2000 Гайдуков А.В. Диссертация Заключение

____________________
Публикации Гайдукова1997-2000Диссертация Гайдукова
____________________

Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):

Гайдуков, А.В. Идеология и практика славянского неоязычества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.06 – философия религии / РГПУ им.А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 165 с. (URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/2000-gajdukov-a-v-ideologiya-i-praktika-sla-2)

PDF файл для скачивания: Гайдуков А.В. Диссертация 2000 Идеология и практика славянского неоязычества (с)

____________________
Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Заключение
Приложения
Библиография
____________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главным достижением современного развития России является формирование нового демократического общества, признающего равноправие различных философских, религиозных, политических и культурных движений и объединений, многообразие интересов и взглядов. Одним из проявлений демократизации в постсоветской России стало лавинообразное появление национальных, политических, религиозных, индивидуальных и мультикультурных идеологий и возрождение архаических мифологических архетипов народного сознания, выразившееся в язычестве и неоязычестве. Народы Крайнего Севера и Поволжья, полностью не утратившие архаическое мировоззрение, практически и не переставали быть язычниками. Городская же интеллигенция, отразившая в своем сознании христианский и атеистический периоды истории нашей страны, обнаружив утрату культурной преемственности, стала реконструировать дохристианские религиозные верования и мифологию, перенося их на современную жизнь. Эта реконструкция, основанная на научных разработках, народных суевериях и жизненном опыте ее создателей явилась основой возникшего в конце 1980-х гг. неоязычества.

За распадом СССР последовал и распад общегосударственной идеологии, послуживший поводом к росту национального самосознания, усилившегося во время политических и экономических кризисов. В поисках объединяющей национальной идеи стали появляться и религиозные концепции, одной из которых стало славянское неоязычество, выросшее на славянской (русской) этнонациональной почве. Таким образом наиболее значимой предпосылкой появления славянского неоязычества стали политико-экономическая нестабильность. Второй группой предпосылок возникновения славянского неоязычества стали общесоциальные явления, выраженные негативными последствиями урбанизации с целью восстановления природосообразного образа жизни предков в век экологических катастроф и хищнического потребления природных ресурсов. Третью группу составили мировоззренческие предпосылки, произошедшие на фоне кризиса государственной идеологии. Этот период связан с появлением большого количества изданий по дохристианским верованиям, языческой информации в Интернете и архаических мотивов, представленных в современной музыке, живописи и художественной литературе.

Неоязычество имеет богатую историю, в которой можно выделить два этапа. Первый связан с ростом национального самосознания и национализмом с элементами неоромантизма, положивших неоязычество в основу фашистских и националистических доктрин в Германии и других странах Европы в 1920 – 1930-х гг. Вторая волна неоязычества возникает в Европе и США в 1960 – 1980-х гг. на фоне молодежной контркультуры и экологических движений. Славянское неоязычество по времени попало во вторую волну, однако в его идеологии преобладают элементы первого этапа. Будучи неоднородным по составу участников, структуре групп, целям и характеру коллективных действий, оно выразилось в виде общественных организаций, политических объединений и религиозных групп (общин).

Славянское неоязычество представлено тремя типами групп: национал-патриотического, природно-экологического и этнографическо-игрового характера, с преобладанием представителей первого типа.

Идеология славянского неоязычества включает пять основных вопросов, связанных с религиозно-философскими, природно-экологическими и националистическими представлениями, а также с происхождением ролью человека в системе мироздания.

В основе религиозно-философских аспектов славянского неоязычества лежат представления о делении мира на три части: Явь, Правь и Навь и о существовании Единого Бога, предстающего в разных ликах, проявлениях (богах, духах, явлениях природы и в самом человеке). В отношении объекта поклонения славянское неоязычество может выступать как пантеизм, политеизм, или генотеизм.

Природа представлена одним из проявлений Единого Бога, поэтому неоязыческое сознание экологично и обладает гибкостью. Происхождение человека в славянском неоязычестве представлено как креативность и генезис рождения, при этом славяне (русские) являются прямыми потомками ариев, вместе с ними дав начало всем европейским культурам. Славянский этногенетический миф представляет славян более древним народом, позволяет ему относится к другим с позиции старшего брата – покровительственно требовательной и снисходительной. Также существует тенденция к отделению славянского этноса от полиэтнической русской нации. Здесь славянские неоязычники часто выступают с позиции этнического национализма, хотя при этом возможно и культурно образующее понятие нации. В связи со стремлением создать Россию, как мононациональное (монокультурное) государство, наблюдается неприятие иностранного и инокультурного влияния. Сюда относятся проявления антисемитизма и ксенофобии, обычно открыто не афишируемые.

В отношении других религий в славянском неоязычестве в зависимости от типа группы существуют разные подходы. Национал-патриотическим свойственно воинственное отношение к авраамистическим религиям, основанным, по их мнению, на неприемлемом иудаизме. Основой неприятия является христианское положение о человеке, как рабе божием, в то время как он одно из проявлений бога или его сын. В природно-экологических группах свойственно толерантное отношение ко всем религиям, как равноправным путям к постижению Бога. При этом народное православие может отождествляться со слегка видоизмененным дохристианским ведизмом. Этнографическо-ролевая группа, симулирующая игровое архаическое пространство, обычно включает элементы идеологий первых двух групп и не представляет серьезного объекта изучения.

Славянская неоязыческая символика базируется на традиционных символических матрицах. Как и вся неоязыческая идеология и мифология она основана на собственном прочтении исторических, этнографических и фольклорных исследованиях. В ней можно выделить числовую символику, в которой неожиданно редко встречаются архетипы чисел 7 и 9. Среди графических символов преобладают солярные, представленные свастическими вариациями и рунические, основанные на своем представлении древней славянской письменности.

Религиозные практики включают обряды жизненного цикла, связанные с представлением о поэтапном переходе человека в процессе жизни от одного состояния к другому. Такой переход сопровождается инициациями, тяжесть которых зависит от характера неоязыческой группы.

Наиболее часто справляемыми обрядами являются календарные, соответствующие солнечно-лунному циклу и разделяемые обычно на три этапа: Зачин, Пир и Игрища. Такое построение обряда обеспечивает максимальное сплочение неоязыческих групп, отводя место для серьезных обрядов, застолья и увеселений. В ситуативных обрядах преобладают обережные, лечебные и очистительные практики.

В качестве культовых мест славянские неоязычники, продолжая дохристианские традиции, почитают природные «места силы» и устраиваемые на них святилища. Традиционное расположение святилищ на возвышенности иногда может нарушаться созданием специальных углублений для установки идолов. Боги в славянском неоязычестве традиционно изображаются в виде антропоморфных деревянных изваяний (идолов). Хотя иногда встречаются своеобразные резные и расписные иконы.

Сложная иерархия служителей культа может прописываться, но обычно не исполняется. Традиционно обряды проводит жрец, который и совершает различного рода жертвоприношения.

В разных типах неоязыческих объединений присутствуют разные идеологические мотивации. Экологическим группам свойственны охрана природы, натуризм, натурализм, защита человека от каменных джунглей и синтетического питания, обращение к Матери-Сырой-Земле: работа на огороде, возрождение старинных экологических способов ведения сельского хозяйства. Идеологическими мотивациями для этнографо-историческо-ролевых групп стали воспитание детей, не оторванных от культурных корней, ретранслируемых через обряды, восстановление лекарских и знахарских традиций, фольклорные элементы. Политическим и национал – патриотическим группам свойственны проявления национализма и ксенофобии (антииудаизм, антихристианство, антисемитизм и антиавказизм). Важными моментами здесь являются занятие представителями других народов социальных ниш, недоступных русскому населению, необходимость объединения против более могучих сил (иудаизма, мирового заговора, банковских олигархий, НАТО), политический кризис, гонения со стороны христианства, засилие иностранной культуры, валюты, «гнилых американских ценностей» и прочего.

Психологическая мотивация участия обычно связана, во-первых, с компенсаторной функцией. В неоязыческую субкультуру могут идти и социальные деприванты, и не реализовавшиеся лидеры. Здесь они могут получить уважение и власть. Относительно большой коллектив дает удовлетворение коллективистским потребностям после развала партийных и общественных организаций. Выраженная субординация компенсирует проблемы психологических типов «начальника» и «подчиненного». Понимание роли мужчины как главы патриархальной семьи компенсирует современную женскую эмансипацию, а также иногда легитимизирует полигамные отношения. Среди других мотиваций можно выделить мистическую. Всеобщее увлечение магией и мистикой, шаманскими, знахарскими и психотерапевтическими практиками определило и обращение к язычеству.

Идеология и практика славянского неоязычества представляет его как разноплановое явление социокультурной, религиозно-политической направленности, находящееся в стадии быстрого развития. Изучение данного феномена необходимо учитывать при прогнозировании национально-политической ситуации в стране. Адекватный подход к славянскому неоязычеству может обеспечить переход основной массы его участников в природно-экологические типы групп, разрядив тем самым национальную напряженность и высвободив большие силы для потенциального созидания в условиях новой идентичности.

Изучение неоязычества важно и в плане выявления общих закономерностей функционирования и развития, взаимозависимостей религиозного и политического, религиозного и социально-психологического в целостном процессе развития общества, в структуре детерминации этих существенно разных, относительно самостоятельных, но в то же время взаимозависимых явлений.

Исследования неоязычества не осуществлены в ряде своих аспектов. Язычество и неоязычество должно стать объектом междисциплинарных исследований комплекса наук – этнографии, религиоведения, истории, социологии, культурологии, психологии и других наук.

____________________
Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Заключение
Приложения
Библиография
____________________

Гайдуков, А.В. Идеология и практика славянского неоязычества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.06 – философия религии / РГПУ им.А.И. Герцена. – СПб., 2000. – 165 с. (URL: http://ethna.su/biblioteka/Гайдуков-1997-2000-публикации/2000-Гайдуков-А-В-Идеология-и-практика-сла-2)

Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).

____________________
Публикации Гайдукова1997-2000Диссертация Гайдукова
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»