____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
Гайдуков, А.В. Воспитание детей и подростков в славянском неоязычестве // Вестник всеобщей истории: Межвузовский сборник / Кафедра всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена. – Вып. 3. – СПб.: Нестор, 2000. – С. 12-23. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/2000-gajdukov-vospitanie-detej-i-podrostkov-v-slavyanskom-neoyazychestve. |
PDFфайл: Gaydukov_2000_Vospitanie_detey_i_podrostkov_v_slavyanskom_neoyazychestve
Гайдуков А.В.
Аспирант кафедры религиоведения
факультета социальных наук
РГПУ им. А.И.Герцена
Воспитание детей и подростков в славянском неоязычестве
На рубеже начала третьего тысячелетия все чаще можно увидеть людей, совершающих обряды возле костра, причем не только в лесу, но и в городах на специально оборудованных капищах и святилищах- С ними вместе в обрядах участвуют и дети. Среди современных язычников достаточно много не только молодежи в возрасте 20-30 лет,[[1] 1] но и подростков, детей самих неоязычников и их друзей. Данная статья посвящена проблеме воспитания детей и подростков в духе славянского неоязычества и основывается на материалах, полученных автором у представителей неоязычества в 1997-2000 г., а также содержащихся в публикациях на эту тему.
Понятие «неоязычество» в силу своей разноплановости не сводимо к религии как таковой, общественному или политическому движению. Под неоязычеством понимается совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Наибольшее развитие в России получило славянское или русское неоязычество. В противоположность язычеству волжских и северных народов России, во многом сохранивших архаический образ жизни, понятие «неоязычество» предполагает перерыв в традиции {в данном случае христианским и атеистическим периодами). Неоязычество реконструирует (возрождает) ее в современном обществе, утратившем прежнюю систему мышления, языческий менталитет и мифологические архетипы. Большинство представителей неоязычества отвергают это понятие, заменяя его другими: «язычество», «ведизм», «Традиция», используя имена собственные («Орден Джива- храм Инглии» (далее – инглиизм, Омск; Луггарианство, Тверь; «Схорон еж словен», СПб), принятые в философии и религиоведении термины («монизм», «политеизм», «прамонотеизм», «теизм»), либо вообще избегая конкретных определений. За рубежом наряду с «неоязычеством» существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («естественные» и «родные» религии), этнические религии, «Deep Ecology» («глубинная экология») и др. Религиозные и идеологические основы разных групп различаются вплоть до противоположности.[ [2] 2]
С.12
С.13
Представляется возможным разделить славянское неоязычество на три типа объединений или групп: 1) национал-патриотические, входящие в состав национальной правой, участвующие в политических акциях; 2) природно-экологические, стремящиеся к сближению с природой и восстановлению гармонии с ней; 3) этнографическо-игровые, свойственные подросткам – участникам ролевых игр по мотивам произведений Дж. Р.Р. Толкиена и других образцов фэнтези, а также для людей, занимающихся реконструкцией народного быта, одежды, танца, славянских ратоборств и т.п., но не связанных с правыми.
Самой распространенной формой неоязыческих объединений является община из 10-15 человек, возглавляемая одним авторитетным лидером и/или советом «старейшин», обычно подчиненных лидеру. Возможны группы из 3-5 человек, без официального лидерства. Встречаются и крупные объединения, занимающиеся «просветительской и образовательной» деятельностью, проводящие семинары, лекции и т.п.
Возрастной состав неоязычников может быть самым широким. Для национал-патриотических групп более характерны лидеры более старшего возраста, чем их адепты; люди, накопившие определенный жизненный опыт. Возраст адептов этого направления 20-40 лет. Для природно-экологических групп возрастные рамки могут быть самые разные. К этнографическо-игровым чаще принадлежат 16-20-летние подростки. Практически везде вместе со взрослыми в коллективных практиках[[3] 3] участвуют и их дети. Что же привлекает детей и подростков в язычестве и славянском неоязычестве в частности? Как дети становятся язычниками? На обряды их обычно приводят родители или родственники, являющиеся сторонниками язычества, реже их приглашают друзья или посторонние. Для детей такое поведение является естественной формой проведения свободного времени, своеобразной игрой с вождением хороводов, пением и прыжками через костер. Тинэйджеры, подростки 12-16 лет, часто приходят к языческой идеологии самостоятельно, по причинам, характерным и для взрослых язычников.[ [4] 4] Но чаще всего преобладают литературные, спортивные, экологические и игровые мотивы. Крайне редко подростки приходят в язычество по политическим мотивам,[ [5] 5] это более характерно для молодежи 18-25 лет. Существенным является и поиск новой общей идентичности со взрослыми, отличающимися от обычных людей, и возможность реализации с ними нетрадиционных форм протестного поведения.
Посмотрев несколько видеофильмов о викингах или о дохристианской Европе, прочитав пару популярных книг по исторической тематике, или многочисленные фэнтези,[ [6] 6] подростки, желая
С.13
С.14
подражать любимым героям, вырезают деревянные мечи и отправляются помахать ими на ролевых играх. Ролевики и некоторые группы молодежи, такие, например, как современные хиппи, обладают своей мифологией, сформировавшейся под влияниями книг Р. Толкиена и других авторов фэнтези, получившей свое развитие в хоббитских игрищах. Беганье с мечами-топорами по лесам сближает с природой. Ритуальная магия воинов-ролевиков в свою очередь проникается «народно-природной» культурой, что облегчает переход к дохристианским традициям. Этому же способствует всеобщее увлечение магией и мистикой. А добавление национального колорита, связанного, например, с музыкой таких групп, как «Двуречье» или «Иван Купала», обращает подростков в частности и к славянскому язычеству.
Многих людей, в том числе и подростков, к язычеству приводит осознание себя составной частью природы, желание осуществлять свою деятельность в соответствии с глубинной экологией, рассматривающей проблемы воспитания человека и охраны Природы. Многие обряды проводятся на природе, в «местах силы», практикуются специальные походы в экологически чистые или аномальные зоны («Крина»; женская община «Доброслава», Рязань), в горы, в глухие леса, на озера, к священным камням и источникам. Нередко наравне со взрослыми столь дальние походы совершают и их дети, начиная с 3-4-хлетнего возраста. Так им прививается любовь к родной природе и умение преодолевать трудности. Большую воспитательную ценность имеют личные поступки и поведение взрослых язычников на природе. Дети с малых лет приучаются соблюдать экологические правила устройства стоянок, заготовления дров и т.п., узнают новые для себя растения и природные материалы, способы их употребления.
Отдельные проявления язычества часто сопутствуют различным экологическим акциям. Так, в 1998 году группой московских школьников был совершен экологический поход протеста против строительства на Кольском полуострове атомной электростанции. Участники похода доказывали необходимость использования энергии прибрежных ветров для получения электричества. Ими был заложен столб Стрибога – бога ветров с символическим изображением розы ветров.
В природоохранных целях группа молодежи из «зеленых» в начале 1990-х планировала создать особый «языческий культ» с шумными ночными практиками для отпугивания дачников от садоводства в урочище Донцы Ленинградской области, незаконно получившего землю на территории природного экологического памятника.
Важную роль в формировании языческого мировоззрения играют занятия русскими ратоборствами, в первую очередь славяно-го-
14
15
рицкой борьбой А.Белова.[ [7] 7] Тренировки проводятся с использованием старославянских слов и фольклорных элементов.
Не стоит забывать также, что для подростков язычество с «то обрядностью, мифами, магией и поединками является таинственной игрой, позволяющей уйти от техногенных реалий современности и очутиться в сказке, ощутив себя ее героем. Взрослые язычники нередко наделяют себя вычурными или знаменитыми историческими именами и самыми разнообразными титулами, вплоть до «Волхва Всея Руси», что также вносит элементы игры. Иногда ролевики заигрываются, теряя ощущение реальности, и такое сказочное игровое восприятие формирует у них языческие мировоззрение и идеологию.
Обычно родителями-язычниками детям с малолетства объясняется система целей и ценностей. Она определяется формулой «природа – родина – народ» и опирается на несколько положений. Ребенок воспитывается в понимании того, что человек не раб божий, а сын. Это формирует его как свободную самостоятельную личность. Экологические особенности неоязычества определяют человека не как властелина природы, а ее составную часть наравне с богами, духами, животными и растениями. Ребенка приводят к осознанию того, что он может брать от природы не более того, чем ему необходимо, ибо цель человека в неоязычестве – соответствие нравственным и природно-экологическим требованиям. Поэтому он свободен в выборе и соблюдении нравственных норм, зная, что за их невыполнение последует воздаяние. Языческое воспитание накладывает на ребенка и ряд требований, нацеленных на укрепление семьи и патриотизма. Он обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своем потомстве и семье, защищать территорию и людей своего рода. Такое воспитание осуществляется обычно личным примером и во время обрядов. Каждый возрастной шаг в древности сопровождался обрядами, которые несли глубокий смысл. Подобные обряды, реконструированные по историко-этнографическим материалам, либо самосочиненные предлагаются и представителями славянского неоязычества. Обычно дети проходят обряды возрастных инициаций и имянаречения. Последний может проводиться как в младенчестве, но чаще осуществляется во взрослом дееспособном возрасте и связан с получением дополнительного славянского имени к уже имеющемуся паспортному.
Рассмотрим для примера обряд имянаречения, проводившийся на озере Разлив (Ленинградская обл.) 1 мая1998 года. Мужчина (отец) проходит обряд очищения – совершает омовение в озере, разжигает костер. Вокруг костра проводится круг, очерчивающий священное пространство. В него встают отец и мать с ребенком на руках.
С.15
С.16
Дедушка и бабушка стоят за чертой, «своим присутствием утверждая живую связь времен и поколений».
Отец произносит по наитию (т.к. «в язычестве есть гармония мира, но нет канонов») хвалу Солнцу, Ветру, Небу, Земле и Русским Богам, отдавая под их покровительство своего сына. С ребенка снимается пеленка и бросается в огонь. Ребенок освящается родниковой водой и солью (соль земли). После обряда происходят традиционные застолье и игры на природе.[ [8] 8]
Здесь, обряд имянаречения носит скорее знаковый характер для родителей и выполняет функции оберега ребенка.
Возрастные инициации более часты и связаны с определенными этапами социализации ребенка. В «Тропе Трояновой» выделяют и предлагают реконструировать три таких этапа.
Первый в 2-3 года, когда ребенка посвящают в пол: до этого он был дитя, а после пострига идёт разделение на мальчиков и девочек. Второе посвящение в 7 лет – переход в ученичество. Ребенок сдает экзамен на знание законов мира, как в песне «Девка семилетка». Заканчивается ученичество испытанием, после которого – свадьба: мужчина становится князем, а женщина – княгиней, хранительницей домашнего очага, вдохновительницей на подвиги своего князя.[ [9] 9]
В.Казаков (Калужская славянская община) рассказывает об обряде Пострига, проводившемся польскими язычниками в июне 1988 г. Вероятно подобные обряды практикуются в Калужской славянской и Обнинской общинах с некоторыми текстовыми изменениями. Обряд состоит в пострижении волос ребенка семи лет от роду, в знак его перехода из-под опеки матери под опеку отца, из-под
С.16
С.17
опеки божеств Лели и Полеля под власть Перуна (или Лады). Юнак в белой рубахе садится на табурет вблизи горящего огня. Старейшина открывает торжество чтением требника, подходит к вставшему посвящаемому и задает вопросы, на которые тот отвечает:
Кто ты будешь? – Поляк смелый
Какой знак твой? – Орел белый.
Где живешь ты? – Между вами
В каком крае? – В земле польской
Что земля та? – Моя отчизна
Чем добыта? – Кровью и шрамом
Кто ты ей? – Польское дитя.
Что ты должен? – отдать жизнь.
Во что веришь? – Поляк — значит человек смелый.
Смелый мыслью г словом, делом
Поляк – правый Славянин
А Славянин – это язычник!
Так учили меня родители
Так я мыслю, тем горжусь.
Юнак садится на табурет, старейшина берет ножницы с подноса, срезает ими пучок волос и предает их Огню. Юнак встает, старейшина объявляет, что ему дано имя и вручает свидетельство. Все поют гимн. Первым постриженного поздравляет отец, он же произносит первое слово на пиру.[ [10] 10]
Обряд посвящения 11-летнего мальчика в юноши, проводившийся на Ярилин день (1998 г.) общиной «Коляда» (Москва), выглядел так: подросток стоит перед жрецом возле костра в окружении представителей общины. Две женщины держат его за руки, третья стоит рядом. Жрец спрашивает у общинников, что должен знать и уметь юноша, и предлагает ему три испытания: на силу – символическая борьба со взрослым мужчиной; на смелость – четыре мужчины берут мальчика за руки и за ноги и несут, раскачивая к реке; на ум и смекалку – девушки задают ему сложные вопросы самого разного плана. После испытаний жрец произносит хваления богам и нарекает мальчика юношей. Весь обряд носит игровой и более символический характер, нежели реальная инициация.
Кроме посвящений и имянаречений существуют и другие обряды. Так в «Схорон еж словен» практикуются очистительные прыжки через костер. При этом мужчина (отец, родственник или жрец) прыгает или перешагивает огонь, держа ребенка на руках на волчьей шкуре, что символизирует помощь и поддержку со стороны всех взрослых в общине (всей стаи). На их праздниках среди полусотни человек всегда присутствуют 5-10 детей. Кроме того, здесь существует специальная группа подростков, занимающаяся с тренером и обучающаяся выносливости и основам рукопашного
С.17
С.18
боя. Подростки с удовольствием участвуют в обрядах, не отстают от взрослых в метании молота в изображение Чернобога – олицетворение зла.
Очень часто современными язычниками проводятся общественные акции, связанные с воспитанием детей. Так, общиной «Вятичи» курируется центр детского народного творчества в Царицынском парке Москвы (дача А.П. Чехова), под их руководством дети принимают регулярное участие в очистке территории парка от мусора, помогают Матери Сырой Земле. Несколько лет назад, прямо во дворе Дачи пытались установить большого идола. Однако из-за несогласия руководства центра с откровенно языческой символикой идола убрали, но установили нового в самом парке рядом с историческими курганами вятичей.
А.Егоров с Клубом Древнерусских ратоборств «Святогор» (г. Коломна) часто проводят показательные выступления на стадионах, в школах, рассказывают о том, кто они такие, чем занимаются, что такое воинское искусство и ведическое мироощущение. В руководимой им спортивной секции занимается около полусотни подростков, некоторые из которых специально приезжают в Коломну из Москвы, Рязани и коломенских пригородов. Занятия проводятся в виде трехразовых тренировок: бойцовская {кулачный бой), борцовская (в зале) и клубный день – исторической фехтование, стрельба из лука, совместное чаепитие. Иногда организуются специальные занятия с элементами «психогимнастики» на базе славянской культуры для развития воинской духовности. Особого акцента на ведическую культуру не делается, но, по словам А.Егорова, входящие в общину воины (взрослые мужчины) – это те, кто уже выбрал ведический путь, у кого уже сформировано ведическое мировоззрение. Подростки, занимающиеся в секции, участвуют в городских праздниках и театрализованных мероприятиях, удачно выступают на фестивале боевых и традиционных искусств России в Москве и других городах. Помимо этого, «Святогор» активно участвует в целом ряде общероссийских историко-культурных, спортивных, экологических программ и движений, его инструкторов постоянно приглашают для проведения занятий, организации семинаров и сборов в разные города России, от Карелии до Сибири. Обо всем этом регулярно публикуются статьи в местных газетах, привлекая внимание детей и их родителей.[ [11] 11]
Лучше всего вопрос с воспитанием детей поставлен в «Тропе Трояновой» – организации, отрекающейся ныне от понятия «язычество», но на деле придерживающейся весьма архаических практик. «Тропа» начиналась в 1991 году с эзотерических групп, пытавшихся что-нибудь позаимствовать из Русской традиции. По-
С.18
С.19
степенно состав троповых общин сменился, в них остались последователи конкретной традиции Тропы как наследницы скоморохов и офень.[ [12] 12] Ими организован Российский Фонд Культуры «Тропа Троянова» и историко-психологический колледж, ставящие своими целями «возрождение лучших нерелигиозных духовных традиций русской народной культуры и сохранение их преемственности через обучение и использование в обыденной жизни».
Организаторы «Тропы» регулярно проводят семинары в разных городах России (Екатеринбург, Иваново, Москва, Петербург, Тобольск и др.). Летние слеты на «Острове» на озере Чебаркуль собирают до 500-600 человек, многие из которых приезжают с детьми. Взрослые занимаются в специальных психо-тренинговых группах по 12-15 человек. К мастерским женских рукоделий «Пи- санок», «Поясов», «русского вольного боя» со временем добавился «Молодежный троповый казачий круг», включающий мастерскую по подготовке допризывников «Армия», мастерскую школы выживания «Волчатник» или «Школа Всё Наоборот», мастерская по работе с дошкольниками «Песочница». Эти мастерские являются отделениями кафедры «Детской возрастной и педагогической психологии» колледжа. Здесь дети З-б лет, приходя в «Школу выжимания», проходят все три мастерских, получая навыки выживания в условиях двора, улицы, города, школы, леса и т.д.[ [13] 13] В рамках школы дети, уходя из мира взрослых, живут своей самостоятельной жизнью. Они делают маленькие пакости взрослым для того, чтобы люди оставались бдительными в любое время, не разбрасывали свои вещи и думали, что делают.[ [14] 14] Для девочек, занимающихся рукоделием, действует мастерская «Подворье Бабы- Яги», где они постигают секреты прядения льна, ткачества, вышивки и шитья. В 1998 году на «Острове» действовало три Бабы- Яги: у Младшей обучались девочки 7-11 лет, у Средней 12-15 лет, у старшей 16-23 лет (лельник, купавник, невестник).
Во время семинаров команда волчат дежурит по столовой, распространяет среди гостей газету «Тропа», их энергия направляется взрослыми в «мирное русло». Игры и занятия для детей зачастую придумываются спонтанно. Так, чтение взрослыми русских народных сказок вызвало в детях желание самостоятельного сочинительства. Не только на детей, но и на взрослых рассчитано издание Петербургским издательством «Тропа Троянова» серии книг «Полное собрание русских сказок». На летние выездные семинары от детей требуются медицинские справки как в спортивный лагерь, что свидетельствует о высоких санитарно-гигиенических требованиях и реальной заботе организаторов о детях.[ [15] 15]
В газете «Тропа», почти всегда уделяется место детской тематике, либо их собственным публикациям, описываются народ-
С.19
С.20
ные детские игры, публикуются детские стихи, скороговорки, песни.[ [16] 16] Цикл развивающих программ для детей с использованием материалов и методик Русского Культурологического колледжа Тропы Трояновой рассчитан на три возрастные категории 5-7 лет, 7-10 лет (1-3 класс), 10-11 лет (4-6 класс).
Через гимнастику, игру, рисунок, песни, сказки и театр Тропой Трояновой предлагается воспитание детей в духе самодеятельности, разумности и ответственности за свою жизнь; их обучение способам выживания и полноценной жизни в условиях экологической и социальной напряженности, разумному поведению и общению в мире детей и взрослых. Циклом развивающих программ для детей ставятся задачи снятия эмоционального и физического напряжения, страхов через осознание и понимание, раскрытие способностей ребенка и постепенного расширения возможностей восприятия детей сообразно их возрасту.
Театральное воспитание, основанное на сопереживании и личном участии в мистериях, с 1980-х годах практикуется Общиной «Царство Мокоши», имеющей свое хозяйство в деревне под г. Можайском Московской области. Здесь уже 13 лет активно действует скомороший театр «Суряница», проводящий свои представления с участием местных детей. На праздники к ним собирается по несколько сотен человек из соседних деревень, причем по большей части дети. Язык искусства универсален и доступен всем, как и язык природы. «Суряница» выбрала свой оригинальный театральный язык. Эпические произведения преподносятся в форме, с одной стороны, восходящей к древней традиции представлений, тонко отражавшей состояние природы и людей в зависимости от времени года, с другой стороны, эта форма адекватна классической манере театра, не вступая в противоречие с русской традицией.
Необходимо отметить, рост интереса к славянским дохристианским верованиям не только среди неоязычников. Достаточно широк стал круг литературы, пропагандирующей язычество. Но наряду с последними научными исследованиями[[17] 17] важно выделить литературу, адресованную непосредственно школьникам, где активно пропагандируется «Велесова книга» и связанный с нею пласт современной исторической мифологии. Некоторые издания дают весьма подробное описание языческих верований[[18] 18] и апеллируют уже не только к школьникам, но и к преподавателям.[ [19] 19] Курсы лекций по дохристианской истории Руси с акцентом на верования читались идеологом «Союза венедов» В.Н.Безверхим в Псковском университете в начале 1990-х. В 1998 году в Рязанском госпедуниверситете проходил специальный семинар, посвященный этой же теме, а в Коломенском пединституте введена
С.20
С.21
дополнительная специальность русского рукопашного боя, руководимая А.Егоровым. В связи с тем, что языческие верования Древней Руси очень часто получают при этом совершенно ненаучное освещение, необходим очень тщательный и аккуратный подход к рассмотрению данных вопросов со стороны педагогов.[ [20] 20]
Итак, мы видим, что дети часто с удовольствием включаются в языческие обряды и праздники, их привлекает красочность и простота действий. Многие с не меньшим удовольствием бы поиграли в русские народные игры и без праздника, но они сейчас не популярны среди подростков. Хождение же в хороводе посреди Села дня может быть воспринято сверстниками не только неадекватно, но и критически – как детсадовские игры. Хороводы, совместное пение с детства известных песен, возможность громко и от души поорать (примерно такую же возможность давали демонстрации в советское время), возможность подержать в руках настоящий меч – все это привлекает детей к участию в языческих обрядах. При этом подростки, в отличие от дошкольников, обычно сами определяют свое желание участвовать в языческих обрядах, осознанно осуществляя свой выбор. Их мнение может учитываться другими общинниками, тем более, если подросток прошел обряд посвящения в юноши, либо проявил себя в общих мероприятиях (в основном это касается мальчиков).
В неоязыческом воспитании детей преобладают нравственные основы, нацеливающие ребенка на гармоничное и экологичное сосуществование с окружающим их миром – обществом и природой, в большинстве случаев в рамках веротерпимости, политической и национальной толерантности. Прививание любви к родному краю и осознания необходимости защиты его от посторонних посягательств в экологическом, экономическом и политическом планах формирует мышление ребенка как полноценного гражданина. Однако необходимо отметить недопустимость подмены в процессе воспитания детей понятия «патриотизм» фанатичным национализмом, свойственным некоторым праворадикальным политическим объединениям. С другой стороны, необходимо избегать необоснованных обвинений в адрес неоязычества, основанной на нем субкультуры или проводимого неоязычниками экологически ориентированного воспитания своих детей.
С.21
С.22
Примечания
[1] 1. См.: Гайдуков А.В. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социологический и антропологический анализ / Под. ред. В. Костюшева. – СПб.: СПб филиал Института социологии РАН; 1998. – С. 24-50. (URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm).
[2] 2. См.: Гайдуков А.В. Национальная идея в славянском неоязычестве // Вестник всеобщей истории. Вып. 2. – СПб.: Нестор, 1999. – С. 111-127.; Гайдуков А.В. Велесова книга как основа мировоззрения славянского неоязычества // Сакральные тексты в истории и культуре: Материалы VII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. – СПб.: ГМИР, 1999. – С. 56-57.
[3] 3. См.: Гайдуков А.В. Особенности культовых практик в славянском неоязычестве // Герценовские чтения 1999: Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: ФСН РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 212-213.
[4] 4. См.: Гайдуков А.В. Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России // Поиски исторической психологии: Сообщения и тезисы докладов Международной междисциплинарной научной конференции. СПб., 21-22 мая 1997 г. / Под ред. Т.В. Партаненко и В.И. Старцева. – СПб.: Издательская группа кафедры русской истории РГПУ имени А. И. Герцена «Третья Россия», 1997. – С. 131 – 134.
[5] 5. См.: Гайдуков А.В. Политические аспекты возникновения неоязычества в России // Герценовские чтения 1997: Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: ФСН РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 157-160.
[6] 6. См.: Гайдуков А.В. Роль исторической беллетристики в формировании языческого мировоззрения у россиян // Герценовские чтения 1998: Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: ФСН РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 237-239. О генезисе и особенностях фэнтези см.: Сапковский А. Варенник, или Нет золота в Серых Горах // Сапковский А. Дорога без возврата: Повести, рассказы, эссе / Пер. с польского Е.П. Вайсброта. – М.: «Фирма Издательство АСТ», 1999. – С. 408-446.
[7] 7. См.: Белов А. К. Славяно-горицкая борьба: Изначалие / Изд. 2-е. – М.: НКДР, 1993; Белов А. Поклонение Перуну // мифы и магия индоевропейцев / Под ред. А. Платова. – Вып. 2. – М.: Менеджер, 1996. – С. 29-42.
[8] 8. Станислав. Имянаречение // Славянский вестник. – СПб. – 1998. – № 1 (002). – С. 3.
[9] 9. Дробыш С. Подворье Бабы-Яги // Тропа. – СПб. – 1998. – № 11. – 20-30 июня.
[10] 10. Казаков B.C., вл. Богумил. Мир славянских богов. Калуга, 1997. – С. 57-60.
[11] 11. Егоров А. Посвящение (Посвящение воинов в Перунов день. На земле Переславской) // Мифы и магия индоевропейцев / Под ред. А.Платова. – Вып.1. – М.: Менеджер, 1995. – С. 42-60;
С.22
С.23
Егоров А. В центре «Святогор»: Коломенские ратоборцы – одни из сильнейших в России // Куйбышевец. – Коломна. – 1994. – 25 марта; Егоров А. Загадки «Русских вед» // Коломенская правда. – Коломна. – 1993. – 26 июня; Егоров А. Как происходит самое страшное // Куйбышевец. – Коломна. – 1994. – 18 марта; Егоров А. Коломенские святки // Коломенская правда. – Коломна. – 1999. – 9 января.
[12] 12. Офени – социальная группа, основным занятием которой была торговля вразнос, коробейничество. В «Тропе» их считают преемниками скоморохов, которые в свою очередь унаследовали тайны магии и народной психологии с дохристианских времен.
[13] 13. Месяц Л.Я. Кафедра детской, возрастной и педагогической психологии // Тропа. – СПб. – 1998. – № 5. – 1-10 марта.
[14] 14. Алиса Н. Мы жили отдельно от всех взрослых… // Тропа. – СПб. – 1998. – № 7. – 10-20 апреля.
[15] 15 Несоблюдение санитарно-гигиенических норм участниками внешне похожего по организации молодежного слета «Rainbow» («Радуга»), проводившегося летом 1998 г. под ст. Мшинской (Ленинградская обл.), стало причиной его закрытия и плетями с выдворением 450 человек в Петербург. См. об этом:
Бредова 3. Година А. Столкновение субкультуры и силовых структур на примере разгона фестиваля «Радуга» 4 августа 1998 года // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социологический и антропологический анализ / Под. ред. В. Костюшева. – СПб.: СПб филиал Института социологии РАН; 1998. – С. 244-261. (URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/bredova-godina.htm)
[16] 16. См. например: Лягушатник // Тропа. – СПб. – 1998. – № 9. – июнь; Песочница // Тропа. – СПб. – 1998. – №4. – 10. – 20 февраля.
[17] 17. См. напр.: Васильев А.М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром: Языческая реформа князя Владимира. – М.: Индрик, 1999.
[18] 18. Сторожев А.Н., Сторожев В.Н. Россия во времени: Уч. пос. по истории России для школьников, студентов и преподавателей. – М.: Вече, 1997.
[19] 19. Васильев М. Л. Языческая реформа князя Владимира // Преподавание истории в школе. – 1993. – № 6 (некритический обзор истории, основанной на Велесовой книге); Мир русской души / сб. ст.: А.Н. Алексеева, И.В. Грачева, М.А. Качаева. – Рязань: Узорочье, 1998 (сборник составлен из материалов научно просветительского семинара «Русское просвещение» при Рязанском госпедуниверситете им. С.А. Есенина).
[20] 20. См.: Гайдуков А.В. Возрождающиеся дохристианские верования в России как объект исследования и предмет преподавания // Религия, религиоведение, богословие в российском образовании: Европейский форум «За свободу в образовании». Коллоквиум «Учитель XXI века» СПб., 14.05.1997. – СПб.: СПбГУПМ, 1997. – С. 26-29.
С. 23.
Гайдуков, А.В. Воспитание детей и подростков в славянском неоязычестве // Вестник всеобщей истории: Межвузовский сборник / Кафедра всеобщей истории РГПУ им. А.И. Герцена. – Вып. 3. – СПб.: Нестор, 2000. – С. 12-23. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/2000-gajdukov-vospitanie-detej-i-podrostkov-v-slavyanskom-neoyazychestve.
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника.
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________