__________________________________________________ Участие «Этны» – «Этна»2019
__________________________________________________
26 сентября 2019 года в Казани в рамках IX Международного форума «Ислам в мультикультурном мире» (26-27 сентября 2019 г.) состоялась конференция Мониторинг «Исламский радикализм в субъектах РФ» (памяти Е.М. Примакова), где выступили исследователи из разных регионов РФ.
.
Алексей Гайдуков
(извините, страница в разработке)
__________________________________________________ Участие «Этны» – «Этна»2019
__________________________________________________
На секционных заседаниях выступили к.и.н. доцент Дмитрий Александрович Головушкин с докладом «Феномен / феномены религиозного обновления: пути и особенности концептуализации» (секция «Новые и старые методологии в религиоведении»), к.и.н. доцент Павел Дмитриевич Ленков с докладом «”Конфессиональная” психология и психотерапия: основные особенности» (секция «Психология религии как дискурс») и к.ф.н. доцент Алексей Викторович Гайдуков с докладом «Проблемы изучения нового язычества» – на круглом столе «Новое язычество: дискурсы и практики», который он модерировал совместно с Р.В. Шиженским.
Кроме преподавателей на секции «Христианство в XX-XXI вв.» выступил магистрант кафедры Дмитрий Хомков с докладом «Исторический контекст и восприятие православия и православной церкви русской эмиграцией второй волны», а в заключительный день конгресса презентацию бюллетеней АНО «Центр этнорелигиозных исследований» провёл его сотрудник, магистрант кафедры Владимир Коваленко.
Студенты-религиоведы – участники Студенческого научного общества (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена помогали в проведении конгресса, встречали и провожали гостей по территории университета до мест проведения пленарных и секционных заседаний. Они успели не только послушать интересные доклады, но и познакомились с коллегами из других вузов.
Открыл заседание модератор круглого стола доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков кратким вводным докладом о проблемах изучения нового язычества, где он отметил размытость понятий «язычество», «неоязычество», «новое язычество», неоднозначное отношение к ним как со стороны исследователей, так и последователей, выявил проблему многоплановости феномена, выходящего за рамки религиоведения, а также проблему репрезентативности выборки при полевых исследованиях и онлайн опросах.
Нижегородская исследовательница ЕкатеринаСуровегина (НГПУ им. К. Минина) рассказала о празднично-обрядовой практике современных языческих объединении на примере организации Дня Перуна, проследив четвертьвековую историю его проведения, определив этапы совершения обрядов, выявив наличие земледельческой и воинской составляющих праздника, а также определив разночтения в датах проведения праздника, что является признаком урбанистичности славянского нового язычества. Выводы доклада были проиллюстрированы Романом Шиженским демонстрацией 3-D презентации современных языческих святилищ, отснятых во время экспедиций НГПУ им. К. Минина.
Олег Кутарев (РХГА), занимающийся изучением источниковой базы нового язычества, выступил с докладом об изображениях североевропейских божеств в Новое время (XV–XVIII вв.), наглядно продемонстрировав их подлоги и фальсификации на примерах вольных трактовок исторических данных в книжных иллюстрациях. Так, например, докладчик продемонстрировал рисунок одного из божеств, изображенного художником с луком в руках, на основании неверного прочтения Саксона Грамматика, описывавшего его «с левой рукой которую он держит в форме лука». Подобная вольная трактовка источников характерна и для последователей современного язычества.
Софья Няч (РПУ) посвятила свой доклад феномену новой религиозности в среде современной российской молодежи. Её основной идеей стала проблема пубертатного возраста, когда молодежь переживает экзистенциальные и телесные кризисы, но не имеет наставников и поэтому стремится пережить инициацию через обряд. Особую дискуссию вызвал пример собраний под сосной в парке Царицыно, определяемый докладчиком как религиозная обрядность, а участниками дискуссии – как особая нерелигиозная акция.
Новосибирский исследователь Евгений Нечкасов выступил с концептуальным докладом про три подхода к этноцентрическому вопросу в западном неоязычестве. По итогам идеологического конфликта последователей асатру/одинизма во второй половине XX века в США сформировались течения универсализма (мультикультурализма), фолькизма (folkish, этноцентризма) и трайбализма (малых групп), обладающих различными этническими концепциями в своих доктринах.
Кирилл Евсеев в докладе «Философско-богословские основания современного язычества» выявил истоки современной языческой философии. В отличие от первых язычников 1990-х годов, опиравшихся на фольклорные и этнографические материалы, современные идеологи используют широкий перечень материалов, применяя междисциплинарный подход, основывающийся на русской философии XIX-XXI вв., структурализме, феноменологии, традиционализме. По мнению докладчика, язычество не является системным, оно не задокументировано и представляет собой имманентную религиозность.
От теоретических построений к практическим перевела внимание слушателей Галина Макарова, рассказавшая о кормлении мертвых у марийских язычников. Она предположила применение теологического подхода для осмысления современного марийского язычества с точки зрения христианства.
В докладе про обряды и ритуалы в современном язычестве Матвей Пономарев выявил три источниковые базы: этнографические материалы, заимствования из других религий и личный духовный опыт. Докладчик продемонстрировал примеры сведения обрядов в единый корпус современной языческой ритуалистики и попытки выработки общего языческого обряда.
Завершающим выступлением круглого стола стал доклад второго модератора Романа Шиженского (НГПУ им. К. Минина) о новой языческой парадигме, в которой проявились почитание нави и окрутничество. Докладчик отметил рост количества язычников в России, достигающий, по данным ССО СРВ, около 120-320 тысяч человек, и определил его новые способы самопрезентации, среди которых своеобразным «ноу-хау» стала мирная полемика представителей нового язычества и авраамических религий, интересная публике.
Выступления докладчиков продолжились дискуссией с новыми слушателями, подошедшими после окончания других секций. Так, вызвало вопросы причисление нового язычества к религии. Профессор Елена Островская предложила воспользоваться новейшими западными парадигмами, ориентированными на комплексное изучение квазирелигиозных феноменов. Подверглись обсуждению терминологический и методологический аппараты исследователей нового язычества. В ответ на критику концепции «современной языческой диаспоры» Р. Шиженский определил её диаспоральность не как территорию, а как золотой век, в противовес существующему современному.
Стоит отметить, что на круглом столе выступали исследователи разной религиозной принадлежности, освещаяя феномен нового язычества извне и изнутри, что позволило обнаружить его бóльшую многоранность, обычно отсутствующую при строго академическом повествовании. Прибывшая на конгресс команда докладчиков от Фонда традиционных религий не только подготовила серьёзные исследования, но и произвела видеосъёмку докладов, которые будут выложены на сайте ФТР.
Обсуждение затронутых вопросов участниками круглого стола вышло за пределы зала и продолжилось в последующие дни конгресса, определив задел на грядущие конференции и совместные публикации.
Конгресс сопровождался профессиональным и дружеским общением исследователей и студентов московских и петербургских вузов. В фойе у Большого колонного зала РГПУ им. А.И. Герцена участники конгресса смогли получить номера «Религиоведческих исследований» за разные годы, и ознакомиться выставленными в витринах изданиями по преподаванию Основ религиозных культур. До и после конгресса (вечером четверга и воскресенья) для желающих Алексей Гайдуков провёл экскурсию по храмам Невского проспекта.
Итогом конгресса стали знакомство с результатами научных исследований религии, переговоры о дальнейших исследованиях и публикациях, а также впечатления от осеннего Санкт-Петербурга.
Участие студентов стало итогом многолетнего сотрудничества петербургского и нижегородского педагогических университетов. Студенты и магистранты кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена под руководством куратора СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена доцента А.В. Гайдукова и доцента кафедры Д.А. Головушкина подготовили доклады и оформили их в виде научных статей.
Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. 160 с.
В сборник вошли статьи 7 участников СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена:
магистранта 2 курса магистратуры «теологическое образование» Капранова И.П. «Этапы становления религиозного образования (от ветхозаветного периода до наших дней)»,
магистранта 2 курса магистратуры «история религии» Тамбовцева Ю.В. «Русские мусульмане и русская культура»,
магистранта 1 курса магистратуры «история религии» Скачковой Е.Ю. «Понятие “язычество”: к постановке проблемы», студентов бакалавриата «историческое образование – история религиозных культур» 4 курса Винокурова Д.А. «Фундаментализм в современном русском православии: основные проблемы и специфика» и
Хомкова Д.С. «Рецепция русского православия представителями интеллигенции русской эмиграции второй волны»,
2 курса – Праневича А.А. «Церковный раскол XVII века: культурно-этнический аспект» и
Яковлева Ю.С. «Государственная политика по отношению к сектам на территории Российской Империи XVIII-XIX века».
Также в сборник вошла совместная статья куратора СНО доцента А.В. Гайдукова и студентки 1 курса Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии Вахер А.С. «Музыкальное служение в Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии», написанная на основе проведенного социологического опроса молодых лютеран.
Таким образом по итогам конференции от СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена в РИНЦ попали 8 статей:
Вахер А.С., Гайдуков А.В. Музыкальное служение в Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 11-15.
Винокуров Д.А. Фундаментализм в современном русском православии: основные проблемы и специфика // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 15-17.
Капранов И.П. Этапы становления религиозного образования (от ветхозаветного периода до наших дней) // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С.46-49
Праневич А.А. Церковный раскол XVII века: культурно-этнический аспект// Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 68-71.
Скачкова Е.Ю. Понятие «язычество»: к постановке проблемы // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 96-100.
Тамбовцев Ю.В. Русские мусульмане и русская культура // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 123-126.
Хомков Д.С. Рецепция русского православия представителями интеллигенции русской эмиграции второй волны // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С.143-146.
Яковлев Ю.С. Государственная политика по отношению к сектам на территории Российской Империи XVIII-XIX века // Актуальные вопросы этнографии и этногеографии / Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии», Нижний Новгород, 26 апреля 2019 г.; под ред. М.Ю. Шляхова, Е.С. Суровегиной. Н.Новгород: Мининский университет, 2019. С. 151-156.
Из получасовой беседы с корреспондентом были взяли три цитаты, которые при переводе претерпели некоторые искажения. В исходном варианте они выглядели примерно таким образом:
«В европейских государствах, которые не принадлежали к социалистическому блоку и не находились под влиянием социалистической идеологии, наступила секуляризация. Эти процессы начались в послевоенный период и закончились в начале 2000-х годов. Религия и католическая церковь вытесняются из повседневной жизни бизнесом и туризмом. Вера становится больше не нужна. Человек перестал зависеть от ситуации, от экономических, политических, природных условий, и поэтому религия ему стала не нужна.»
«Сегодня некоторые религиозные помещения (храмы) оказываются не востребованы, их не посещают. Это признак секуляризации – исчезновения Церкви и религии из повседневной жизни. Его отражает понятие «четырехколесный христианин», услышанное мной в Англии – это человек, который приезжает в церковь на коляске, когда его крестят в младенчестве, на карете на венчание, и на катафалке, когда его везут на отпевание. Он посещает храм всего три раза в жизни. Больше религия ему не нужна.
«Для поляков и хорватов католичество – это признак культурной самобытности. Если вы поляк – вы католик, если вы хорват – вы также католик, иначе вы – серб. Это четкое разделение этно-конфессиональной идентичности.»
22 сентября 29019 года на холмах Суоранды в Ленинградской области в 9-ый раз прошли народные гуляния «Славянский Спас», организованные Союзом славянского наследия «Крина». По доброй традиции часть участников заехала в субботу и подготовила место для праздника, пережив периодически накрапывающие дожди и ночевку в палатках при трёх градусах тепла. В воскресенье на народные гуляния съехались около пятидесяти человек. Их приветствовали добрыми словами и приготовленным на костре пловом.
За столом, богато уставленным пирогами, глава «Крины» Андрей Резунков открыл гуляния. Соверши в традиционные обходы и хождения по лабиринту участники поводили хороводы, поиграли в «Ручеёк», провели стеношные бои и расплели ленты с Майского Дерева, оставленные с весны. Завершился праздник водружением Птицы на чура.
Во время гуляний пришедшие смогли поучаствовать в «мастер-классах» по тканью, созданию украшений и оберегов из даров леса, полежать на гвоздях, и обменяться впечатлениями за совместным столом-ссыпчиной.
Не смотря на дожди, погода радовала солнцем и отсутствием сильного холодного ветра, а чёрные тучи и солнечные лучи создавали неповторимое настроение проводов лета.
22 сентября 2019 г. Центр исследований и экспертиз «Этна» с помощью студентов РГПУ им. А.И. Герцена провёл очередной опрос на народном гулянии «Славянский Спас», проводимом Союзом славянского наследия «Крина» во Всеволожском районе Ленинградской области. Опрос был посвящен символике и обучению в неавраамических традициях и охватил около 70% участников праздника.
Опрос проводили 5 студентов религиоведов 1-4 курсов, часть из которых получали материал для написания своих выпускных работ. Некоторые участвовали в опросе впервые. После инструктажа студенты вышли «в поле», получив опыт общения с современными продолжателями народных традиций. Кроме кратких ответов, получаемых в рамках опроса, они получили возможность услышать, что думают респонденты по вопросам, касающихся тем их исследований.
Народные гуляния «Славянский Спас» проводятся «Криной» с 2011 года. С 2015 «Этна» в лице её руководителя А.В. Гайдукова с помощью студентов РГПУ им. А.И. Герцена регулярно проводит опросы на крупных праздниках «Крины», к которым его участники уже привыкли. На празднике в знак многолетних добрых отношений с исследователем глава «Крины» А.Г. Резунков подарил главе «Этны» А.В. Гайдукову свою недавно изданную книгу «Игрища солнечных праздников Руси», где были оубликованы его два интервью, взятые Гайдуковым с перерывом в 20 лет.
Из-за прохладной погоды из традиционной экипировки интервьюеров исчезли «фирменные» оранжевые футболки, но остались жёлтые ленты с надписью «соцопрос» и именем студента. После опроса студенты прикрепляли респондентам на одежду «обереги» с символикой «Славянского Спаса», чтобы их коллеги не беспокоили отдыхающих повторными вопросами. Несмотря на периодические дожди в этот раз на праздник к «Крине» приехало около 50 человек, 36 из которых попали в руки студентов.
За время праздника студенты успели не только провести опрос и понаблюдать за гуляниями, но и полакомиться пирогами, принесёнными участниками «Славянского Спаса», попробовать приготовленный на костре плов, поводить хороводы и поучаствовать в русских народных играх. Проведенные выходные на свежем воздухе, позитивные впечатления и собранный исследовательский материал несомненно помогут студентам написать достойные работы.
Увидел свет пятый выпуск научного альманаха «COLLOQUIUM HEPTAPLOMERES», издаваемый Научно-исследовательской лабораторией «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского Мининского университета, возглавляемой Р.В. Шиженским. Альманах, названный по аналогии с сочинением Ж. Бодена «Беседа семи особ о возвышенных сокровенных тайнах», посвящён исследованиям и интервью последователей современной этнической религиозности.
В нём опубликованы итоги социологического исследования А.В. Гайдукова – двойное интервью А.Г. Резункова, взятое в 1998 и 2018 гг. по одним и тем же вопросам.
Также в альманахе опубликованы итоги совместной работы со студенткой кафедры истории религий и теологии, участницей СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена: интервью Велеславы 2018 г и основанная на нём статья про женщину в современном язычестве:
Два интервью с А.Г. Резунковым / А.В. Гайдуков // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. – Вып. V / составители: А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. – С. 73-83.
Интервью с Велеславой Крамой (Е.К. Кашиной) / А.В. Гайдуков, В.А. Тимофеева // Colloquium heptaplomeres: Научный альманах. – Вып. V / составители: А.А. Бесков, Р.В. Шиженский. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2018. – С. 113-115.