстановить поврежденную городским ритмом жизни энергетику. Существует и передаваемый из поколения в поколение практический опыт творить «наговоренную воду». Таким образом, человек получает защиту посредством усиления некоторых свойств его характера.

Очистительные обряды огнем проводятся во время древнерусских праздников, привязанных к солнечному календарю. Это Колядки, Масленица, Купала (летнее солнцестояние), Троян (осеннее солнцестояние). Перед обрядом обычно проводят очищение организма: несколько дней едят только каши. В это вкладывается особый смысл: каждое семя для земледельцев-славян – символ волеизъявления жизни. А коллективное очищение включает в себя прыжки через костер. Самые стойкие ходят по углям. Причем пятки себе не обжигают. Это связано с тем, что хождение по «огненному ковру» – магическая практика. Прежде чем ступить на раскаленные угли, человек входит в особое состояние сознания и не только не получает ожогов, но и пополняет свою внутреннюю силу.
Источник: Подобедова Л. Обряды современных язычников // Аргументы и факты. 2001. №15(128)

С. 574

Врезка
Иеромонах Виталий.
Россия и новое язычество

Главной проблемой является определение, что такое новое славянское язычество для России. Я пытаюсь показать в своей книге, что псевдославянское новое язычество это 5-я колонна, которая ставит своей целью разрушение русского национального сознания. Потому что новое язычество – это никак не возрождение тех древних культов, которые были у славян до крещения Руси. Сами новые язычники говорят о своих доктринах, как о некоем конструкторе. Они говорят, что «из язычества, из языческих представлений можно сложить все что угодно». Они сами признают, что не возрождают отжившие культы, а создают нечто новое, для того чтобы действовать в современной политической реальности. И эти культы укладывать в русло «Нью эйдж», того огромного оккультно-магического течения, которое существует по всему миру. Это новые секты, которые пытаются мимикрировать под некие древние традиции (в каждой стране подобная традиция своя). Но все эти секты разрушают национальное сознание стран, где они действуют, разрушают психику человека, наносят вред всему обществу.

Это наиболее питательная среда для возникновения языческих сект и толков, так как язычество и есть поклонение падшей природе человека, есть поклонение страстям, греху. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посетить в Интернете сайт «Славянское язычество» Ярослава Добролюбова. Там есть статьи, посвященные апологетике падшего состояния человека. Современные неоязычники говорят, что та языческая цивилизация, которую они пытаются предложить человечеству, явится лишь переходным этапом «на пути к высшей сатанинской цивилизации», во главе которой будет сам антихрист.

С. 574
С. 575

Люди, которые финансируют неоязычников, люди, которые продвигают языческие секты и культы в современном российском обществе, люди, которые стоят за их спиной, хотят гибели России. Они не хотят возрождения, они хотят, чтобы национальное сознание было дезориентировано совершенно, потому что сокрушить Россию можно только, сокрушив ее духовные основы, ее национальное самосознание. Это и есть главная цель неоязычников в нашей стране. Они пытаются предложить некую псевдотрадицию, некую альтернативную историю вместо реальной, перепутав все в душах людей.

Языческая литература издается очень качественно, большими тиражами, в твердых переплетах. Продается в наиболее крупных московских магазинах. В одной только Рязани существует несколько языческих сект. Существует так называемый семинар «Русское просвещение», который действует в Рязанском педагогическом университете, существует «Союз славян». Столица язычества – это Коломна, потому что именно в Коломне в 2000 г. прошел языческий съезд, и он принял так называемое Коломенское обращение, особую общественную платформу, которая приглашает присоединиться всех язычников России. В Интеренете существует около 60 языческих русскоязычных сайтов. Ни Москва, ни Киев, ни Владимир не являются ценностью для язычников. Для них ценностью является некий город Аркона, разрушенный в 1168 г. датским королем и опустившийся в глубину балтийских вод. Они ведут свое летосчисление от падения Арконы. Не реальная история, не реальные русские древности являются для них ценностью, а некий виртуальный образ, который они сами создали.

Одним из главных вопросов сейчас нужно считать вопрос о наличии человеческих жертвоприношений в новоязыческих сектах. В Интернете был размещен языческий календарь, автором которого является некий Словиша Хранильник. В этом календаре приводятся две даты человеческих жертвоприношений – на Купалу (7 июля) и на Перунов день (20 июля по ст. ст.). Отбор жертв Перуну происходит 12 июля. Таким образом, здесь открыто говорится о человеческих жертвоприношениях. Можно сказать, что психически больной мальчик создал свой сайт и на нем разместил этот материал. Однако перед нами – не единичный случай. В Интернете этот календарь с датами человеческих жертвоприношений широко распространяется. Дата человеческого жертвоприношения 7 июля совпадает с датой соответствующих жертвоприношений у сатанистов. Нужно отметить, что день человеческих жертвоприношений в сатанинских сектах – это Хелоуин, 31 октября.
Источник: Благовест. 2001. №11(95)

_____________________________________________________

[1] 12 Материал подготовлен при авторском участии З.И. Петковой.

[2] 13 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. М., 1999.

[3] 14 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. 2001. №47.

[4] 15 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1. М., 1999.

[5] 16 Новые известия. 2004.11.17.

[6] 17 Безпалько Б. Национализм под покровом древних богов // Независимая газета. 2003.15.10.

[7] 18. Безпалько Б. Национализм под покровом древних богов // Независимая газета. 2003.15.10.

[8] 19. Йоги Махаджан. Восхождение. Тольятти, 1989. С. 85-86.

[9] 20 Улицкая Л. Культ масс. Неоязычество и мы // Новая газета. 2004.15.11.

[10] 21 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. 2001. №47.

____________________
Библиотека – Исследователи о неоязычестве
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»