____________________
Публикации «ЭТНЫ» – Публикации Гайдукова – Гайдуков: доклады ; Этна 2021 ; ЦПЭЭ
____________________
«Модели межрелигиозного диалога:
современный опыт Санкт-Петербурга».
доклад А.В. Гайдукова на круглом столе «Модели межрелигиозного диалога: история и современность», 16.09.2021.
В докладе рассматривались несколько проблем:
1. Что такое диалог? Проблема диалога заключается в том, что часто он превращается в монолог, а не в диалог или полилог, когда осуществляется продавливание слабого собеседника. Из этого следуют трудности как межрелигиозного диалога, так и диалога с неверующими, а иногда и с религиоведами.
Были выделены несколько типов «межрелигиозного диалога»:
1) религиозный диалог с единоверцами (полемический, миссионерский, теологический) с равными и со слабыми в вере (убеждение);
2) межконфессиональный;
3) межрелигиозный,
4) диалог с неверующими (атеистами);
5) диалог с еретиками и отступниками (апологетический).
2. Проблема объекта межрелигиозного диалога и его цели. В случае, если объектом межрелигиозного диалога выступает вопрос о религиозной истине или об истинности священных писаний, диалог может перерасти в конфликт. Поэтому уместнее говорить о диалоге верующих (носителей разных культурных и вероучительных традиций) о каких-то общих для них проблемах: этика, общая для всех религий, согласие, миротворчество, противодействие конфликтам.
3. Подмена понятий.
Часто происходит путаница понятий и подмена «диалога» конструированием религиозной идентичности, являя миру «православных математиков» или «буддийских астрономов», лоббирующих свои религиозные интересы в обсуждении профессиональных тем, не связанных с религией.
4. Уровни диалога.
Можно говорить о разных уровнях проведения межрелигиозного диалога:
1) личном (между верующими) и
2) публичном, инициируемом сверху или снизу.
5. Опыт Санкт-Петербурга.
Северная столица демонстрирует оптимальное соотношение трёх уровней межрелигиозного диалога:
А) Руководители традиционных религий и власти (встречи руководителей, договоры о сотрудничестве, крестный ход в честь 800-летия св. Александра Невского, Первый Петербургский религиозный форум, конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе» (с 2002 г.)).
Б) Средние руководители религиозных организаций, представители органов власти и муниципалитетов, религиоведы (научные и конфессиональные конференции, Молитвенный завтрак Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с 2010 г.), региональный молитвенный завтрак в Красном селе (2019, 2020 гг.)).
В) Представители «традиционных» и «нетрадиционных» религиозных организаций и религиоведы (муниципальные советы, этнокультурный диалог, «Караван дружбы – Дорога жизни», Научно-методический совет по религиоведению (1997-2015)).
6. Выводы:
Таким образом, межрелигиозный диалог в современных условиях возможен в определённой целевой парадигме главенствующей идеологии (мировоззрения), которая, в свою очередь, задаётся конкретными лидерами или идеологами.
____________________
Публикации «ЭТНЫ» – Публикации Гайдукова – Гайдуков: доклады ; Этна 2021 ; ЦПЭЭ
____________________