Гайдуков 2021 Тезисы. Модели межрелигиозного диалога

____________________
Публикации «ЭТНЫ»Публикации ГайдуковаГайдуков: доклады  ;  Этна 2021  ;  ЦПЭЭ
____________________

«Модели межрелигиозного диалога:
современный опыт Санкт-Петербурга»
.

доклад А.В. Гайдукова на круглом столе «Модели межрелигиозного диалога: история и современность», 16.09.2021.

В докладе рассматривались несколько проблем:

1. Что такое диалог? Проблема диалога заключается в том, что часто он превращается в монолог, а не в диалог или полилог, когда осуществляется продавливание слабого собеседника. Из этого следуют трудности как межрелигиозного диалога, так и диалога с неверующими, а иногда и с религиоведами.

Были выделены несколько типов «межрелигиозного диалога»:
1) религиозный диалог с единоверцами (полемический, миссионерский, теологический) с равными и со слабыми в вере (убеждение);
2) межконфессиональный;
3) межрелигиозный,
4) диалог с неверующими (атеистами);
5) диалог с еретиками и отступниками (апологетический).

2. Проблема объекта межрелигиозного диалога и его цели. В случае, если объектом межрелигиозного диалога выступает вопрос о религиозной истине или об истинности священных писаний, диалог может перерасти в конфликт. Поэтому уместнее говорить о диалоге верующих (носителей разных культурных и вероучительных традиций) о каких-то общих для них проблемах: этика, общая для всех религий, согласие, миротворчество, противодействие конфликтам.

3. Подмена понятий.
Часто происходит путаница понятий и подмена «диалога» конструированием религиозной идентичности, являя миру «православных математиков» или «буддийских астрономов», лоббирующих свои религиозные интересы в обсуждении профессиональных тем, не связанных с религией.

4. Уровни диалога.
Можно говорить о разных уровнях проведения межрелигиозного диалога:
1) личном (между верующими) и
2) публичном, инициируемом сверху или снизу.

5. Опыт Санкт-Петербурга.
Северная столица демонстрирует оптимальное соотношение трёх уровней межрелигиозного диалога:

А) Руководители традиционных религий и власти (встречи руководителей, договоры о сотрудничестве, крестный ход в честь 800-летия св. Александра Невского, Первый Петербургский религиозный форум, конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе» (с 2002 г.)).

Б) Средние руководители религиозных организаций, представители органов власти и муниципалитетов, религиоведы (научные и конфессиональные конференции, Молитвенный завтрак Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с 2010 г.), региональный молитвенный завтрак в Красном селе (2019, 2020 гг.)).

В) Представители «традиционных» и «нетрадиционных» религиозных организаций и религиоведы (муниципальные советы, этнокультурный диалог, «Караван дружбы – Дорога жизни», Научно-методический совет по религиоведению (1997-2015)).

6. Выводы:
Таким образом, межрелигиозный диалог в современных условиях возможен в определённой целевой парадигме главенствующей идеологии (мировоззрения), которая, в свою очередь, задаётся конкретными лидерами или идеологами.

____________________
Публикации «ЭТНЫ»Публикации ГайдуковаГайдуков: доклады  ;  Этна 2021  ;  ЦПЭЭ
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»