___________________
СНО религиоведения – СНО на конференциях – СНО 2019-20
____________________
21 февраля 2020 г. на базе Государственного мемориального музея А.В. Суворова, состоялся Круглый стол с международным участием «Символы войны и победы в религиозной и светской культурах повседневности», в котором приняли участие историки, музейные работники, представители общественных организаций, преподаватели кафедры истории религий и теологии, студенты и аспиранты РГПУ им. А.И. Герцена. Организаторами мероприятия выступили Факультет истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Отделом по взаимоотношениям Церкви и Общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ, Государственным мемориальным музеем А.В. Суворова, Санкт-Петербургский отделением Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», ГМЗ «Царское село» Научно-образовательной теологической ассоциацией, Комиссией по гармонизации этноконфессиональных отношений Общественной палаты СПб, АНО «Центр этнорелигиозных исследований», и Экспертно-консультативным советом по реализации национальной политики на территории Ленинградской области при комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Открыл мероприятие президент Петровской академии наук и искусств, декан факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Воронцов обратился к собравшимся, передав приветствия ректора РГПУ им. А.И. Герцена Сергея Игоревича Богданова.
Приветствия от директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова Владимира Геннадьевича Гронского передал заместитель директора музея Артемий Кириллович Тучапский. Присутствующих поприветствовал и руководитель Отделом по взаимоотношениям Церкви и Общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Александр Пелин.
В первом докладе круглого стола Алексей Васильевич Воронцов отметил, значимость символов войны и недопустимость их осквернения. Он обратил внимание на то, что в последнее время зарубежные страны стремятся умалить роль нашей страны в победе над фашизмом, указывая на то, что пакт Молотова-Риббентропа послужил началу войны. Однако это был один из множества договоров, и он оттянут войну для нашей страны на несколько лет. Говоря о символах победы Воронцов вспомнил песню «Вставай страна огромная», исполненную на Белорусском вокзале в первые дни войны, которая воодушевляла наших воинов.
Передавая слово следующему докладчику А.В. Воронцов сообщил собравшимся о том, что в ближайшее время в РГПУ им. А.И. Герцена будет открыт ученый совет по теологическим и педагогическим проблемам.
Со вторым докладом «Функционирование символов победы в дискурсах современности» на круглом столе выступил заведующий кафедрой истории религий и теологии профессор Александр Михайлович Прилуцкий. Он отметил, что одной из функций сакральных символов является обеспечение связи поколений. Поэтому не случайно, что круглый стол, посвящённый Великой Отечественной войне, проводится в музее Суворова, собрав исследователей, педагогов и будущих учителей – студентов педагогического университета. Сегодня очень важно, чтобы представители разных религий и культур осознавали своё единство. В последнее время происходит искажение сложившихся символов. Часто верующие не понимают, почему священнослужители разных религий и конфессий совместно возлагают цветы к вечному огню, а некоторые считают это действие языческим. Можно провести опрос граждан, и понять, что они не будут соотносить его с языческим или зороастрийским обрядом.
Схожей демонизации подверглись образы красной звезды, георгиевского креста и ленты. Орден Георгия Победоносца – высшая награда Российской империю, которую вручали вне зависимости от исповедания. И здесь религиозная символика носила консолидирующую функцию, а не разделяющую. А георгиевская лента – использовалась как гвардейская лента и как элемент советских наград, – отметил профессор Прилуцкий, уточнив, что в действующих частях Красной армии во время войны не запрещалось использование георгиевских крестов и бантов на светских мундирах. Поэтому, советская идентичность не столько отрицала предшествующую, сколько впитывала прежнюю.
Заведующий религиоведческой лабораторией факультета истории и социальных наук Алексей Михайлович Богачев выступил с докладом про психологические аспекты символов Победы. Он обосновал, что именно пиковые переживания глубинных чувств – любви, преодоления, перехода через пустоту, подвигают человека на подвиги. Общее единение народа происходило из-за того, что Советский союз защищал добро против зла. Это была битва добра со злом. Отсюда и современный бессмертный полк. В матрице русской культуры заложено то, что она даёт возможность обратиться к чувству сопричастности ближнему, поэтому эта культура межнациональная, всемирная, как говорит профессор А.И. Субетто. Сегодня, заключил докладчик, опыт Великой отечественной войны пронизывает современную жизнь, предавая ей сакральности.
С третьим докладом выступил научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Иванович Юркевич, рассказавший о военной символике и наградах. Он также обратил внимание на политику двойных стандартов в отношении жертв и воинов европейских стран и Советского Союза. Обращаясь к примерам военного символизма, он рассказал про то, как во время войны одна женщина, которой сын оставил дома орден, так как не было икон дома, то молилась на орден святого Александра Невского, и сын вернулся. Говоря о помощи религиозных образов в войне, докладчик привёл примеры, когда Богородица защищала солдат в бою, как по приказу облетали на самолётах с иконами города, и те выдержали оборону, как бежавшим из блокадного Ленинграда старик в зипуне дал хлеб, а добравшись до ближайшей деревни они увидели его в церкви на иконе – то был Николай Чудотворец.
С ответным словом выступил доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель Ассоциации «Этна» Алексей Викторович Гайдуков, отметивший недопустимость перекладывания заслуг победы на «гипостазированные существа» и принижение роли русского солдата в победе, тех тягот и лишений, что выпали на него как с вражеской, так и со своей стороны. В качестве примера консолидации современного общества были приведены примеры областной конференции «Церковь и война», проходившей в 2016-2018 гг. и опыте Петербургского муфтията, организующего ко Дню Победы для ветеранов и мусульманской молодёжи на Синявинские высоты автобусные экскурсии, которые проводит священник Вячеслав Харинов. Возложение цветов на могилы защитников города и совершение поминальной молитвы православным священником в облачении и муфтием в облачении демонстрирует не только участникам поездки, но и посетителям мемориала связь поколений и значимость подвига народа в защите Родины.
Подытоживая доклады профессор Прилуцкий отметил такую особенность народного сознания как мифологизация и героизация событий войны, что вписывается в семиотическую систему повседневности, где символы войны и победы в религиозной и светской культурах являются весьма значимыми.
Алексей Гайдуков
Фотографии: Алексей Гайдуков
Анастасия Тютюкова
(страница в разработке )
___________________
СНО религиоведения – СНО на конференциях – СНО 2019-20
____________________