20-21 мая 2016 года в Санкт-Петербурге прошёл IV Патриотический молодёжный форум. Эксперты, руководители и активисты общественных организаций и студенческих объединений, участники и руководители проектов приняли участие в нескольких круглых столах, дискуссиях, мастер-классах. Один из круглых столов, проведённых 20 мая в Многофункциональном международном студенческом комплексе «Горный», назывался «Научно-исследовательское сопровождение патриотического воспитания граждан: может ли наука побеждать?» и проходил под руководством Ф.Л. Севастьянова, доцента МИЭП при МПА ЕврАзЭС, начальника научно-исследовательского отдела «Центр Евразийская Интеграция».
Открыл мероприятие доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, президент Центра религиоведческих исследований «Этна» А.В. Гайдуков докладом о возможностях науки в преодолении негативных стереотипов. Была отмечена необходимость научно проработанных подходов к осуществлению патриотического воспитания, основывающихся не только на изложении достоверной фактологии, но на применении адекватной методологии. Предлагалось от «слов» перейти к философии малых дел, ориентированной на индивидуальную ответственность и самовоспитание в каждом человеке хозяина своей страны. На примере статистических данных по этно-конфессиональному составу населения Петербурга была показана возможность манипуляции фактами, ориентированная на стереотипы о монокультурном, либо о поликультурном пространстве города.
Особенности стереотипов продолжила обсуждать профессор СПбГУАП, руководитель научного центра «Петрополь» РОО «Санкт-Петербургский дом национальных культур» Т.М. Смирнова. Обозначив различные виды патриотизма, она обратила внимание на недопустимость его сведения к национальному. По мнению Т.М. Смирновой патриотизм должен быть историко-культурным, базирующимся на традициях многонациональной страны.
Про то, что молодёжь и старшее поколение живут в различных историко-культурных контекстах, в своём выступлении отметил доцент НИУ СПбАУ, учитель лицея ФТШ А.Г. Закржевский. Как вузовский преподаватель и школьный учитель он отметил значительные расхождения в системе ценностей у молодёжи и их наставников, что затрудняет воспитание.
Его идеи развила доцент МИЭП при МПА ЕврАзЭС Е.Е Марченко, отметив, что если патриотизм у нас в душе и в сердце, то это позволит преодолеть разрыв между словами преподавателей и делами молодёжи.
Модератор круглого стола доцент Ф.Л. Севастьянов отметил, что последнее время отмечается много случаев использование научных данных во вред воспитанию патриотических чувств у граждан России. Такой технологией стало выборочное оглашение и “раскручивание” в информационном пространстве тех или иных фактов, являющихся объективными, но будучи вырванными из контекста и тенденциозно поданными, вроде бы дискредитирующими общеизвестные патриотические образы прошлого. В качестве конкретного примера был приведен случай с публикацией на сайте ГА РФ отдельных документов как бы развенчивающих “миф” о 28 героях-панфиловцах. Такое поведение отдельных представителей науки было единодушно осуждено как аморальное. С отдельной эмоциональной репликой выступила Т.М. Смирнова, говорившая о необходимости прежде всего видеть главное — величие народного подвига, а также важность экскурсионной работы, которая позволяет у молодых людей вырабатывать ощущение сопричастности героическим свершениям предков.
О необходимости использовать позитивный советский опыт патриотического воспитания рассказала почетный работник молодёжной сферы РФ, преподаватель СПбГУПТД А.Л. Редюк. По её мнению, привлечению молодёжи к патриотическому воспитанию может способствовать создание проектов с общедоступным уровнем заданий и постоянное их осуществление, без привязки мероприятий к определённым датам.
В развернувшейся после выступлений спикеров дискуссии отмеченная проблематика получила дальнейшее обсуждение. Представитель отдела межнациональных отношений и координации государственных программ Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге А.С. Фролов обратился к спикерам с призывом о методологической и фундаментальной методической поддержке патриотического воспитания, способствующей формированию отечественной идеологии.
Круглый стол завершился дискуссиями с коллегами и неожиданным общением со старыми друзьями.
А.В.Гайдуков