Бородавина 2020 Гендерные аспекты современных

_____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2020
______________________

В 2020 году вышел долгожданный студенческий сборник по итогам XXIV Международных Кирилло-Мефодиевских Чтениях «Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры»проводимых Институтом теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета и Минской духовной академией в городе  Минск, Республика Беларусь, где 29-30 мая 2018 года с докладами выступили три студента-религиоведа РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента А.В. Гайдукова. В сборнике были опубликованы статьи Юрия Яковлева и Кристины Бородавиной.

Бородавина К. Д. Гендерные аспекты современных модернистских церквей // Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры. Сборник студенческих докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений / ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета: редакторы-составители: С. И. Шатравский, священник Святослав Рогальский.  Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2020. С. 61-65. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2020/borodavina-2020.

PDF файл: Бородавина 2020 КМЧ 2018 Студенческий сб 2020 61-65.

С. 61

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ
МОДЕРНИСТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

 К. Д. Бородавина
Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург, Россия

В наше время, в двадцать первом веке, либерализм и толерантность не обошли стороной и некоторые церкви, именуемые обычно как «модернистские», и определяющие свою форму как «прогрессивное христианство». Данные церкви, как правило, берут за основу заповедь Иисуса Христа: «любите друг друга» и раскрывают свои двери практически перед всеми прихожанами вне зависимости от гендера, их полового статуса или сексуальной принадлежности. Сильный акцент в таких церквях делается на социальной справедливости. На примере подобных общин рассмотрим их деятельность, цели и задачи, а также возможные отличия от традиционных религиозных движений. Поскольку зачастую модернистские церкви трактуют Библию на свой лад, делая акцент на современную реальность, учитывая исторический контекст, при котором писались те или иные главы Библии, попробуем более точно определить, что они из себя представляют. Одним из примеров модернистских церквей является относительно

молодая Vereinigung der eucharistischen christlichen Gemeinden (Ассоциация евхаристических христианских общин), основанная в 2015 г как «Ассоциация христианских евхаристических общин» или Association of Christian Eucharistic Communities (ACEC). Раннее она находилась в составе Кельтской церкви Германии, но с недавних пор входит в состав независимой католический церкви. Их вероучение строится на том, что «никто во Христе не может быть исключаем, угнетаем либо иметь привилегии на основании своего происхождения, социального статуса, расы, гендера или сексуальной ориентации». Более того, они делают акценты на определённых пунктах, из которых складывается их взгляды и учения, например:

  1. Допущение рукоположения женщин в служители церкви (допускается целибате духовенство и брачное, включая епископов);
  2. Принятие повторного брака и венчания (вытекающее из следования традиций восточного христианства и веры, что милость превозносится над судом);
  3. Уважительное отношение к любым проявлениям любви между людьми, как к великому дару Бога и отрицание вмешательства других людей в личную жизнь (особенно подчёркиваются следующие слова: тем более под прикрытием религии) [3].

С. 61 / С. 62

Действующий священник этой общины в Санкт-Петербурге Александр Хмелев (Олександр Хмельов), не стесняющийся своей нетрадиционной ориентации и готовый благословлять однополые браки, раньше состоял в Истинно-православной церкви. Источниками вероучения ACEC, являются «писания Ветхого и Нового заветов и предание её церкви»: её исторический опыт, богословско-литургическое наследие и таинственную жизнь. Признаются западное и восточное богословско-литургическое наследие, исповедуются два исторических символа Веры «Апостольский и Никео-Константинопольский и вероисповедные положения первых четырёх Вселенских Соборов (Никейского, Константинопольского, Эфесского и Халкидонского).

У ACEC три степени священства (диакон, пресвитер и епископ). Признается Святая Евхаристия (как источник и исполнение всех благодатных даров Церкви, актуализация вечности, небо на земле), и совершаются семь традиционных таинств (крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, священство, елеосвящение и брак).

Стоит добавить такие аспекты вероучения, как 1. Единство в своём многообразии церкви Христовой: «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас»; 2. В основе всех таинств лежит Таинство Веры, дар благодати Божией, вводящих верующих в общение с Богом и друг с другом [3].

Ещё одним примером модернистских общин, действующих в Санкт-Петербурге, является ЛГБТ-служение «Возвещать и Укреплять» (Свет мира), основанная в 2000 году, продвигающее аффирмативное богословие. В общине имеется своё особое определение христианства, которые используют социологи религии: христианской является любая группа (или отдельный человек), которая серьёзно, искренне, молитвенно описывает себя христианами.

Девиз общины: «Каждый имеет право исповедовать любую религию независимо от своей сексуальной ориентации гендерной идентичности» [4]. Перед собой они ставят следующие цели и задачи:

  1. Духовная поддержка и социальная адаптация верующих ЛГБТ независимо от их религиозной и конфессиональной принадлежности;
  2. Укрепление сообществ верующих ЛГБТ;
  3. Адвокация (защита прав и интересов) и лоббирование (агитация или голосование за те или иные законы) интересов верующих ЛГБТ;
  4. Популяризация прав человека, ненасилия, межрелигиозного диалога и культурного разнообразия [4].

Данное служение организует в Санкт-Петербурге встречи, проводит тренинги и мастер-классы по вопросам гендера, сексуальности и религии, издаёт книги (например, сборник статей: «Гомосексуальность и христианство в 21 веке»). Вся их деятельность ориентирована на защиту прав и интересов меньшинств.

С. 62 / С. 63

Их координатор Татьяна Лехаткова полагает, что мужские гомосексуальные практики, о которых идёт речь в Библии, могли служить средством установления иерархии, как в Месопотамии, где расценивалось как акт унижения. По её словам, важно учитывать трудности перевода: по одной из версий, слово мужеложство – результат непонимания сложного неологизма апостола Павла. В альтернативных переводах фразы из книги Левит речь о гомосексуальности не идёт. Более того, каждый переводчик смотрит на текст сквозь оптику своей культуры, и этим объясняется отрицательное отношение к гомосексуалам в религии [4].

В этом ключе нельзя не упомянуть о Metropolitan Community Church («Столичном объединении церквей»), основанном в 1968 году и прославившимся как первая церковь, признавшая духовные потребности ЛГБТ-сообщества. Она считается наиболее либеральной религиозной организацией по отношению к женщинам, гомосексуалам и трансгендерам. Своей миссией она считает социальную и духовную помощь различным социальным категориям. В сфере ее внимания такие вопросы, как расизм, сексизм, гомофобия и прочие формы угнетения.

Основателем и прежним главой организации был Трой Перри, нынешний глава – Нэнси Уилсон. Они организовали свою деятельность по защите прав ЛГБТ во всем мире и уже можно говорить о создании огромной организации. Данная церковь фигурирует в фильме «Молитвы за Бобби», благодаря чему получила свою известность. Некоторые фильмы сознательно пиарят те или иные организации, выступающие за права гомосексуалов со стороны религии.

Основные постулатами Metropolitan Community Church стали:

  1. Присоединение. Любовь – это величайшая моральная ценность и противодействие исключению – главная цель их служения. Они хотят продолжать быть проповедниками веры в мире, где все являются частью семьи Божьей и где все части нашего бытия принимаются на Божьем столе;
  2. Община. Они желают предоставлять безопасное и открытое общество людям для молитв, изучения и роста их веры. Их поручение – готовить себя и друг друга к работе, которую Бог велел делать в этом мире;
  3. Духовное перевоплощение. Их ориентир – исповедание идеи свободы от гнетущей религиозной обстановки наших дней или для тех, кто обращается к Богу впервые. Они верят, что жизнь подвергается изменениям (перевоплощению), когда люди обращаются к Богу;
  4. Правосудие. Они считают, что им поручено противодействовать структурам, которые давят на людей, и отстаивать интересы тех, кто страдает под весом гнетущих систем, всегда ссылаясь на обязательное соблюдение глобальных прав человека [1].

О себе Metropolitan Community Church говорит так: «Мы – всемирное движение, отличающихся друг от друга духовно и сексуально людей, кто всегда на ногах ради Божьей бесконечной любви. Мы добиваемся

С. 63 / С. 64

построения передовых церковных общин, которые требуют, проповедуют и совершают правосудие в мире» [1].

Стоит рассмотреть также United Church of Christ («Объеденную церковь Христа»), основанную в США в 1957. Церковь признает лишь два таинства: крещение и евхаристию (причастие), считая, что в элементах причастия Христос присутствует исключительно духовно. У них не требуется апостольской преемственности священства, ибо предполагается, что Божественная благодать может исходить от любого члена церковной организации [2].

Эта церковь достаточно либеральна в отношении прав человека, прав женщин и гомосексуалов, благословляет однополые браки, имея давнюю традицию выступлений за права сексуальных меньшинств. В 1972 году в этой церкви впервые появился пастор-гомосексуалист Уильям Джонсон, а с недавних пор – пастор, сменивший пол. Практически с начала своего существования United Church of Christ признала за женщинами возможность рукоположения, а также поддерживает право на аборт. В 2015 году церковь приняла резолюцию, позволяющую проводить обряды бракосочетания для однополых пар.

Помимо этого, церковь занимается сексуальным воспитанием, ибо «предложить половое воспитание в общине – значит признать, что человеческая сексуальность слишком важна, слишком красива и слишком потенциально опасна, чтобы её игнорировать в религиозной общине» – преподобный Лена Брин [2].

Таким образом, на основе рассмотренных религиозных организаций можно сделать вывод о том, что современные модернистские церкви отбрасывают основы христианского богословия и этики, оставляя лишь видимую показную атрибутику для того, чтобы уже с позиции религиозного движения отстаивать права ЛГБТ и права человека. По сути они являются видоизменёнными правозащитными организациями с религиозной претензией. Интересуют их лишь проблемы групп и индивидов, притесняемых в вопросах определения пола и сексуальной ориентации. Поэтому можно говорить о подмене понятий церковь и правозащитная организация. Они трактуют Библию исходя из своих внутренних установок найти или не найти в ней чего-либо о гомосексуализме, а традиционное неприятие церковью гомосексуалистов объясняют консерватизмом традиций прошлого, который себя уже изжил.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Metropolitan Community Churches [Электронный ресурс]. URL: https://www.mccchurch.org (дата обращения 01.05.2018).
  2. United Church of Christ [Электронный ресурс]. URL: http://www.ucc.org (дата обращения 01.05.2018).

С. 64 / С. 65

  1. Vereinigung der apostolischen Gemeinden – Westeuropa in der Keltische Kirche in Deutschland [Электронный ресурс]. URL: http://acc-we.esy.es (дата обращения05.2018).
  2. ЛГБТ-служение «Возвещать и Укреплять» (Nuntiare et Recreare) [Электронный ресурс]. URL: http://www.nuntiare.org (дата обращения 01.05.2018).

С. 65

_____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2020
______________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»