______________________________
СНО религиоведения: Публикации СНО – до 2015
______________________________
Сунгурова Г. А. Вопросы пола и брака в русской религиозной философии: реализм и идеализм / Г. А. Сунгурова // Актуальные проблемы религиоведения : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией В. В. Балахонского. – Санкт-Петербург : Издательство СПбУМВД, 2013. – С. 161-165. – URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/2012-2014/2013-sungurova-voprosy-pola. |
PDF файл: Сунгурова 2013 Вопросы пола и брака =АктПроблРел МВД: http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Sungurova-2913-Voprosy-pola-i-braka-AktProblRel-MVD.pdf.
С. 161
Сунгурова Г.А., аспирантка кафедры религиоведения
РГПУ им. А.И. Герцена
ВОПРОСЫ ПОЛА И БРАКА В РУССКОЙ
РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ:
РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
Современный кризис институтов семьи и брака – актуальная тема в многочисленных исследованиях социологов и демографов, хотя на долю философского осмысления данной проблемы приходится значительно меньшее количество работ, по сравнению, например, с активно развивающимся гендерным дискурсом. Один из альтернативных путей преодоления кризиса — обращение к идеалу христианского брака, который на протяжении многих столетий являлся традиционным социальным ориентиром. Его плодотворное осмысление, было предпринято в русской религиозной философии в конце XIX — сер. XX столетий, что способствовало активным переменам в общественной жизни и сознании. Идеи, изложенные в трудах В.С. Соловьёва, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и других русских философов до сих пор актуальны. Несмотря на ряд «уступок», фундаментальная позиция ортодоксальной русской церкви по вопросам семьи и брака существенно не менялась со времён Российской империи.
Говоря о проблематике брака как таковой, можно отметить, что в истории человеческой мысли мы встречаем две главные теории в учении о браке; их можно назвать реалистическим (или натуралистическим) и идеалистическим подходами. Согласно первой концепции, сущность брака — в его материальном результате, т.е. размножении, детях. Продолжая себя, собственную жизнь в своих детях и жизнях последующих поколений, человек побеждает смерть. Эта концепция встречается как в древнеиндийских, греческих и римских законах, так и у классических писателей. В дохристианской культуре потомство представлялось как главная цель брака, подчинялись иногда этому взгляду и христианские писатели, чаще в западном христианстве.[1] Ярким представителем приверженцев данной концепции о сущности брака являлся Августин Аврелий.
С. 161-162
Несмотря на устойчивость реалистического подхода к вопросу о браке, идеалистическая теория также имеет богатую историю и глубокие корни. Согласно данной концепции, источником брака (и половой жизни в браке, впрочем, вне брака половую жизнь богословы обычно не рассматривали) является не стремление к продолжению рода, а в более высоком стремлении человека – к развитию, совершенствованию и полноте бытия. Такое объяснение брака встречается уже во 2-й главе Ветхого Завета (Быт. 2:18-24): «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Принятое христианством толкование данных стихов понимает слово «помощник» в широком смысле: как восполнение недостающей полноты существования первочеловека. Эта же теория находит отражения в мифах о творении первочеловека-андрогина: из произведений Платона она перешла в христианскую версию сказания о творении человека: создании единой сущности, которую позднее разделили на мужчину и женщину.[2] Любовь в браке, таким образом, является стремлением человеку к воссозданию первоначальной целостности, утраченного совершенства. Мужчина и женщина в браке понимаются как единое, целостное существо и только в браке может быть достигнута полнота бытия.
Как уже говорилось выше, в истории развития христианских взглядов на учение о браке реалистическая концепция сущности брака получила большее развитие в западном христианстве, тогда как идеалистическая — в восточном, в частности, в наследии Иоанна Златоуста. Она включена и в официальные восточные канонические сборники. Например, в Эклоге (740 г.) брак определяется как соединение двух лиц в единой плоти, в одном существе, подобное определение зафиксировано и в славянской Кормчей.[3] Множество канонических текстов Православной Церкви также определяют брак как всестороннее и полное объединение супругов, и деторождение рассматривается исключительно как плод супружеской любви, но не сущность союза
С. 162-163
мужчины и женщины.[4] Также зачастую определения детей как главной цели брака являются заимствованными из источников западного христианства.
Вопросы пола и брака занимали умы богословов на протяжении всей истории развития христианства, писали на эту тему и русские религиозные философы: В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и другие классиков философии «серебряного века».[5] Они отстаивали религиозное, духовное понимание любви, брака, семьи. Однако в этих трудах также предложены направления модернизации отдельных её аспектов. Святоотеческий опыт соотносится с проблемами современной эпохи. В ситуации поиска новых смыслов человеческой жизни, в ходе революционных изменений ценностных ориентиров и представлений, проблема диалога мужчины и женщины стала одной из самых важных и постоянно подвергается изучению и переосмыслению. Стоит отметить, что взгляды религиозных философов далеко не всегда согласуются с православным церковным учением. Русская религиозная философия, в лице В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьёва и других хорошо почувствовала недостаточность историко-канонического подхода к вопросу о браке.[6] Дело в том что православная традиция в основном довольствовалась обсуждением формальной стороны (Постановления соборов. Книга Правил) супружеских отношений в законном браке, что, тем не менее, таило в себе массу неразрешённых философско- богословских противоречий.
«Философия любви» начинается в России, по сути дела, только на исходе XIX в., это одна из главных тем русской культуры серебряного века. В русской софиологии идея религиозного значения брака получает широкое развитие. Соловьёв, Розанов, Булгаков строят свои
С. 163-164
учения о священном и совершенном браке. Исторически первым из них было учение, изложенное Владимиром Соловьёвым в «Смысле любви». В истинном любовном соединении возлюбленная воспринимается как воплощение Вечной Женственности. Основу философии Владимира Соловьёва составляло учение о всеединстве, то есть представление об универсальном единстве бытия. Всеединство проявляется буквально во всём, в частности в единстве божественного и человеческого начала, которое достигается самим человеком благодаря нравственной свободе и способности к самосовершенствованию. Соловьёв подробно исследует вопрос о «мужском» и «женском».
Владимир Соловьёв является ярким представителем идеалистической концепции в вопросах сущности брака. По мнению философа, человеческая любовь носит исключительно индивидуальный характер: у человека индивидуальное начало торжествует над родовым. В реальной жизни каждый человек смотрит на себя как на центр мира и относится к окружающим, исходя только из своих личных потребностей и интересов.
Единственной силой, способной преодолеть врождённый эгоизм, при этом не уничтожая индивидуальность, а утверждая и возвышая её, является любовь. Поэтому смысл человеческой любви – спасение и утверждение индивидуальности через преодоление эгоизма. Через любовь человек признает абсолютную ценность существования другой индивидуальности. Причём имеется в виду именно половая любовь, любовь в браке, поскольку это любовь равного к равному, в отличие от, например, материнской любви. По мнению философа, сугубо физическая сторона в любви важна, но она не является главной целью. Истинная любовь бывает и без физического соединения, так же, как и физическая близость бывает без любви. В нашем мире существуют мужчины и женщины, но человека как такового нет: человек расколот на два несовершенных пола. И в любви человек восстанавливает утраченную целостность,’ таким образом, философ обращается к уже упомянутому нами мифе об андрогине. Любовь по Соловьёву связана не с деторождением и бессмертием рода, а с «реализацией полноты личности и с личным бессмертием».[7] [8] В конечном счёте, в любви возрождается идеальное начало, которое связано с образом Вечной Женственности.
С. 164-165
Если Соловьёв акцентировал внимание на духовной, идеальной стороне эроса, то его связь с чувственностью, бытом, семьёй развил В. Розанов. Он был одним из первых, кто обратил внимание на «проклятые», традиционно замалчиваемые вопросы пола. Своими критическими статьями Розанов провоцировал общественное сознание, он сделал запретную до той поры тему пола предметом широкой общественной дискуссии.[9] Расхождения Розанова с церковью начались тогда, когда из-за отказа первой жены дать ему развод, его второй брак не был признан церковью действительным. «Если “жёнство” хорошо. – говорит Розанов, – то много_“жёнство” ещё лучше».[10]
В 1903 году он издал двухтомную книгу «Семейный вопрос в России», в которой рассматривал различные вопросы: брак, разводы, незаконнорождённые дети и т.д. Впрочем, проблемы любви и пола он затрагивает и в других своих работах. Провозглашая силу и вечно обновляющую мощь родовой любви, Розанов вступал в известный антагонизм к В. Соловьёву. Розанов обоготворяет рождающий пол. В работах Розанова многое связано с апологией любви, с защитой нравственного значения эроса. Для Розанова семья – центр мироздания, социально и нравственно организующая сила, создающая преемственность и связь поколений. В философии Розанова отсутствует проблематика греховности – в стихии пола посвящается всё: священен акт рождения, а потому священна рождающая природа, земля; священен половой акт, зачатие, семья, как институт, способствующий продолжению рода. Розанов защищает святость пола, тяготеет к идеализации семейного быта и утверждает, что смысл жизни в продолжении рода. В своё время работы Розанова о поле, семье и браке вызвали огромный резонанс в русском общественном сознании.
Любовь, по общему мнению, русских мыслителей, – это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Любовь – важнейшая составляющая человеческого духа. И, несмотря на кажущуюся разность в подходах к вопросам пола, названных нами «идеалистическим» и «реалистическим», все религиозные мыслители писали об одном: о священной и бессмертной любви. которая приближает человека к Богу и помогает преодолеть неизбежную смертность человеческого существования.
[1] Троицкий С.В. Христианская философия брака. Париж, 1933. Гл. 1. URL: http://krotov.info/libr_min/t/toq ui!/troi_01.html.
[2] Лоргус А. Православная антропология Гл. 9. Первозданный человек. URL: http://fapsyrou.ru/library/anthropology/antripologia/glava_devyataya.243/?m=print.
[3] Гл. 49, 8. Изд. 1816. 2. 123. По Эклоге (2. 12) брак установлен Богом «да в единый яве в двойстве лицу едино плоти сочетание взаконит не сочетанное». Греческий текст в издании Zachariae, Collectio librorum juris gr. rom. pp. 1-52, или Momferrati. Athenis, 1889. Cp.: Ecloga ad Prochiron mutata. 3, 1. Ed. Zachariae, Jus graeco-rom. 4, 74, Lipsiae, 1865: Тре pvopevtp; oaiptb, ptaoev 5ua8t Ttpocrtonwv оаркос to aywpiarov Kai rqc nuuiyiac vopoo aotateiiKrov
[4] Троицкий С.В. Христианская философия брака. Париж, 1933. Гл. 1. URL: http://krotov.infoAibr_min/t/toquii/troi_()l html.
[5] См.: Троицкий С. Христианская философия брака Париж, 1933. Соловьев В. С. Смысл любви (1892-1894). Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса (1931). Л. П. Карсавин («Очерки религиозной жизни в Италии XII-XII1 веков». «Философия истории», «О личности») в 1922 году издаёт философский трактат о любви – «Nodes Petropolitanae» («Петербургские ночи»), П. А Флоренский в трактате «Столп и утверждение истины» (1914) рассматривает такие проблемы, как любовь, ревность, дружба С. Н. Булгаков в книге «Свет невечерний» (1917) посвящает специальный раздел христианскому пониманию проблемы пола Н. О. Лосский в книге «Условия абсолютного добра» (1949) подробно рассматривает природу и сущность феномена любви, посвящая этому предмету’ специальную главу.
[6] Соловьёв В. С. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в Православии. М.: Путь, 1995. URL: http://prosv21 .narod.ru/r2/4/s07_090.htm.
[7] Балгимбаева З. М. Культура и философия гендерных предубеждений. Алматы, 2007. С. 157.
[8] Соловьёв В. С. Смысл любви. М., 1991. С. 137-138.
[9] Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/shest/06.php.
[10] Розанов В. В. Люди лунного света.
______________________________
СНО религиоведения: Публикации СНО – до 2015
______________________________
