____________________
СНО религиоведения – Выезды СНО – Выезд в Вологду
Фотоальбом выезда: https://vk.com/album107070_281573096
____________________
Отчёт о научно-исследовательской экспедиции в д. Андреевская МО Маркуши Тарногского района Вологодской области 18-22.10.2021, опубликован в постах в ВК сообществе «Клуб социологов 2.0» 31.10.2021: https://vk.com/wall-189268241_246, https://vk.com/wall-189268241_245, https://vk.com/wall-189268241_244, https://vk.com/wall-189268241_243, https://vk.com/wall-189268241_242, https://vk.com/wall-189268241_239, https://vk.com/wall-189268241_238, https://vk.com/wall-189268241_237, https://vk.com/wall-189268241_236, https://vk.com/wall-189268241_235, https://vk.com/wall-189268241_234, https://vk.com/wall-189268241_233.
Отчёт студентки кафедры истории религий и теологии ИИСН РГПУ им. А.И. Герцена Полины Кулаковой
о научно-исследовательской экспедиции на Вологодчину,
в д. Андреевская 18.10.2021-22.10.2021.
День 1. 18 октября. «Деревня – душа России». Начнём с хорошего: после того, как вы мы вышли за ворота вокзала г. Вологда и погрузились в комфортабельную маршрутку, перед нами открылась ровная асфальтированная дорога прямиком до д. Андреевская. Она была длинной, но приятной. Музыка звучала, песни пелись, разговоры постепенно стали долги и душевны. По приезду в д. Андреевская нас встретил не просто обед на столе, нас встретила целая дорога, уставленная тем, что горячо и вкусно, да и ощущается как-то по-особенному, после долгого переезда. Но ничто так не притупляет голод как жажда, в нашем случае – жажда знаний. И, пока наши рты ели нежнейшую крольчатину, заботливо предоставленную нашим Хозяином, Главой МО Маркушевское Виктором Александровичем Гребенщиковым из его домашнего хозяйства, уши наши слушали, о том, какие ещё гастрономические изыски нам может предоставить маленькая деревня (с населением 62 человека). Приведу краткую выжимку из названий блюд и продуктов, показавшихся мне наиболее интересными:
- Шанежки – похожи на наши, городские оладьи, но с деревенским колоритом.
- Толокно – жаренная овсяная мука и идеальная приправа для любого блюда, по мнению жителей деревни Андреевское
- Дежонь – толокно с козьим молоком и брусникой
- Сушеница – обезвоженная носовая слизь (козявка), в пищу употребляется преимущественно детьми, для умов окрепших, интересно такое блюдо будет только в качестве диалектизма.
- Холодянка – ледяная вода
- Пряженики – пышные лепёшки на козьей простокваше, бывают с начинкой и без.
- Яблушница – шарлотка, говоря современным языком.
Впоследствии, разговоры плавно перетекли в иное русло. Нам рассказывали о, так называемых «кустах» деревень – скоплениях маленьких поселений. Всего же, жилых деревень в МО Маркушевское насчитывается 10. Слушали мы и о святых местах (о Тиуновском валуне с рисунками), разорённых церквях, о «местном Дунае», т.е. о р. Сухона (не даром ведь и людей они называют, согласно названиям рек и деревень), о том, что было неделю или год назад, и о том, что будет. В. Н. за ужином скромно рассказывала, мол плакат с её фотографией и надписью: «Деревня – душа России», в аэропорту Домодедово 2014 году висел, только вот увезти его она не смогла, уж больно большой был по размерам.
Поразила также и органичность деревенского говора, поскольку трепещет что-то глубоко внутри, когда эти люди говорят зычно, быстро, акцентируя «о», «цокая», смягчая окончания слов. Вот напоит хозяйка:
«По Дунаю, по Дунаю
С кем гуляю, с кем гуляю» или,
«Вниз по Маркуше речка бежит» и слышно, что не сама она это, душа её поёт.
Однако, стоит упомянуть и об, отчасти, неоправданных ожиданиях. Как уже говорилось выше, встретили нас, бесспорно, радушно, только как-то оно всё было не по-хозяйски. Стоишь во дворе, как неприкаянный, то ли зайти, то ли стоять, ожидать, пока выйдут – непонятно. Один Барсик, любимый кот хозяина, ходит из стороны в сторону, призывно мяукает. Но это мы можем опустить, поскольку в деревне двери не закрываются, гости заходят сами, да и все они, по определению – прошенные. Далее же всплывает момент, трактовать который будет уже многим сложнее. В народе говорят: «После плотного обеда, по закону Архимеда, надо сладко отдохнуть», и отдых был объявлен. Но кому там, в деревне, чтить «Архимедовы» законы? Минутой позже, отбросив стеснение и условности, хозяйка протрубила начало рабочего дня. Мы отправились выкапывать георгины в общественном саду, чистить картошку, собирать дрова в поленницу.
Упомянув о нашей Хозяйке, Валентине Николаевне Погожевой вскользь, невозможно описать подробнее эту удивительную личность. С течением дней она, всё же открылась нам, я же, в этом своём Отчёте, постараюсь познакомить с ней и читателя (https://vk.com/wall-189268241_244).
Однако, стоит упомянуть и об, отчасти, неоправданных ожиданиях. Как уже говорилось выше, встретили нас, бесспорно, радушно, только как-то оно всё было не по-хозяйски. Стоишь во дворе, как неприкаянный, то ли зайти, то ли стоять, ожидать, пока выйдут – непонятно. Один Барсик, любимый кот хозяина, ходит из стороны в сторону, призывно мяукает. Но это мы можем опустить, поскольку в деревне двери не закрываются, гости заходят сами, да и все они, по определению – прошенные. Далее же всплывает момент, трактовать который будет уже многим сложнее. В народе говорят: «После плотного обеда, по закону Архимеда, надо сладко отдохнуть», и отдых был объявлен. Но кому там, в деревне, чтить «Архимедовы» законы? Минутой позже, отбросив стеснение и условности, хозяйка протрубила начало рабочего дня. Мы отправились выкапывать георгины в общественном саду, чистить картошку, собирать дрова в поленницу.
Упомянув о нашей Хозяйке, Валентине Николаевне Погожевой вскользь, невозможно описать подробнее эту удивительную личность. С течением дней она, всё же открылась нам, я же, в этом своём Отчёте, постараюсь познакомить с ней и читателя (https://vk.com/wall-189268241_243).
День 2. 19 октября. «Куда летишь, кукушечка» – народная песня. Второй день открыл нам свои объятья гораздо раньше, хотя и не менее радушно. В восемь утра завтракать салом и мясной гречневой кашей было отчасти непривычно, но приятно. Да и поводы для потребления такого количества белков, жиров и углеводов были, ведь мы уверенными шагами вступали в самую настоящую, научно-практическую часть нашего путешествия.
В. Н. Погожева буквально открыла нам свою душу, как человек и как исследователь. Мы увидели её этнографическую коллекцию: скатерти, ткани, кружева, вышивка, возрастной диапазон данного богатства универсален. Возраст предметов её домашней коллекции колеблется в интервале от нуля до ста лет. Происхождение собрания тоже весьма занятно: приданное от родителей, подарки, покупки, но наибольший процент, все же, как ласково говорит сама хозяйка: «Не с помойки, а со свалки». Кто-то презрительно скажет «фи», а я скажу, что люди избавляются от «старья», умирают, но вместе с ними не должна умирать история, как личная, так и народная (https://vk.com/wall-189268241_242).
Далее мы коллективно интервьюировали местного предпринимателя Ивана Викентьевича Архиповского. Нас интересовало всё: его взгляды на жизнь, верования, постулаты его мировоззрения. Он, как человек деревенский, был с нами не очень откровенен.
Отобедав, мы направились в ещё одно знаковое для нашей экспедиции место – администрацию Маркушевского сельского поселения. Хозяйка пригласила друзей, нарядилась в народный костюм, надела даже традиционный головной убор – борушку. Конференция «Homo Eurasicus: социокультурное развитие сельских территорий Тарногского района Вологодской области» прошла, согласно всем канонам, нам рассказали о местности, её специализации и путях развития. С докладом выступила и наш профессор, Елена Алексеевна Окладникова, Она рассказала о самоорганизации и особенностях развития гражданского общества в условиях села Тарногского района. Страшными словами: «форсайт», «культурный код», «3D-принтер», ужаснула слушателей, но, в тоже время, заставила задуматься.
Последним, но не по значимости стал вечерний «квартирник», для нашей скромной компании, вместе с женой, пел и играл на гармони представитель Центра народной культуры Вологодской области Иван Сергеевич Теленков. Их глубокое, пронзительное пение дало отдых нашим душам и головам. Песни исполняли исключительно русские, частушки абсолютно цензурные, хотя в традиционной песне «Малолетняя Дуняша» до трёх тысяч строф не дотянули, но значимый пласт сняли, как сливки с молока.
Негативного в этот день было мало, работа сплотила коллектив, а народные песни скрасили вечер. Стало ясно: основная наша цель, в глазах смотрящих, не столько просвещение, культурная трансляция и научная работа, сколько реклама определённого места. Громоздкость возлагаемых на нас ожиданий была не оправдана, тяготила, но объяснялась темой наших исследований и возможностями преподавателей.
В эту осеннюю ночь мы сильно замёрзли. Но, едва разлепили глаза, стоически пришли к завтраку. И, завершив все необходимые приготовления, отправились в новый день, навстречу приключениям.
Первым стало посещения наиболее туристически адаптированного отрезка поселения – окраины деревни Заречье. Там, на очень светлой и широкой поляне проходят все муниципальные праздники, включая и крестный ход в день памяти местного святого – Агапита Маркушевского, в честь которого и назван родник – доминанта территории. Пространство там организованно действительно хорошо: беседки и домики для летнего отдыха, прокат плюшек для зимнего катания, качели на любой вкус, аккуратный, оформленный арками спуск к роднику, лососёвой ферме и загону для оленей.
И что особенно приятно для нас, это то, что теперь, после нашего посещения, по этой же крутой дорожке можно попасть к кленовой аллее, заботливо высаженной нами, студентами и преподавателями ИИСН РГПУ им. Герцена под руководством В.А. Гребенщикова. Наша аллея находится совсем рядом со строящейся купелью Агапита Маркушевского.
Увидеть лососей и маралов (которых, к слову, совсем недавно было только 3 головы, а теперь уже 56 голов!) воочию нам, к сожалению, так и не удалось. Но то, с каким трепетом В. А. Гребенщиков рассказывал о своём хозяйстве, как хорошо, ладно и чисто оно организовано, поразило нас до глубины души. Потому, что вот он – настоящий уровень русской северной деревни! Нет в нём той обречённости и пустоты, о которой так любят говорить современные СМИ. Где ещё, на Севере России вы сможете отведать форели, покормить оленя или купить сброшенные им по зиме рога? Вот оно все, в одном месте – в МО Маркушевское! (https://vk.com/wall-189268241_239).
Прогулка взбодрила нас. С новыми силами мы снова взялись за этнографию, но в более научном её аспекте. С распростёртыми дверями нас встретил «Тарногский музей традиционной народной культуры».
Поражало количество экспонатов, отношение к ним как к собственной, очень дорогой вещи, но ужасала степень их сохранности и отсутствие необходимых для хранения и реставрации условий. Бесспорно, прикоснуться к истории без внимательного взгляда камер, без кучи стеклянных витрин – это так необычно и прекрасно для обывателя. Но свербела мысль: многовековые артефакты стоят в одной комнате с увлажняющим их поверхность с импровизированным родником, кто позаботится об их сохранности в дальнейшем? Мы, признаюсь честно, старательно гнали от себя эти мысли и трогали, щупали, фотографировали экспонаты. Мы делали это с целью описать увиденное, поделиться увиденным и пережитым с друзьями и сокурсниками, и тем самым дать реликвиям шанс на спасение и научную систематизацию, для того, чтобы помочь им найти свои истоки (ведь происхождение львиной экспонатов и вовсе неизвестно).
К сожалению, встретил нас не сотрудник музея, а работник библиотеки. Но, что интересно, она, хотя и не знала многих деталей, связанных с историей экспонатов, на имела сказать нам достаточно много важного. Ну не деревенское ли чудо? Невольно задумываешься, кто бы из нас смог, нарядившись в народный костюм, провести интересную экскурсию по какому-нибудь музею Петербурга, не имея при этом подготовки? Тут на помощь экскурсоводу по ответах на наши многочисленные вопросы пришла помощница В. А. Гребенщикова Александра Ивановна Бурцева. Как же взволнованно и нежно она говорила о кружевах, нарядах, рассказывала о своей свадьбе в контексте «трансфера» культурный традиций. Мы заворожённо слушали её, и нам не хотелось отрываться. Мы всей душой ощущали, что артефакты в этом музее – это неотъемлемая часть жизни народа, а, следовательно, и часть её, Александры Ивановны, жизни (https://vk.com/wall-189268241_238).
Но впереди нас ждал второй день конференции, а потому, оторваться её чудных рассказов всё же пришлось. Конференцию, по обыкновению и протоколу открывала наша Хозяйка, а вот подхватил лейтмотив её речи в этот раз уже Алексей Викторович Гайдуков, доцент кафедры истории религии и теологии ИИСН РГПУ им. Герцена. Он, своим докладом на тему русской духовной традиции и этноконфессиональной работы на русском севере, развил, красочно и радужно дополнил то, о чём говорила Е. А. Окладникова вчера. Если речи Елены Алексеевны жителей МО Маркушевское напугали, заставили размышлять, то в этот раз им показали, в каком ключе нужно продолжить эти размышления. Чудесный просветительский тандем наших педагогов заработал. Мы обсуждали, делились идеями, пытались выстроить тренды будущего развития туризма в Тарногском районе (тут был задействован, и тренд Агапита Маркушевского, и тренд Тарногского масла, которое, вы не поверите, ест сам Дед Мороз, выбираясь из Великого Устюга!), привлекающие туристов. Глаза у людей загорелись, да и вариантов, способов, идей им было предложено множество. Остаётся только наедятся, что, хотя бы, часть из них сможет воплотиться в жизнь.
Позже был классический ритуал: печенье, чай, плотный ужин, эмоциональное обсуждение событий и крепкий сон.
Плохого весь день ничего не было. Смущало лишь то, что вожделенно нами от деревенской печки жара опять-таки не было. Наши хозяева – люди северные, у них сама кровь горячая, и нет им надобности греться извне. У нас же надобность погреться у тёплой жаркой печки была, но, уважая правила чужого дома, мы мирно засыпали под тремя одеялами, тихонько постукивая зубами (https://vk.com/wall-189268241_237).
День 4. 21 октября. Следующий день у нас был заключительным, а потому, мы, как свойственно всем туристам, мы старались объять необъятное. Опустим завтрак и подъем, поскольку до этого они были мною описаны достаточно подробно.
Первым в очереди стал уже известный нам «Тарногский музей традиционной народной культуры», в этот раз нам довелось побывать в ещё трёх его отделах. Мемориальный дом-музей А.А. Угрюмова встретил наш радушно, его экспозиция – полное и бесповоротное погружение в быт так называемой «сельской интеллигенции» – врачей, преподавателей, словом тех, кто просвещал «Малые Края» нашей огромной страны. И мы поняли, что работа их, как и наша будущая работа, не напрасны. Помнят, любят, уважают, ценят их вклад и чтят семейную историю людей, которые и кокшорами, т.е. жителями Тарногского района-то изначально не были.
Ещё одним подобным примером является Джанна Танджатовна Тутунджан – армянская художница, малоизвестная в Петербурге, но ставшая народным символом, как для деревни Сергиевской, так и для всей Тарноги. По сути своей чужая, тёплая и южная, она, со временем стала для суровых северян светочем любви к их северной Родине. Жители деревни Сергеевской с радостью и неиссякаемым желанием ждали её приезда на летнюю побывку, и со слезами на глазах провожали в начале зимы. Ей, как человеку искусства, удалось рассмотреть деревенскую душу, и в своей, нетипичной как для графиков, так и для портретистов манере, передать её через слова, мысли, образы, ставшие подписями к картинам. Цикл работ: «Разговоры по правде, по совести», негласный гимн северной деревне, гораздо большее отражение её души, чем то, что мы смогли найти в рассказах нашей доброй хозяйки и, в окружавшей нас в д. Андреевская материальной культуре. Приведу эпиграф, к одной из её картин, как отражение проблем деревни, в сознании самих её жителей:
«– Кабы все наши внуки и дети жили дома…!
– У-у-у, какая деревня была бы!…
– Работы боятся-то и не едут» – а отсюда и самый главный вывод, оставшийся у нас в головах после посещения Музея: не бойтесь работы, друзья! Работа очищает, облагораживает, вместе с работой приходит оживление, как деревни, так и человеческих душ (https://vk.com/wall-189268241_236).
В дальнейшем, нас ждали рассказы о сельскохозяйственной специализации Тарногского района. Начали мы с посещения отдела «Дом пчелы», в котором познакомились с особенностями северного пчеловодства и, что удивительно, даже заглянули в Музей моды, расположившийся на втором этаже, сразу над «пасечным» залом. Предполагаю, что первая экспозиция ориентирована, по большей части на детей, коими мы и являемся, а потому, практически сказочный рассказ экскурсовода о пчёлах, структуре организации их сообществ как социальных насекомых и биологических особенностях, принёс нам множество положительных эмоций.
Но время наше было, увы, ограничено. Спустя полчаса мы, гордым студенческим строем уже двигались по направлению к отделу традиционной народной культуры. Часть эта, к слову, одна из самых обширных и обихоженных из имеющихся в Тарногском краеведческом музее. Экспонаты в витринах и на специальных подиумах, сохранность их на порядок выше, чем та, что в Маркушевском краеведческом музее. Тут проводятся занятия для детей и имеется естественно-научный отдел с чучелами животных, предоставленными как местными охотниками, так и меценатами-таксидермистами. Коллекция музея по-научному организована, экспонаты атрибутированы. Словом, это та часть музея, которой по праву можно гордиться. И жители Тарноги гордятся, гордятся и преумножают.
Завершил наш экскурсионный день Тарногский молокозавод, расположившийся прямо в сосновой бору. Нас пустили на производство, преподнесли подарки (которые мы благополучно отведали за ужином), снабдили брошюрами и отправили дальше, сеять разумное, доброе, вечное и закрывать конференцию в администрации Маркушевского сельского поселения.
Обсудив результаты работы, сказав и выслушав напутствия, мы сделали общее фото и, затем, отправились в дом к В. А. Гребенщикова – главы Маркушевского поселения, любезно пригласившему нас в свою баню. Умаявшись, напившись чая и побеседовав с его прекрасной женой и очаровательной внучкой, мы вернулись туда, где нас уже ждал прощальный ужин.
И закат был ал, а вечер долог. Разговоры тянулись нескончаемой рекой, ведь столько всего мы не успели спросить о житье-бытье кокшаров, столько всего не успели рассказать о себе. Будущее не ясно, а потому, мы не можем знать вернёмся ли снова, но точно знаем, что эту неделю в Тарноге, в деревне Андреевское, провели не зря.
Не устану говорить, о том, как восхитило нас радушие принимающей стороны, но в этот день отметить стоит не столько наш бесплатный променад по историческим ценностям края, сколько сами цены, на билет в музей. Они неоправданно низки, и варьируются в районе 20-50 рублей (при учёте работы экскурсовода и возможности сделать профессиональные фото). Становится понятно: главное для этих людей не заработок, главное – передача опыта поколений, просвещение молодёжи, её привлечение к историко-культурному наследию родного края (https://vk.com/wall-189268241_235).
День 5. 22 октября. Говорят, вставать нужно с восходом солнца. В последний день мы приняли это как факт и перевыполнили план. С пяти до семи мы ели и прощались, совершая уже успевшие устоятся утренние обряды. Ровно в семь загрузились в автобус и отправились обратно в Вологду, но, к счастью, не расслабляться и отдыхать, мы отправились внимать и учиться.
Знакомство с известным Вологодским археологом Иваном Фёдоровичем Никитинским произошло в спешке, но новизна его идей нас глубоко заинтересовала. В ходе последующей экскурсии по Софийскому собору И.Ф. Никитинский не мог отделаться от наших, порой, назойливых вопросов. Внутрь собора мы успели зайти, как в последний вагон поезда: для основной массы посетителей он был уже закрыт. Зрелище, стоит сказать, великолепное, хотя слегка запущенное, но это дело времени. Иконостас, скажу смело, не знает себе равных. Масштабы собора вполне столичные (ведь именно такую «авантюру» и планировал Иван Грозный). Итак, кто-то мечтает «посмотреть на Париж и умереть», а для меня же было достаточно попасть в стены одного из самых грандиозных сооружений России (https://vk.com/wall-189268241_234).
Потом мы держали путь в Музей под открытым небом «Семёнково». Построенная искусственно деревня казалась такой правильной и аккуратной, что невольно, мы начали мечтать: «Ах, если бы в нашей, Андреевской, всё было так…». Домики, представленные в экспозиции, к большому удивлению нашему оказались очень оригиналы. Мы поняли, что создатели Музея их кропотливо искали, исходя из принципа: «самый интересный или самый обычный», после чего описывали, и бережно перевозили на новое место, чтобы сохранить и показать людям шедевры северорусского зодчества. Экскурсия, не сомневайтесь, была выше всяких похвал. Мы не только посмотрели глазами, мы смогли также послушать интерактивные рассказы, прикоснуться к экспонатам столетней давности (каюсь, иногда касались не только душой, но и руками), и даже посидеть за партой в самой настоящей сельской «школе». Видели мы и множество мельниц разных типов, и теперь мечтаем обязательно приехать туда на масленицу, дабы осмотреть их в действии. Говоря кратко, мы узнали: о типах домов (четырёхстенок, пятистенок, шестистенок), о занятиях, верованиях и быте их обитателей, о соотношении мужского и женского начал в деревне, о процессе постройки дома и архитектуре, определяющей социальный статус, идущий в ногу с обязанностями, словом, мы узнали ровно столько, сколько хватит на ещё один мой Отчёт о поездке.
Но хорошее скоротечно, поэтому мы, не думая об окончании, но наслаждаясь процессом отправились дальше (не забыв покачаться на качелях в «Семёнково» и решив, что они всё же хуже качелей у Маркушевского «Родника»). Перекусив и запасшись сувенирами, мы мирно погрузились в поезд, который увёз нас из дома для души, в дом для головы и тела (https://vk.com/wall-189268241_233).
____________________
СНО религиоведения – Выезды СНО – Выезд в Вологду
Фотоальбом выезда: https://vk.com/album107070_281573096
____________________