Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Гайдуков А.В. Значения обрядовой пищи в славянском наследии // Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 16-18 ноября 2018 г. С.-Петербург. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2018. С. 316-324. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-a-v-znacheniya-obryadovoj-pishhi.
УДК: 291.3
Гайдуков А.В.
Значения обрядовой пищи в славянском наследии
В статье приводится рассмотрение данных опроса, проведённого на народном гулянии среди последователей славянского наследия об их представлении о значении обрядовой пищи. Наделяя особым значением и связью с дохристианской и с современной родноверческой обрядовой культурой таких продуктов питания как хлеб, квас, медовуха, опрошенные отделяют от них продукты, обозначающие православно-христианскую обрядовую культуру, соотнося с ней вино и хлеб, употребляемые для причастия.
Ключевые слова: славянское наследие, знаки, обрядовая пища.
Испокон веков в народной культуре все предметы обихода наделялись особыми значениями. На многие вещи хозяева или изготовители наносили знаки, позволявшие «прочитать», чей это предмет, к какому сословию принадлежит её владелец. Более того, часто эти знаки являлись оберегами, защищая хозяев от нечистой силы, лихих людей и неудачи. Не менее важными значениями наделялись не только предметы и участки местности, находившиеся вне человека — покосные луга, возделанные поля, постройки селения, свой двор, изба, предметы в ней, сряда, но и пища, попадавшая извне во внутрь человека. Они могли, как нарушить лад человеческого тела-души-духа, так и улучшить её.
В народных поверьях пище, её составу, приготовлению, количеству, времени употребления уделялось очень большое внимание. Неслучайно и исследователи народной культуры особое внимание уделяют пище, особенно её обрядовым значениям.45 В наши дни существует довольно много людей, обращающихся к славянскому наследию, возрождая народные праздники и обычаи, песни, обряды. Одним из таких объединений является Союз славянского наследия «Крина», 25 лет изучающий и проводящий народные праздники. На народные гуляния, организуемые «Криной, собирается по несколько сот человек. На одном из таких гуляний среди последователей славянского наследия было решено провести опрос о пищевых предпочтениях и значении обрядовой пищи.
Опрос, проводился Центром религиоведческих исследований
_______________
45 См., напр.: Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / под ред. Н.В. Злыдневой и др. – СПб., 2011.
316
«Этна» силами студентов РГПУ им. А.И. Герцена 11 сентября 2016 г. на народных гуляниях «Славянский Спас», устроенных общиной «Крина» под Петербургом. На гуляниях присутствовало около 150 взрослых участников. Было собрано 135 опросных листов. После первичной обработки данных для рассмотрения было оставлены данные 97 сторонников язычества, родноверия, народной (славянорусской) культуры, что составило 72% от собранных анкет. Среди них оказалось 19 членов «Крины» (20%).
«Крина» возникла в 1993 году как Община изучения сознания «Крина», в 2010 она стала называться Общиной славянского наследия «Крина», а с 2015 г. – Союз славянского наследия «Крина», объединяя за эти годы около 20-25 ведущих членов и несколько сотен сторонников. Название общины происходит от древнеславянского слова «крина», которое, как говорится в «Манифесте “Крины”» «очень многогранно: во-первых, это родник, ключ чистой воды, источник отсюда произошло слово КРИНИЦА; во-вторых, это сосуд для воды, молока, молодого терпкого вина, сравните КРЫНКА; в-третьих, так называется водяная лилия, славянская идентичность индийского лотоса – самого чистого, божественного растения».46
«Крина» стоит в стороне от политики, категорически отстраняется от понятий «религия», «магия» и «язычество», занимаясь изучением славянорусского наследия и взаимодействия с природой. Община «Крина» проводит еженедельные встречи «Клуба культурного и природного наследия», организует народные гуляния. С 2012 г. «Крина» еженедельно проводит воскресный выезд на святилище в пригороде С.-Петербурга, где проводятся праздники и народные гуляния, собирающие от 50 до 500 участников. Провозглашаемое изречение «Были, есть, будем в Боге Едином» отражает религиозномировоззренческую особенность «Крины», объединяющей людей с разными духовными представлениями. По результатам социологического исследования 2016 г., 47 рассчитанным по принятым
____________________________________
46 Манифест Общины экологии сознания «КРИНА», 21 мая 1993 года // Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов. – СПб.: Крина, Весь, 1999. – С. 134-135; то же: URL: http://www.krina.ru/man/index.phn.
47 Гайдуков А.В. Отношение современных язычников к различным конфессиям (предварительные итоги социологических опросов) // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры. Сб. докладов XIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, 22-26 мая 2017 г. / Институт теологии Белорусского государственного университета; ред.-сост. С.И. Шатравский, свящ. Святослав Рогальский. Минск.: Позитив-центр, 2018.
317
методикам, из 25 членов «Крины» выразили наиболее близкое отношение (как к супругу и как к другу) к последователям родноверия (60%), язычества (56%) и православного христианства (36%).48 Эти данные подтверждают, что участники «Крины» воспринимают свою связь с древним славянским и современным славяноруским наследием.
Для изучения пищевых предпочтений из 127 опросных листов были отобраны 97, среди которых сторонниками веры предков назвались 93 человека (95,88%), природной веры – 76 (78,35%), язычества – 68 (70,10%), родноверия – 64 (65,98%), знахарства – 48 (49,48%). Из них 35 человек (36,08%) отметили, что они являются участниками общины, в том числе «Крины» – 19 раз (54,3%). Из отобранных 97 отвечавших 52% составили мужчины, что полностью соответствует процентному соотношению полов всех участников гуляний. 53,61% отвечавших состоит в браке. Около трети опрошенных, 31 человек (32%), составили лица в возрасте 18-30 лет, в возрасте 31-50 лет – 56 (59,79%), старше 50 лет – 8, большая часть опрошенная имеет высшее образование. Таким образом, как по внешнему наблюдению, так и по результатам опроса, участники народных гуляний являются взрослыми людьми с высоким уровнем образования.
Среди вопросов, заданных на гулянии, были вопросы о значении пищи. 69 (71,13%) отвечавших в 113 примерах предложили 38 видов пищи и напитков, обладающих особым значением. В пятёрку первых попали: хлеб 22 (31,88%) ответа, квас – 14 (20,29%), медовуха – 8 (11,59%), мясо (в том числе, «мясо на костре») – 6 (8,70%), блины и каша – по 5 (7,25%).
Полученные данные были уточнены вопросами про представления о пище и напитках, обозначающих дохристианскую, православную (христианскую) и современную родноверческую обрядовые культуры. На эти три вопроса дали ответы разное количество человек. Древнюю русскую дохристианскую обрядовую культурупо мнению 87 (89,69%) человек в 177 ответах обозначают 42 продукта. В пятёрку первых попали: квас – 22 (31,88%) ответа, медовуха (и хмельной мед) – 19 (27,54%), хлеб (в том числе 1 раз хлеб из желудей) – 19 (21,84%), каша – 18 (26,09%) и мясо – 12 (17,39%). См. табл. 1.
Русскую православную христианскую обрядовую культуру по
__________________________________
С.234; то же: URL: http://ethna.su/biblioteka/a-v-gaydukov-publikatsii-2016/2018-gaydukov-a-v-otnoshenie-sovremennyih-yazyichnikov-k-razlichnyim-konfessiyam.
48 Здесь необычное понятие «православное христианство» отмечает различие православия как христианской конфессии и «правь-славия» – прославления «Прави», одного из мировых начал в славянском родноверии современности.
318
мнению 64 (65,98%) человек в 105 ответах обозначают 25 продуктов: вино – 31 (44,93%) раз (в том числе кагор – 5 раз); хлеб – 19 (21,84%); квас, куличи и яйца – по 6 раз (по 8,70%), кашу и просфоры – по 5 (по 7,25%). Это отражает представления опрошенных последователей славянского наследия о причастии и храмовой богослужебной трапезе.
Современную (русскую) родноверческую культуру по мнению 64 (65,98%) человек в 119 ответах обозначают 37 продуктов: квас (в том числе, домашний) – 17 (24,64%) раз, медовуху и хлеб – по 16 (по 23,19%), блины – 9 (13,04%) и мясо – 8 (11,59%) раз. Примечательно, что 8 раз медовуха 1 раз сбитень были отмечены как обозначающие и дохристианскую, и современную родноверческую обрядовые культуры одновременно.
Таблица 1.
Пища, обозначающая дохристианскую, православную христианскую и современную родноверческую
обрядовые культуры
319
Источники и литература
Гайдуков А.В. Значения обрядовой пищи в славянском наследии // Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 16-18 ноября 2018 г. С.-Петербург. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2018. С. 316-324. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-a-v-znacheniya-obryadovoj-pishhi.
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________