2019 Гайдуков А.В. Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-западе России

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-2010;
2011-15; 2016-2020;  2021-25;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):

Сборник Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 268 с.Гайдуков А.В. Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-западе России // Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 марта 2019 года / под ред. Проф. А.В. Воронцова. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 124-129. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2019-gaidukov-ekspertnaya-otsenka

PDF файл с текстом статьи2019 Гайдуков Экспертная оценка сост. неоязыческих

Текст Сборника «Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук», 2019 (http://skspba.ru/wp-content/uploads/2020/05/257%D0%BA-NEW-Экспертная-деятельность-в-сфере-гуманитарных-наук_макет.pdf#1).

С. 124.

Гайдуков А. В.
Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-Западе России

Gaidukov A. V.
Expert assessment of the states of neo-pagan associations in the North-West region of Russia

 Аннотация. В статье рассказывается об особенностях феномена неоязычества, его разноплановости и неоднозначности подходов к его пониманию. На примерах Санкт-Петербурга и Ленинградской области отмечаются такие проявления нового язычества, как викка, асатру и родноверие. На основе проведённых социологических исследований автор делает вывод о наличии значительного количества «виртуальных» язычников, язычников-индивидуалов и «фестивальных сёрферов».

 Annotation. The article describes the peculiarities of the phenomenon of neo-paganism, its diversity and ambiguity of approaches to its understanding. In the examples of St. Petersburg and the

С. 124-125

Leningrad Region, such manifestations 01 new paganism as Wicca, Asatru, and Rodnoverie are noted. Based оп the sociological studies conducted, the author concludes that there are а significant number of ”virtual” pagans, individual pagans and ”festival surfers

Ключевые слова: неоязычество, новое язычество, современное язычество, викка, асатру, славянское новое язычество, родноверие, виртуальные язычники, язычники-индивидуалы, «фестивальный сёрфинг», Санкт-Петербург, Ленинградская область.

Key words: neo-paganism, new paganism, modern paganism, Wicca, Asatru, Slavic modern paganism, fatherhood, virtual pagans, individual pagans, festival surfing, St. Petersburg, Leningrad Region.

 

Языческие проявления стали достаточно частыми в современной жизни. О неоязычестве как социальном феномене заговорили исследователи радикальных правых ещё четверть века назад в связи с ростом националистических и ксенофобских настроении на постсоветском пространстве. Сегодня националистический градус несколько снизился, однако озабоченность ростом язычества стала проявлять и церковь ещё на Архиерейском соборе в 2004 года [1], а летом 2018 года Патриарх Кирилл заявил, что среди определённой части спортсменов и военнослужащих становятся популярными «языческие идеи, идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку» [4].

Подобные заявления переключают внимание обывателей и представителей правоохранительных структур на те проявления неоязычества, которые наиболее заметны и доступны для контроля — на масленичные гуляния со скоморохами, на малые скульптурные формы в виде сказочных персонажей и духов-хранителей, появляющиеся на детских площадках и в парках, но по сути не имеющими отношения к религиозным и экстремистским проявлениям. Однако в тени остаются религиозно мотивированный национализм, «языческие» элементы массовой культуры, ориентированные на потребление псевдолекарств и прсевдоуслуг и распространение обскурантизма.

«Языческое», точнее неавраамическое мировоззрение и религиозное мировосприятие характерно для многих современных людей, однако оно не только не изучалось, но и не может быть верифицируемо. Современное язычество чаще всего представлено в синкретических формах, ориентированных на публичное пространство — народные (нехристианские) праздники народов России — Ысыах или Луд, масленичные гуляния и пр.

Язычество (природная вера). До прихода христианства язычество было широко распространено в регионе. Со временем оно слилось с «народным православием» и местными обрядовыми традициями народов, населяющих территорию современного Петербурга и Ленинградской области, исповедующих лютеранство. Само понятие «язычество» христианского происхождения и обозначает народы (слав. «языцы»),

С. 125-126

отошедшие от поклонения истинному Богу-творцу. Православная церковь на протяжении веков стремилась искоренить язычество, но даже после советской атеистической эпохи оно продолжает проявляться в народной религиозности и православном «обрядоверии». Ещё в середине ХХ века казалось, что язычество осталось лишь в виде религиозных пережитков и суеверий в светской Европе и советском атеистическом обществе. Однако к концу века оно проявилось вновь как новое язычество (или неоязычество), став своеобразным ответом на социальные запросы, связанные с идентичностью, этничностью и духовностью. В частности, в Петербурге и Ленинградской области стали проявляться люди, проводящие языческие обряды.

Говоря о неоязычестве, следует помнить про неопределённость и неконкретность феномена. Будучи продуктом секулярного и постсекулярного урбанистического общества, неоязычество проявляется в реконструкции и конструировании дохристианских традиций. При этом во многих регионах России у народов Севера и Поволжья остаются и традиционные языческие верования. Часто они «обновляются» за счёт новых культурных влиянии или срастаются в синкретические языческо-христианские варианты «народного православия», оставаясь при этом в рамках этнокультурной традиционности.

Новое язычество (неоязычество) определяет прерванность народной традиции (в нашем случае христианским и советским периодом). Само понятие «неоязычество» обладает ярко выраженными негативными оттенками (как «секта», «ересь»), оно неоднородно и несводимо к одному религиозному феномену, понятию. Можно выделить «глобальное» и этническое неоязычество.

К «глобальному» новому язычеству в широком смысле можно отнести религиозно-мистические явления конца XX — начала XXI века (Теософию Е. Блаватской, Агни-Йогу Рерихов, магию, эзотерику и пр.), в узком — реконструируемые/конструируемые дохристианские магические и языческие системы, обычно не имеющие этнической привязки (то есть не являющиеся националистическими). Таковы неодруидизм, а также викка и асатру, которые уже появились и на территории Петербурга и Ленинградской области.

Викка. В Санкт-Петербурге несколько лет назад стали активны и молодёжное объединение виккан. Викка (англ. Wicca от Witchcraft – колдовство) матриархальная, не догматическая западная религия, часто именуемая языческой (неоязыческой). Основанная в 1954 году Джеральдом Гарднером на почитании сил природы, представленных в виде Богини и Бога, либо только Богини, а также другими божествами,

С. 126-127

зачастую являющимися их аспектами, она допускает монотеистические и политеистические варианты.

Три основополагающие принципа викки созвучны с принципами язычества в целом: 1. Любовь и единение с Природой, забота о ней, а также почитание нескончаемого цикла жизни и смерти. 2. Этическая составляющая, основанная на личной ответственности за свои деяния; этика саморазвития и существования в гармонии с окружающим миром. Постулаты викки: «Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь» и «Все, содеянное тобой, вернётся обратно трижды приумноженным». 3. Почитание присутствия в мире Божественного, которое может выступать для виккан как Бог и Богиня.

В последнее время фактором обращения к этим формам язычества (кроме урбанизации и экологических проблем) становится популярность волшебства в массовой культуре, проявляющаяся в книгах, фильмах и компьютерных играх, посвящённых Гарри Поттеру, хоббитам, ведьмам, и формирующая особую субкультуру.

Пять лет назад была образована молодёжная «Викканская Община Санкт-Петербурга». Её последователи, в основном молодые женщины в возрасте до 30 лет, имеющие высшее образование, выезжают для проведения обрядов в Ленинградскую область.

По словам одного из петербургских виккан, быть викканин — значит в первую очередь «делать», а не «веровать»: главное в викке не определённый набор убеждений, а ритуал. Многократно предпринимались попытки определить, где кончается викка и начинается просто «оккультура» (оккультная субкультура) и Нью ИДЖ, синкретическая религиозность современного мегаполиса. Те ковены (общины, группы), которые существуют в России, скорее функционируют не как эзотерические группы, а как кружки единомышленников, служащие для обмена опытом и совместного развития.

Асатру. Асатру (в переводе с исландского «верующий в асов», «верность божествам») — неоязыческое движение, воссоздающее дохристианские германо-скандинавские традиции и распространённое в Исландии, Дании, Норвегии, США и других странах. Особенностью этого направления является не только природосообразность, но и конструируемая «германская» и «скандинавская» идентичность (обычно не выходящая на уровень национализма), а также увлечение языческой музыкой. «Основы вероучения Асатру» (01.10.201 З) определили миролюбивые принципы этого движения в нашей стране и разъяснили его позиции в обществе. Впервые в России «Община Асатру» получила уведомление о существовании как религиозной группы в Санкт-Петербурге сентября 2013 года [5, 264].

С. 127-128

Активность виккан, последователей Асатру и экологических неоязычников невелика, она ориентирована на гармонию с природой и на практическую «позитивную» магию, обычно не предполагающую кровавые жертвоприношения. Однако их деятельность беспокоит православных своим «возрождением» магии и нехристианских форм религии.

Славянское неоязычество, родноверие. Славянское новое язычество (или неоязычество) можно определить как «совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией» [З, 25]. Сами его последователи предпочитают называть себя «родноверами», то есть исповедующими родную веру. Среди них встречаются как экологически направленные объединения, так и радикально-националистические. Именно радикалы и националисты вызывают у общественности особую тревогу. Проблема в том, что у националистов и экстремистов неоязычество становится идеологической оберткой их действий, часто мотивирующей и одобряющей насилие. Схожим образом работают религиозные воззрения и в других религиях. Вероучительно-обрядовая сторона таких язычников выраженно агрессивная. Обряды сопровождаются призывами и демонстрацией силы. Вероучительная сторона доктрин сводится к националистической идеологии и ксенофобии. Места локаций обрядов таких неоязыческих групп обычно не разглашаются. Их участники не проводят их открыто.

В противовес радикалам экологические язычники ориентированы на гармонию с Природой и открыты для общения. Их вероучение основывается на гармонии и родовых традициях. Здесь обряды обычно проводятся открыто с возможным участием или наблюдением посторонних (стоит отметить, что при этом существуют и закрытые обряды «для своих», ориентированные на глубокое погружение/медитацию, где посторонние могут помешать гармонии; тогда проводится выезд на несколько дней, например, на острова Вуоксы). На реконструированных святилищах группы язычников в два десятка человек, проводя обряды, могут устанавливать деревянные изваяния, выкладывать лабиринты из камней. Здесь могут проводиться фестивали славянской культуры с привлечением общественности. Одно из таких мест находится во Всеволожском районе.

У самих неоязычников существуют сайты местных территориальных общин, однако для Петербурга и Ленинградской области это не харак-

С. 128-129

терно. В целом стоит отметить значительный потенциал Интернета для дальнейшего развития современных языческих ресурсов и своеобразной «виртуализации» некоторых неоязычников, совершающих очередной уход от естественной Природы в искусственную электронную сеть.

Для постороннего наблюдателя различить язычников националистов, язычников-экологов и просто реконструкторов или «ролевиков», играющих в хоббитов и эльфов и проводящих игры на местности, практически невозможно.

Таким образом, современное язычество может представать как в виде экологических, так и в виде тяготеющих к радикализму объединении. Необходимо чётко различать новые религиозные движения и группы, соблюдающие закон, и те признаки, по которым их деятельность может быть определена как противоправная и деструктивная. В последнее время значительным (до 25 % респондентов, отвечавших на вопросы в Интернете) стало количество виртуальных или «сетевых» язычников, не посещающих коллективные обряды, или проводящих обряды индивидуально. Таким образом, для многих неоязычников виртуальная реальность становится более реальной, чем настоящая.

Список литературы

  1. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством [Электронный ресурс] РИА новости. 2004. 3 октября. URL: https://ria.ru/20041003/697574.html (дата обращения: 21.03 2019).
  2. Гайдуков А. В. Интернет как источник информации и средство агитации современного язычества: на примере родноверов (неоязычников) Петербурга // Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России. СМ., 2010. С. 113-125.
  3. Гайдуков А. В. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: социологический и антропологический анализ / под ред. В. В. Костюшева. СПб. с. 24-50.
  4. Патриарх Кирилл обеспокоен распространением язычества среди спецназовцев [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2018. 6 июня. URL: https://ria.ru/20180606/1522169513.html (дата обращения: 21.03.2019).
  5. Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность: справочник / О. А. Бокова, А. В. Гайдуков, В. А. Егоров и др.; под ред. А. В. Гайдукова. СПб: Верста, 2014. 300 с.

 

С. 129

Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).

Сборник Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 268 с.Гайдуков А.В. Экспертная оценка состояний неоязыческих объединений на Северо-западе России // Экспертная деятельность в сфере гуманитарных наук. Сборник материалов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 марта 2019 года / под ред. Проф. А.В. Воронцова. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 124-129. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2019-gaidukov-ekspertnaya-otsenka

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-2010;
2011-15; 2016-2020 2021-25;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»