22 мая 2013 года в Государственном комплексе «Дворец Конгрессов» в Стрельне (Константиновский Дворец) состоялся Первый Петербургский молодёжный патриотический форум. В нём приняли участие и представители студенческого научного общества (СНО) кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
На Пленарное заседание в Константиновском Дворце собрались молодёжные и общественные активисты, волонтёры, представители законодательной и исполнительной власти города.
После пленарного заседания участники форума продолжили работу по пяти секциям: 1. Законопроект «О патриотизме», 2. Законопроект «О поисковой деятельности», 3. «Духовно – нравственное воспитание, Милосердие», 4. «Гражданское и военно-патриотическое воспитание», 5. «Оборотная сторона понятия патриотизм».
На секции «Оборотная сторона понятия патриотизма» с докладом «Оборотная сторона патриотизма и религия в современной России» выступил А.В. Гайдуков, к.ф.н., доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, куратор СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, президент Центра Религиоведческих Исследований «Этна».
На этой секции выступили борец Роман Зенцов, молодые политики, в том числе добрый друг и участник СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена представитель Терского казачьего войска в г. Санкт-Петербурге, подъесаул Анастасия Дворкина. Среди участников форума были и другие представители РГПУ им. А.И. Герцена.
15 мая 2013 г. в Гуманитарном центре на заседании Научно-методического совета по религиоведению Общества «Знание» по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области состоялась презентация книги, посвящённой памяти и наследию профессора Николая Семёновича Гордиенко:
Путь учёного. Николай Семёнович Гордиенко / Сост. М.Ю. Смирнов. М.: Особая книга, 2013. 96 с.; илл.
Книга состоит из воспоминаний учеников Николая Семёновича и его коллег по Научено-методическому совету по религиоведению Гуманитарного центра Общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который профессор Гордиенко возглавлял многие годы.
Книга вышла с фото-приложением на CD: Путь учёного. Николай Семёнович Гордиенко. Фотоархив/ Межрегиональная общественная организация «Общество “Знание” Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Гуманитарный центр).
Часть фотографий была оформлена в виде небольшой фотовыставки, посвященной профессору Гордиенко. Эти фотографии также стали мемориальной частью фотовыставки на межрегиональной научно-практической конференции «Религиозное многообразие в условиях современного мегаполиса», проходившей в Санкт-Петербургском христианском университете (СПбХУ) 23–24 сентября 2013 г.
На презентации выступили В.Г. Шаров, М.Ю. Смирнов, В.М. Ахунов, В.Н. Номоконов, О.Н. Арефьев, А.В. Гайдуков, И.А. Тульпе. На встрече присутствовали друзья и ученики профессора Н.С. Гордиенко, в том числе и учившиеся у него студенты – участники Студенческого научного общества кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
Путь учёного. Николай Семёнович Гордиенко / Сост. М.Ю. Смирнов. М.: Особая книга, 2013. 96 с. Обложка
____________________ Былое – 2010 – СНО до 2010
____________________
Воспоминания: 14 мая
Десять лет назад 12-15 мая 2010 года в Москве на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла VIII ежегодная конференция Московского религиоведческого общества «Религия и медиа».
Студенческое научное общество (СНО) кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена приняло решение участвовать в конференции. Заявки подали два студента, одна аспирантка и куратор СНО. Началась работа по подготовке докладов и тезисов. Все успели подать заявки, однако один студент не смог поехать.
В итоге 14 мая 2010 г. на конференции выступили от СНО прочитали доклады :
аспирантка Сунгурова Г.С. «Возможности сети Интернет для духовного наставничества в современной РПЦ: на примере вопросов брака и семьи»,
студентка Ерофеева Ю.В. «Отражение магии как социокультурного феномена в СМИ и сети Интернет» и
куратор СНО, доцент Гайдуков А.В. «Интернет как источник информации и средство агитации славянского нового язычества (родноверия)».
В конференции участвовали и другие молодые петербургские религиоведы – выпускники РГПУ, перебравшиеся в СПбГУ – Поляков Николай и Виноградова Алиса.
Многодневная конференция позволила послушать доклады исследователей религии, рассказать о своей кафедре и её изданиях, познакомиться с достопримечательностями столицы и даже принять участие в семинаре по язычеству в РГГУ.
Алексей Гайдуков
____________________ Былое – 2010 – СНО до 2010
____________________
Вопреки всем напастям и чрезвычайной загруженности студентов и преподавателей, 21 апреля прошло очередное заседание СНО религиоведения, хотя и в новом формате.
Три доклада, посвящённые почитанию святых во время эпидемий, реорганизации религиозной деятельности в связи с текущей эпидемией и различным мистическо-конспирологическим теориям затронули многое из происходящего сейчас и потому вызвали оживлённые дискуссии. Был запланирован и четвёртый докладчик. однако он не смог принять участия в конференции, поскольку был занят куда более важными делами – помощью пожилым людям.
Переход значительной части жизни в online коснулся не только образования, но и религии, и так же. как и с образованием, религиозные организации оказались в разной степени подготовлены к такому переходу. Осложнило ситуацию и то, что карантинные и изоляционные ограничения совпали и с важнейшими для многих людей праздниками – Пасхой у христиан. Песахом у иудеев и наступлением месяца Рамадан у мусульман.
На удивление, формат online конференции всем участникам, уже порядком уставшим от дистанционной учёбы, показался очень удобным и продуктивным, а присутствовало около 22 человек – нередко «вживую» бывает меньше! Конечно, современные технические решения дают нам массу преимуществ, позволяя проводить презентации, вести дискуссию, сделать совместное фото (вы же не думаете, что может быть серьёзное мероприятие без фото?).
Однако они не могут заменить живого общения. без которого полноценное обучение невозможно Пока мы по стечению обстоятельств оказались его лишены – остаётся делать все возможное, чтобы в условиях самоизоляции не прекращать деятельность нашего СНО.
21 апреля 2020 года Студенческое научное общество (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена в условиях самоизоляции вместо традиционной конференции Герценовские чтения: актуальные проблемы религиоведенияпровело онлайн заседание на актуальную тему «Эпидемии и религия», собрав два десятка участников.
Студенты поделились собранным и проанализированным материалом на основе примеров из истории христианства и потока текущих новостей. Прозвучало три доклада студентов-религиоведов третьего курса. Анна Крылова рассказала про почитание святых во время чумных эпидемий, председатель СНО религиоведения Праневич Александр про реорганизацию деятельности религиозных организаций с начала пандемии COVID 19, а Яковлев Юрий прочитал доклад «Вера и неверие в коронавирус: религия, мистика, конспирология».
В дружеской дискуссии студенты и выпускники кафедры истории религий и теологии (прежней – кафедры религиоведения), а также их товарищи обсудили причины роста эсхатологических и конспирологических тенденций в условиях пандемии. В мероприятии участвовали коллеги – студенты педагоги из Мининского университета, с которыми уже довелось пересечься на конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии» и на нижегородском круглом столе, проводившемся НИЛ «НРД в современной России и Европе» 15 февраля 2020 г.
Особое внимание было уделено попыткам наживы и информационных вбросов со стороны одних «верующих» и формы стабилизации общественных настроений и осуществления компенсаторной функции руководителями религиозных конфессий.
Было решено в ближайшее время провести в онлайн формате конференцию «Герценовские чтения 2020: Актуальные проблемы религиоведения», которая в течение двух десятков лет проводится на факультете истории и социальных наук в середине апреля. Куратор СНО религиоведения доцент А.В. Гайдуков предложил подготовить доклады в виде статей и опубликовать их в сборнике.
В апрельском номере газеты ФИСН РГПУ им. А.И. Герцена «Двадцатый корпус» №158 вышла статья председателя СНО Александра Праневича о мероприятии:
Карал Е. Зиме обломали рога: Нижегородские язычники отпраздновали Велесов день и прогнали холода // Комсомольская правда Нижний Новгород. 2020. 25 февраля. URL: https://www.nnov.kp.ru/daily/27095/4169236
Репортаж был посвящён празднованию Велесова Дня в нижегородской языческой общине «Тихий берег», который посетил религиовед.
«На празднике Велеса в этот раз присутствовали гости из других городов. Одним из них стал российский религиовед Алексей Гайдуков из Санкт-Петербурга, изучающий современное язычество в России. Наблюдал за ритуалами также исследователь неоязычества, блогер Сергей Паганка. Незадолго до этого оба гостя участвовали в круглом столе «Славянское язычество 21 века», проходившем в Нижегородском Мининском университете».
25 февраля 2020 года по приглашению руководителей Центра апологетических исследований Павла Столярова и Дмитрия Розета руководитель Ассоциации «Этна» А.В. Гайдуков выступил в двухчасовой телепрограмме «Аргумент» на тему «Неоязычество через призму религиоведения».
22 февраля 2020 года в Петербурге состоялось собрание исследователей народной знаковой культуры «Светлый Кут». В Светлом Куту за чаем с печеньем собрались участники и руководители научно-практической конференции «Знаки и знаковые системы народной культуры» для обсуждения вопросов знаков в народной культуре.
Среди прочих вопросов собрания были обсуждены особенности современных знаков на облачениях родноверов – участников славянских праздников и обрядов. Для уточнения значений узоров была проведена беседа с Ростиславой – рукодельницей мастерской авторской славянской одежды и оберегов «Перуника».
По фотографиям одеяний участников Купалы-2015. Среди сорока фотографий исследователями были выявлены:
1) несколько исторических рубах и понёв рязанской губернии;
2) стилизации под «русский стиль», близкие к историческим, но не встречавшиеся исследователями ранее;
3) составные сряды, включающие домотканное полотно, исторические части, и современные покупные узорные ленты и полотенца;
4) грубое нарушение общего вида бабьего наряда (замужние – без головных уборов и /или в девичьих нарядах, а девицы – иногда в бабьих нарядах);
5) неоязыческие «авторские» изделия, весьма далёкие от народной традиции, включающие знаки разных народов и культур («мьёльнир» – молот Тора, «кханци» – грузинский рог с отделкой «под серебро» пр.), неестественные цвета и покрой рубах, неисторическое сочетание частей и видов наряда (ношение рубахи поверх свитера, джинсов под портами и женскими рубахами и сарафанами, порты, заправленные в берцы), не принятые в народной культуре расположение, форма, размер, цвет узоров (например, ярги на спине на лопатках).
Павел Иванович Кутенков выступил с сообщением о знаковых причинах Второй мировой войны и истоках победы русского народа и его союзников над силами нацизма Запада. По его словам, идея неполноценности народов послужила основой учению Маркса и Энгельса о контрреволюционности славянских народов и принесения себя в жертву неисторических (непрогрессивных) народов прогрессивным, к которым они отнесли народы Запада. Победа в Великой Отечественной войне была осуществлена под руководством ВКП(б), отошедшей от идей исторических и неисторических народов. Внутренне весь русский народ был объединён идеей сохранения себя в борьбе против сил тьмы Запада, что осознавалось всем русским народом, как коммунистами, так и Русской православной церковью. Опора народа на веру, на русский дух, скреплявший своими невидимыми скрепами волю народа, ведущую к Победе, обеспечили героизм воинов и мудрость полководцев, выигравших битву за Россию, за Русский народ, за народы России и Европы.
По грядущим конференциям было высказано предложение, основываясь на учении В.И. Вернадского о четырёх путях познания в сфере науки, философии, религии, искусства, объединить докладчиков на четыре секции. Ибо одна из основных идей знаковедения – их объединение для всестороннего исследования.
Ещё одной идеей этого направления стало предложение для простоты восприятия и ясности использовать родной язык и русские слова в описании исследований русской народной культуры. Для этого потребуется создание толкового словаря русских слов, наиболее соответствующих как иностранной терминологии, так и нашим культурно-историческим кодам. Эти положения стоит прописать в основополагающем документе знаковедения.
В завершение было предложено продолжить собрания в Светлом Куту для обсуждения проблем знаковедения.
21 февраля 2020 г. на базе Государственного мемориального музея А.В. Суворова, состоялся Круглый стол с международным участием «Символы войны и победы в религиозной и светской культурах повседневности», в котором приняли участие историки, музейные работники, представители общественных организаций, преподаватели кафедры истории религий и теологии, студенты и аспиранты РГПУ им. А.И. Герцена. Организаторами мероприятия выступили Факультет истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Отделом по взаимоотношениям Церкви и Общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ, Государственным мемориальным музеем А.В. Суворова, Санкт-Петербургский отделением Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел», ГМЗ «Царское село» Научно-образовательной теологической ассоциацией, Комиссией по гармонизации этноконфессиональных отношений Общественной палаты СПб, АНО «Центр этнорелигиозных исследований», и Экспертно-консультативным советом по реализации национальной политики на территории Ленинградской области при комитете по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Открыл мероприятие президент Петровской академии наук и искусств, декан факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Воронцов обратился к собравшимся, передав приветствия ректора РГПУ им. А.И. Герцена Сергея Игоревича Богданова.
Приветствия от директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова Владимира Геннадьевича Гронского передал заместитель директора музея Артемий Кириллович Тучапский. Присутствующих поприветствовал и руководитель Отделом по взаимоотношениям Церкви и Общества Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Александр Пелин.
В первом докладе круглого стола Алексей Васильевич Воронцов отметил, значимость символов войны и недопустимость их осквернения. Он обратил внимание на то, что в последнее время зарубежные страны стремятся умалить роль нашей страны в победе над фашизмом, указывая на то, что пакт Молотова-Риббентропа послужил началу войны. Однако это был один из множества договоров, и он оттянут войну для нашей страны на несколько лет. Говоря о символах победы Воронцов вспомнил песню «Вставай страна огромная», исполненную на Белорусском вокзале в первые дни войны, которая воодушевляла наших воинов.
Передавая слово следующему докладчику А.В. Воронцов сообщил собравшимся о том, что в ближайшее время в РГПУ им. А.И. Герцена будет открыт ученый совет по теологическим и педагогическим проблемам.
Со вторым докладом «Функционирование символов победы в дискурсах современности» на круглом столе выступил заведующий кафедрой истории религий и теологии профессор Александр Михайлович Прилуцкий. Он отметил, что одной из функций сакральных символов является обеспечение связи поколений. Поэтому не случайно, что круглый стол, посвящённый Великой Отечественной войне, проводится в музее Суворова, собрав исследователей, педагогов и будущих учителей – студентов педагогического университета. Сегодня очень важно, чтобы представители разных религий и культур осознавали своё единство. В последнее время происходит искажение сложившихся символов. Часто верующие не понимают, почему священнослужители разных религий и конфессий совместно возлагают цветы к вечному огню, а некоторые считают это действие языческим. Можно провести опрос граждан, и понять, что они не будут соотносить его с языческим или зороастрийским обрядом.
Схожей демонизации подверглись образы красной звезды, георгиевского креста и ленты. Орден Георгия Победоносца – высшая награда Российской империю, которую вручали вне зависимости от исповедания. И здесь религиозная символика носила консолидирующую функцию, а не разделяющую. А георгиевская лента – использовалась как гвардейская лента и как элемент советских наград, – отметил профессор Прилуцкий, уточнив, что в действующих частях Красной армии во время войны не запрещалось использование георгиевских крестов и бантов на светских мундирах. Поэтому, советская идентичность не столько отрицала предшествующую, сколько впитывала прежнюю.
Заведующий религиоведческой лабораторией факультета истории и социальных наук Алексей Михайлович Богачев выступил с докладом про психологические аспекты символов Победы. Он обосновал, что именно пиковые переживания глубинных чувств – любви, преодоления, перехода через пустоту, подвигают человека на подвиги. Общее единение народа происходило из-за того, что Советский союз защищал добро против зла. Это была битва добра со злом. Отсюда и современный бессмертный полк. В матрице русской культуры заложено то, что она даёт возможность обратиться к чувству сопричастности ближнему, поэтому эта культура межнациональная, всемирная, как говорит профессор А.И. Субетто. Сегодня, заключил докладчик, опыт Великой отечественной войны пронизывает современную жизнь, предавая ей сакральности.
С третьим докладом выступил научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Евгений Иванович Юркевич, рассказавший о военной символике и наградах. Он также обратил внимание на политику двойных стандартов в отношении жертв и воинов европейских стран и Советского Союза. Обращаясь к примерам военного символизма, он рассказал про то, как во время войны одна женщина, которой сын оставил дома орден, так как не было икон дома, то молилась на орден святого Александра Невского, и сын вернулся. Говоря о помощи религиозных образов в войне, докладчик привёл примеры, когда Богородица защищала солдат в бою, как по приказу облетали на самолётах с иконами города, и те выдержали оборону, как бежавшим из блокадного Ленинграда старик в зипуне дал хлеб, а добравшись до ближайшей деревни они увидели его в церкви на иконе – то был Николай Чудотворец.
С ответным словом выступил доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель Ассоциации «Этна» Алексей Викторович Гайдуков, отметивший недопустимость перекладывания заслуг победы на «гипостазированные существа» и принижение роли русского солдата в победе, тех тягот и лишений, что выпали на него как с вражеской, так и со своей стороны. В качестве примера консолидации современного общества были приведены примеры областной конференции «Церковь и война», проходившей в 2016-2018 гг. и опыте Петербургского муфтията, организующего ко Дню Победы для ветеранов и мусульманской молодёжи на Синявинские высоты автобусные экскурсии, которые проводит священник Вячеслав Харинов. Возложение цветов на могилы защитников города и совершение поминальной молитвы православным священником в облачении и муфтием в облачении демонстрирует не только участникам поездки, но и посетителям мемориала связь поколений и значимость подвига народа в защите Родины.
Подытоживая доклады профессор Прилуцкий отметил такую особенность народного сознания как мифологизация и героизация событий войны, что вписывается в семиотическую систему повседневности, где символы войны и победы в религиозной и светской культурах являются весьма значимыми.
Алексей Гайдуков
Фотографии: Алексей Гайдуков
Анастасия Тютюкова
19 февраля 2020 года Студенческое научное общество (СНО) религиоведения в четвёртый раз провело День религиоведа, собравший 50 участников – первокурсников и выпускников-религиоведов. По сложившейся традиции этот профессиональный праздник отмечается в день прочтения Максом Мюллером первой лекции по сравнительному религиоведению в 1870 году. В этот раз отмечался 150-летний юбилей возникновения науки о религии – религиоведения.
По сложившейся традиции выпускник кафедры Евгений Носов от «Интеллектуально-Развлекательного Клуба №1» провёл командную игру «Своя игра» для первокурсников религиоведов и присоединившихся к ним краеведов и выпускников.
Куратор СНО религиоведения доцент А.В. Гайдуков рассказал первокурсникам и выпускникам об истории кафедры истории религий и теологии, продолжившей добрые научные и педагогические традиции своих предшественников – кафедры религиоведения и кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
Участники встречи получили памятные значки, посвящённые дню религиоведа. Завершилась встреча чаепитием, воспоминаниями выпускников и песнями под гитару.
Алексей Гайдуков.
Фото: Алексей Гайдуков,
Фёдор Калмыков,
Лина Быстрова