2013 Малафеева М.А. Эволюция взаимоотношений старообрядчества и государства

______________________________
СНО религиоведенияПубликации СНО  – до 2015
______________________________

Обложка. Актуальные проблемы религиоведения : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией В. В. Балахонского. – Санкт-Петербург : Издательство СПбУМВД, 2013.Малафеева М.А. Эволюция взаимоотношений старообрядчества и государства / М.А. Малафеева // «Актуальные проблемы религиоведения» : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией В. В. Балахонского. – Санкт-Петербург : Издательство СПбУМВД, 2013. – С. 158-160. – URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/2012-2014/2013-malafeeva-evolyutsiya-vzaim.

PDF файл: Малафеева 2913 Эволюция взаимоотн старообр =АктПроблРел МВД : http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Malafeeva-2913-Evolyutsiya-vzaimootn-staroobr-AktProblRel-MVD.pdf

С. 158

 

Малафеева М.А., аспирантка кафедры религиоведения
РГПУ им. А.И. Герцена

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА

Раскол – одно из самых загадочных явлений отечественной истории. О расколе знают все. И о расколе не знают ничего. Отношения старообрядчества с властью всегда складывались не просто. Проследим динамику этих отношений с самого начала.

Церковная реформа патриарха Никона XVII века и последующий за этим церковный раскол разделили российское общество на два непримиримых лагеря: старообрядцев и никониан. В свою очередь государственная власть, во главе с царём Алексеем Михайловичем, поддержав реформы, вызвало резко отрицательный настрой со стороны блюстителей древнего обряда. Конец XVII – начало XVIII века ознаменовалось репрессиями с одной стороны, и формированием старообрядческих общин с другой.

Стоит отметить, что для конца XVII века характерно обострение эсхатологических настроений в частности в старообрядческой среде. Защитники старого обряда усмотрели в реформе патриарха Никона

С. 158-159

явное свидетельство исполнения пророчеств Священного Писания о Последних временах и наступлении царства антихриста.[1]

В представлении защитников старого обряда мир антихриста – это «внешний» мир: официальная «никонианская» церковь, отступившая от «истинной» православной веры, а чаще всего и государство со всеми его институтами. К этому миру могли быть отнесены и приверженцы старого обряда, признающие над собой в какой-то форме государственную власть. Такая постановка вопроса позволяла староверам быть уверенными, что они составляют мир, противостоящий «антихристову царству», который и должен уцелеть, продолжив своё существование после конца света. В число избранных могли входить либо все приверженцы старого обряда, либо отдельное согласие, либо конкретная община и её последователи.

На этом фоне появляется понятие духовного и физического антихриста. Если поповские движения говорят о физическом антихристе, который вот-вот должен придти, и что ему помогает официальная церковь, то беспоповцы придерживаются мнения о духовном антихристе, в лице внешнего мира и в частности патриарха, царя и всей православной церкви. При всём при этом в число слуг антихриста входил не только Никон, начавший реформу, но и цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич с царевной Софьей. Апофеозом воплощения Антихриста стал Пётр 1, затмивший предшественников своими реформами и гонениями.

До времени правления Екатерины II, отношение к приверженцам старой веры оставалось в рамках решения собора 1666-1667 годов, постановившего наложить «клятвы» на неприемлющих новый обряд. С начала правления императрицы отношение к старообрядцам, хоть и не кардинально, но все же меняется, появляется надежда, если не на скорейшее воссоединение, то, по крайней мере, на взаимопонимание враждующих сторон.[2]

За время своего существования старообрядческое движение, несмотря на все притеснения, постепенно набирало силу. Об этом свидетельствует и становление старообрядческой церкви, и непрестанные попытки восстановить священническую иерархию.

С. 159-160

К концу XVIII века происходит некоторое ослабление эсхатологических настроений, а новый XIX век приносит с собой и новые веяния, как на государственном уровне, так и на уровне церковном. Динамика развития взаимоотношений государственных структур со старообрядчеством во второй половине XIX – начале XX вв. была очень интенсивной. С одной стороны, к 50-м годам сложилась система в отношении раскола, цель которой: контроль численности староверов, стремление к локализации его распространения и в конечном итоге, уничтожения раскола как явления.[3] С другой – происходило постепенное осознание того факта, что раскол есть реалия жизни, которая имеет право на существование. Это сперва привело к наделению староверов некоторыми правами в религиозной и гражданской жизни, затем к принятию Закона 3 мая 1883 г. «О правах раскольников», даровавшего им значительные гражданские льготы и право свободного отправления богослужений и, наконец, Манифеста о веротерпимости в 1905 г.

После октябрьской революции 1917 г. советская власть попыталась использовать старообрядцев в борьбе против тихоновской «никонианской» церкви, но потом обрушило молот антирелигиозного террора и на них самих. Несомненно, ситуация радикально улучшилась в начале 90-х гг. XX в. после отмены атеистической политики. С тех пор старообрядческие религиозные организации беспрепятственно регистрируются, им возвращаются культовые здания. Можно говорить о переменах к лучшему, в отношениях между государством и старообрядческими организациями. Однако проблемы ещё есть.

Далеко не все государственные служащие в центре и на местах знают, кто такие старообрядцы. В представлении некоторых из них Православие – это только Московский Патриархат, а все остальные – какие-то подозрительные «сектанты» и «раскольники». Это, разумеется, не способствует улучшению отношений между властями и старообрядцами. Тем не менее, эволюция отношений государства и старообрядчества не стоит на месте, а движется в положительном направлении, хотя и говорить о полном воссоединении, пока нет уверенности.

[1] См подробнее: Гурьянова Н С. Эсхатологическое учение староверов и мессианское царство // Гуманитарные науки в Сибири. Сер. Отечественная история. 2000. № 2. С. 6-11.

[2] Почепцов С. С. Взаимоотношения старообрядческих общин и государства в конце XVIII – начале XIX века: становление единоверия // Анти-Раскол: информационно-справочный портал по расколоведению. https://www.anti-raskol.ru/pages/1131 [12.10.2010].

[3] Ершова О. П. Взаимоотношения старообрядцев с государством и официальной церковью Часть 1 //Старообрядчество и власть. М., 1999. – см.: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/137-l-0-1257.

______________________________
СНО религиоведенияПубликации СНО  – до 2015
______________________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»