Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010;
2011-15; 2016-2020; 2021-25; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Гайдуков А.В., Скачкова Е.Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования) // Знаки и знаковые системы народной культуры-2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29-30 ноября 2019 г. Санкт-Петербург. – СПб., 2019. – С. 282-293. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-skachkova-odezhda-i-svyashhenny. |
Гайдуков А.В., Скачкова Е.Ю.
Одежда и священные знаки
в воззрениях современных родноверов
(по материалам социологического исследования)*
УДК 291.2
Гайдуков Алексей Викторович
доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А. И. Герцена; глава Ассоциации «ЭТНА»
Скачкова Елена Юрьевна
магистрант кафедры истории религий и теологии
РГПУ им А.И. Герцена
Настоящая работа представляет первичные результаты исследования использования, значения и места народной одежды и узоров (священных знаков) у последователей современного русского/славянского язычества. Несмотря на неоднозначность и полемичность языка данного исследовании мы будем понимать под понятием «язычество» дохристианские и нехристианские религиозные и культурные традиции, исторически запечатленные в народных представлениях (мировоззрении и поверьях), действиях (обрядах, выражениях) и предметах народной культуры (в данном случае – в особенностях одежды, её частях, узорах, а также придаваемых им значениях). Обычно «языческое» в русской народной культуре оказывается тесно и неразрывно переплетено с «православным» и «христианским», проявляясь в формах синкретического «двоеверия» или «народного православия», значительно расходящихся с догматическим христианским богословием. Под «новым язычеством», в отличие от исторического, мы будем понимать современное язычество, воссоздаваемое жителями городов и проявляющееся, в первую очередь, на уровне неавраамического вероучения (мировоззрения),
282____________________
283
переосмысленной и дополненной народной обрядности, её древних и новых языческих знаков.
Под «родноверием» в данном исследовании будут пониматься различные проявления славянского и русского нового язычества, отмеченные опрашиваемыми в ответах на вопрос о самоназвании как собственно «родноверие», так близкие по культурной принадлежности «Славянская традиция», «Русская вера», «Вера предков», «Родная вера» и пр. последователей родноверия называют родноверами. Общим понятием «Асатру» (от исландского Ásatrú – «вера в асов») здесь будут названы различные варианты «Северной Традиции» – скандинавского, германо-скандинавского язычества, в том числе одинизм, вотанизм, локианство, рёкатру, тротт и близкие им последователи данных направлений Последователей Асатру называют асатруа. Понятие «викка» (от английского wicca – «ведьмовство») охватывает широкий круг современных ведьмовских/колдовских практик, обычно не связанных с культурой какого-либо одного народа. Последователей викки обычно называют викканами.
На обрядах, проводимых современными язычниками можно встретить большое разнообразие народных сряд и справ с узорами, связанных с особенностями их исповедания. К сожалению, их изучению было посвящено всего несколько работ [1; 2]. Под срядой понимается девичий, женский и бабий убор, включающий одежды, поясной убор, украшения, головной убор, обувь; справа – мужской убор.
Цель исследования – выяснить, какая народная одежда носится в современности, в первую очередь родноверами, установить её соответствие историческим образцам, как на уровне внешнего вида, так и на уровне значения, определить роль и понимание одежды и знаков в современном язычестве.
Характеристика исследования. Ассоциация экспертов, научных работников и специалистов «Центр исследований и экспертиз “ЭТНА”» (до 2018 г. – Центр религиоведческих исследований «Этна») на протяжении пяти лет проводит опросы участников народных гуляний, проводимых Союзом славянского наследия «Крина» в Ленинградской области, а также опросы современных язычников и родноверов на праздниках и в социальных сетях. В этот раз для исследования были выбраны три целевые аудитории, среди которых в сентябре и ноябре 2019 г. было проведено три схожих опроса:
1) участники народных гуляний «Славянский Спас» 22 сентября 2019 г. – «практикующие», представляющие смешанный вероисповедный состав (опрос охватил 32 человека – около 70% из 50 участников праздника);
2) посетители сайта «ПАНТЕОН» (https://pantheon.today; прежнее название «Paganka.blog») – «практикующие» или «теоретизирующие»
283____________________
284
современные язычники различных направлений (опрос проводился с помощью приложения «Анкеты» ВКонтакте, размещённого в группе «ПАНТЕОН. Язычники России» ВКонтакте (https://vk.com/p_a_n_t_e_o_n) и собрал на конец ноября 200 ответов);
3) участники народного гуляния «Царскосельская вечерина» в Санкт-Петербургском аграрном университете – преимущественно православные (не-язычники), участники песенных коллективов (опрос проводился в сети Интернет с помощью анкеты, составленной в Google-формах и собрал 32 ответа).
Первой задачей стало выявление исповедальной принадлежности опрашиваемых.
В первой выборке, среди участников «Славянского Спаса» более половины (56,25%) могут назвать себя язычником, а менее трети (28,13%) – нет. На основе их самоопределения, а также с учетом косвенных признаков мы выделили две группы опрошенных: родноверы (40%) и язычники (22%), не проявляющие следование славянской (русской) культуре. Оставшиеся 48% дали другие ответы. В отдельную группу, включающую представителей первых двух, попали все участники общины Крина в целом (57%). Две пятых опрошенных (40,2%) не являются членами общин или объединений.
Во второй выборке на сайте «Пантеон» более половины отвечавших являются последователями родноверия (59,50%), следующая по численности группа – Асатру (17,00%), за ними следует «просто язычество» без уточнения направленности – 11,50%, Викка – 7,50% и «другое» – 4,50%.
Стоит отметить, что из двухсот опрошенных язычников только треть (34,3%) является участниками общин, половина (51,2%) – не принадлежит к какой-либо общине или объединению, включая 47,3% тех, кто не принадлежат к общинам и не собираются в них вступать. Это может свидетельствовать об индивидуализме, нежелании обрядового взаимодействия и, как следствие, – об отсутствии единых (для общины) подходов к пониманию значения и символики одежды и узоров.
В третьей выборке среди участников «Царскосельской вечерины» при маленькой выборке православные составили чуть более трети (34%), родноверы – четверть (25%), неверующие (атеисты) – 21,88%.
Таким образом, подтвердилась наша изначальная гипотеза о различиях в характеристике трёх выборок (как «смешанной», «языческой» и «в большей мере православной»), в составе которых присутствуют родноверы в количестве от четверти до почти двух третей (59,5%) опрошенных. Это означает, что во всех трёх выборках сильно́ влияние дохристианской славянской (русской) народной культуры. В такой ситуации возможно утверждать, что для опрашиваемых окажется значимым использование русской народной одежды и узоров. 283____________________
284
В опросниках, специально разработанных для трёх выборок, среди прочих были общие вопросы. Представляется интересным сравнить ответы на них.
По данным переписи 1897 г. 80% населения России составляли сельские жители. Для них одежда, особенная для каждых племён, народностей и народов, проживающих в России, была, во-первых, неотъемлемым атрибутом, а во-вторых являла собой нечто священное. В настоящее время большая часть населения России – горожане. Для них уже нет синтагматической связки «одежда» – нечто важное, священное, с чем связан общий уклад жизни то, чему необходимо уделять значительное внимание. «Народная одежда» перестала быть «второй кожей», продолжением личности, превратившись в некое отдельное явление. Следование народной культуре должно предполагать ношение одежды, принятой в данной культуре. Поэтому выявление количества тех, кто её носит, может показать глубину следования народной культуре (исторической) или вновь созданной действительности (сконструированной).
Первое, что необходимо было выяснить, носят ли опрашиваемые особую одежду, отличную от общепринятой и соответствующую их вере. На этот вопрос положительно отвечали больше половины участников опроса (табл. 1).
Таблица 1.
«Носите ли Вы особую одежду, отличную от общепринятой, соответствующую Вашей вере/ исповеданию?»
№ | Ответ |
Славянский Спас, % |
Пантеон, % |
Вечерина, % |
1 | Не ношу |
28,13 |
47,00 |
16,67 |
2 | Ношу |
65,63 |
51,50 |
83,33 |
В первой выборке среди участников «Славянского Спаса» особую одежду носят две трети опрошенных. Однако если посчитать данные отдельно по исповедальным группам, получим более четкие различия (табл. 2). Почти 85% родноверов носят народную одежду, в то время как среди язычников лишь 29% носят, 57% – не носят, при этом 14% затрудняются с ответом. Это означает, что те, кто не обозначил свою принадлежность к славянскому или русскому язычеству (родноверию), не проявляют привязанность к народной культуре и особую одежду почти не носят.
284____________________
285
Таблица 2.
Исповедальные группы первой выборки:
«Носите ли Вы особую одежду, соответствующую Вашей вере?»
№ |
Ответ |
Родноверы, % |
Язычники, % | «Крина», % |
Всего, % |
1 |
Не ношу |
15,38 | 57,14 | 17,65 | 28,13 |
2 |
Ношу |
84,62 | 28,57 | 76,47 |
65,63 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
0,00 | 14,29 | 5,88 |
6,25 |
Неоднозначными оказались данные по второй выборке, где изначально ответили, что не носят особую одежду 34,50%, однако при уточнении вида одежды их число выросло до 46,50%, а дополнительный уточняющий закрытый вопрос о том, когда именно носится одежда, увеличил их количество почти до половины (47,5%). Здесь также удобно разделить отношение к одежде по выявленным исповедальным группам (табл. 3).
Таблица 3.
Исповедальные группы второй выборки: «Носите ли Вы особую одежду, соответствующую Вашей вере?»
Ответ |
Родноверы, % | Асатруа, % | Язычники, % | Виккане, % | Всего, % |
Не ношу |
40,00% |
64,70% | 57,90% | 66,67% |
47,50% |
Ношу |
59,99% | 35,28% | 42,10% | 33,34% |
52,50% |
Как видим, у родноверов в полтора раза чаще преобладают ответы о ношении одежды. Остальные язычники особую одежду в большинстве случаев не носят, причём у асатруа и виккан их количество почти вдвое больше тех, кто её носит.
Лучше рассмотреть полученные результаты поможет уточнение ответов о том, когда язычники носят одежду, отличную от общепринятой (табл. 4). Треть опрошенных не носят особой одежды, полагая, что их исповедание этого не требует. Таковыми являются каждый четвёртый родновер, каждый второй асатруа, а у виккан их количество достигает 60%. Это может свидетельствовать о том, что их
286____________________
287
привязка к народной культуре невелика, а также и о том, что для них могут быть более важными мировоззренческие и обрядовые проявления их исповедания, а не вещные. Кроме того, каждый десятый из опрошенных не носит особой одежды, хотя его единоверцы носят. Показательным является то, что каждый десятый, из «просто язычников» не обладает обрядовой одеждой, но намерен её приобрести. Это может свидетельствовать как об их неподготовленности, так и о неготовности выполнения обрядов.
Таблица 4.
Вторая выборка: «Когда Вы носите особую одежду, соответствующую Вашей вере?»
Ответ | Родноверы, % | Асатруа, % | Язычники, % | Виккане, % | Другое, % | Все, % |
|
40,00 | 64,70 | 57,90 | 66,67 | 33,33 | 47,50 |
1.1 не ношу, моё исповедание это не требует | 24,17 | 50,00 | 42,11 | 60,00 | 33,33 | 33,50 |
1.2 не ношу, хотя мои единоверцы носят | 12,50 | 11,76 | 5,26 | 0,00 | 0,00 | 10,00 |
1.3 пока не ношу | 3,33 | 2,94 | 10,53 | 6,67 | 0,00 | 4,00 |
|
59,99 | 35,28 | 42,10 | 33,34 | 66,67 | 52,50 |
2.1 надеваю только на богослужениях и главных обрядах | 12,50 | 11,76 | 26,32 | 20,00 | 8,33 | 14,00 |
2.2 надеваю на все обряды | 32,50 | 8,82 | 5,26 | 6,67 | 16,67 | 23,00 |
2.3 ношу постоянно в повседневной жизни | 2,50 | 2,94 | 0,00 | 0,00 | 8,33 | 2,50 |
2.4 часто ношу в повседневной жизни | 8,33 | 11,76 | 5,26 | 6,67 | 16,67 | 9,00 |
2.5 иногда | 3,33 | 0,00 | 5,26 | 0,00 | 16,67 | 3,50 |
2.6 другое | 0,83 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,50 |
287____________________
288
Для 37% участников опроса связанная с исповеданием одежда, отличная от общепринятой повседневной, является в первую очередь обрядовой. Только на главные богослужения её надевает каждый четвертый из «просто язычников» и каждый пятый викканин. Для каждого третьего родновера более важно надевать особую одежду на все обряды. Интересно отметить, что у асатруа среди своей группы самый высокий процент (11,76%) часто носящих такую одежду в повседневной жизни.
В третьей выборке при ответе на вопрос с несколькими вариантами ответов по 16,67% отметили, что не носят такую одежду и что часто носят её в повседневной жизни (табл. 5). Большинство (60%) опрошенных носит особую одежду только на праздниках, 43,3% – на выступлениях своих коллективов, по 20 % – на религиозных праздниках и особых событиях в жизни.
Таблица 5.
«Когда Вы носите особую одежду, соответствующую
Вашей вере?»: ответы третьей выборки
1 | не ношу такую одежду | 16,67% |
2 | на народных праздниках | 60,00% |
3 | на выступлениях своего коллектива | 43,33% |
4 | на религиозных праздниках | 20,00% |
5 | на особых событиях в жизни моей семьи (рождение ребенка, свадьба, похороны) | 20,00% |
6 | часто ношу в повседневной жизни | 16,67% |
7 | на богослужениях и обрядах | 13,33% |
8 | ношу постоянно в повседневной жизни | 3,33% |
В трёх выборках перечисление названий обрядовой одежды были достаточно обширными (табл. 6). Однако при этом было указано очень мало наименований одежды и всей сряды. Были упомянуты общеизвестные названия: рубаха, сарафан, пояс, но никто не назвал, «сряду», «срузу», «шушпан», «шушун», «нагрудник», «повойник». Это может свидетельствовать об отрыве от народной культуры, какой она была в 19 – первой половине 20 в. и о том, что сейчас «традиция» –
288____________________
289
это нечто новое созданное без ясного понимания закономерного уклада.
В первой выборке 56,25% участников «Славянского Спаса» назвали обрядовые одежды, среди которых каждый третий упомянул рубаху, в два раза меньше голосов набрало платье. Во второй выборке с сайта «Пантеон» назвали одежду 59% отвечавших, из которых половина назвала рубаху, а более четверти – пояс. Схожие результаты продемонстрировала третья выборка на «Царскосельской вечерине», где ответы дали 90%, из которых каждый второй назвал рубаху, каждый третий – пояс, каждый четвертый – сарафан. Таким образом, в условном рейтинге в 163 ответах по трём выборкам на первом месте оказалась рубаха, набрав 47,24% голосов, пояс – 24,54%, платье – 12,27%, а сарафан – 10,43% голосов. Стоит отметить, что половина виккан назвала мантию как обрядовую одежду.
Таблица 6.
Виды обрядовой одежды в трёх выборках
Виды одежды |
«Славянский Спас» |
Сайт «Пантеон» |
Вечерина |
|
1 | Рубаха | 33,33% | 49,15% | 48,15% |
2 | Пояс | 5,56% | 27,12% | 29,63% |
3 | Платье | 16,67% | 10,17% | 18,52% |
4 | Понева | 0,00% | 7,63% | 7,41% |
5 | Сарафан | 11,11% | 6,78% | 25,93% |
6 | Юбка | 5,56% | 5,93% | 14,81% |
7 | Платок | 0,00% | 4,24% | 7,41% |
8 | Мантия | 0,00% | 5,93% | 0,00% |
Завершая краткий обзор опроса, стоит обратить внимание на то, какое значение имеет для опрашиваемых одежда с особыми знаками (табл. 7).
Полученные ответы свидетельствуют о том, что для большинства (94,5%) отвечавших сряда и справа со знаками принадлежности к их вере обладают особым значением. Поэтому их надевают на праздники и значимые события личной жизни, которые можно определить как обряды перехода, календарного круга или внутреннего круга жизни.
Почти половина отвечавших (47,5%) воспринимает одежду духовным оберегом, для 42,55% она обозначает принадлежность к вере
289____________________
290
или исповеданию, но не принадлежность к общине, что отметили лишь 6,5%. Это может свидетельствовать о том, что за исключением нескольких общин у большинства языческих сообществ не выработаны чёткие требования к нарядам и не определены их значения. При этом каждый третий язычник полагает, что обрядовая одежда обладает магическим свойством или является символом бога, богов или духов, а каждый пятый, что может обеспечивать с ними связь. Сравнительно малая часть опрошенных низводит значение одежды до определённых практических целей – влияние одежды на поведение отметили 18,5%, на душу – 18%, а на тело – 13% опрошенных.
Таблица 7.
Значение обрядовой одежды с особыми знаками
в третьей выборке (многовариантный ответ)
1 | является духовным оберегом | 47,50% |
2 | обозначает принадлежность к вере/исповеданию | 42,50% |
3 | обладает магическим свойством | 34,00% |
4 | символ бога/богов/духов | 32,00% |
5 | обеспечивает связь с богом/богами | 22,50% |
6 | влияет на поведение | 18,50% |
7 | влияет на душу | 18,00% |
8 | просто символ(ы) | 14,50% |
9 | влияет на тело | 13,50% |
10 | обозначает принадлежность к общине/ объединению/ организации | 6,50% |
11 | не имеет значения | 5,50% |
Анализ ответов об использовании узоров, соответствующих языческому исповеданию, показывает, что для викккан и асатруа они более значимы, чем одежда (табл. 8). Все (!) виккане и почти все (97%) асатруа их носят, в то время как у родноверов и «просто язычников» не носят около 15%.
290____________________
291
Таблица 8.
Исповедальные группы второй выборки: «Носите ли Вы особые узоры, соответствующие Вашей вере?»
Ответ | Родноверы | Асатруа | Язычники | Виккане | Другое | Всего |
Не ношу | 14, 17% | 2,94% | 15,79% | 0,00% | 41,66% | 13,00% |
Ношу | 85,83% | 97,06% | 84,21% | 100,00% | 58,33% | 87,00% |
Уточнение ответов об узорах позволяет сделать выводы о необходимости их ношения (табл. 9).
Исходя из отсутствия ответов асатруа и виккан о том, что они такие узоры «не носят, хотя их единоверцы носят» а также из малого количества отрицательных ответов из-за того, что «вера этого не требует», можно заключить, что особые знаки (узоры) являются у них необходимыми, в отличии от особой одежды.
В отличие от одежды особые узоры почти не надеваются только на обряды. Три четверти асатруа, более 60% родноверов носят их постоянно. Более половины виккан – постоянно, а 40% – часто в повседневной жизни. Таким образом, можно заключить, что наличие узоров является более значимым, чем одежда.
Блок вопросов относительно использования особых знаков, соответствующих исповеданию опрашиваемых, позволил выявить их наиболее употребляемые названия среди современных родноверов: «алатырь», «коловрат» («коловорот»), знак солнца, солярные знаки, «крест Мары», «цветок папоротника», «знак Велеса». Первоисточником большинства из этих изображений, их названий и значений в том значении, в котором они сейчас употребляются, являются книги А. Ю. Хиневича «Славяно-арийские веды» (в 2016 г. признанных экстремистскими материалами).
Таким образом, выделение среди всех опрошенных трех групп – «родноверов», «просто язычников» и «православных» позволило нам уточнить характеристики каждой из них. Среди родноверов высок процент наделения народной одежды особым значением, при этом он, как правило, не уточняется, и связан в большей степени с принадлежностью к родной культуре.
291____________________
292
Таблица 9.
Вторая выборка: «Когда Вы носите особые узоры, соответствующие Вашей вере?»
Ответ | Родноверы, % | Асатруа, % | Язычники, % | Виккане, % | Другое, % | Все, % |
|
14,17 | 2,94 | 0 | 15,79 | 41,66 | 13 |
1.1 не ношу, моё исповедание это не требует | 7,50 | 2,94 | 0,00% | 5,26 | 33,33 | 7,50 |
1.2 не ношу, хотя мои единоверцы носят | 6,67 | 0,00 | 0,00% | 10,53 | 8,33 | 5,50 |
|
85,83 | 97,06 | 100 | 84,21 | 58,33 | 87 |
2.1 надеваю только на богослужениях и главных обрядах | 0,83 | 0 | 0 | 5,26 | 8,33 | 1,00 |
2.2 надеваю на все обряды | 5,00 | 0 | 0 | 0,00 | 0,00 | 3,50 |
2.3 ношу постоянно в повседневной жизни | 62,50 | 76,47 | 53,33 | 47,37 | 50,00 | 62,00 |
2.4 часто ношу в повседневной жизни | 16,67 | 17,65 | 40,00 | 26,32 | 0,00 | 18,50 |
2.5 иногда | 0,83 | 0,00 | 6,67 | 5,26 | 0,00 | 1,50 |
2.6 другое | 0,00 | 2,94 | 0,00% | 0,00 | 0,00 | 0,50 |
В целом, среди современных язычников не наблюдается единства понимания значения и роли одежды. Если в народной культуре 19 – середины 20 века можно отметить четкую регламентацию ношения сряды и справы в соответствии с обрядами жизненного/календарного круга, то в среде современных родноверов присутствует профанация традиционной народной культуры, попытки её смешения с современными или чуждыми элементами, переопределение значений, её стилизация и приспособление под
292____________________
293
сегодняшние нужды. В настоящее время сохраняется лишь размытое представление о том, что на народных праздниках одежда должна быть особая – «народная», «славянская», «родная». Обряды круга жизни при этом практически игнорируются. В итоге мы наблюдаем некий конструкт, который современные язычники обычно обозначают как «славянская одежда». В эту категорию попадает любая одежда, которая внешне напоминает русскую народную. Она может дополняться предметами и узорами из других неавраамических культур (от германо-скандинавской до современной индийской, тибетской и даже африканской), из вымышленных миров компьютерных и ролевых игр, а также современными «изобретениями» в роде узорного очелья (плетеной ленты на голове) у мужчин или кованного стального венца у жрецов.
Результаты исследования показывают, что современное родноверие – это лишь попытка осмыслить и воссоздать реальную историческую культуру и традицию, во многом утраченные городским населением в 20 в. Довольно часто её источниками у современных родноверов становятся авторские тексты и вольное истолкование культуры, а не её межпоколенная передача от матерей дочерям, как это было для большинства населения России вплоть до середины 20 века.
Список литературы
- Гайдуков А.В. Значения обрядовой пищи в славянском наследии // Знаки и знаковые системы народной культуры-2018. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 16-18 ноября 2018 г. С-Петербург. В 2-х кн. Кн.1. СПб., 2018. С. 316-324.
- Шиженский Р.В. «Родноверческий оберег»: погружение в языческую традицию XXI века / Р.В. Шиженский, Е.С. Суровегина // Научное мнение. 2017. № 12. С. 10-14.
* в тексте, выложенном на сайте были исправлены неточности, допущенные при опубликовании в сборнике.
Библиографические данные публикации: Гайдуков А.В., Скачкова Е.Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования) // Знаки и знаковые системы народной культуры-2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29-30 ноября 2019 г. Санкт-Петербург. – СПб., 2019. – С. 282-293. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/2018-gajdukov-skachkova-odezhda-i-svyashhenny. |
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010;
2011-15; 2016-2020; 2021-25; Последние ; Публикации «Этны»
____________________