2009_12_18 СНО кафедры религиоведения. Шаманы

____________________
СНО религиоведения – Мероприятия СНО – СНО до 2010г.
____________________

Шаманы центра Азии

18 декабря 2009 года Студенческое научное общество (СНО) кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена совместно со студентами факультета коррекционной педагогики (сурдо) и факультета народов крайнего севера провело встречу «Шаманы центра Азии». Участники рассказали о шаманах Тувы, Алтая и Бурятии, про их специфику и обряды. Присутствовавшие увидели выступления студентов из Тувы и Якутии, сыгравших на хомусе (варгане) и дошпулууре, а также познакомились горловым пением. Встреча проходила в открытом формате с приглашением всех желающих – участников СНО, студентов, их друзей. Некоторую информацию о мероприятии можно найти в группе ВКонтакте (https://vk.com/event13505142).

Предлагаем вашему вниманию впечатления о встрече. Которые написала Таня Шуба (https://vk.com/tatyana_shuba).

Я много слышала о шаманах. Видела костюм шамана в музее Ноябрьска, читала «Номер первый» Петрушевской и «Бубен Нижнего мира» Пелевина. Даже видела варган, который подарили на ДР Виктору Варганову! Но чего-то не хватало, эффекта личного присутствия, что ли… И вот – студенты кафедры коррекционной педагогики и Алексей Гайдуков предлагают встречу «Шаманы Центра Азии», и я, конечно, туда иду…

Алексей Гайдуков ведёт занятия по религиоведению. Когда студентам надо было сдавать зачёт, он предложил каждому написать небольшой доклад. Девочки согласились, и ответно предложили послушать игру на варгане. Пусть будет – сказал А.Г. Потом девочки предложили послушать горловое пение…

«Тот, кто должен камлать, камлает тёмной ночью…»

И вот – вечер 18 декабря. почти ночь, если судить по солнцу. Две проверки документов…

Девочки прочитали три доклада, одновременно показали слайд-шоу и два небольших видеоролика с записью шаманских камланий, жаль только, что они были короткими.

…Хорошо тому живётся, кто может смотреть и слушать одновременно!

Я же запомнила только о трёх мирах – верхнем, среднем и нижнем, о бубнах как атрибутах шаманов, о белом коне, о том, что варган не используется для связи с верхним миром. Что шаманы, вылечившие человека, берут у него кусочек одежды и привязывают к дереву. Что камлания происходят в сумерках или ночью и обязательно требуется присутствие людей. В одиночестве шаман камлает только, если это камлание для наказания, он уходит от людей, и все боятся даже случайно оказаться рядом с ним в это время…

А потом по рядам пустили футляры с варганами – деревянный и кожаный, сделанные с большой любовью. Можно было их подержать в руках и даже открыть.

Девочки раздали какие-то веточки с очень сильным запахом. Я думала – можжевельник, оказалось – трава артыш, «лекарство от страха».

Мальчик в халате и высокой шапке всё это время сидел, опираясь на деку тошпулуура, как на посох; с лицом, которое ничего не выражало, и застывшей лёгкой полуулыбкой. Потом он заиграл, а после и запел. Было непонятно, когда именно он начал петь, и что это вообще за звуки. В моём языке нет слов, чтобы это описать. Горловое пение просто ни на что не похоже…

«Он не настоящий шаман, он только учится…» – вот что мне послышалось.

Потом второй юноша играл на варгане. Но тут уже все звуки было очень знакомым – вот хрустнула ветка, вот обломился сучок и упал на землю, вдалеке проскакал конь… Ближе, ближе, копыта стучат, конь скачет… Вот он рядом с нами, заржал дважды… Все звуки можно было идентифицировать, хотя их возникновение тоже казалось чудом…

В самом конце задавали вопросы. Один из вопросов был «можно ли человеку европейской культуры научиться играть на варгане». Исполнители вежливо улыбались, а потом сказали, что да, был один американец, который научился. Только вот мне непонятно – зачем это американцу. Каких духов тревожить он собирался?..

Впечатления были очень-очень сильными и яркими – думаю, потому, что девочки очень грамотно профессионально (всё-таки коррекционная педагогика!) выстроили встречу, и у слушателей был задействован не только слух, но и зрение, и обоняние, и осязание… До сих пор помню запах «травы от страха»…

Таня Шуба

По итогам встречи в университетской студенческой газете «Герценовский колокол» была опубликована статья:

Савдина Л., Шуба Т. Шаманы центра Азии [про встречу «Шаманы центра Азии» СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена 18.12.2009] // Герценовский колокол / Приложение к газете «Педагогические вести», печатный орган Студенческого совета при Учёном совете РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. №3. С.6.

Алексей Гайдуков
Татьяна Шуба
фото: Даниил Нерознак

Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Кудерек Мунзук. Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Кудерек Мунзук. Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Эркин Алексеев. Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Эркин Алексеев. Встреча «Шаманы центра Азии», СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 18.12.2009
Савдина Л., Шуба Т. Шаманы центра Азии [18.12.2009] // Герценовский колокол. 2010. №3. С. 6. (17.02.2010)
Савдина Л., Шуба Т. Шаманы центра Азии [18.12.2009] // Герценовский колокол. 2010. №3. С. 6. (17.02.2010)
Герценовский колокол. 2010. №3. Титул  (17.02.2010)
Герценовский колокол. 2010. №3. Титул (17.02.2010)

____________________
СНО религиоведения – Мероприятия СНО – СНО до 2010г.
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»