1997 Гайдуков АВ Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника


Обложка. Поиски исторической психологии: Сообщения и тезисы докладов Международной междисциплинарной научной конференции. СПб., 21-22 мая 1997 г. / под набл. Т.В. Партаненко и В.И. Старцева. – СПб.: Издательская группа кафедры русской истории РГПУ имени А.И. Герцена «Третья Россия», 1997.Гайдуков, А.В.
 Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России / А.В. Гайдуков // Поиски исторической психологии: Сообщения и тезисы докладов Международной междисциплинарной научной конференции. СПб., 21-22 мая 1997 г. / под набл. Т.В. Партаненко и В.И. Старцева. – СПб.: Издательская группа кафедры русской истории РГПУ имени А.И. Герцена «Третья Россия», 1997.  – Ч. 2. С. 131 – 134. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/1997-gajdukov-rekonstruktsiya-i-vozrozhdenie-dohristianskih-ver.

http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/1997-gajdukov-rekonstruktsiya-i-vozrozhdenie-dohristianskih-ver.

PDFфайл:     Гайдуков 1997 Реконструкция и возрождение дохристианских верований

PDFфайл:     Гайдуков 1997 Реконструкция и возрождение дохристианских верований

С. 131

Гайдуков А.В.
РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОХРИСТИАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последнее десятилетие после идеологического засилия Россия переживает период свободы вероисповедании. Потерян веру в коммунистические идеалы, люди обратились традиционным вероисповеданиям. Повсеместно стали восстанавливаться церкви. Православная церковь многократно увеличила количество своих прихожан, то же произошло п с другими основными конфессиями. Однако не всех смогли удовлетворить прежние формы вероисповедания. Одних пугала вековая статичность и необходимость иерархического подчинения, других – незнание и сложность церковных догматов. Поэтому не удивительно, что многие попытались найти себя в других, более близких и понятных новых религиозных деноминациях, культах, сектах, духовных обществах и т. д. Всего за несколько лет появились десятки новых религиозных движений. Распространившись по всей территории страны, они громко заявили о себе в средствах массовой информации, о них стали говорить на улицах и в учебных аудиториях, вести дискуссии депутаты Российского парламента, богословы и религиоведы.

Среди большого спектра нетрадиционных религиозных движений особое место занимают возрождаемые и реконструируемые дохристианские верования или неоязычество. Проблема их освещения и систематизации в научной литературе практически не поднималась.

Появление неоязыческих общин происходит на фоне общего обращения к культурному наследию прошлого. В связи с этим начали переиздаваться труды исследователей народной старины прошлого века. Вышло несколько новых словарей по славянской мифологии, однако многие из них наряду с современными взглядами приводят без ссылок и оговорок слова авторов конца XVIII – начала XIX вв., отличавшиеся порою малой объективностью. Журнал «Наука и религия» в последние несколько лет регулярно публикует материалы, посвященные дохристианским верованиям. Также вышло в свет несколько смелых изданий современных исследователей, приводящих открытые ими новые источники по славянской мифологии.

Многовековые гонения христианства на язычество и семидесятилетняя борьба советской власти с религиями вообще почти полностью уничтожили память о древних божествах. Поэтому неоязычники, создавая основы своего вероучения, обращаются не только к неким, дошедшим до нашего времени отголоскам прежней веры, но и к современным научным исследованиям, таких известных учёных, как Б. А. Рыбаков, В. В. Иванов, В. Н. Топоров и др.

С. 131-132

Поданным Исследовательского центра «Религия в современном обществе» при Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в 1993 году было зарегистрировано две, а в 1995 – ещё семь языческих общин. На самом деле их гораздо больше, так как некоторые из них не регистрируются как религиозные организации, нося названия кооперативов, медикопсихологических центров или состоя при других юридических лицах. Многие общины существуют не формально, что затрудняет их поиск. Неоязыческие общины существенно отличаются друг от друга по вероучению: они могут быть как политеистическими, так и пантеистическими, могут признавать или отвергать некоторые положения христианства и других авраамических религии, иметь открытое и закрытое членство и т. д. Общим положением неоязыческих общин является отрицание одного из главных принципов авраамических религий – утверждении того, что человек – раб божий. Человек, по их мнению – составная часть природы (бога, богочеловечества, мироздания и т. д.), которая не рабски подчиняется, но сосуществует с богом или же в нем самом.

Общины и общества, исповедующие дохристианские верования, можно разделить по направленности деятельности на несколько групп:

  1. Ведические общины, деятельность которых направлена на гармоничное сосуществование с природой, носящие оздоровительный религиозный характер (Община волхвов «Схорон еж словен», Община экологии сознания «Крина» в Петербурге; Община «Тропа Трояна» с центром в г. Иваново, имеющая свои братчины в других городах России и др.)
  2. Общины, деятельность которых направлена на возрождение древнеславянских ратоборств и реконструкцию воинского искусства («Московская славяно-языческая община», «Коломенская ведическая община», «Центр воинских искусств и традиционной культуры Руси» и др.)
  3. Общины, духовные союзы и общества. Выводящие понимание языческих божеств на современный уровень философско- эзотерических знаний, применяющие в своей практике различные психотехники. (Духовный союз «Тезаурус», руководимый С. П. Семеновым, «Религия Русского народа» Д. В. Кандыбы в Петербурге н др.)
  4. Национальные религиозно-политические организации, использующие дохристианские верования в борьбе за свободу угнетаемого различными сипами (в том числе и христианством) самобытного русского народа. Данный тип нельзя в полной мере отнести к религии, однако важно заметить, что именно он даёт наибольшее количество версий и толкований язычества, распространяя их среди населения в дешёвых, по сравнению с монографиями, газетах и формируя ненаучное общественное мнение.

С. 132-133

Рассмотрим наиболее характерные особенности вероучения каждого типа.

Общество экологического сознания «Крина», не претендуя на всеобщность и универсальность своих принципов, стремится к поиску истоков славянского сознания, их познанию и развитию в рамках современных условии. Представители общины призывают людей не творить кумира из технических достижений, не стремиться к власти над природой, но любить и познавать её, осознавая себя неотъемлемой частью Огромного живого организма – планеты Земля. Деятельность «Крины» предполагает изучение опыта раскрытия возможностей сознания и психики, накопленного в мировой практике и, в частности, в славянских традициях; изучение славянских обрядов, ритуалов, ведение просветительской работы через обучение и целительство, помогая исцеляющимся найти путь к достижению цельности единства духа. Пытаясь реконструировать славянские земледельческие праздничные обряды по доступной научной литературе, представители «Крины» разработали собственный календарь солнечных и лунных праздников, делящий год вместо месяцев па 4 квартала по 13 седмиц, соответствующих лунным биоритмам. В соответствии с годичным солнечным циклом «Крина» отмечает праздники равноденствий и солнцестояний, а также 4 промежуточных, соотнесённых с полнолуниями. Представители «Крины», однако, не имеют чётко сложившихся ритуалов и культа.

Языческие общины, связанные с возрождением ратоборств, обладают более стройной и упорядоченной концепцией. Систему мира они представляют себе в виде Мирового Коло – Круга времени- пространства, вращаемого Перуном Вседержителем вокруг оси мира, держателем которой является Дуб – символ Перуна. Происхождение мира они приписывают Сварожичу – соединению различных форм существования Энергии. Как факт этого соединения выступает слияние духовного начала, Духа (Стрибога) и физического (Рода). Силой язычества они считают свободу духотворчества и отсутствие догматизма, видя в изустной традиции главный способ его выживания – регенерацию. Предлагая формы поклонения языческим божествам, ратоборцы настаивают на том, что их боги – не идолы, но образы окружающего мира, куда более сложного и многогранного, чем принято думать.

Особняком от вышеназванных стоят общества, использующие психические практики и пытающиеся особой философской системой объяснить мир. Наиболее интересным и известным из них является духовный союз «Тезаурус». С. П. Семенов, известный многим своей системой акупунктурного программирования, на основе учений B. C. Соловьёва, Шри Ауробиндо, Н. Бердяева, Ф. Достоевского, Тейара де Шардена и др. разработал религиозно-философское учение, в основе которого лежит принцип Богочеловечества. Представляя эволюцию мира от хаоса к космосу и от космоса к Богочеловечеству он призы¬

С. 133-134

вает людей к духовному объединению для достижения Будущего – Богочеловечества. Будущее должно помочь обращающимся к нему через Духов – ликов Богочеловечества, носящих имена древнеславянских языческих богов и соответствующих их функциям. Создавай сложную для непосвящённых философскую теорию, С.П. Семенов привлекает последователей не только лечебными медитациями, но и использованием большого количества архаизмов, давно вышедших из речи. Данное учение отличается точно опредёленным отношением к другим религиям, чётко сформулированной философской системой и разными сферами применения. Кроме медицинской и духовной практики, С.II. Семенов активно участвует п в политической жизни, проповедуя принципы гуманизма и здорового образа жизни.

Таким образом, мы видим, что спектр различий в реконструируемых дохристианских верованиях весьма велик. Мы наблюдаем оригинальное явление – формирования нового мышления на основе научных историко-филологических исследований. На фоне общего духовного возрождения проблема изучения становления неоязычества в России является актуальной для современной исторической пауки и религиоведения. В дальнейшем представляется необходимым продолжать исследования в данном направлении, чтобы проследить, как научные исследования отражаются в общественном сознании.

С. 134

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Гайдуков, А.В. Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России / А.В. Гайдуков // Поиски исторической психологии: Сообщения и тезисы докладов Международной междисциплинарной научной конференции. СПб., 21-22 мая 1997 г. / под набл. Т.В. Партаненко и В.И. Старцева. – СПб.: Издательская группа кафедры русской истории РГПУ имени А.И. Герцена «Третья Россия», 1997.  – Ч. 2. С. 131 – 134.

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»