____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):
Гайдуков, А.В. Проблемы воспитательной работы по профилактике религиозного радикализма в вузе // Пути гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде: Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Семикина, П.В. Румянцевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С.69-73. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/gaydukov-a-v-problemyi-vospitatelnoy-rabotyi-po-profilaktike-religioznogo-radikalizma-v-vuze.
Проблемы воспитательной работы
по профилактике религиозного радикализма в вузе
Алексей Викторович Гайдуков,
доцент кафедры социологии и религиоведения
РГПУ им. А.И.Герцена,
президент Центра религиоведческих исследований «Этна».
В последнее время освещение экстремизма и терроризма стало постоянной составляющей новостей. Думал ли кто-то из советских людей четверть века назад в стране почти победившей «религию – опиум народа» о том, что не только СССР прекратит существование, но что актуальной станет проблема религиозного экстремизма? Представляли ли юные пионеры, что в будущем им придётся беспокоиться о том, чтобы их дети не стали выступать против церкви, законной власти или уходить в военизированные банд-формирования?
В последнее время в российских вузах в воспитательной работе с молодёжью всё большее внимание уделяется вопросам профилактики радикализма и экстремизма.[2,3] Причин и предпосылок у данных явлений множество и необходимо воздействовать на каждую из них. Однако противостоять им возможно только комплексно – в системе образовательных, воспитательных и досуговых мероприятий, направленных на создание положительных мотиваций студентов в профессиональной, научной, досуговой, волонтёрской деятельности, в формировании позитивной идентичности, в осознании благополучных перспектив трудоустройства и семейной жизни.
В данной статье, не претендующей на всеохватность, отметим лишь некоторые проблемы, осознание которых необходимо для осуществления адекватной воспитательной работы в вузе по профилактике религиозного радикализма.
Подростковое протестное поведение весьма часто выражается в открытом радикализме. Однако не всегда он начинает принимать противоправные формы. Этому посвящено популярное утверждение, приписываемое У.Черчиллю, Б.Расселу, Б.Шоу «Кто в молодости не был радикалом (вариант: либералом) – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». Логичным выводом из этого утверждения может стать идея переориентации молодёжной активности и стремления к справедливости в «мирное русло».
Одна из проблем – отсутствие единой терминологии и понятийного аппарата, а также понимания преподавателями, осуществляющими воспитательную деятельность, того, что именно от них требуется. В данном случае требование руководства «чтобы работа велась, и всё было спокойно» не являются указанием к конкретным видам деятельности. Здесь неправильно понятые установки, могут привести к ограничению прав и свобод студентов, их дискриминации, что как раз и может послужить причиной радикализма. В худшем случае, сами «воспитательные действия» могут быть квалифицированы как нарушающие законодательство.
Попробуем разобраться с основными понятийными подходами в нашем вопросе.
1) Профилактика или борьба. Необходимо различать борьбу с экстремизмом, возлагаемую на специальные силовые структуры, и профилактику, доступную педагогам и добропорядочным гражданам. Сотрудники вуза должны заниматься, прежде всего, профилактикой радикализма и экстремизма.
2) «Борьба со всем плохим». В обывательском, юридическом и научном дискурсах представления о радикализме и экстремизме принципиально различаются. Благодаря средствам массовой информации и некоторым терминологическим манипуляциям недобросовестных политиков в сознании обывателя все «измы» смешались в единый образ абсолютного зла: «терроризм», «экстремизм», «радикализм», «фашизм», «национализм»… к которым примыкают различные религиозные, сексуальные и социальные девиации. Благодаря такому подходу усиливаются социальная истерия и фобии, что может спровоцировать эскалацию радикализма в среде тех, кого заподозрили во всём выше перечисленном. В глазах пожилых людей носителями подобных негативных проявлений в первую очередь становится молодёжь, продолжающая многовековую традицию противостояния отцов и детей, традиции и реформации, консерватизма и революции. Поэтому очень важно, чтобы профилактика радикализма не определялась именно этими признаками.
3) «Свои» и «чужие». В современной ситуации некоторые действия, связанные с силовыми способами реализации реальных или мнимых прав и свобод могут трактоваться как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», то есть, как экстремистские. Наглядным примером таких подходов служит представление о нашем доблестном разведчике и их, чужом подлом шпионе. Исходя из этого положения, некоторые православные активисты считают необходимым «дать адекватный ответ» бесчинству антицерковных радикалов и полагают возможным игнорировать действующее законодательство и даже публично обосновывать это. В глазах неверующей и невоцерковленной молодежи такое поведение дискредитирует не только таких активистов, но и всю Русскую православную церковь. Более того, радикальные и экстремистские действия активистов, оправдываемые «защитой» традиционных политических и церковных институтов, могут спровоцировать нападки на простых верующих, не причастных к данной борьбе. Именно поэтому создание разного рода «казачьих», «православных» и «кавказских патрулей», претендующих функции правоохранительных органов и на право применения силы не нашло поддержки в Санкт-Петербурге.
3) Радикализм и экстремизм. Понятие «радикализма» по-разному воспринималось в разное время в разных странах.[1] Отечественное законодательство предлагает различные его трактовки от нормативных до противоправных. Этому дискуссионному вопросу посвящено множество исследований.[1,5,6] Однако, «радикализм» в общем понимании есть «отстаивание и применение радикальных методов в решении вопросов теории и практики, в частности политических». В области политики радикализм часто выступает синонимом экстремизма, а в религиозном контексте – сравнивается с фундаментализмом.
В.А. Пономаренков и М.А. Яворский дали чёткое разграничение этих понятий: радикализм «это форма реализации той или иной идеологии или форма влияния на отдельные социальные институты. Такое влияние может осуществляться как вполне законными средствами и методами, так и нелегитимными, а порой и насильственными. В свою очередь, фундаментализм может быть радикальным, а может и не быть таковым. В связи с чем экстремизм можно представить как насильственную (крайнюю) форму радикальной идеологии».[4]
Однако данный подход разделяется не всеми. Поэтому в обсуждении проблем экстремизма в первую очередь необходимо отделить обывательское представление о значении этого понятия и юридическое, исходящее из определения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и включающее 13 видов действий. Статья 282.1 Уголовного кодекса РФ предлагает иную, более краткую формулировку экстремистской деятельности как преступления, «совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
4) Религиозный радикализм и экстремизм
Исследователи различают несколько видов политического радикализма и экстремизма, имеющих различные мотивации и цели: религиозный, этнический, социальный. Четыре пункта статьи 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» описывают религиозные проявления:
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, … общественных и религиозных объединений … соединенное с насилием либо угрозой его применения.[8]
Однако не все религиозные проявления являются радикальными. Часто проблема, связанная с религиозным радикализмом, в большей мере касается проблемы идентичности у приезжей молодёжи. Оказавшись вдали от родины, молодые люди объединяются в землячества или диаспоры по территориальному, либо этно-национальному признаку. Объединяющим фактором здесь может выступать ислам. Незнание своей религиозной традиции и нежелание следовать наставлениям духовных лиц, понимающих специфику «петербургского ислама», порой вынуждает приезжую молодёжь проявлять агрессию и неуважение к местной культуре и искать «другой», «правильный» ислам. Это создаёт благоприятную почву для пропагандистов радикальных и экстремистских настроений.
У Санкт-Петербурга имеется богатый опыт по профилактике радикальных настроений в молодёжной среде. Реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы [7] посвящены различные мероприятия, в том числе и курсы повышения квалификации в РГПУ им. А.И. Герцена. Пройдя занятия по разным дисциплинам педагоги высшей школы закрепляют услышанный материал на круглых столах. Их целью можно определить предоставление возможности участникам высказать свою точку зрения, выразить свою гражданскую позицию, расширить в дискуссии проблематику обсуждаемых тем в более неформальной обстановке, чем лекционные занятия, разграничить позиции и сформировать единый подход к обсуждаемой проблеме. Методологической особенностью круглых столов становится особая форма обмена мнениями, координируемая спикером-модератором.
В завершение ещё раз отметим необходимость внимательного отношения к радикальным проявлениям, неукоснительного соблюдения закона в вопросах пресечения противоправных (радикальных и экстремистских) действий, так и в вопросах соблюдения конституционных прав и свобод.
Литература
- Аршинова А.И. Молодежный радикализм в политическом процессе современной России… дисс. канд.полит.н. М., 2012,
- Камынина Л.В. Профилактика экстремизма и радикализма в студенческой среде // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 175-180,
- Меркурьев В.В., Соколов М.А. Профилактика экстремизма в молодежной среде: как предотвратить радикализм // Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 246-258.
- Пономаренков В.А., Яворский М. А. Сущностная характеристика современного экстремизма // Юридический мир. 2008. № 2. С. 41 – 43
- Похилько А.А. Взаимосвязь политического радикализма и религиозного экстремизма: опыт компаративистского исследования // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2015. № 3 (44). С. 129-133,
- Самойлов С.Ф., Плотников В.В. Концептуализация понятий социального и политического радикализма и экстремизма // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 4 (30). С. 258-260 и пр.
- Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге. URL: http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru.
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002. № 114-ФЗ.
[1] Наиболее полную доступную подборку материалов по экстремизму можно найти на сайте http://www.ekstremizm.ru.
Гайдуков, А.В. Проблемы воспитательной работы по профилактике религиозного радикализма в вузе // Пути гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде: Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Семикина, П.В. Румянцевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С.69-73. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/gaydukov-a-v-problemyi-vospitatelnoy-rabotyi-po-profilaktike-religioznogo-radikalizma-v-vuze.
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________