Архипова 2001 Сводный реферат. Фрагмент. Гайдуков 1999 Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге

____________________
Библиотека – Исследователи о неоязычестве
____________________

Архипова Д.А. 2001.03.019-033. Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2001. № 3. С. 67-106.

Это сводный реферат книги “Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: (Социол. и антропол. анализ) / Ин-т социологии РАН (С.-Петерб. гос. ун-т. Фак. социологии С.-Петерб. ассоц. социологов; Под ред. Костюшева В.В. СПб.: Норма, 1999″, написанной по результатам инициативного исследовательского проекта “Молодёжное движение и субкультуры Санкт-Петербурга”, который появился в неформальном молодёжном семинаре при Секторе социологии общественных движений Института социологии РАН (СПб. филиал).  Здесь представлен фрагмент – реферат  одного из текстов книги: 

Гайдуков, А.В. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге / А.В. Гайдуков  // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социология и антропологический анализ / под ред. В. Костюшева. – СПб.: Институт социологии РАН СПб. Филиал; Норма, 1999. – С. 25-51. (URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm = текст без сносок, полноценный оригинал пока нигде не выложен).

<…>  С. 72
Одной из заметных молодёжных субкультур, набирающих силу в конце 90-х годов XX в. является движение неоязычников, которому уделено внимание в статье А. Гайдукова “Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге”.

“Под неоязычеством понимается совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией” (с. 25).

В России распространено славянское или русское неоязычество Появившись в начале XX в. в творческих кругах интеллигенции как символ чистоты и идеальности народного духа, неоязычество проявилось в 1970-е годы в связи с ростом национального самосознания. На 1997 г. в РФ было зарегистрировано 10 неоязыческих объединений. В среднем неоязыческие группы состоят из 10-15 человек в возрасте 17-35 лет/ На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует несколько неоязыческих групп: “Союз венедов”, возглавляемый В.Н. Безверхим (дедом Остромиром); “Схорон еж словен”, возглавляемый

В.Ю. Голяковым; община экологии сознания “Крина”, возглавляемая А.Г. Резунковым (Рарог); “Солнцеворот”, возглавляемый Б. Поляковым и др. В Санкт-Петербурге есть представители и общероссийских объединений (например, возглавляемое А. Андреевым объединение “Тропа Троянова”).

Значительная группа представителей неоязычества формируется вокруг периодических изданий, таких как “Волхв”, “Потаённое”, “Родные просторы”, “Солнцеворот”, “Тропа”, выходящих в Санкт- Петербурге. Существуют два направления активности неоязычества: борьба с христианством за русскую духовность и освоение духовного наследия предков. Славянское неоязычество можно разделить на три типа объединений или групп: первый – национал-патриотические, участвующих в политических акциях, второй – природно-экологические, третий – этнографическо-игровые, свойственные подросткам – участникам ролевых игр.

Генезис данной субкультуры проходил под воздействием социально-культурных, социально-экономических и социально-политических факторов. Социально-культурный фактор, по мнению автора, был наиболее значим в формировании неоязыческой субкультуры. К этому фактору можно отнести распад единой национальной идеологии СССР и образовавшийся духовный вакуум,

С. 72-73

появление научно-популярных публикаций, таких как “Язычество древних славян”, “Язычество Древней Руси” академика Б.А. Рыбакова. Экономические изменения, приведшие к обнищанию большой части населения и поляризации общества, заставили многих людей обратиться к прошлому как к эталону благополучия. Безработица и частичная занятость создали избыток свободного времени. Социальная напряжённость и ксенофобия выразились в различных националистических движениях, одним из которых иногда является неоязычество. Открытость современной политической системы дала возможность развития неоязычества в России, а сложившийся для общества репертуар коллективных действий, характерный и для неоязычества, и скандальное освещение данной субкультуры в СМИ позволило неоязычеству привлечь к себе внимание значительной части общества.

“В неоязыческой субкультуре наиболее силен религиозный компонента поэтому “главным мобилизационным ресурсом в ней выступают идеология и система ценностей” (с. 30).

Идеология представлена формулой “природа – человек – народ” и опирается на ряд положений: “человек не раб божий, а сын; человек не властелин природы, а её составная часть..; человек обязан почитать предков; человек свободен в выборе и соблюдении нравственных норм, зная, что за их невыполнение последует воздаяние” (с. 30). Цель человека рассматривается как необходимость соответствовать нравственным и природно-экологическим требованиям. Автор подробно рассматривает организационную структуру неоязыческих объединений. “Самой распространённой их формой является община, возглавляемая одним авторитетным лидером (обычно являющимся организатором и идеологом общины, зачастую неоспоримым) и советом старейшин, либо мудрейшими, обычно подчинёнными лидеру. Состав рядовых общинников имеет равные права (с 39). Существуют и другие виды объединений, такие как группы с жёсткой и чётко определённой иерархией, получившие статус “церкви” или как группы из 3-5 человек без официального лидерства. Есть и крупные объединения, занимающиеся “просветительской и образовательной” деятельностью (“Союз венедов”). Организационная структура может быть территориальной. “Структура неоязыческой субкультуры может состоять из трёх уровней” (с. 40) Первый (ядро) состоит из представителей среднего класса с высоким образовательным уровнем, обладающих социальными гарантиями, второй уровень составляют учащиеся вузов,

С. 73-74

пенсионеры и безработные (адепты субкультуры). Третий уровень – сочувствующие. “Традиционными неоязыческими лидерами являются люди в возрасте 30-40 лет и 50-60 лет. Лидеры обычно имеют высшее образование, часто техническое, некоторые обладают учёными степенями. В силу уподобления внутренней структуры неоязыческой общины родовым устоям жизни лидеры-женщины практически не встречаются” (с. 41).

Существует несколько источников получения материальных ресурсов неоязыческими объединениями: от меценатов, от адептов (основная часть), за счёт создания производственных кооперативов (ООО “Волхв” от “Союза венедов”), осуществления регулярных изданий. Оборудование для проведения коллективных акций, одежда и ритуальные аксессуары обычно изготавливаются неоязычниками самостоятельно.

С точки зрения гендерных отношений положение женщины обычно подчинённое, ей отводится роль матери и хозяйки в доме, во всем послушной мужу, что было характерно для архаических обществ. Однако автор отмечает, что неоязычник – это человек современный, он стремится воспользоваться всеми доступными средствами, в том числе и давно утраченными.

Автор описывает принципы мобилизации участия в субкультуре неоязычников России. “Рекрутирование адептов может быть как индивидуальным, так и групповым. Наиболее эффективно формирование круга потенциальных адептов через собственные печатные органы и публикуемую литературу” (с. 45). Многие группы осторожно относятся к увеличению своей численности. Рекрутированию способствуют и различные социальные акции: занятие в спортивных секциях славянскими ратоборствами, обустройство территории, поддержание общественного порядка, участие в праздниках. Идеологическая мотивация различается в разных типах неоязыческих объединений. Экологические группы направлены на охрану природы, туризм, натурализм и т.п. Идеологической мотивацией историко-ролевых групп является воспитание детей в соответствии с культурными традициями, обрядами, восстановление лекарственных и знахарских методов лечения, фольклорные элементы. Для политических и национал-патриотических групп характерны национализм и ксенофобия. Психологическая мотивация участия связана с компенсаторной функцией, с возможностью активного творчества, с мистицизмом и ритуальной магией.

С. 74-75

Репертуар действий неоязыческих объединений включает в себя личные действия представителей неоязычества, связанные выполнением нравственного закона, соблюдением обетов и постов, прославлением предков и чтением молитв; коллективные действия внеинституционального характера и внутри зарегистрированных общин, фондов и учебных заведений. Коллективные практики строятся на коллективном поклонении богам и предкам, которое осуществляется в храмах, на святилищах и капищах с установленными идолами, святых местах (“Крина”), на кладбищах, полях захоронений, погребальных сопках (“Схорон еж словен”). “Наиболее часто практикуемая форма групповых действий в неоязычестве – праздники, иногда понимаемые как вхождение в изменённое сознание и совместные обряды, проводимые во всех общинах в соответствии с днями солнцестояний, равноденствий, лунными фазами и затмениями” (с 47). В обрядовой магии используются заговоры, молитвы, приносятся жертвы (в основном сельскохозяйственные продукты). Для отправления культа существуют специальные жрецы, волхвы, ведуны или старейшины.

Автор рассматривает вопрос об отношениях внутри неоязыческих объединений и коммуникативных сетей. В неоязычестве отсутствует единое отношение к власти. Неоязычники-националисты враждебно настроены по отношению к власти, однако чаще неоязычники ищут поддержку у местных властей, в особенности неоязычники экологического направления. Некоторые неоязычники даже создают свои политические объединения (Гуманистическая партия России С.П. Семенова). Внутри субкультуры могут возникать конфликты, обычно по идеологическим вопросам, однако часто встречаются объединённые обряды нескольких общин (“Схорон еж словен” проводит обряды с “Солнцеворотом”). Часто разные неоязыческие группы проводят совместные общественные мероприятия. Неоязычники России общаются с представителями других стран (Великобритании, Исландии, Германии, Польши, Литвы) Было даже предложение создать европейское религиозное объединение Общение происходит и через Интернет.

Автор делает вывод, что явление субкультуры неоязычества весьма значимо для современности.
<…>
С. 75

____________________
Библиотека – Исследователи о неоязычестве
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»