5. Ислам в Ленинградской области

 ____________________
Религии и храмы – Ленобласть – Ислам в Ленобласти; Ислам
____________________

5. Ислам в Ленинградской области

(на 2014 год) В Ленинградской области зарегистрировано 2 мусульманских местных религиозных организации (МРО) в Выборгском и Приозерском районах.

  1. МРО «Мусульманская община Выборгского района Ленинградской области – Ихлас (Искренность)», входящая в централизованную религиозную организацию «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» (относящееся к Центральному Духовному управлению мусульман (ЦДУМ)).
  2. МРО мусульман «Азан» поселка Сосново Ленинградской области Духовного Управления мусульман Европейской части России (Московского Муфтията) в пос. Сосново Приозерского района.

Территория Ленинградской области входит в сферу деятельности централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» (ДУМ Санкт-Петербурга), образованной в 1994 г. на базе Соборной мечети Санкт-Петербурга. Она входит в состав Центрального Духовного Управления мусульман России (ЦДУМ) как региональное духовное управление мусульман (РДУМ), руководителем которого является председатель в сане муфтия. РДУМы состоят из территориальных Правлений мусульман – Мухтасибатов (религиозных организаций) под руководством председателя Мухтасибатского правления в сане имам-мухтасиба.

Изначально создававшееся на основе фонда «Возрождение ислама, исламской культуры и мусульманской традиции в Санкт-Петербурге» ДУМ Санкт-Петербурга определило три главные направления своей деятельности: обучение основам ислама, сохранение и развитие его догм, воспитание верующих в духе почитания Корана, сунны и религиозных традиций. Первым председателем Управления стал муфтий, имам-хатыб Соборной мечети Санкт-Петербурга Жафяр Насибуллович Пончаев (1940-2012 гг.), с 1977 года посвятивший свою жизнь восстановлению мусульманской общины региона и противостоянию радикализму религиозному.

Высшим руководящим органом ДУМ Санкт-Петербурга является Общее собрание (Меджлис), а повседневное руководство осуществляет Президиум во главе с председателем, которым с декабря 2012 г. стал муфтий Равиль-хазрат Панчеев. Соборная мечеть Санкт-Петербурга, была построена в 1909-1920 годах долгое время была единственным местом молитв и мусульманским центром региона. В августе 2009 г. появилась Квартальная мечеть в Коломягах (в Приморском районе Санкт-Петербурга). Кроме того в юрисдикцию ДУМ Санкт-Петербурга входят несколько молельных комнат, ряд просветительских и благотворительных организаций, а также местная религиозная организация мусульман города Выборга.

Равиль Жафярович Панчеев, ставший муфтием после смерти своего отца, более тридцати лет руководившего мусульманами региона, продолжает его линию в вопросах государственно-конфессиональных отношений, благотворительности и открытости. Проведение пятничных молитв, основных исламских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, собирающих многотысячную мусульманскую умму (общину) Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Соборной мечети и около ее стен, является постоянной заботой муфтия. Он принимает участие в празднике Мавлид, посвященному Рождению Пророка Мухаммада (в этом году 18 января Татарская общественность организовали праздничную трапезу, объединив ее с датой 70-й годовщины снятия блокады Ленинграда), совершает поездки по Ленинградской области в татарские общины на празднование Ураза-байрама и Курбан-байрама, а также Сабантуя. Одним из намерений муфтия является строительство Санкт-Петербургской восточной академии, где будут готовить священнослужителей, воспитанных на примерах духовного наследия региона и отстаивающих традиционные для России ценности.

Несмотря на разнородный этнический и культурный состав мусульманской уммы (общины) Санкт-Петербурга и Ленинградской области муфтий Равиль-хазрат Панчеев всегда отстаивает принципы традиционно сложившихся государственно-конфессиональных отношений, поддерживая интересы мусульман и основы конституционного строя. Являясь публичной фигурой муфтий твердо стоит на позициях традиционализма, не поддаваясь сиюминутным веяниям и частным настроениям, порою возмущающим общественное сознание.

Память предков, павших в сражениях за нашу родину и уважение к ветеранам это те основы, которые помогают объединить многокультурное и многорелигиозное население страны. Доброй традицией стали торжественно-траурные церемонии на Пискаревском мемориальном кладбище 26 января посвященные полному освобождению Ленинграда от блокады и 8 мая в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с губернаторами и членами правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области венки и цветы к монументу Матери-Родины возлагают представители религиозных организаций. По завершении церемонии, Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, Муфтий Равиль-Хазрат Панчеев организуют праздничный обед для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. 18 апреля 2014 г. в Мясном Бору в Новгородской области торжественно открыли памятный монумент воинам-татарстанцам 2 Ударной Армии, павшим в этих местах при попытке прорыва блокады Ленинграда. В мероприятии принял участие представитель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Азамат-хазрат Гайнетдинов, ветераны Великой Отечественной войны, представители поисковых отрядов и татарской общественности.[1]

Благодаря взвешенной политике муфтията мусульманские праздники стали значимой составляющей петербургской культурной жизни. Стремясь сформировать позитивный образ ислама муфтий Равиль Панчеев даже просит жителей Северной столицы терпимее относиться к торжествам в честь мусульманских праздников, совершаемых всего два раза в год.[2] В этом году празднование Ураза-байрам транслировалось из соборной мечети Петербурга на 100 стран мира. На сайте ДУМ СПб выложены поздравления Российским Мусульманам, которые на адрес муфтия прислали В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.И. Матвеенко, Г.С. Полтавченко, Губернатор Ленинградской области А. Дрозденко, Первый Вице-губернатор Ленинградской области К. Патраев.[3]

Не остается муфтий и в стороне от вызовов современности, давая четкую оценку происходящим событиям. В марте 2014 г. он посетил республику Крым. Там состоялась встреча председателя Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России муфтия Равиля Панчеева и муфтия Москвы, Центрального региона и Чувашии Альбира Крганова с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, а также с муфтием мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаевым. «Я находился в Крыму неделю и видел, что люди действительно рады референдуму и грядущему воссоединению с Россией. Люди радовались, и по их лицам было видно, что они действительно хотят стать частью сильного государства» – заявил муфтий Равиль-хазрат Панчеев.[4]

Муфтий Равиль Панчеев как представитель мусульман Северо-запада России регулярно участвует деятельности консультативных советов, а также в публичных мероприятиях конференциях и круглых столах, где выражает мнение мусульман по актуальным вопросам. 29 ноября 2013 г. он участвовал в межрегиональной научно-практической конференции «Ленинградская область – потенциал духовности: связь времен», организованной комитетом по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области на 2012-2014 годы». 14 февраля муфтий Равиль-Хазрат Панчеев принял участие в работе заседания совета при губернаторе Ленинградской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям в Доме правительства Ленинградской области, 25 марта в круглом столе «Семейные ценности в современном мире», проходившем в Государственном музее истории религии. Таким образом, являясь представителем многочисленной мусульманской общественности региона, муфтий Равиль-хазрат Панчеев активно отстаивая ее интересы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, обеспечивая единство многокультурного народа и поддерживая позитивный статус ислама как мировой религии.

Местную религиозную организацию «Мусульманская община Выборгского района Ленинградской области – Ихлас (Искренность)» возглавляет А.Я. Мурсалимов, входящий в состав Совета по межнациональным отношениям при главе администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области. Мусульманская община Выборга участвует в праздновании Дня города, где члены общины «Ихлас» ежегодно показывают выборжанам свое кулинарное искусство (восточные сладости и татарские национальные кушанья), свое мастерство демонстрирует фольклорный ансамбль художественной самодеятельности. В 2011 году. На официальном открытии стелы в честь присвоения г. Выборгу почетного звания «Город воинской славы» от Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России выступил имам-наиб Гайнетдинов А.З., поздравив от имени муфтия жителей Выборга. Он прочитал аяты из Священного Корана и провел все необходимые религиозные действия, связанные с увековечиванием памяти воинов, павших в 1941-44 гг.».

В 2010 г. общая численность представителей мусульманских этносов в области составила 21,1 тыс. чел. – около 1,3% населения области. Среди них больше всего татар (9,4 тыс.) и азербайджанцев (3,9 тыс.) [5] Обычно, говоря о мусульманах Ленинградской области, имеют в виду татар, которым посвящено несколько обширных исследований.

История появления мусульман на территории современной Ленинградской области восходит к 1533 г., когда около двух сот придворных людей сверженного казанского хана были отправлены в тюрьмы крепостей Орешек (Шлиссельбург) и Корелу (Приозерск), где их переморили голодом. Через пол столетия дворяне из казанских татар получили владения в нынешнем Бокситогорском районе. В нач. ХХ в. сплоченные небольшие группы татар, занятых в торговле и сфере услуг, расселялись в Лигове, Гатчине, Любани, Луге, Тосно и др. В Луге и Любани появились мусульманские кладбища. Выходцы из Нижегородской и Пензенской губернии входили в состав первого мусульманского прихода Петербурга, большинство касимовских татар – в состав второго мусульманского прихода. В советский период в 1930-х гг. большие группы татар работали на промышленных стройках Ленинградской области в г. Волхов, пос. Назия (Кировского района), пос. Отрадное (Кировского района) и др. В начале 1950-х гг. в селе Шапки (Тосненский район) проводится Сабантуй (возрожден с 1998 г.), с 1956 г. его празднование переносят в поселок Кузьмолово, затем в деревню Сярьги Всеволожского района. Начиная с 1977 г. одним из центров татарской религиозной активности становится совхоз «Бугры» Всеволожского района, где проводились праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам под руководством неофициальных имамов – пенсионеров из числа жителей района.

В период перестройки произошло национально-религиозное возрождение татар. С начала 1990-х создавались и регистрировались татарские национально-культурные организации в Луге (Р. Ш. Яппаров), Тосно (И. Г. Кутуев) и Гатчине (председатель Ф. Б. Жалеев), в 2000-х гг. – в г. Всеволожске (Х. Х. Мулеев) и Сосновом Боре (Р. Ш. Рамазанов). Выборге. В районах Ленинградской области действуют несколько татарских обществ: татарско-башкирское общество «Юлдаш» Гатчинского района и татарское общество «Изге юл» Тосненского района, «Ансар» Выборгского района. Представители организаций, приезжают друг к другу в гости, обмениваются литературой на татарском языке, проводят совместные праздники.

Выборгский район. Татарско-мусульманские общины на Карельском перешейке[6] возникли еще в 19 веке, до 1917 года эта территория была частью Великого княжества Финляндского, входившего с 1809 года в состав Российской империи. Мусульманские общины на этих землях первоначально возникли на основе приходов военнослужащих-мусульман. С 1875 года с появлением железной дороги татары стали селиться в поселке Териоки (Зеленогорск) и г. Выборг. В Териоки ими была основана мусалля (молитвенный дом), в Выборге, где проживало 200 – 400 татар, существовали собственные имамы и два татарских (магометанских) кладбища: у дороги на Санкт-Петербург в районе Ристимяки и к северу от Выборга на острове Сорвали. В декабре 1917 года в Хельсинки и Выборге было набрано около двух тысяч воинов-мусульман для 1-го Финляндского стрелкового мусульманского полка. В 1939 году в разгар Зимней войны между СССР и Финляндией жители поселка Терийоки были переселены в г. Ярвенпяя (в 37 км от Хельсинки), где в 1944 году построили первую мечеть в Финляндии (единственным в стране отдельно стоящим зданием с минаретами). В послевоенное время в Выборге селились татары, не получавшие возможности жить в Ленинграде. В 2006 году жители Первомайского сельского поселения захотели принять участие в тюркском «Празднике плуга» Сабантуй, проходящем в пос. Кузьмолово. Для этого они обратились с просьбой о предоставления автобуса. Итогом этого мероприятие стала Организация в Выборгском районе Ленинградской области татарской организации «Ансар» (араб. «покровитель, помощник»), зарегистрированной 25 января 2011 года.

Кроме того в Выборге есть дагестанская автономия, где собираются мусульмане, и приезжают имамы, находящиеся в подчинении Духовного управления мусульман Республики Дагестан. По совам прихожан, они согласовывают время проведения праздников и намазов с ДУМ СПб, но более того не взаимодействуют и от него не зависят.

Лужский район. Татарская община г. Луга[7] до 1919–20 гг. имела свой молитвенный дом (мусалля) и «магометанское кладбище». С XIX в. Здесь проживали касимовские татары. В послевоенное время в татарской общине г. Луги проводили мусульманские похоронные обряды и религиозные собрания (меджлисы). Сейчас в Луге около тысячи татар. Начиная с 1988 г. в Луге действует татарское национально-культурное общество «Гаиля», основанное Р. Ш. Яппаровым. В 2000 г. была зарегистрирована МРО мусульман г. Луги в составе ДУМ СПб (ныне закрытая) во главе с Р.Ш. Яппаровым, имамом являлся 70-летний Хасан Миниалиевич Усманов (уроженец Башкирии, изучавший ислам самостоятельно, а затем на курсах при Соборной мечети Санкт-Петербурга с официальным разрешением от ДУМ на занятие должности помощника имам-хатыба.

По данным администрации Лужского муниципального района в нем живет и работает около пятисот мусульман. Чтобы узнать, что их интересует, с какими проблемами они сталкиваются администрация района регулярно проводит встречи с этими гражданами. На одной из встреч с главой администрации Лужского района и его заместителями представители мусульманской общины рассказали о сегодняшнем отношении лужан к мусульманам. По словам Имана Усманова, межнациональные конфликты в Лужском районе возникают все реже и уже сходят на нет.[8]

Тосненский район. Татарская община Тосненского района[9] – одна из наиболее активных групп в составе мусульманской общины Ленинградской области. В городах Тосно, Любань и Никольское татары проживают с начала 18 века. Селение Тосно с 1714 г. стало крупной ямской слободой на дороге Санкт-Петербург – Москва. Татары занимались здесь торговлей, извозом, служили поварами и официантами, организовали мусульманское кладбище в г. Любань.

По инициативе Кутуева И.Г. в 1997 г. при Тосненском Доме культуры был создан первый в Ленинградской области национально-культурный центр татар и башкир, который в 1999 г. был зарегистрирован Комитетом Юстиции Ленинградской области, как общественная организация «Татарское общество Тосненского района Ленинградской области «Изге юл» (Добрый путь). Кутуев И.Г. является его бессменным руководителем. В настоящее время общество объединяет более 500 человек из Тосно, Саблино, Любани, Ушаков, Красного Бора и других поселков района. На базе Центра разрабатываются и проводятся различные социально-культурные программы. Стали традиционными Тукаевские и Джалиловские чтения, Дни татарской культуры на Тосненской земле, организуются художественные выставки, встречи с творческими деятелями, земляками из других районов Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Татарское общество «Изге юл» активно принимает участие в мероприятиях, проводимых Постоянным представительством Республики Татарстан в Санкт-Петербурге, г. Гатчине, г. Выборге и других городах Ленинградской области. Одним из инициаторов создания мемориального комплекса на Волковском кладбище и установки бюста Атаулле Баязитову в СПбГУ, а также памятника Мусе Джалилю в Тосно. С 1950-х гг. в с. Шапки в 18 км от г. Тосно начал проводиться ежегодный татарско-башкирский национальный праздник – сабантуй. После перерыва он возобновился, и сейчас сюда съезжаются, чтобы отметить Сабантуй во второй раз через неделю после официального областного в пос. Кузьмолово.

Гатчинский район. Татарская община Гатчинского района[10] – одна из самых заметных групп в составе мусульманской общины Ленинградской области. Первые постоянные поселенцы-татары в Гатчине появляются с павловской эпохи. Основная группа татар появилась в районе в 1920–30-х гг. из Сергачского района Нижегородской области, спасаясь от раскулачивания и присоединяясь к своим родственникам, осевшим в Гатчине еще до революции. В Гатчине возник топоним Татарский переезд (продолжение ул. Волкова) через железнодорожные пути недалеко от въезда в Гатчину.

В послевоенное время по пятницам члены татарской общины коллективно посещали Соборную мечеть в Ленинграде. До 1956 г. неофициальным имамом Ленинграда становится вернувшийся из фашистского плена в Гатчину местный мулла М. Хаметов, который до возвращения Соборной мечети возглавлял пятничные и праздничные коллективные молитвы на городском Ново-Волковском мусульманском кладбище Ленинграда.

В 2002 г. общая численность татарского населения Гатчинского района составляла 1400 человек. В 1999 г. было создано местное татарское национально-культурное общество в Гатчине «Юлдаш» («Попутчик»). Группа активистов (Л. З. Нурутдинова, К. М. Курмакаев, В. Г. Миндибаева и др.) во главе с председателем Ф.Б. Жалеевым разработала устав, провела первое организационное собрание, а в 2000 г. общество было зарегистрировано в управлении юстиции Ленинградской области. С тех пор его члены собираются вместе, чтобы встретить самые почитаемые праздники мусульманского мира – Ураза-байрам и Курбан-байрам. Принимают участие в национальных конференциях, посещают с дружеским визитом татарские общины Ленинградской области и города Санкт-Петербурга, посылают делегатов на общественно-значимые мероприятия, которые проводятся на исторической Родине и принимают гостей, участвуют на ежегодном празднике Сабантуй Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в г. Тосно. В 2001 году председатель и совет общества «Юлдаш» обратились городским властям с просьбой выделить на городском кладбище участок для отдельного мусульманского захоронения. Их поддержали глава города Богданов С.С. и директор МУП «Тихая обитель» Ковалев В.М. Участок был выделен без проблем. Территория была облагорожена и ограждена силами общества. Начиная с октября 2010 г. возглавляет общество Норов И.Б. Он отдает много времени в организации и проведении праздников в обществе, организовывает выезды на мероприятия, проводимые Постоянным представительством Татарстана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Администрацией города и района. Председатель общества «Юлдаш» входит в Консультативный Совет при администрации города Гатчины и Гатчинского района, член Общественного Совета при УВД Гатчинского района, является членом Межнационального Совета в Правительстве Ленинградской области. Весной 2005 года городские власти разрешили построить на территории мусульманского кладбища прощальный зал (Жиназа йорты). В обществе есть обученный человек, читающий молитвы по усопшим. Периодически на праздники в общество приезжает официальный представитель мечети.

Сабантуй. Татаро-башкирский национальный праздник Сабантуй начал ежегодно проводиться с 1950-х гг. в с. Шапки Тосненского района, позднее он был перенесен в пос. Кузьмолово Всеволожского района. Сегодня проводимый здесь вблизи деревень Сярьги и Энколово Сабантуй – значимое для города и области мероприятие, посещаемое десятками тысяч татар, высшим руководством и муфтием. По словам муфтия Равиля Панчеева, «в празднике Сабантуй заключены самобытность и дух народов, и он является наглядным примером сохранения национальных традиций».[11] Обычно праздник официально отмечают в Кузьмолово, а на следующие выходные у себя в татарских общинах, приезжая в гости друг к другу и приглашая муфтия.

[1] Открытие памятного монумента воинам-татарстанцам // ЦРО Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России. 19.04.2014. http://dum-spb.ru/novosti-dum?view=21292006&p=3.

[2] Равиль Панчеев: Петербуржцы должны спокойнее относиться к мусульманским праздникам // БалтИнфо. 08.08.2013. http://www.baltinfo.ru/2013/08/08/Ravil-Ponchaev-Peterburzhtcy-dolzhny-spokoinee-otnositsya-k-musulmanskim-prazdnikam-372001/

[3] http://dum-spb.ru/novosti-dum?view=24432206&p=1.

[4] Равиль Панчеев: «Национальный вопрос в Крыму не стоит» // Сайт ДУМ СПб. 18.03.2014. http://dum-spb.ru/novosti-dum?view=19857606&p=4.

[5] См.: Мусульманская община Ленинградской области / Д.З.Хайретдинов // Ислам в Санкт-Петербурге. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. за вып. Д.З.Хайретдинов. М.: ИД Медина, 2009. С.140-142; то же: http://dumrf.ru/regions/47/history.

[6] Хайретдинов Д. Татарско-мусульманские общины Карельского перешейка с конца XIX века по 1940 год // Финляндский историко-культурный и литературный журнал «LiteraruS-Литературное слово». 2010. №3. http://www.literarus.org/arkiv/rus2010/rus3a_2010.php.

[7] Татарская община г. Луги // Духовное управление мусульман Европейской части России. 18.08.2011. http://dumrf.ru/regions/47/org/1226.

[8] Встреча с представителями национальных и религиозных конфессий // Официальный сайт администрации Лужского муниципального района. 11.11.2011. http://www.luga.ru/about/video?id=952.

[9] Татарская община Тосненского района // Мусульмане России. 18.08.2011. http://dumrf.ru/regions/47/org/1228.

[10] Татарская община Гатчинского района // Мусульмане России. Сайт ДУМЕР. 18.08.2011. http://dumrf.ru/regions/47/org/1227.

[11] Каинбеков Н. Дагестанская делегация приняла участие в празднике «Сабантуй-2013» в Ленинградской области// РИА Дагестан. 01.07.2013. http://www.riadagestan.ru/news/culture/dagestanskaya_delegatsiya_prinyala_uchastie_v_prazdnike_sabantuy_2013_v_leningradskoy_oblasti.

При цитировании просьба указывать источник:
Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, Егоров В.А. и др.; под ред. А.В. Гайдукова
; Справочник по итогам Исследования по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. – СПб.: Верста, 2014. – С.211-226

Мусульманское кладбище в Гатчине

Мусульманское кладбище в Гатчине, 19.08.2016
Мусульманское кладбище в Гатчине, 19.08.2016

 ____________________
Религии и храмы – Ленобласть – Ислам в ЛенобластиИслам
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»