____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010;
2011-15; 2016-2020; 2021-25; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Гайдуков А.В. Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-западе России // Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 марта 2019 года / под ред. Проф. А.В. Воронцова. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 124-129. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2019-gaidukov-ekspertnaya-otsenka |
PDF файл с текстом статьи: 2019 Гайдуков Экспертная оценка сост. неоязыческих
Текст Сборника «Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук», 2019 (http://skspba.ru/wp-content/uploads/2020/05/257%D0%BA-NEW-Экспертная-деятельность-в-сфере-гуманитарных-наук_макет.pdf#1).
С. 124.
Гайдуков А. В.
Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-Западе России
Gaidukov A. V.
Expert assessment of the states of neo-pagan associations in the North-West region of Russia
Аннотация. В статье рассказывается об особенностях феномена неоязычества, его разноплановости и неоднозначности подходов к его пониманию. На примерах Санкт-Петербурга и Ленинградской области отмечаются такие проявления нового язычества, как викка, асатру и родноверие. На основе проведённых социологических исследований автор делает вывод о наличии значительного количества «виртуальных» язычников, язычников-индивидуалов и «фестивальных сёрферов».
Annotation. The article describes the peculiarities of the phenomenon of neo-paganism, its diversity and ambiguity of approaches to its understanding. In the examples of St. Petersburg and the
С. 124-125
Leningrad Region, such manifestations 01 new paganism as Wicca, Asatru, and Rodnoverie are noted. Based оп the sociological studies conducted, the author concludes that there are а significant number of ”virtual” pagans, individual pagans and ”festival surfers
Ключевые слова: неоязычество, новое язычество, современное язычество, викка, асатру, славянское новое язычество, родноверие, виртуальные язычники, язычники-индивидуалы, «фестивальный сёрфинг», Санкт-Петербург, Ленинградская область.
Key words: neo-paganism, new paganism, modern paganism, Wicca, Asatru, Slavic modern paganism, fatherhood, virtual pagans, individual pagans, festival surfing, St. Petersburg, Leningrad Region.
Языческие проявления стали достаточно частыми в современной жизни. О неоязычестве как социальном феномене заговорили исследователи радикальных правых ещё четверть века назад в связи с ростом националистических и ксенофобских настроении на постсоветском пространстве. Сегодня националистический градус несколько снизился, однако озабоченность ростом язычества стала проявлять и церковь ещё на Архиерейском соборе в 2004 года [1], а летом 2018 года Патриарх Кирилл заявил, что среди определённой части спортсменов и военнослужащих становятся популярными «языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку» [4].
Подобные заявления переключают внимание обывателей и представителей правоохранительных структур на те проявления неоязычества, которые наиболее заметны и доступны для контроля — на масленичные гуляния со скоморохами, на малые скульптурные формы в виде сказочных персонажей и духов-хранителей, появляющиеся на детских площадках и в парках, но по сути не имеющими отношения к религиозным и экстремистским проявлениям. Однако в тени остаются религиозно мотивированный национализм, «языческие» элементы массовой культуры, ориентированные на потребление псевдолекарств и прсевдоуслуг и распространение обскурантизма.
«Языческое», точнее неавраамическое мировоззрение и религиозное мировосприятие характерно для многих современных людей, однако оно не только не изучалось, но и не может быть верифицируемо. Современное язычество чаще всего представлено в синкретических формах, ориентированных на публичное пространство — народные (нехристианские) праздники народов России — Ысыах или Луд, масленичные гуляния и пр.
Язычество (природная вера). До прихода христианства язычество было широко распространено в регионе. Со временем оно слилось с «народным православием» и местными обрядовыми традициями народов, населяющих территорию современного Петербурга и Ленинградской области, исповедующих лютеранство. Само понятие «язычество» христианского происхождения и обозначает народы (слав. «языцы»),
С. 125-126
отошедшие от поклонения истинному Богу-творцу. Православная церковь на протяжении веков стремилась искоренить язычество, но даже после советской атеистической эпохи оно продолжает проявляться в народной религиозности и православном «обрядоверии». Ещё в середине ХХ века казалось, что язычество осталось лишь в виде религиозных пережитков и суеверий в светской Европе и советском атеистическом обществе. Однако к концу века оно проявилось вновь как новое язычество (или неоязычество), став своеобразным ответом на социальные запросы, связанные с идентичностью, этничностью и духовностью. В частности, в Петербурге и Ленинградской области стали проявляться люди, проводящие языческие обряды.
Говоря о неоязычестве, следует помнить про неопределённость и неконкретность феномена. Будучи продуктом секулярного и постсекулярного урбанистического общества, неоязычество проявляется в реконструкции и конструировании дохристианских традиций. При этом во многих регионах России у народов Севера и Поволжья остаются и традиционные языческие верования. Часто они «обновляются» за счёт новых культурных влиянии или срастаются в синкретические языческо-христианские варианты «народного православия», оставаясь при этом в рамках этнокультурной традиционности.
Новое язычество (неоязычество) определяет прерванность народной традиции (в нашем случае христианским и советским периодом). Само понятие «неоязычество» обладает ярко выраженными негативными оттенками (как «секта», «ересь»), оно неоднородно и несводимо к одному религиозному феномену, понятию. Можно выделить «глобальное» и этническое неоязычество.
К «глобальному» новому язычеству в широком смысле можно отнести религиозно-мистические явления конца XX — начала XXI века (Теософию Е. Блаватской, Агни-Йогу Рерихов, магию, эзотерику и пр.), в узком — реконструируемые/конструируемые дохристианские магические и языческие системы, обычно не имеющие этнической привязки (то есть не являющиеся националистическими). Таковы неодруидизм, а также викка и асатру, которые уже появились и на территории Петербурга и Ленинградской области.
Викка. В Санкт-Петербурге несколько лет назад стали активны и молодёжное объединение виккан. Викка (англ. Wicca от Witchcraft – колдовство) матриархальная, не догматическая западная религия, часто именуемая языческой (неоязыческой). Основанная в 1954 году Джеральдом Гарднером на почитании сил природы, представленных в виде Богини и Бога, либо только Богини, а также другими божествами,
С. 126-127
зачастую являющимися их аспектами, она допускает монотеистические и политеистические варианты.
Три основополагающие принципа викки созвучны с принципами язычества в целом: 1. Любовь и единение с Природой, забота о ней, а также почитание нескончаемого цикла жизни и смерти. 2. Этическая составляющая, основанная на личной ответственности за свои деяния; этика саморазвития и существования в гармонии с окружающим миром. Постулаты викки: «Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь» и «Все, содеянное тобой, вернётся обратно трижды приумноженным». 3. Почитание присутствия в мире Божественного, которое может выступать для виккан как Бог и Богиня.
В последнее время фактором обращения к этим формам язычества (кроме урбанизации и экологических проблем) становится популярность волшебства в массовой культуре, проявляющаяся в книгах, фильмах и компьютерных играх, посвящённых Гарри Поттеру, хоббитам, ведьмам, и формирующая особую субкультуру.
Пять лет назад была образована молодёжная «Викканская Община Санкт-Петербурга». Её последователи, в основном молодые женщины в возрасте до 30 лет, имеющие высшее образование, выезжают для проведения обрядов в Ленинградскую область.
По словам одного из петербургских виккан, быть викканин — значит в первую очередь «делать», а не «веровать»: главное в викке не определённый набор убеждений, а ритуал. Многократно предпринимались попытки определить, где кончается викка и начинается просто «оккультура» (оккультная субкультура) и Нью ИДЖ, синкретическая религиозность современного мегаполиса. Те ковены (общины, группы), которые существуют в России, скорее функционируют не как эзотерические группы, а как кружки единомышленников, служащие для обмена опытом и совместного развития.
Асатру. Асатру (в переводе с исландского «верующий в асов», «верность божествам») — неоязыческое движение, воссоздающее дохристианские германо-скандинавские традиции и распространённое в Исландии, Дании, Норвегии, США и других странах. Особенностью этого направления является не только природосообразность, но и конструируемая «германская» и «скандинавская» идентичность (обычно не выходящая на уровень национализма), а также увлечение языческой музыкой. «Основы вероучения Асатру» (01.10.201 З) определили миролюбивые принципы этого движения в нашей стране и разъяснили его позиции в обществе. Впервые в России «Община Асатру» получила уведомление о существовании как религиозной группы в Санкт-Петербурге сентября 2013 года [5, 264].
С. 127-128
Активность виккан, последователей Асатру и экологических неоязычников невелика, она ориентирована на гармонию с природой и на практическую «позитивную» магию, обычно не предполагающую кровавые жертвоприношения. Однако их деятельность беспокоит православных своим «возрождением» магии и нехристианских форм религии.
Славянское неоязычество, родноверие. Славянское новое язычество (или неоязычество) можно определить как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией» [З, 25]. Сами его последователи предпочитают называть себя «родноверами», то есть исповедующими родную веру. Среди них встречаются как экологически направленные объединения, так и радикально-националистические. Именно радикалы и националисты вызывают у общественности особую тревогу. Проблема в том, что у националистов и экстремистов неоязычество становится идеологической оберткой их действий, часто мотивирующей и одобряющей насилие. Схожим образом работают религиозные воззрения и в других религиях. Вероучительно-обрядовая сторона таких язычников выраженно агрессивная. Обряды сопровождаются призывами и демонстрацией силы. Вероучительная сторона доктрин сводится к националистической идеологии и ксенофобии. Места локаций обрядов таких неоязыческих групп обычно не разглашаются. Их участники не проводят их открыто.
В противовес радикалам экологические язычники ориентированы на гармонию с Природой и открыты для общения. Их вероучение основывается на гармонии и родовых традициях. Здесь обряды обычно проводятся открыто с возможным участием или наблюдением посторонних (стоит отметить, что при этом существуют и закрытые обряды «для своих», ориентированные на глубокое погружение/медитацию, где посторонние могут помешать гармонии; тогда проводится выезд на несколько дней, например, на острова Вуоксы). На реконструированных святилищах группы язычников в два десятка человек, проводя обряды, могут устанавливать деревянные изваяния, выкладывать лабиринты из камней. Здесь могут проводиться фестивали славянской культуры с привлечением общественности. Одно из таких мест находится во Всеволожском районе.
У самих неоязычников существуют сайты местных территориальных общин, однако для Петербурга и Ленинградской области это не харак-
С. 128-129
терно. В целом стоит отметить значительный потенциал Интернета для дальнейшего развития современных языческих ресурсов и своеобразной «виртуализации» некоторых неоязычников, совершающих очередной уход от естественной Природы в искусственную электронную сеть.
Для постороннего наблюдателя различить язычников националистов, язычников-экологов и просто реконструкторов или «ролевиков», играющих в хоббитов и эльфов и проводящих игры на местности, практически невозможно.
Таким образом, современное язычество может представать как в виде экологических, так и в виде тяготеющих к радикализму объединении. Необходимо чётко различать новые религиозные движения и группы, соблюдающие закон, и те признаки, по которым их деятельность может быть определена как противоправная и деструктивная. В последнее время значительным (до 25 % респондентов, отвечавших на вопросы в Интернете) стало количество виртуальных или «сетевых» язычников, не посещающих коллективные обряды, или проводящих обряды индивидуально. Таким образом, для многих неоязычников виртуальная реальность становится более реальной, чем настоящая.
Список литературы
- Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством [Электронный ресурс] РИА новости. 2004. 3 октября. URL: https://ria.ru/20041003/697574.html (дата обращения: 21.03 2019).
- Гайдуков А. В. Интернет как источник информации и средство агитации современного язычества: на примере родноверов (неоязычников) Петербурга // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. СМ., 2010. С. 113-125.
- Гайдуков А. В. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / под ред. В. В. Костюшева. СПб. с. 24-50.
- Патриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2018. 6 июня. URL: https://ria.ru/20180606/1522169513.html (дата обращения: 21.03.2019).
- Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность: справочник / О. А. Бокова, А. В. Гайдуков, В. А. Егоров и др.; под ред. А. В. Гайдукова. СПб: Верста, 2014. 300 с.
С. 129
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).
Гайдуков А.В. Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-западе России // Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 марта 2019 года / под ред. Проф. А.В. Воронцова. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 124-129. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2019-gaidukov-ekspertnaya-otsenka |
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010;
2011-15; 2016-2020; 2021-25; Последние ; Публикации «Этны»
____________________