19 марта 2021 года СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена провело заседание, на котором Марк Шумский прочитал доклад «Аристократия и конфессии во время гугенотских войн во Франции» и были обсуждены стратегии работы над проектом «Этноконфессиональные праздники».
Возобновление заседаний СНО с докладами после дистанционного периода стало примером хорошей инициативы студентов, желающих поделиться прочитанным с коллегами.
26 февраля 2021 года преподаватели и аспиранты кафедры истории религий и теологий РГПУ им. А.И. Герцена посетили Мастер-класс, организованный кафедрой совместно с центром Хо Ши Мина (СПбГУ) и центром этноконфессиональных исследований.
На мастер-классе с докладом «Использование технологий «цветных революций», квазирелигиозных экстремистских движений для дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве: опыт осмысления» выступила подполковник юстиции, с.н.с. Московского государственного Лингвистического университета О.Ю. Стрекалова.
Несколько слушателей участвовали в дистанционном формате.
9 февраля 2021 в РГПУ им. А.И. Герцена прошла ежегодная международная конференция «Религиозная ситуация: северные векторы».
В Конференции приняли участие исследователи из разных городов России, Беларуси и Финляндии. Конференцию посетила генеральный консул государства Израиль Ольга Слов, дистанционно поприветствовали участников консула Генерального консульства Финляндии Вилле Линнала и ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации А.В. Третьяков.
Работа конференции в очно-дистанционном формате после пленарного заседания продолжилась по трём секциям «Религия и глобальные вызовы современности», «Теология и педагогика», и «Религиозные традиции Севера».
19 февраля 2021 года в РГПУ им. А.И. Герцена в пятый раз прошёл традиционный День религиоведа.
В полдень двадцать шесть первокурсников института истории и социальных наук (ИИСН) посетили Государственный музей истории религии и прошли квест по экспозиции.
Во второй части в РГПУ к первокурсникам присоединились бакалавры и аспиранты религиоведы: старшекурсники рассказали о деятельности Студенческого научного общества (СНО) религиоведения.
Собравшихся поприветствовал директор ИИСН Р.А. Соколов, куратор СНО доцент А.В. Гайдуков пояснил правильные ответы на вопросы квеста и рассказал о грядущих планах, Елизавета Крайнова, участница факультетской команды «ЧГК» провела интеллектуальную игру.
Завершилось мероприятие чаепитием.
Кроме впечатлений участники праздника получили в подарок памятные значки и религиоведческую литературу.
21 января 2021 года на сайте Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации (https://cpeeo.ru) опубликован материал: Марины Малафеевой «Неоязычество — угроза или спасение. Часть 2: Исследователи и исследования», основанный на двух интервью, взятых в декабре 2020 года у А.В. Гайдукова и Р.В. Шиженского.
Малафеева М. Неоязычество — угроза или спасение. Часть 2: Исследователи и исследования [интервью с А.В. Гайдуковым и Р.В. Шиженским] // Центр профилактики. [2021]. [21 января]. URL: https://cpeeo.ru/neojazichestvo_2.
Желая выяснить конфликтогенное поле нового язычества, в первой части публикации (https://cpeeo.ru/neojazichestvo_1) автор задалась вопросом, «кто же на самом деле неоязычники, несут ли они реальную опасность для России и какое место они занимают в поликонфессиональном и полиэтническом российском обществе». Своё отношение к феномену высказали официальные представители православия, ислама и иудаизма.
Во второй части двум исследователям были заданы вопросы о деструктивном потенциале неоязычества, причинах негативного отношения к «язычеству» в обществе и у служителей авраамических религий, не смотря на то, что значимых судебных дел в отношении язычников в последние годы не наблюдалось. Более того, беспокойство популярностью язычества и его распространением в воинских частях и среди «современного казачества» в последнее время проявляет Русская православная церковь.
Рассмотрение нового язычества в таком ключе определило его описание через парадигму субкультуры. В этом подходе многие религиозные явления на фоне «условно православного» мейнстрима будут выглядеть субкультурными – от обрядов современных язычников до литургической жизни «воцерковлённых» православных. Такой взгляд на явление опечалил некоторых читателей, не обнаруживших в тексте о новом язычестве его апологии. Судя по откликам, значительный объём публикации не позволил некоторым читателям, обратившим внимание на вырванные из контекста слова, охватить содержание и детали всего интервью.
Для них отметим тезисно суть часовой беседы.
1. Интервью было дано для центра, занимающегося профилактикой экстремизма, поэтому формат и содержание беседы были посвящены именно этой проблеме.
2.
(текст в разработке)
12 января 2021 года заведующий кафедрой истории религий и теологии Александр Михайлович Прилуцкий прочитал в Институте истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена открытую лекцию «Коптская Церковь сегодня», проводившуюся в рамках Года гуманитарного сотрудничества России и Египта. С соблюдением противоэпидемиологических норм на лекции присутствовали гости, преподаватели, аспиранты и студенты кафедры, часть из них слушала лекцию онлайн.
Открыл встречу директор института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена Роман Александрович Соколов, от Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии присутствовавших поприветствовал протоиерей Александр Пелин.
Лекция А.М. Прилуцкого охватывала историю возникновения Коптской православной церкви Александрии и догматическим спорам, первых веков христианства, повлиявших на формирование Древневосточных нехалкидонских церквей. Докладчик обратил внимание на то, что копты, в отличие от устоявшегося мнения, не считают себя монофизитами . Основы вероучения и обрядности, вид храмов были дополнены характеристикой положения коптской церкви в современном Египте.
В этот вечер 24 декабря по десятилетней традиции мы со студентами ходим на «Рождественский марафон», посещая храмы лютеран и католиков.
В этом году ни экскурсия по храмам Невского, ни марафон не проводились по эпидемическим причинам.
Однако те из моих студентов, кто со мной когда-то сходил, стремятся сделать это вновь. Даже тогда, когда А.В. их не ведёт.
Это и есть Рождественская традиция.
В этот раз трое выпускников – религиоведов РГПУ им. А.И. Герцена (ныне – аспирантов и сотрудников университета) отправились в сочельник 24 декабря 2020 на праздничные богослужения в лютеранскую церковь святой Марии, из них двое успели на мессу в католическую Базилику святой Екатерины Александрийской.
11 ноября 2020 года Русское религиоведческое общество (РРО) совместно с кафедрой религиоведения СФИ и кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ провели семинар из цикла методических семинаров для преподавателей курса «Новые религиозные движения» на тему «Неоязычество: Языки описания для исследователей и преподавателей: взгляд инсайдера и аутсайдера».
Для исследования и описания новых форм религиозности одной из важных методологических проблем оказывается согласование эмического и этического (внутреннего и внешнего) языков описания.
Как говорить о современном язычестве в России со студентами?
Какой язык описания уместен в аудитории?
Вступительный доклад про терминологию неоязычества прочитал президент Ассоциации «Этна» А.В. Гайдуков.
В дискуссии приняли участие А. Гайдуков (РГПУ), Р. Шиженский (БФУ), О. Кутарев (РХГА), Р. Саберов (НПГУ), Е. Аринин (ВГУ),
Л. Астахова (МПГУ), Е. Нечкасов, С. Никифоров, Д. Георгис.
7 ноября 2020 года прошло прощание с организатором петербургских Молитвенных завтраков Александром Петровичем Андрющенко, умершим 30 октября.
Став идейным вдохновителем и управляющим Благотворительным фондом возрождения духовных традиций и духовной культуры «Молитвенный завтрак» Александр Петрович с 2010 по 2020 годы организовал и провёл 11 ежегодных межконфессиональных Молитвенных завтраков Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также два Муниципальных молитвенных завтрака в Красном селе (Санкт-Петербург) в 2019 и 2020 г.
Прощание собрало более сорока друзей и соратников у лютеранской кирхи св. Иоанна г. Ломоносов (Санкт-Петербург). По словам Виталия Кирилловича Власенко (РСЕХБ), Александр Петрович не просто вновь пригласил нас на молитвенный завтрак, а созвал на Евангельский Альянс.
Александр Петрович запомнился тем, кто его знал, как искренне верующий человек широкой души, как миссионер, проповедующий веру в Иисуса Христа всем людям, как неутомимый оптимист, способный организовать для Санкт-Петербурга и Ленинградской области и свой региональный Молитвенный завтрак, и Евангельский Альянс.
Прощание с Александром Петровичем Андрющенко, 07.11.2020