Гайдуков 2014 Доброслав: между мифом и реальностью

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-20152016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Гайдуков А.В. Доброслав: между мифом и реальностью // Шиженский Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А.А. Добровольского). – 3-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: Поволжье, 2014. – С. 268-274.  URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2011-2015-publikatsii/gajdukov-2014-dobroslav-mezhdu-mifom-i-realnostyu.

Доброслав: между мифом и реальностью

Гайдуков Алексей Викторович,
кандидат философских наук, доцент,
Санкт-Петербург

Современность предоставляет нам для выбора широкий спектр религиозных, идеологических, политических и культурных парадигм. В СССР начала 1980-х о таком даже помыслить не могли, однако около четверти века назад желание уйти из-под власти одной единственно верной идеологии обострилось до предела. Именно в это время в нашей стране начинает открыто проявляться новое язычество (или неоязычество), возрождающее и реконструирующее дохристианские традиции, а часто занимающееся их конструированием. Одним из наиболее ярких фигур славянского языческого движения стал Алексей Александрович Добровольский, более известный с 1990-х годов как Доброслав, ещё при жизни ставший полумифическим персонажем. Кто-то его знал лично, кто-то читал его тексты, а кто-то изучал то, что было написано о нём.

В многочисленных публикациях, посвященных Доброславу, он предстаёт неоднозначно, но всегда ярко. С одной стороны, живя в далёкой деревне, он почти недосягаем, с другой – доступен, ему можно написать письмо и получить ответ с «фирменным штампом в виде восьмилучевого коловрата».[1] Доброслав, а точнее его образ, сформировавшийся на основе публикаций, отразил в себе всю неоднозначность представлений о новом язычестве в обществе. Так возникали мифы о Доброславе, или своеобразная «мифология», которая оказывает, возможно, даже большее влияние на представления людей о языческом лидере, чем личные беседы с ним.

В конце 1990-х годов о Доброславе сложилось два различных мнения. Одно излагали политологи в работах, посвященных национализму. У. В. Прибыловского, В. Шнирельмана он связывался со славянским национал-социализмом, политическим Русским освободительным движением (РНОД), националистами и радикальными образованиями. При этом некоторые, например, исследователи из общества «Мемориал» отмечали Добровольского как борца с тоталитарной советской системой.

Другую несколько странную концепцию предлагало православное издание Белгородского миссионерского отдела «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера».[2] Процитированная в этом сборнике и перекочевавшая во многие издания фраза из «Светославия» Доброслава про «русский хер» нашла отражение в различных публикациях. Продолжая эту линию одни авторы пишут, что «фаллический культ в такой степени окрашивает отношение Доброслава к миру, что в колокольне Ивана Великого, расположенной в Кремле, он видит “исполинский необрезанный торжествующий русский хер”, [3] а другие – что он, живя в деревне «поучает мудрости и устраивает хороводы вокруг столба-фаллоса – “Хера”».[4]

В том же белгородском издании отмечалось, что последователи Доброслава в основном сконцентрированы в Кировской области, а их число не превышает нескольких десятков человек. Возможно, что 15 лет назад ситуация и выглядела таковой, но к Доброславу с каждым годом приезжало всё большее количество гостей. Однако до сих пор на большом количестве миссионерских сайтов тексты белгородского сборника 1997 года приводятся без изменений и комментариев. Поэтому любой желающий узнать про Доброслава сталкивается с мифом о его странностях, и о малозначительности его последователей. Такое небрежное и ироничное отношение к язычеству как к незначительному маргинальному феномену выглядит довольно странным, в то время как оно стало важной тенденцией современного мировоззрения не только на этнополитическом уровне, но также на философском и культурологическом. Стоит заметить, что последовательные православные миссионеры и апологеты обращают внимание на то, что «сейчас необходимы грамотные опровержения неоязыческих мифов, которые помогут людям разобраться, понять – где правда».[5]

Формирования мифов (в широком смысле этого понятия) является основой любой идеологии. Особенно это касается мифологизации истории в современных идеологиях, направленных на формирование общей идентичности внутри этнических сообществ, коммерческих корпораций, а также политических и религиозных организаций.

Озвучивание проблемы неоязыческих мифов стало достаточно частым в последнее время. Исследования ученых на эту тему стали появляться и на языческих сайтах.[6] Особо острой стала полемика по «развенчанию мифов». Язычники критикуют христианские мифы про добровольное крещение славян. Православные в ответ разрушают как эти языческие спекуляции, так и другие этногенетические и исторические мифы, на которых базируются неоязыческие доктрины и идеологии. Антихристианские тезисы, выдвигавшиеся Доброславом, В.Емельяновым, В. Истарховым и другими язычниками были проработаны современными православными миссионерами и разоблачены в многочисленных публикациях.[7] Церковь, осознав для себя опасность современного язычества, стала обличать его в мифотворчестве. Этому был посвящен ряд конференций, например, «Русь и язычество. Мифы и правда» (Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра, 2012 г.)[8], две всероссийские научно-практические конференции «Россия и язычество: мифы и реальность, проходивших в г. Омске в 2013 и 2014 году.[9]

Многие положения этих конференций логичны с позиции христианства и современной науки, но не очевидны для последователей современного славянского язычества. Им не стоит доказывать, что их идеология, вероучение и обрядность не соответствуют тому, что было тысячу лет назад. Кроме того, мало кто из них всерьёз хочет возвращения в далёкие времена без электричества и интернета. При отсутствии догматики и строгой письменной кодификации современное языческое (народное) сознание предполагает возможность широкой вариативности. «Ведание» в современном «славянском ведизме» не тождественно эмпирическому знанию и предполагает наличие мистического опыта. Самоосознание язычником реальности формирует его собственную трактовку вероучения и специфику обрядности. Мифологизация истории обеспечивает ему групповую (родовую, этническую, территориальную) идентичность и мотивацию к действию. При этом достоверность исторических сюжетов или их трактовок не требует глубоких научных доказательств, будучи воспринимаемой через категории «свой» – «чужой». Исходя из этого предлагаемая Доброславом идеология славянского национал-социализма полностью вписывается в концепцию языческой мифологии, частью которой уже стал и он сам.

Кто же он, автор более полусотни текстов, выложенных в сети Интернет, – волхв, поэт, натурфилософ, мистик, национал-анархист, народник, идеалист, утопист или просто «бывший диссидент и публицист националистического толка»?[10] Описываемая история жизни А.Добровольского (Доброслава) пестрит яркими сюжетами, часто воспринимаемыми мифологически. Чего только стоит провозглашение в 1957 году лозунга «Бей коммунистов, комсомольцев и ментов!». Весьма важным для политологов стало многократно описываемое В. Прибыловским участие Доброслава в языческом Всемирном Антисионистском и Антимасонском фронте (ВАСАМФ) «Память» В Емельянова и в создании в 1989 г. Московской языческой общины. Однако более значимым для современных язычников и националистов можно назвать проведение Доброславом одного из первых публичных языческих обрядов 23 декабря 1989 года, сопровождавшегося «антикрещением» в славяно-языческую веру группы неофитов.[11] После чего он переезжает в деревню. Так в политологических публикациях политическая активность Доброслава сменяется необъяснимым лесным отшельничеством.

Здесь, в деревне Весенёво со дня солнцестояния 1993 года стали проходить ежегодные Купальские съезды, оказавшие заметное влияние на развитие языческого движения в России. Доброслав проводит обряды раскрещивания, выдавая своим последователям «свидетельства» о его совершении. К Доброславу за советом и посвящением приезжают многие современные националисты и язычники, в том числе и политические активисты. Некоторые из них после таких поездок совершали преступления на почве национальной ненависти, идеологом которых, по мнению правоохранительных органов, был Доброслав. Однако сайт, посвященный Доброславу, утверждает, что на закате своего жизненного пути он «стал убежденным народником-анархистом, противником любых форм империализма и шовинизма, оставаясь при этом верным идее сохранения русской этнической самобытности».[12]

Отшельничество волхва Общества охраны природы «Стрелы Ярилы» выражается в написании и издании брошюр и книг, распространявшихся по стране и за её пределами. В Петербурге Доброслав не был особо популярен, его брошюры сюда почти не доходили. Более ярко выраженные националистические формы язычества в большей мере удовлетворялись через книгу «Удар русских богов» В. Истархова или через публикации «Союза венедов», старейшего языческого объединения. Можно сказать, что в 1990-х годах всё старшее поколение националистов прошло через «Союз венедов» В. Безверхого, а младшее – через «Схорон еж славен» В. Голякова, однако они с Доброславом не контактировали. Язычники Москвы и центрального региона России имели с ним более тесные контакты, в конце 1990-х значительное влияние Доброслава обнаруживалось на часть Союза Славянских Общин. Однако всё изменилось с развитием интернета, где на многих сайтах стали выкладываться его работы. Влияние идей Доброслава возросло, к его последователям в середине 2000-х примкнула молодёжь. Примечательно, что с 2010 по 2013 гг. семь публикаций Доброслава попали в Федеральный список экстремистских материалов, а содержащие их сайты были закрыты. Это повлекло возрастание интереса к автору и его идеям, а также к новой мифологизации Доброслава как убеждённого борца с «системой», советской и современной.

Для славянского нового язычества Доброслав был первым и уникальным во многом. Будучи в лагерях он общался с националистами и известными диссидентами. Он одним из первых официально заявил о своём язычестве, вступив в ВАСАМФ «Память». В идеологической борьбе он встал на путь славянского национал-социализма, духовно-нравственную основу которого он видел в язычестве. По утверждению О.И. Кавыкина, «Доброслав составил первый краткий славянский именослов и языческий месяцеслов (календарь), утвердил Коловорот (восьмилучевую свастику) как знак возрождающегося язычества».[13] Харизматичность Доброслава притягивала к нему единомышленников. 22 июня 1997 г. на Вече Доброслав был провозглашен вождем Русского Освободительного Движения, имеющего целью избавление НАРОДА – РОДИНЫ – ПРИРОДЫ от чужеродной кабалы. Таким его запечатлело Агентство Русской информации заявив, что «19 мая 2013-го года, по сути, умер российский гражданин Алексей Добровольский, но реально родился Святой русского освободительного движения».[14]

Кем был Доброслав на самом деле теперь вряд можно сказать с полной уверенностью. Он стал неразрывно связан с мифами, связанными с ним. Фактом остаётся то, что за ним следовали как националисты, так и умеренные язычники, а ими часто интересовались правоохранительные органы. Судя по тому, что два издания книги, посвящённой Доброславу, оказались раскупленными, его наследие продолжают будоражить умы современных язычников и националистов. После смерти Доброслава остались его книги, брошюры, тексты, стихи, аудио- и видеозаписи обрядов и встреч. Однако, как это всегда бывает с харизматическими личностями, Доброслав, превратившись ещё при жизни в яркий образ идеолога славянского национализма, обрастает новыми воспоминаниями, комментариями и трактовками. Так формируются уже новые мифы, связанные с его личностью, и процесс этот далёк от завершения.

_____________________
[1] В память о Доброславе / Admin // Варяжская Русь. 19.05.2013. URL: http://varangianrus.info/?p=884 (ссылка недействительна; активная ссылка: http://pn14.info/?p=133345).

[2] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви: Информационно-аналитический вестник №1. Белгород, 1997.

[3] Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России / Институт Африки РАН. М., 2007. С. 109.

[4] Резников Кирилл Юрьевич. Славянская мифология у родноверов // 3. Начало славянства // Журнал «Самиздат». 13.11.2007. URL: http://samlib.ru/r/reznikow_k_j/chapter3.shtml.

[5] Попов А. Исторические мифы неоязычников-родноверов // Сайт Миссионерского Отдела Санкт-Петербургской Епархии. 12.08.2012. URL: http://www.missiaspb.ru/newspoint_63.html. (ссылка недействительна; активная ссылка: http://missia-spb.ru/istoricheskie-mify-neoyazychnikov-rodnoverov-aleksandr-popov-sotrudnik-eparhialnoj-missii/)

[6] См.: Шиженский Р.В. Неоязыческий миф о Владимире I // Сайт Содружества Природной Веры Славия. 17.04.2012. URL: http://slavya.ru/p/article/read/shizhen_vladimir.html.

[7] Мифы язычников о Крещении Руси. Анализ основных антихристианских положений вероучений неоязыческих групп // Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т. 3. Неоязычество. Москва, 2000, «Огнём и мечом»? Разоблачение мифов о «массовых» зверствах христиан при крещении славянских племён Руси // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. 26.01.2011. URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_enjinrer.htm, Худиев С. Русская вера и языческое фэнтези // Ставрос. Православный миссионерский апологетический центр. 20.10.2013. URL: http://stavroskrest.ru/content/сергей-худиев-русская-вера-и-языческое-фэнтези. (ссылка недействительна; активная ссылка: https://russouz.ru/russkaya-vera-i-yazycheskoe-fentezi).

[8] Василик В. Неоязычество как проект западных спецслужб по разрушению России [о конференции «Русь и язычество. Мифы и правда» в Александро-Невской лавры, 26.04.2012] // Москва – Третий Рим. Православный информационно-аналитический портал. 03.05.2012. URL: http://3rm.info/23728-neoyazychestvo-kak-proekt-zapadnyh-specsluzhb-po-razrusheniyu-rossii.html.

[9] Митрополит Владимир открыл работу Всероссийской конференции «Россия и язычество: мифы и реальность» // БезФормата.Ru. 14.03.2013. URL: http://omsk.bezformata.ru/listnews/konferentcii-rossiya-i-yazichestvo-mifi/10144558.

[10] Прибыловский В. Неизвестные грани национал-экстремизма: русские язычники // G2W. 1999. № 6.

[11] См.: Прибыловский В. Русское язычество – квазирелигия национализма и ксенофобии // Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви. М.: Панорама, 1999. С. 125; Добровольский Алексей Александрович (Доброслав) // Антикомпромат. Публичная интернет-библиотека Владимира Прибыловского. URL: http://www.anticompromat.org/yazych/dobrobio.html.

[12] См.: Наследие Доброслава //Сайт Доброслав.инфо. URL: http://dobroslav.info. (сылка не; активна)

[13] Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России / Институт Африки РАН. М., 2007. С. 157.

[14] Как хоронили волхва Доброслава: Для полиции похороны местного ваххабита // Агентство Русской информации. 28.05.2013. URL: http://via-midgard.info/news/analitika/kak-xoronili-volxva-dobroslava-dlya-policii.htm.

Гайдуков А.В. Доброслав: между мифом и реальностью // Шиженский Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А.А. Добровольского). – 3-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: Поволжье, 2014. – С. 268-274.

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-20152016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»