_____________________
СНО – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2015;
ВыездыСНО – Минск 2015; Ислам в Беларуси – Мечеть Минска
______________________
При цитировании просьба указывать корректную ссылку:
Тамбовцев Ю.В. Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования) // Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России. Сб. материалов конференции / Отв. ред. А. В. Воронцов. – СПб.: ЭлекCис, 2015. – С. 177-179. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2015/minskaya-mechet-tambovtsev-yu-v-2015.
Тамбовцев Ю.В.
Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования)
14 апреля 2015 г. студенты-религиоведы РГПУ им. А.И. Герцена с доцентом кафедры религиоведения А.В. Гайдуковым в ходе знакомства с религиозной жизнью строящуюся на месте прежней в бывшей Татарской слободе. В ходе посещения удалось взять интервью у имама мечети, от которого студенты получили весьма интересные сведения о жизни мусульман белорусской столицы [4].
Ислам на территорию современной Белоруссии проник, когда зимой 1397 года в Великое княжество Литовское по приглашению князя Витовта из Золотой Орды переселилось с семьями несколько тысяч татар-мусульман вместе с ханом Тохтамышем [2]. Тогда же и появились здесь первые мечети. Веротерпимость, царившая в Белоруссии, позволяла татарам-мусульманам строить мечети на отведённых им землях, открывать мусульманские школы-медресе. В 1591 году на территории польского-белорусского государства Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, которые имели около 400 мечетей. В начале XVII века, когда начались гонения на мусульман, многие татары выехали в Крым и Турцию, поэтому к началу XVIII века их количество сократилось до 30 тысяч человек, а к Первой мировой войне – до 14 тысяч [3].
Долгое время в Белоруссии существовали только деревянные мечети. В 1902 году в Минске была построена красивая каменная соборная мечеть, выполненная в псевдомавританском стиле. Став одним из известных памятников архитектуры Минска, она была запечатлена на многочисленных почтовых открытках начала XX века. В годы советской власти, как и многие религиозные сооружения, она была отобрана у мусульманской общины и передана под продовольственную базу Белорусской конторы «Гастроном». Хоть мечеть и функционировала по своему прямому назначению в годы Великой Отечественной войны, однако это был небольшой проблеск перед окончательным её уничтожением. В 1960-х гг. её снесли, чтобы построить гостиницу «Юбилейную».
Раньше в Белоруссии было более 30 мечетей, они строились практически в каждом татарском поселении. После войны осталась лишь одна в Ивье. Сегодня, по словам белорусского муфтия АбуБекира Шабановича, у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами [5]. Сейчас в Минске уже более 12 лет строится новая мечеть. Прежде материальная помощь на строительство выделялась Лигой исламского мира. Сейчас, строительство активизировалось благодаря финансированию, которое поступает, как нам удалось выяснить из разговоров с имамом и
С. 177
С.178
прихожанами мечети, в основном из Турции (от Управления религиозными делами Турецкой Республики) и Саудовской Аравии. Также активное содействие в помощи оказали узбекский шейх Мухаммад Юсеф (1952-2015) и московский муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Окончание строительства рассчитано на 2015 год. Хотя внешний вид здания в апреле этого года позволял усомниться в столь коротких сроках, но судя по фотографиям на сайте мечети в декабре 2015 года в ней ведутся отделочные работы внутри и снаружи здания, на крыше и минарете, купол уже обшит медными листами [6]. Несмотря на столь долгий процесс строительства прихожане не унывают и верят в лучшее, хотя многим из них приходится ютиться в небольшом молитвенном помещении при медресе, куда во время пятничной молитвы приходит порядка 300 человек, а по праздникам и мусульманам молиться на улице, невзирая на погодные условия. В 2014 году довольно оптимистично прозвучали слова муфтия Белоруссии Абубекира Шабановича на Х Международном мусульманском форуме: «Мы пришлем приглашения всем желающим приехать на наш общий праздник (окончание строительства). Торжество победы нашей истинной религии и нашего ханафитского мазхаба. Этот мазхаб жил, этот мазхаб сохранил нас, и мы сохранили его. И поэтому истинно подтверждаю, что на евразийском пространстве наша религия была и вечно будет – для того, чтобы дать отпор тем вызовам, достойный ответ вызовам современности» [1].
Общая площадь, строящейся мечети составляет 2600 кв. м., из них площадь молитвенных залов – около 930. Высота вместе с куполом приблизительно равна тридцати метрам. В проекте Соборной Мечети, кроме молитвенных залов для 710 человек, предусмотрены помещения для обеспечения процесса её функционирования, в том числе: актовый зал на 200 мест, помещения для учёбы детей и взрослых людей; музей, библиотека, киоски книг; комнаты имама, муэдзина, персонала, охраны, пищеблока; комнаты для омовений (для одновременного обслуживания 16 человек), умывания, принятия душа и туалетов. В проекте предусмотрены вестибюль с гардеробами, лестничные холлы и коридоры, технические помещения и помещение халяльной продукции [3]. Ранее, на территории, прилегающей к мечети, находилось татарское кладбище (мизар). Однако сейчас, в результате активного строительства, надгробия пришлось снести. В будущем, после завершения основного этапа строительства Соборной мечети, планируется восстановить кладбище, площадью в 2,5 гектаров. У минской Соборной мечети действует свой сайт, публикующий информацию о жизни общины, а также о различных аспектах ислама.
Сегодня в Белоруссии насчитывается около 200 тысяч мусульман 32 национальностей [5]. Многие из татар утратили родной языки культуру, поэтому, по словам имама, в Минске, как ни странно,
С. 178
С. 179
очень мало татар, посещающих мечеть. В отличие от провинции, где татарское население старается не отходить от своей религиозной идентичности, минские татары практически полностью ассимилировались местным населением и оставили ислам. Минскую мусульманскую общину представляют в основном недавно приехавшее многонациональное население: чеченцы, народы Дагестана, Афганистана, Пакистана, арабы, выходцы из африканского континента и принявшие ислам белорусы. При том, что мечеть является суннитской, там спокойно относятся к изредка приходящим помолиться шиитам. Также следует отметить, что в целом в Минске не наблюдается этических и религиозных конфликтов на почве исламского фактора. Обстановка для ведения спокойной религиозной жизни крайне благоприятная, а тесное сотрудничество белорусского муфтия с российскими коллегами создаёт предпосылки для укрепления дружбы и взаимопонимания между мусульманами и многонациональными народами обеих стран.
Литература:
1. Выступление муфтия Беларуси Абубекира Шабановича на Х Международном мусульманском форуме // Духовное управление мусульман Российской Федерации. – 30.01.2015. – URL: http://dumrf.ru/upravlenie/speeches/8942.
2. Канапацкий И. Белорусские татары: историческая судьба народа и культуры / И. Конопацкий // Кумыкский мир. – 13.07.2007. – http://kumukia.ru/article-9186.html.
3. Канапацкий И. К 110-ти летию второй Минской мечети: «Печальный юбилей», 2004 г // Ислам в СНГ. – 28.03.2012. – URL: http://www.islamsng.com/blr/culture/4425.
4. Религиозная жизнь Минска: впечатления студентов-религиоведов РГПУ им. А.И.Герцена от посещения храмов религиозных общин белорусской столицы // Кафедра религиоведения РГПУ им. Герцена. – 26.04.2015. – http://kafrelig.d9x.ru/?p=1593.
5. Сегодня у белорусских мусульман 11 мечетей вместе с молитвенными домами // Столичное телевидение. – 22.04.2011. – http://www.ctv.by/node/52407.
6. Соборная мечеть в Минске [Электронный ресурс]. – URL: http://mechet.by.
При цитировании просьба указывать корректную ссылку:
Тамбовцев Ю.В. Минская мечеть (обзор итогов полевого исследования) // Герценовские чтения 2015. Социологическое образование в России. Сб. материалов конференции / Отв. ред. А. В. Воронцов. – СПб.: ЭлекCис, 2015. – С. 177-179. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2015/minskaya-mechet-tambovtsev-yu-v-2015.
_____________________
СНО – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2015;
ВыездыСНО – Минск 2015; Ислам в Беларуси – Мечеть Минска
______________________