______________________________
СНО религиоведения: Публикации СНО – 2025; СНО2025-26
______________________________
Виллемсон, Д. П.
Отражение христианских ценностей в народной латышской религиозности на примере праздника Лиго в XX-XXI вв.
|
Страница в РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82730554&pff=1
PDF файл: Виллемсон 2025 Отражение христ. ценностей Лиго. с32-34
С. 32
УДК 299.572
ОТРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
В НАРОДНОЙ ЛАТЫШСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ
НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКА ЛИГО В XX-XXI ВВ.
Виллемсон Д.П.
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Аннотация. Статья посвящена отражению христианских ценностей в латышском народном празднике Лиго в XX-XXI веках. Показано, как языческие и христианские традиции соединены в обрядах, значениях и современной культуре праздника. Отмечается влияние исторических процессов и событий на развитие и восприятие Лиго в Латвийской Республике.
Ключевые слова: христианские ценности, латышская народная религия, праздник Лиго.
REFLECTION OF CHRISTIAN VALUES IN LATVIAN NATIONAL
RELIGIOUSNESS USING THE EXAMPLE OF THE LIGO HOLIDAY
IN THE 20TH-21ST CENTURIES
Villemson D.P.
Herzen Russian State Pedagogical University
Abstract. The article is devoted to the reflection of Christian values in the Latvian folk holiday Ligo in the 20th-21st centuries. It is shown how pagan and Christian traditions are combined in the rituals, meanings and modern culture of the holiday. The influence of historical processes and events on the development and perception of Ligo in the Republic of Latvia is noted.
Keywords: Christian values, Latvian folk religion, Ligo holiday.
При рассмотрении проявлений христианских ценностей в народной латышской религиозности особый интерес представляет праздник Лиго (латыш. Līgo), отмечаемый на летнее солнцестояние. В давние времена он посвящался божествам плодородия, а в наши дни оказался тесно связан с христианским укладом жизни в Латвии. В XX-XXI вв. этот праздник стал одной из основ формирования национальной идентичности в Латвии.
Лиго, также известный как «Янов день», считается традиционным языческим праздником, посвящённым плодородию и почитанию божества Юмис, которое в современной интерпретации часто ошибочно приравнивают к Янису. Отмечается он в ночь с 23 на 24 июня и имеет аналоги с празднованием дня Иоанна Крестителя в других странах: Йонинес (Литва), Юханнус (Финляндия), Яани (Эстония), Ночь Ивана Купалы (Россия).
Христианская культура современной Латвии – это преимущественно протестантская традиция: большинство населения является прихожанами Евангелическо-лютеранской церкви, второе место занимает католицизм. Русскоязычное население в основном придерживается православия.
В празднике Лиго схожие с традиционными христианскими празднованиями черты проявляются в семейном и массовом характере праздника, который часто называют «вторым Рождеством» или «вторым Новым годом». В Латвии Лиго считается вторым по значимости семейным праздником после Рождества, поскольку Новый год, согласно переписи 2021 года, более популярен среди русскоязычного населения (около 25% жителей страны). Сходство также наблюдается в традиции очищения перед праздником: посещение бани, омовения, стремление к чистоте. Схожие действия можно
С. 32-33
наблюдать как в христианских праздниках (Пасха, Рождество, дни святых), так и в народных (например, на Масленицу).
Европейские параллели праздника. Лиго имеет схожие черты с праздником Ивана Купалы, из-за чего его называют «Янова ночь» – от христианского Рождества Иоанна Крестителя. Имя Янис (латышская форма «Иоанн») отражает эту связь. Праздник включает в себя крестины: 23-24 июня крестят детей с именами Лига и Янис. Утром – церковные обряды, вечером – народные гуляния. Таким образом, сочетаются христианские и языческие традиции.
Праздник Лиго связывают с понятием Dievs. Слово Dievs («Господь», «Бог») используется в латышском языке в христианском контексте, например, в гимне Латвии: «Dievs, svētī Latviju» («Боже, храни Латвию»). Однако это слово восходит к дохристианскому латышскому пантеону, где Dievs являлся верховным божеством, богом неба и грома. Под влиянием христианства имя языческого бога стало обозначать христианского Бога, что иллюстрирует процесс культурной и религиозной трансформации и интеграции.
Стоит обратить внимание и на исторический контекст. До 1918 года Латвия находилась под сильным влиянием Германии и других европейских государств. Процесс христианизации начался сравнительно поздно – в XII веке. В XIX веке под влиянием романтизма усилился интерес к фольклору, началось возрождение традиции празднования Лиго. Журналист Михаил Губин отмечает, что в Царской России Лиго уважали, и языческая и христианская части праздника мирно сосуществовали.
После революции Латвия обрела государственность. В независимой Латвии (1918-1940) происходил процесс формирования национальной и культурной идентичности, одним из проявлений которого стало массовое празднование Лиго. Первые государственные празднования Лиго начались в 1925 году, но оказались экономически убыточными из-за остановки производств на четыре дня.
Другим проявлением национального самосознания стала Диевтуриба. Диевтуриба – латвийское направление неоязычества, возникшее в 1920-х годах. Оно стремится возродить дохристианские верования, хотя современные практики отличаются от исторических реалий. Диевтурибы активно участвовали в культурной жизни и романтизации латышского прошлого, наряду с распространением националистических взглядов. Во время Второй мировой войны Лиго праздновали в 1943-1944 гг., особенно в Латгалии.
В период 1945-1960-х гг. праздник официально не запрещался. Пресса публиковала постановления о проведении Лиго на предприятиях. Песни адаптировали под идеологические нужды – например: Jānim svētki un Staļinam Līgo («У Яниса праздник, и у Сталина Лиго»). В период Арвида Пельше (1960-е гг.) с 1959-1966 гг. празднование Лиго было запрещено, атрибутика изымалась, некоторые товары переименовывались. Однако христианская часть торжеств не затрагивалась. Это связано с борьбой с национализмом и процессами атеизации. С 1970-х годов после временного запрета праздник вновь стал официальным. С 1991 года, после обретения независимости, Лиго стал не
С. 33-34
только праздником, но и важным символом латвийской культурной идентичности. 23 и 24 июня – государственные выходные.
Современные традиции Лиго в значительной степени опираются на народные обряды, однако религиозный смысл чаще связан с христианством – торжеством в честь Иоанна Крестителя и крестинами. Согласно данным Gemius (LETA, 2023), 82 % латвийцев празднуют Лиго. Лишь 18 % не отмечают его. Некоторые общественные деятели критикуют праздник: например, журналист Андрей Мамыкин в 2012 году выразил недовольство, называя Лиго нехристианским и оскорбляющим православную традицию, поскольку он приходится на Петров пост. Однако подобные взгляды остаются маргинальными. Для большинства жителей Латвии Лиго воспринимается как светский, культурный праздник, не несущий сакрального языческого значения.
Подводя выводы отметим, что на протяжении истории Латвии народные и христианские традиции существовали параллельно и взаимно обогащали друг друга. В XX-XXI веках праздник Лиго стал примером культурного синтеза: он утратил сакральный языческий смысл, но сохранил элементы христианской обрядности, в первую очередь через крестины и почитание Иоанна Крестителя. Таким образом, Лиго – это уникальное культурное явление, в котором переплетаются две духовные традиции, отражающие сложную и богатую историю латвийской религиозности.
Список литературы и использованных источников
- Мамыкин А.: «Лиго – это дьявольский праздник» // Наш город: Новости Даугавпилса, 2012 22 июня. URL: https://gorod.lv/novosti/158874-andrei-mamykin-ligo-eto-dyavolskii-prazdnik (дата обращения 01.02.2022).
- Мартинович В.А. Многообразие и границы неоязычества в современном мире // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Том 2. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2023. С. 123-150.
- Мудрик А.А. Диевтуриба – изобретение национальной идентичности в Латвии // Актуальные вопросы церковной науки. 2023. № 1. С. 224-227.
- Рыжакова С.И. Латышская национальная история: о культурных механизмах в конструировании и реферировании прошлого // Антропологический форум. 2009. № 11. С. 216-274.
- Рыжакова С.И. Этнокультурные представления об основах латышской идентичности (исторический контекст, взаимосвязи, современные аспекты: середина XIX – начало XXI вв.): специальность 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Рыжакова Светлана Игоревна. М., 2011. 80 с.
- Ozolins, G. «The Dievturi movement in Latvia as invention of tradition // Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe. Acumen Publishing. 2014. Pp. 94-111.
- Stasulane A, Ozolins G. Transformations of Neopaganism in Latvia: From Survival to Revival // Open Theology. 2017. № 3. P. 235-244.