8.4. Новое язычество в Ленобласти

____________________
Религии – Ленобласть – НРД – Неоязычники;
А.Гайдуков  о неоязычестве
____________________

8.4. Неоязычники (новое язычество)
в Ленинградской области

В Ленинградской области стали проявляться люди, проводящие языческие обряды. В некоторых случаях это могут быть представители ролевого движения в исторических средневековых одеяниях, проводящие игру на местности, или реконструкторы. Однако в лесах можно встретить и современных язычников. Новое язычество (неоязычество) предполагает возрождение, реконструкцию и конструирование «дохристианских» религиозных традиций. При этом во многих регионах России остаются и традиционные языческие верования у народов Севера и Поволжья, часто они «обновляются» за счет новых культурных влияний или срастаются в синкретические языческо-христианские варианты «народного православия», оставаясь при этом в рамках этно-культурной традиционности. Само понятие «неоязычество» обладает ярко выраженными негативными оттенками (как понятия «секта», «ересь»).

Возникнув около 25 лет назад и являясь закономерным продуктом культуры 21 века, «неоязычество» определяет прерванность народной традиции (в нашем случае христианским и советским периодом). Оно неоднородно и несводимо к единому понятию. Можно выделить «глобальное» и этническое неоязычество. К «глобальному» в широком смысле можно отнести религиозно-мистические явления конца 19-начала 21 веков (Теософию Е. Блаватской, Агни-Йогу Рерихов, магию, эзотерику и пр.), в узком – реконструируемые/конструируемые дохристианские магические и языческие феномены, обычно не имеющие этнической привязки (т.е., не являющиеся этническими и националистическими). Таковы викка, неодруидизм, Асатру.

1. Викка

В Санкт-Петербурге два года назад стали активны и молодежное объединение Виккан. Викка (англ. Wicca от witchcraft – колдовство) –матриархальная, не догматическая западная религия, часто именуемая языческой (неоязыческой). Основанная в 1954 году Джеральдом Гарднером на почитании сил природы, представленных в виде Богини и Бога, либо только Богини, а также другими божествами, зачастую являющимися их аспектами, она допускает монотеистические и политеистические варианты. Три основополагающие принципа викки созвучны с принципами язычества в целом:
1. Любовь и единение с Природой, забота о ней, а также почитание нескончаемого цикла жизни и смерти.
2. Этическая составляющая, основанная на личной ответственности за свои деяния; этика саморазвития и существования в гармонии с окружающим миром. Постулаты викки: «Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь» и «Все, содеянное тобой, вернется обратно трижды приумноженным».
3. Почитание присутствия в мире Божественного, которое может выступать для виккан как Бог и Богиня.

В последнее время фактором обращения к этим формам язычества (кроме урбанизации и экологических проблем) становится популярность волшебства в массовой культуре, проявляющаяся в книгах, фильмах и компьютерных играх, посвященных Гарри Поттеру, хоббитам, ведьмам, и формирующая особую субкультуру.

2. Асатру

Асатру (в переводе с исландского «верующий в асов», «верность божествам») – неоязыческое движение, воссоздающее дохристианские германо-скандинавские традиции и распространенное в Исландии, Дании, Норвегии, США и др. странах. Особенностью этого направления является не только природосообразность, но и конструируемая «германская» и «скандинавская» идентичность (обычно не выходящая на уровень национализма), а также увлечение языческой музыкой. «Основы вероучения Асатру» (01.10.2013) определили миролюбивые принципы этого движения в нашей стране и разъяснили его позиции в обществе.[1] Впервые в России уведомление о существовании религиозной группы в Санкт-Петербурге 01.09.2013 получила «Община Асатру».

Активность виккан, асатру и экологических неоязычников невелика, она ориентирована гармонию с природой и на практическую «позитивную» магию, обычно не предполагающую кровавые жертвоприношения. Однако она беспокоит православных своим «возрождением» магии и нехристианских форм религии.

3. Славянское неоязычество, родноверие

Славянское новое язычество (или неоязычество) можно определить как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией».[2] Сами его последователи предпочитают называть себя «родноверами», то есть исповедующими родную веру. Среди них встречаются как экологически направленные объединения, так и радикально-националистические. Именно радикалы и националисты вызывают у общественности особую тревогу. Проблема в том, что у националистов и экстремистов неоязычество становится идеологической оберткой их действий, часто мотивирующей и одобряющей насилие. Схожим образом работают религиозные воззрения и в других религиях. Вероучительно-обрядовая сторона таких язычников выраженно агрессивная. Обряды сопровождаются призывами и демонстрацией силы. Вероучительная сторона доктрин сводится к националистической идеологии и ксенофобии. Места локаций обрядов таких неоязыческих групп обычно не разглашаются. Их участники не проводят их открыто.

В противовес радикалам экологические язычники ориентированы на гармонию с Природой и открыты для общения. Их вероучение основывается на гармонии и родовых традициях. Здесь обряды обычно проводятся открыто с возможным участием или наблюдением посторонних (стоит отметить, что при этом существуют и закрытые обряды «для своих», ориентированные на глубокое погружение/медитацию, где посторонние могут помешать гармонии; тогда проводится выезд на несколько дней, например на острова Вуоксы). На реконструированных святилищах группы язычников в два десятка человек, проводя обряды, могут устанавливать деревянные изваяния, выкладывать лабиринты из камней. Здесь могут проводиться фестивали славянской культуры с привлечением общественности. Одно из таких мест находится во Всеволожском районе.

У самих неоязычников существуют сайты местных территориальных общин, однако для Ленинградской области это не характерно. В целом стоит отметить значительный потенциал Интернета для дальнейшего развития современных языческих ресурсов и своеобразной «виртуализации» некоторых неоязычников, совершающих очередной уход от естественной Природы в искусственную электронную сеть.[3]

Для постороннего наблюдателя различить язычников националистов, язычников-экологов и просто реконструкторов или «ролевиков», играющих в хоббитов и эльфов и проводящих игры на местности, практически невозможно.

 _____________________

[1] Основы вероучения Асатру // Сайт Содружество Асатру. http://асатру.рф/index.php?id=87.

[2] Неоязычество / А.Гайдуков // Idei v Rossii: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski.Vol. 6.Јуdџ: University of Јуdџ Press. 2007.

[3] См.: Гайдуков А.В. Интернет как источник информации и средство агитации современного язычества: на примере родноверов (неоязычников) Петербурга // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. Вып. VI / Под ред. Н.С. Гордиенко, В.Г. Иванова, А.М. Прилуцкого. СПб.: Макс Принт, 2010. С. 113-125.

При цитировании просьба указывать источник:
Неоязычники // Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, Егоров В.А. и др.; под ред. А.В. Гайдукова
; Справочник по итогам Исследования по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области по заказу Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. – СПб.: Верста, 2014. – С. 262-266.

____________________
Религии – Ленобласть – НРД – Неоязычники;
А.Гайдуков  о неоязычестве
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»