___________________
СНО религиоведения – Мероприятия – 2012-13
____________________
Разговор о взаимодействии
19 марта в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Современная Россия и Ислам: Взаимодействие культур». Организатором выступил исламский культурный центр «Источник».
Среди приглашённых гостей были: студенты и выпускники кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена и восточного факультета СПбГУ, доцент кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена, президент центра «Этна» А. В. Гайдуков, кандидат культурологии, управляющий музеем русского народоведения П. И. Кутенков, блоггер Игорь Дьячок, представитель РГХА В. А. Егоров. Председателем выступил член союза писателей А. Ю. Козлов.
Первое слово взяла Зейнаб Нестерова, преподаватель медресе «источник», поставив вопрос: сегодня в России часто говорят о том, что ислам является серьёзной угрозой для культуры России.
Так ли это на самом деле или люди под исламом понимают мигрантов из Средней Азии, которые, действительно, в большинстве своём не отличаются высоким уровнем культуры или хотя бы знанием русского языка.
Чтобы ответить на этот вопрос, председатель предложил попробовать раскрыть три аспекта:
• Что такое культура в данном случае
• Состояние современной русской культуры
• Существует ли противодействие во взаимодействии русской культуры и культуры ислама.
Участники дискуссии попытались обозначить свою позицию по этим пунктам, но на поверку оказалось, что сделать это вряд ли представляется возможным. Помимо того, что определений культуры существует более 600, каждый выделяет аспект, опираясь на свои идеологические взгляды, на политический дискурс, к которому он принадлежит.
Так, представитель «родноверия» Кутенков развёл понятие «земной» и «духовной» культуры, определив второе понятие как систему «культа» — соотношение духа человека и Бога. Религия же, по его мнению, объясняет, как их совместить. Все остальные явления «культуры» есть наслоение на религию.
Другие смыслы понятия озвучил А. В. Гайдуков. Он отметил, что часто под культурой понимается цивилизация и необходимо определиться с тем, что такое цивилизация.
Наличие «унитаза» или понимание системы знаков, символов (семантики и семиотики) и поведенческой системы. И мы, говоря о взаимодействии культур, должны, прежде всего, говорить об этике. Так как противостояние возникает на почве непонимания и неприятия символов (при серьёзном к ним отношении) цивилизаций (крест/полумесяц и т. п.).
Далее участники дискуссии перешли к обсуждению того, что же такое русская культура, какая она — территориальная, национальная, религиозная. Слово взял блоггер Игорь Дьячок.
Он отметил, что национальной культура может называться, если создана одной этнической группой.
Если страна не мононациональна, то принадлежность её культуры лишь к одной нации невозможна.
Поэтому русскую культуру можно определить только как территориальную, то есть сложившуюся на определённой территории.
Кутенков возразил, заявив, что русская культура имеет духовное происхождение, созидается по воле Божьей и основана на древних Божественных законах.
В основе всякой культуры лежит вера в Бога. Что под «Богом» подразумевает родновер Кутенков, остаётся только догадываться, то постановка вопроса в подобном ключе означает, что русская культура имеет глубоко языческие корни и ислам в таком случае не может комплементарен подобной системе взглядов и противостояние будет всегда.
Вместе с тем, Кутенков объяснил, почему же всё-таки ислам и русская религиозная культура сосуществуют бок о бок на протяжении веков — они ведут совместную борьбу с «тьмой», надвигающейся с «запада».
И это выводит проблему на новый уровень — вечное противостояние добра и зла. Эта мысль имела бы смысл, если бы не одно но: ислам одинаково противостоит как «тьме» с запада, так и джахилии (невежеству), распространяющуюся с любой стороны света, будь то запад, восток, север или юг.
Хотя в истории действительно были эпизоды совместной борьбы мусульман и христиан, например, против коммунистической тьмы.
Так, председатель круглого стола писатель А. Ю. Козлов, перейдя к третьему пункту — взаимодействие культур, привёл в пример отречение от престола Николая II. Тогда терские казаки остались верны свергнутому правителю.
В Омске были сформированы дружины «святого креста», где полки христиан и мусульман собрались вместе против большевиков.
Таким образом, подвёл выступающий, общая цель объединяет разные культуры и в данный момент такая цель тоже есть — совместная борьба против либерализма.
И главной точкой опоры в этой борьбе являются твёрдые традиционные ценности, присущие обеим культурам — вера в Бога, семья. В. Егоров, представитель РГХА возразил, напомнив, что угрозой культуре являются не «коренные» мусульмане, а мигранты, которые приезжают исключительно из-за экономического фактора и никакой общей цели быть не может.
Двум верующим людям всегда проще найти общий язык, в отличие от отношений верующего и атеиста, отметил студент восточного факультета Камрун.
Поэтому сосуществование двух религиозных людей рядом возможно и их общий враг — атеизм. На что А. В. Гайдуков ответил: обязательно ли искать общего врага и собственноручно создавать «жупел» — страшилку, для объединения людей. И что «атеист» грубое слово и лучше употреблять «агностик»…
Далее Светлана Булатова, студентка четвёртого курса зачитала доклад «Ислам в Испании». Он проиллюстрировал мысль о возможности совместного мирного сосуществования, как это было во времена мусульманской Андалусии.
В подтверждение этой мысли дизайнер Патима Лабазанова показала гостям и участникам дискуссии свою коллекцию одежды «Восток на Руси», построенную на традиции русского народного костюма.
В заключении было отмечено, что разжигание ненависти, исходящее из СМИ (но кто ими управляет?) не должно быть поддерживаемо верующими людьми и необходимо сплачиваться, вместе созидая вечные ценности. И на этой позитивной ноте дискуссия была завершена.
По итогам хочется сказать: взрослые люди, учёные и преподаватели вузов, академики не смогли отделить русскую культуру от православной, мигрантов от ислама.
Так и не был дан ответ — ислам часть русской культуры или её «оппонент». Ведь войн православной России с исламской Турцией, например, было гораздо больше, чем примеров совместной борьбы против общего врага.
Жить дружно возможно с соседом, с семьёй, основываясь на добрососедстве и взаимных человеческих отношениях, но проблема противостояния дискурсов, в которых живёт человек, от этого никуда не денется.
Но не стоит думать, что подобные встречи бесполезны.
Польза, прежде всего в том, что люди кардинально разных представлений садятся за круглый стол и общаются, глядя друг другу в глаза, пытаясь понять друг друга. И символично, что это происходило за круглым столом исламского культурного центра по приглашению мусульман.
Как сказал имам Мухаммад Саллахатдин, мусульмане всегда стремились к переговорам, к сосуществованию и нет человека, решившего на законодательном уровне эту проблему лучше, чем Пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир и молитва.
Дарья Дородных
___________________
СНО религиоведения – Мероприятия – 2012-13
____________________