1997 Гайдуков А.В. Возрождающиеся дохристианские верования в России как объект исследования и предмет преподавания

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-20052006-2010; 2011-2015; 2016-2020ПоследниеПубликации «Этны»
____________________

При цитировании просьба указывать библиографические данные источникаPDFфайл:   Gaidukov_1997_Vozrozhdayuschiesya_dokhristianskie_verovania

Религия, религиоведение, богословие в российском образовании: Европейский форум «За свободу в образовании»: Коллоквиум «Учитель XXI века» [14.05.1997]. – СПб.: [СПбГУПМ], 1997Гайдуков, А.В. Возрождающиеся дохристианские верования в России как объект исследования и предмет преподавания / А.В. Гайдуков // Религия, религиоведение, богословие в российском образовании: Европейский форум «За свободу в образовании»: Коллоквиум «Учитель XXI века» [14.05.1997]. – СПб.: [СПбГУПМ], 1997. – С. 26 – 29.
URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/1997-gajdukov-vozrozhdayushhiesya-dohristianskie-ver.
PDFфайл:  Gaidukov_1997_Vozrozhdayuschiesya_dokhristianskie_verovania

PDFфайл:   Gaidukov_1997_Vozrozhdayuschiesya_dokhristianskie_verovania

С. 26

А.В. Гайдуков,
Кафедра религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена

Возрождающиеся дохристианские верования в России как объект исследования и предмет преподавания

A.V. Gаidukov, Pedagogical University, S-Petersburg
Reviving pre-Christian religious beliefs in Russia as the object of investigation and the subject of teaching.

Проблема изучения нетрадиционных религий весьма актуальна для современного религиоведения. За последние шесть – семь лет возникли десятки нетрадиционных религиозных движений (НРД), ранее не существовавших на российской земле. Всего за несколько лет они распространились на всей территории страны, громко заявили о себе в средствах массовой информации, о них говорят в учебных аудиториях и на улицах, ведут дискуссии депутаты Российского парламента, богословы и религиоведы.2

С уходом коммунистической идеологии граждане России начали искать замену прежним духовным идеалам, поэтому религия стала модной и повсеместно воспринималась как панацея решения всех социальных проблем. Однако, приходя в православные храмы, некоторые люди ощутили знакомое с прежних времён “давление сверху” и, слабо разбираясь в церковных догматах, поспешили оставить традиционные религии, найдя выход своим эмоциям и религиозным представлениям в новых “сектах”, религиозных культах, деноминациях, общинах, духовных обществах и т.д.

НРД зачастую прельщают людей современностью и научностью. Красочные презентации с массовой раздачей

26
27

подарков, совместное пение весёлых песен, привлечение современных достижений физики и психологии стали переманивать людей из традиционных религий, менее подверженных изменениям.

Появление большого числа НРД в конце 1980-х годов было закономерным процессом в среде образовавшегося духовного вакуума. Их многообразие определялось разнообразием представлений людей о боге и формах вероисповеданий.

К середине 90-х годов мода на религию стала затухать, приобретая более спокойные формы. От современных западных авраамических НРД россияне стали обращаться к исконным духовным корням. Среди нетрадиционных религиозных организаций в России появились языческие общины. По данным Исследовательского центра “Религия в современном обществе” при Российском независимом институте социальных и национальных проблем, в 1993 г. их было зарегистрировано две, а в 1995 г. ещё семь.3

Обращение к дохристианским верованиям является важным показателем состояния современного общества, поэтому, в преподавании религиоведения, необходимо обращать внимание и на малые самобытные религиозные организации, каковыми являются неоязыческие общины.

Многовековые гонения христианства на народные верования и 70-летняя борьба советской власти с религиями вообще почти полностью уничтожили народную память о прежних богах. Следует заметить, что сведения о восточнославянском язычестве дошли до нашего времени лишь в скудных летописных упоминаниях и видоизменённых фольклорных мотивах. Но эпоха

27
28

идеологического засилья канула в лету. Начался период возрождения. Поэтому обращение к духовным народным корням стало проявлением демократизма и свободы совести. Начали переиздаваться труды исследователей старины прошлого века. Вышло несколько новых словарей по славянской мифологии, однако многие из них наряду с современными взглядами приводят без ссылок и оговорок слова авторов конца XVIII – начала XIX вв., отличавшиеся малой объективностью и не научностью. Журнал “Наука и религия” в последние несколько лет регулярно публикует различные статьи, посвящённые дохристианским верованиям.

Также вышло в свет несколько смелых изданий современных исследователей, приводящих открытые ими новые источники по славянской мифологии.5 Поэтому, руководствуясь этими изданиями и собственной трактовкой общепринятых научных исследований, неоязычество конструирует своё вероисповедание и культ.

Изучение неоязычества в России – тема новая. Ей практически не было посвящено никаких исследований. Отсутствие данных по этой теме делает неполным курс религиоведения, что мешает формированию целостных представлений о религии у учащихся.

Говоря о возрождении дохристианских верований, нужно разделить их на несколько типов. Кажется более разумным классифицировать их по основной направленности деятельности:

◊ Ведические общины, деятельность которых направлена на гармоничное сосуществование с природой, носящие оздоровительный религиозный характер. (Община волхвов “Схорон еж словен” в Петербурге).

28
29

◊ Общины, деятельность которых направлена на возрождение древнеславянских ратоборств и реконструкцию воинского искусства. (“Московская славяно-языческая община”, “Коломенская ведическая община”).

◊ Общины, духовные союзы и общества, выводящие понимание языческих божеств на современный уровень философско-эзотерических знаний и применяющие в своей практике различные психотехники. (Петербургский духовный союз “Тезаурус”, руководимый С.П. Семеновым, “Религия Русского народа” Д.В. Кандыбы).

◊ Национальные религиозно-политические организации, использующие древнеславянские верования в борьбе за свободу угнетаемого различными силами (в том числе и христианством) самобытного русского народа. Данный тип нельзя в полной мере отнести к религии, однако важно отметить, что именно он даёт наибольшее количество версий и толкований язычества, распространяя их среди населения в дешёвых, по сравнению с монографиями, газетах6 и формируя ненаучное общественное мнение.

В отдельный переходный тип можно выделить общины, стоящие на пограничной черте между православием (старообрядчество) и дохристианским мировоззрением, ведущие просветительскую деятельность и осуществляющие популярные издания. Например, община экологического сознания “Крина”.7

Необходимо обратить внимание на недопустимость крайних суждений и предвзятого отношения как в изучении, так и в преподавании дохристианских верований

29
30

в рамках НРД, ибо закон о свободе совести и конституция РФ утверждают равенство всех религиозных объединений перед законом и равенство прав и свобод человека независимо от отношения к религии.8

Изучение возрождающихся дохристианских верований имеет большое значение для возрождения исконной русской культуры, помогает увидеть проекцию незаслуженно забытых духовных ценностей на сегодняшнюю жизнь, заостряет внимание на современных экологических и нравственных проблемах.

Дальнейшие исследования следует проводить по предложенным пяти типам общин. Важной задачей является поиск и выявление неоязыческих общин, многие из которых не зарегистрированы как религиозные организации. Целью дальнейших исследований в данном направлении можно предложить исследование процесса перехода данных научных разработок по славянскому язычеству в неоязыческие верования, проследив тем самым и формирования новых религиозных представлений.

30
_____
127

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. “Нетрадиционные религии” в посткоммунистической России: Материалы круглого стола // Вопросы Философии. 1996. №12. С.3-33.
  2. Наука и религия. 1997. №1. С. 33-35.
  3. Попов М.И. Описание древнего славянского языческого баснословия… СПб, 1768; Чулков М.И. Абевега русских суеверий. М., 1786; Глинка Г.А. Древняя религия славян. Митава, 1804 и др.
  4. Асов А.И. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. М., 1992; Мифы и магия индоевропейцев / под ред. А. Платова. Вып.1-2. М., 1995, 1996; Асов А.И. Звёздная книга Коляды. М., 1996 и др.
  5. Газета “Потаённое” (приложение к газете Русского Национального Освободительного движения “За Русское Дело”), 1996 – 1997 гг.
  6. Рарог А. Коловорот. Славянский календарь-месяцеслов. 1996. СПб, 1995.
  7. Конституция РФ, 1993, ст. 14.2, 19.2.

127

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника.

Гайдуков, А.В. Возрождающиеся дохристианские верования в России как объект исследования и предмет преподавания / А.В. Гайдуков // Религия, религиоведение, богословие в российском образовании: Европейский форум «За свободу в образовании»: Коллоквиум «Учитель XXI века» [14.05.1997]. – СПб.: [СПбГУПМ], 1997. – С. 26 – 29.

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-20152016-2020;  Последние;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»