2007 Белоусов К.Ю., Гайдуков А.В., Яшина М.Н. Религиозность студентов: на примере РГПУ им. А.И. Герцена

Религиозность студентов: на примере Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [результаты социологического опроса] / К.Ю. Белоусов, А.В. Гайдуков, М.Н. Яшина // Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность. Материалы научно-практической конференции, 6-7.12.2007 г. / сост. Л.А. Мусиенко; Городская программа «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга. – СПб.: Моби Дик, 2008. – С. 45-64.

Обложка. Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность. Материалы научно-практической конференции, 6-7.12.2007 г.  СПб, 2008

Белоусов К.Ю. – к.с.н., доцент кафедры прикладной социологии, заведующий социологической лабораторией факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена         beloysov@mail.ru
Гайдуков А.В. – к.ф.н., доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена a_gaidukov@mail.ru
Яшина М.Н. – к.с.н., доцент кафедры прикладной социологии, ведущий социолог социологической лаборатории факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена         mnya@mail.ru

С. 45

Белоусов К.Ю., Гайдуков А.В., Яшина М.Н.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНТОВ
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА)

Аннотация статьи: В статье затрагиваются важные проблемы, связанные с религиозностью современного студенчества. Анализ проводится на примере студентов первых курсов десяти факультетов (естественнонаучного и гуманитарного знания) Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена. Комплексных опросов, касающихся религиозности и ряда ее неотъемлемых элементов (например, уровня, степени, характера и динамики, религиозного поведения и т.д.), в университете до сих пор не проводились. Наше исследование является первым в изучении этой проблемы.

Ключевые слова: религия, религиозность, студент, религиозная организация, вера, основы православной культуры.

 

Начавшиеся в конце 1980-х годов перемены, ликвидация административных и нравственных притеснений верующих, принятие нового, во многом прогрессивного законодательства о свободе совести позволили различным религиозным конфессиям и объединениям выйти из подпольного состояния, а верующим – открыто, без боязни исповедовать свои религиозные убеждения, что закреплено в Конституции РФ. Сегодня в общественном сознании возрастает престиж религиозных организаций, становится массовой тяга к религии прежде равнодушных к ней людей, все чаще наблюдается обращение интеллигенции и средств массовой информации к религиозной тематике, использование религии политиками для решения своих задач. Резко расширяется деятельность конфессий в сфере культуры, благотворительности, предпринимательства и образования. Как нам думается, именно в сфере образования, работа религиозных конфессий и организаций притягивает к себе наиболее пристальное внимание со стороны властных структур, общественности и СМИ. Возникает много вопросов, например, каково должно быть место религии в школе, вузе, какое количество учебных часов должно быть выделено на изучение этого одного из важнейших

С. 45
С. 46

социальных институтов, как должны выстраиваться отношения образовательных учреждений с религиозными конфессиями и организациями и многое другое. Пытаясь восстановить традиции при многих вузах открываются храмы, действовавшие на их территории до 1917 года. Не стал исключением и наш университет, в чьих стенах в конце 1990-х годов возобновил свою работу храм во имя Святых апостолов Петра и Павла. Такое взаимодействие двух важных социальных институтов общества послужило толчком для проведения исследования религиозности студентов университета. Важно отметить, что под религиозностью мы будем понимать «качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений»[1], где общим признаком и критерием религиозного сознания является религиозная вера.

Анкетный опрос проводился исследовательской группой социологической лаборатории и кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге с апреля по май 2004 года, охватив 291 студента первых курсов дневной формы обучения десяти естественнонаучных и гуманитарных факультетов этого вуза. Выбор первокурсников в качестве респондентов был сделан осознано, так как в этом 2005-2006 учебном году нами планируется продолжение исследования среди этих же студенческих групп, что даст возможность проследить динамику религиозности студентов или ее отсутствие. При таком условии исследование приобретает характер панельного.

Несмотря на то, что результаты нашего исследования уже несколько отодвинулись в прошлое, мы считаем, что религиозность – явление, относящееся к категории статичных, медленно подвергающихся кардинальным изменениям. Поэтому мы склонны полагать, что полученные данные по-прежнему реально отражают религиозные настроения студентов.

Исследователями не ставилась задача всестороннего анализа проблемы студенческой религиозности, речь шла о локальной «разведке», своеобразном срезе, – уточнении правильности постановки вопроса о студенческой религиозности, для выявления и формулирования гипотез.

Для проведения опроса была составлена анкета. Первый блок вопросов касался характеристики вероисповедания респондентов и частоты используемых ими различных религиозных практик. Самая обширная часть анкеты была посвящена степени информированности и отношению студентов к ряду религиозных конфессий и объединений. Помимо прочего ставились вопросы о необходимости преподавании предметов о религии в школе и вузе и о том, кто их должен преподавать. Заключительным элементом анкеты стал блок социально-демографические вопросов характеристики принявших участие в опросе респондентов. Именно с него, мы считаем возможным, начать анализ полученных результатов.

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ

Из общего числа опрошенных 39,6% – мужского пола, 60,4% – женского. Подобное соотношение можно объяснить тем, что РГПУ им. А.И. Герцена – вуз с традиционно

С. 46
С. 47

 доминирующим количеством девушек. По возрастным группам студенты распределились следующим образом: до 20 лет – 93%, 20-24 лет – 7,0%. Говоря о месте проживания респондентов можно сказать, что 56,3 % – проживают совместно с родителями, 27,4% – холосты/не замужем и никогда не были, 12,8 % – живут в общежитии, 1,7 % – женаты/замужем и всего 1% – живут раздельно или разведены. Доходы большей части первокурсников (28,1 %) составляют 4-5 тыс. рублей на человека в месяц, 26,6% – 2-3 тыс., 19,9 % – менее 2 тыс., 13,5% – 6-9 тыс., 4,5% – 10-15 тыс. руб., и более 15 тыс. рублей в месяц составляет доход 3,7% респондентов. Оставшиеся 3,7% студентов затруднились с ответом на этот вопрос. Большинство респондентов (62,9%) родились и живут в Санкт-Петербурге, 19,9% – приезжие, 11,9% постоянно проживают в Ленинградской области. В ряде вопросов респондентам давалась возможность выбрать несколько вариантов из предложенных ответов, поэтому итоговая сумма результатов в ряде случаев не будет равна 100%.

2. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНЧЕСТВА

Таблица 1
Считаете ли Вы себя верующим (религиозным) человеком?

Да, безусловно Скорее да Затрудняюсь ответить Скорее нет Нет, категорически Другое

Всего

Кол-во чел. 60 121 44 36 25 6 291
% 20,6 41,6 15,1 12,4 8,6 1,7 100,0

Результаты, представленные в таблице 1, согласуются с данными аналитического доклада РНИС и НП[2] 2000 года «Россияне о судьбах России в XX веке», где категоричный тезис о том, что «нельзя жить без веры в Бога» поддержали 18,7% лиц до 30 лет. Авторы статьи «Представление современной вузовской молодежи о будущем» также считают, что результатом изменившейся духовной атмосферы в обществе является и рост религиозности среди молодежи»[3]. Подобная точка зрения так или иначе представлена во многих других исследованиях религиозности молодежи[4].

С. 47
С. 48

Немаловажный интерес представлял для нас и вопрос, как студенты приобщились к религии? Результаты ответов могут говорить о победе демократического принципа свободы совести в нашей стране. Молодежь сама выбирает, верить ей или не верить и если верить, то во что. Но, не смотря на то, что 13,1% приобщились к религии т.к. воспитывались в религиозной семье, у студентов нет оглядки на кого-то другого (оказали влияние друзья, близкое окружение – 9,6%). Хотелось бы обратить внимание на пункт «посвящен (крещён) в детстве, но не считаю себя верующим», который отметили 18,9 % респондентов и «не посвящен (не крещен), но считаю себя верующим» (2,1%). Мы рассматриваем приобщение к вере как некий механический момент, здесь не важен факт дальнейшего участия в религиозной жизни той или иной группы, важно то, что подтолкнуло, что стало причиной обращения, как человек вошел в мир религии, «через какую дверь» – самостоятельно, вследствие личной духовной потребности (23,7 %) или в результате сложных жизненных ситуаций (6,2 %).

В начале анкеты респондентам было предложено определить свою религиозную принадлежность. 71,2% назвали себя православными; 19,8% – не отнесли себя к какой-либо конкретной религии, веруя, но по-своему; 2,7% считают себя язычниками; 2,3% – являются буддистами и по одному респонденту (0,34 %) причислили себя к католицизму и к новому религиозному течению. Как будет показано ниже субъективно оцениваемая религиозность и объективные ее признаки (например, посещение церкви, соблюдение постов, религиозных норм и т.п.) – не одно и тоже. Причисление себя большинством студентов к православию вовсе не означает, что они воцерковлены. Такова лишь их субъективная оценка (!), сильно отличающаяся от требований, предъявляемым к «чадам церкви». Но может быть, мы ошибаемся, делая такие категоричные заявления?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои представления, мы задали вопрос, как часто респонденты молятся, как часто они посещают храм, читают религиозную литературу или общаются с духовным наставником по вопросам веры. Анализируя ответы на эти вопросы, мы пришли к выводу, что внешнее позиционирование себя как православного (в нашем случае таких большинство, поэтому мы делаем на них особый акцент), не переходит в практическую плоскость. «Православные» не молятся, не читают религиозную литературу, не посещают церквей и т.п., они лишь просто заявляют «мы – православные», за этим утверждением ничего не стоит. Здесь важно отметить, что в традициях отечественной школы социологии религии существует четкое представление о том, что, например, участие в религиозных праздниках, в совершении обрядов, в посещении церкви или молитвенного дома, не является определяющими показателями религиозности[5]. Поэтому, чтобы в полной мере охватить разные стороны религиозной жизни респондентов, в таблицу 2 были введены частота общения с единоверцами/иноверцами по вопросам веры и частота чтения религиозной литературы. С нашей точки зрения, это добавит объективности в оценке религиозности студентов, при том, что один из определяющих критериев, совершение молитвы, нами рассматривается.

С. 48
С. 49

Таблица 2
Степень религиозности студентов, %

Никогда Один раз в год и реже В особых жизненных ситуациях По большим праздникам Раз в месяц и чаще Раз в неделю и чаще Это часть моей жизни Затрудняюсь ответить
Как часто вы молитесь 20,9 8,4 26,2 1,1 4,6 8,7 12,5 17,5
Как часто Вы совершаете религиозные обряды 41,5 13,8 12,3 11,9 2,3 1,2 3,1 13,8
Как часто Вы посещаете храм/ молитвенный дом 13,0 22,2 23,0 17,2 13,0 2,3 1,9 7,3
Как часто Вы читаете религиозную литературу 37,9 26,1 7,7 0,8 5,4 2,3 3,8 16,1
Как часто Вы общаетесь с единоверцами по вопросам веры 51,9 15,8 6,2 2,3 4,2 1,9 3,1 14,6
Как часто Вы индивидуально общаетесь со своим духовным наставником по вопросам веры 78,2 7,6 5,3 0,8 2,3 0,8 0,4 4,6
Как часто Вы общаетесь с иноверцами по вопросам веры 61,5 14,1 1,5 1,5 5,0 0,4 3,8 12,2
Отмечаете ли Вы религиозные праздники 7,8 10,1 6,0 56,0 1,8 13,8 3,7 0,5

Как можно увидеть из данных таблицы 2, молитва (один из основополагающих признаков религиозности) лишь для немногих является частью жизни (12,5%). Большинство же (26,2%) молится только в особых жизненных ситуациях, среди них 5 человек не считают себя верующими. 20,9% никогда этого не делают, хотя среди них есть 8,3%, которые считают себя, безусловно верующими, а 11,7% – скорее верующими; 41,5% респондентов никогда не совершают религиозные обряды, из них 20,3% – безусловно верующие и 37,0% – скорее веруют. Для 10,2% безусловно верующих совершение религиозных обрядов является частью жизни. Никогда не посещают храм/молитвенный дом – 13,0%, из них 6,8% считают себя верующими. 10,2% безусловно верующих посещают его один раз в год и реже. Только 8,5% безусловно верующих считают посещение храма частью своей жизни.

Таким образом, большую часть респондентов по признаку посещения храма можно по меткому выражению одного священнослужителя отнести к разряду «захожан», а не прихожан. Нам думается, что результаты представленные в таблице 2 с полной очевидностью свидетельствуют, что вера большинства респондентов есть внешне декларируемый факт, который на практике ничем не подтверждается, ибо общепринятым является отождествление принадлежности к «русской культуре» с православием.

То, что религиозность студентов низка с полной очевидностью свидетельствует несоблюдение студентами постов (см. таблицу 4). В подтверждение своей позиции мы считаем возможным упомянуть результаты исследований крупного отечественного исследователя молодежи В.Т. Лисовского, отмечавшего, что лишь каждого пятого влечет в храм вера в Бога. Он также совершенно справедливо указал, что рост религиозных настроений в социуме есть не что иное, как очередной миф, т. к., по его мнению, глубоких корней в российском обществе религия все же не имеет. Это больше «мода». Своего рода «стихийная религиозность»[6].

С. 49
С. 50

Ученые отмечают, что «при поисках объективных критериев религиозности необходимо ориентироваться, прежде всего, на те акты поведения, которые непосредственно связаны с религиозным сознанием. Они совершаются под влиянием религиозных представлений, чувств, настроений. Только в том случае, если религиозная вера служит мотивом поведения, можно судить о религиозности индивида»[7]. В нашем случае, лишь минимальное количество опрошенных может подпадать под эту формулу.

Однако при таких показателях религиозности важно учитывать и то, что «религиозность» может восприниматься студентами неоднозначно. Нами были выделены ее признаки, которые в одном вопросе анкеты предлагалось соотнести с понятием «религиозный (верующий) человек», а в другом – со своим личным представлением о нормах в вопросах веры. Таким образом, мы уточнили значимые признаки религиозности и получили самоидентификацию респондентов, что отражено в объединенной таблице 3.

Таблица 3

  Считаете ли вы следующие аспекты совместимыми с понятием «религиозный человек» («верующий человек»)? Считаете ли вы, что для вас является нормой следующие положения?
  Да Не знаю Нет Затрудняюсь ответить Да Не знаю Нет Затрудняюсь ответить
Вера в ангелов 75,9 9,4 9,4 5,2 51,9 17,9 20,3 10,0
Вера в астрологические прогнозы 11,2 17,8 65,0 5,9 41,7 21,0 31,0 6,2
Вера в Бога 91,2 3,5 1,8 3,5 73,1 9,7 12,1 5,2
Вера в богов 41,5 20,6 31,4 6,6 11,8 23,5 57,4 7,3
Вера в вещие сны 34,6 23,0 35,3 7,1 46,2 26,2 19,7 7,9
Вера в гадание по руке (хиромантию и пр.) 14,3 22,4 56,3 7,0 31,0 25,5 36,9 6,6
Вера в демонов 50,3 20,3 22,7 6,6 22,2 25,0 43,8 9,0
Вера в духов 55,2 20,3 19,9 4,5 37,7 25,3 28,7 8,3
Вера в душу (ее наличие) 86,1 8,0 2,1 3,8 74,1 13,4 7,9 4,5
Вера в загробную жизнь 68,1 19,3 7,7 4,9 42,3 28,0 20,3 9,4
Вера в инопланетные цивилизации ⁄ НЛО 9,8 26,1 54,7 9,4 37,2 24,1 27,2 11,4
Вера в колдовство и магию 18,8 23,3 49,1 8,7 39,3 26,9 24,1 9,7
Вера в конец света 42,1 26,0 23,9 8,1 23,6 19,1 47,6 9,7
Вера в одушевленные силы природы 33,6 28,7 29,4 8,4 22,9 25,0 39,2 12,8
Вера в посмертное воздаяние – блаженство (рай) после смерти за «благую» жизнь и или муки (ад) – за «грешную» 78,0 10,5 5,6 5,9 32,4 26,6 28,6 12,4
Вера в приметы 22,1 27,4 42,5 8,1 48,1 21,8 23,9 6,2
Вера в реинкарнацию (переселение души в другое тело) 37,8 28,3 24,5 9,4 23,3 25,3 41,7 9,7
Вера в спиритизм (общение с духами и душами умерших) 27,5 28,9 34,5 9,1 20,6 26,6 40,2 12,6
Вера в Страшный суд 68,9 15,4 6,6 9,1 20,5 27,1 39,6 12,8

 С. 50
С. 51

Подавляющее большинство согласилось с тем, что религиозный человек верит в Бога (91,2%), в душу (ее наличие) (86,1%), в посмертное воздаяние (рай и ад) (78,0%), в ангелов (75,9%), в Страшный суд (68,9%), в загробную жизнь (68,1%) и в духов (55,2%). При этом вера в конец света представляется значимой только для 42,1% опрошенных. Не соответствует понятию «религиозный человек» («верующий человек») вера в астрологические прогнозы (65,0%), в гадание по руке (56,3%), в инопланетные цивилизации ⁄ НЛО (54,7%), в колдовство и магию (49,1%), в приметы (42,5%) и в вещие сны (35,3%).

Результаты показали, что «нормальным» для себя студенты считают веру в душу (ее наличие) (74,1%), в Бога (73,1%), в ангелов (51,9%), в приметы (48,1%), в вещие сны (46,2%), при этом неприемлемой номой является вера в богов (57,4%). Первые три параметра соотносят самоопределение респондентов с понятием «религиозного человека». Странно, что важные догматы христианства здесь практически не учтены: веру в конец света считают нормой только 23%, не считают 47,6%, а веру в Страшный суд – 20,5% и 39,6% соответственно.

Таким образом, можно заключить, что представления о религиозном (верующем) человеке у студентов не связываются с «суевериями», гаданиями, магией и колдовством, т.е. рассматриваются как связанные с определенными конфессиями. Можно говорить о преобладании положений авраамических религий, в особенности христианства, хотя некоторые его догматы обходятся стороной, возможно в силу незнания. Сами же студенты разделяют лишь некоторые из положений, определяемых как «религиозные» и как «нерелигиозные», что может свидетельствовать об их самоопределении как нерелигиозных (неверующих) людей (в уточненной нами конфессиональной принадлежности). Об этом же свидетельствуют и особенности соблюдения ими обрядовых норм, например постов.

3. ПОСТ И КУЛЬТОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Во многих религиях пост является важнейшей составляющей религиозной жизни, поэтому в нашем исследовании мы не могли обойти столь значимый элемент религиозной жизни. Для начала, считаем возможным дать определение поста. Пост это «религиозный запрет или ограничение в течение определенного времени на всякую пищу или отдельные ее виды. Во всех религиях посту придается духовно-нравственное значение, он является наиболее “действенным средством очищения и обновления человеческой души”»[8] Верующим в дни поста запрещаются увеселения, вступления в брак и т. п.

На вопрос анкеты «Соблюдаете ли Вы посты?» отвечали все респонденты, кроме тех, которые категорически отрицают свою религиозность. «Нет» ответили 84,0%, «Да – однодневные» и «Да – многодневные» – по 1,6 %, «Иногда – однодневные» 4,7 %, «Иногда – многодневные» 1,6 %, «Пытаюсь соблюдать» 6,5%. В продолжение этих очевидных результатов, нам кажется, будет небезынтересным привести следующие сравнения (см. таблицу 4):

С. 51
С. 52

Таблица 4

Считаете ли Вы себя верующим человеком?  Соблюдаете ли Вы посты, %
  Нет Да – однодневные Да – многодневные Иногда – многодневные Иногда – однодневные Пытаюсь соблюдать
Да, безусловно 75,0 5,0 5,0 1,6 1,6 1,6
Скорее да 85,8 0,8 0,8 5,8 2,5 4,1
Затрудняюсь ответить 85,7  – 0,7  – 0,7
Скорее нет 93,5  –  – 0,3  – 0,3

 

Как видно, никогда не соблюдают пост 75,0% из тех, кто безусловно считает себя верующим и 85,0%, из тех, кто скорее считают себя верующими. Лишь 5,8%, считающих себя верующими, соблюдают многодневные посты. Студенты, причисляющие себя к верующим в теории, на деле ведут себя как неверующие. К самоограничению своих желаний респонденты видимо не привыкли. Здесь мы еще раз можем убедиться в том, что современные студенты специфически понимают религиозную веру.

В развитие темы, респондентам, ответившим, что они соблюдают посты, был задан вопрос «Что Вы делаете во время поста в отличие от своей обычной жизни. Соблюдают требования по возможности 9,6 %, ограничивают себя в мясной пище 3,4 %, не посещают развлекательных мероприятий 2,4 %. Интересно, что столько же (2,4%) делают то же, что и в другие дни. По 1,7 % отметили, что они соблюдают требования полностью, ограничивают себя не только в мясной пище, не употребляют алкоголь, воздерживаются от полового общения; и по 1,0% – не посещают библиотеку и не курят. Как видно, чем больше вопросы касаются практической стороны религиозной жизни студентов, тем все меньшее количество на них отвечает.

Посещение храмов и молитвенных мест для верующего человека является важной частью его религиозной жизни. Храм – это, прежде всего место священнодействия, место отправления религиозных обрядов и молитв, но это также и место встреч и общения с единоверцами. Несмотря на то, что лишь 17,2 % респондентов посещают храм регулярно, чаще одного раза в месяц (см. табл. 2), интересно было выяснить их мотивы.

Можно отметить, что и в вопросе «Почему Вы посещаете храм / молитвенный дом (синагогу, мечеть)?» не все так просто. В большей своей массе храм/молитвенный дом студенты посещают не для совершения религиозных обрядов и молитв (14,1%), участия в праздниках (10,0%) и общения с духовным наставником (3,4 %) или единоверцами (1,0 %), а по причине некой душевной потребности (54,0 %). Возможно, философия «Бог внутри меня» находит всё больше сторонников. Велика доля и тех, кто посещает культовые учреждения из-за художественного интереса к убранству храма и/или к богослужению (25,4 %), а также из любопытства (15,8 %) или по другим причинам (8,2%). Таким образом, их в храм привлекают причины, совсем не связанные с религиозными чувствами, и лишь 28,5% респондентов посещают его по религиозным причинам.

Возможно, такое отношение к религиозным обязанностям связано с отсутствием у студентов религиозного образования. Этому вопросу была посвящена следующая часть исследования.

С. 52
С. 53

4. РЕЛИГИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ, ЧТО ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ СТУДЕНТЫ?

В настоящее время, в российском обществе широко обсуждается возможность введения в школах предметов религиозной направленности, споры их необходимости не утихают до сих пор. Если несколько лет назад возможность включения «Основ православной культуры» в перечень учебных дисциплин находилась в области разговоров, то сегодня школы вводят факультативные занятия по данному курсу, несмотря на противодействие со стороны Министерства Образования, отстаивающего конституционные основы светскости. Мы постарались узнать мнение студентов по этому вопросу, выйдя за рамки средней образовательной школы.

Таблица 5
Считаете ли Вы, что в школе необходимо преподавание предметов о религии?

  Основы теологии Закон Божий Основы православной культуры Религиоведение
в школе в вузе в школе в вузе в школе в вузе в школе в вузе
Да 17,0 17,9 21,7 14,2 54,1 38,2 62,9 66,1
Не знаю 36,8 29,9 31,9 32,5 19,4 27,2 19,4 15,0
Нет 46,2 52,2 46,4 53,4 26,5 34,6 17,6 19,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 

Большая часть студентов считает, что основы теологии не нужно преподавать в школе и лишь 17,0% из них придерживается противоположного мнения. Такой предмет как Закон Божий получил примерно такие же результаты: 21,7% уверены, что его преподавание необходимо в школе и 46,2% с подобной точкой зрения не согласны. Совершенно другие показатели мы видим относительно «Основ православной культуры» и религиоведения. Лишь 26,5% респондентов отрицают необходимость введения основ православной культуры, 54,1% – совершенно с ними не согласны. Больше половины (62,9%) за введение уроков религиоведения в школьную программу. Стоит обратить внимание также и на тот факт, что процент тех, кто не определился со своей точкой зрения, все же достаточно велик (36,8% респондентов не знают, нужны ли основы теологии в школе и 31,9% не определились в отношении Закона Божия).

Если сравнивать результаты ответов, относящихся к школе и вузу, то можно увидеть, что религиозный запал студенчества несколько спал. Нежелающих вводить Основы теологии и Закон Божий в вузах (по сравнению со школой), немногим больше: 52,2% и 53,4%. Также увеличилось число, считающих, что основы православной культуры не нужны в вузе – таких 34,6%. К «нейтральному» религиоведению (уже давно преподаваемому в РГПУ им. А.И. Герцена) благоволят большинство опрошенных. Более того, именно религиоведение хотят видеть главным предметом, касающимся религии в школе.

Как видно, отношение к предметам религиозного характера различается в зависимости от места преподавания (школа / вуз), но кто должен преподавать предметы о религии?

С. 53
С. 54

Таблица 6
Кто, по-вашему, должен преподавать предметы о религии в школе?

  в школе, % в вузе, % средн., %
Специалист-религиовед 73,0 75,6 74,3
Священнослужитель 13,0 11,0 12,0
Преподаватель истории 10,4 4,1 7,25
Преподаватель философии 0,8 5,8 3,2
Кто-то другой 2,8 3,4 3,1
Итого 100,0 100,0 100,0

Как можно заметить, предпочтение безоговорочно отдается специалисту-религиоведу, так считают 74,3% респондентов (73,0% для школ и 75,6% для вуза). Второй по популярности – священнослужитель 12,0% (13,0% и 11,0% соответственно). Затем следует преподаватель истории 7,25% (10,4% и 4,1%), последний по предпочтениям – преподаватель философии 3,2% (0,8% и 5,8%). Очевидно, что первые два по популярности ответа не изменяют своих позиций (специалист-религиовед, священнослужитель).

В вузе по сравнению со средней школой незначительно повысился процент предпочтения специалиста-религиоведа и понизился у священнослужителя. Интересен тот факт, что местами поменялись преподаватель философии и истории в силу различных функций этих специалистов в школе и в вузе. Выяснив светские предпочтения в религиоведении, посмотрим, что знают студенты  о различных религиозных конфессиях.

5. СТЕПЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ТЕЧЕНИЯМ, ОБЪЕДИНЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ

Одними из ключевых в данном исследовании явились вопросы о степени информированности и об отношении студентов к различным религиозным течениям, объединениям и организациям, официально или неофициально действующим (действовавшим) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последнее время.

Трудностью в формулировании вопросов анкеты в данных разделах (и во всем исследовании) стала невозможность объединить одним лаконичным и понятным термином религии или конфессии как вероучения (например, буддизм, ислам, лютеранство), религиозные организации (Русская православная церковь, римско-католическая церковь, Церковь Последнего завета), научные термины и официальные названия организаций (Церковь христиан адвентистов седьмого дня, Церковь Иисуса Христа святых последних дней), их общепринятые «народные» названия (мормоны, рерихианство, униаты, чуриковцы), а также эзотерические учения и парарелигиозные феномены, такие как экстрасенсорика, нетрадиционная медицина и пр. Получившийся список предлагался респондентам в алфавитном порядке дважды, будучи разделенным вопросами о месте религии в системе образования. Для экономии места мы объединили результаты двух вопросов в таблице 7.

С. 54
С. 55-57

Таблица 7

Название Степень информированности
студентов о религиозных течениях, объединениях, организациях
Отношение:
студентов к религиозным течениям, объединениям, организациям
Название Ни разу не слышал Знакомое название Имею представление о ней/ много наслышан У меня есть знакомые в этой религ. организации Я состою в этой религ. организации Я разделяю (частично разделяю) их взгляды Я сам (а) состоял (а), теперь – нет Положительное Равнодушное Отрицательное Затрудняюсь ответить
Адвентизм (Адвентисты седьмого дня) 76,7 15,8 6,3 1,3 - - - 1,4 41,9 9,3 47,4
Англиканство 39,0 36,9 23,7 0,4 - - - 3,4 55,9 5,5 35,2
Армия спасения 33,6 45,1 20,0 1,3 - - - 9,1 45,6 7,0 38,3
Армяно-григорианская церковь 35,1 46,4 15,9 2,1 0,4 - - 7,6 48,8 5,2 38,5
Атеизм 4,5 18,2 50,7 18,5 1,7 5,2 1,0 11,1 48,3 18,4 22,2
Аум Сенрикё 60,1 14,7 23,5 1,7 - - - 1,7 34,5 28,3 35,5
Баптизм 23,0 38,1 31,0 7,1 - 0,8 3,8 50,5 13,4 32,3
Бахаи (Вера Бахаи) 91,2 5,9 2,9 - - - - 1,0 45,8 7,6 45,5
Брахма Кумарис 72,2 21,9 4,6 1,3 - - - 1,0 46,7 8,7 43,6
Буддизм 4,6 12,6 63,4 13,4 0,8 5,0 - 38,2 42,0 6,3 13,5
Великое Белое братство (Мария Дэви Христос) 62,3 22,6 13,0 2,1 - - - 4,5 38,2 18,4 38,9
Даосизм 41,4 33,1 22,6 2,1 0,4 0,4 - 13,1 46,7 5,9 34,3
Движение «Анастасия» 90,0 5,9 2,5 1,7 - - - 2,4 44,8 10,1 42,7
Движение Ошо шри Раджниша 93,7 4,2 1,7 0,4 - - - 2,4 45,2 7,6 44,8
Духовные христиане (молокане, духоборы) 64,7 26,1 8,4 0,8 - - - 6,6 47,6 6,9 38,9
Евангельские христиане 33,6 40,3 21,0 2,1 - 2,9 - 14,1 49,3 5,9 30,7
Зороастризм 70,0 19,6 10,4 - - - 6,6 47,2 7,3 38,9
Индуизм 7,5 31,0 59,0 2,5 - - 19,0 56,1 8,3 16,6
Ислам 1,7 19,2 62,5 14,2 - 2,5 - 19,7 42,9 25,3 12,1
Иудаизм 7,6 27,8 58,2 5,9 - 0,4 - 14,2 52,8 15,3 17,7
Кальвинизм 63,2 20,1 15,5 1,3 - - - 2,8 50,9 10,0 36,3
Карма Кагью 91,1 5,9 2,1 0,8 - - - 1,7 45,9 8,3 44,1
Католицизм (греко-католическая церковь, униаты) 20,2 37,8 39,1 2,1 0,8 - - 15,1 53,3 8,6 23,0
Католицизм (римско-католическая церковь) 7,1 19,6 59,6 12,1 0,4 1,3 - 22,7 51,5 9,3 16,5
Кришнаизм 32,2 37,2 29,3 1,3 - - - 6,2 49,3 13,4 31,0
Лютеранство 12,1 34,2 50,0 3,8 - - - 12,5 57,4 6,9 23,2
Меннониты 95,4 3,3 0,8 - 0,4 - - 1,4 46,4 6,6 45,7
Методистская церковь 83,8 14,2 2,1 - - - 2,1 44,5 8,3 45,2
Мормоны 44,2 36,3 18,3 1,3 - - - 6,2 46,9 13,4 33,4
Неоязычество 53,6 28,9 15,1 1,3 0,8 0,4 - 4,9 45,8 15,6 33,7
Новоапостольская церковь 72,8 22,2 5,0 - - - - 0,7 50,3 7,6 41,4
Нью Эйдж (религии «Нового Века») 91,7 6,7 1,7 - - - - 1,4 44,1 10,3 44,1
Общество Рамакришны 75,3 19,2 5,0 0,4 - - - 4,8 42,8 10,3 42,1
Последователи Порфирия Иванова 84,5 9,7 4,6 0,8 - 0,4 - 5,2 43,4 9,7 41,7
Последователи Сатья Саи Баба 91,2 4,2 4,2 - - 0,4 - 3,8 42,4 9,0 44,8
Православие – Другие православные церкви в России 9,3 22,4 38,0 15,6 5,5 8,9 0,4 52,1 32,4 3,4 12,1
Православие – Русская православная церковь 4,6 13,5 28,7 11,8 24,9 14,8 1,7 66,8 21,8 3,5 8,0
Пятидесятничество 54,0 30,5 12,6 2,5 - 0,4 - 8,3 49,5 8,0 34,3
Радастея 94,6 5,0 0,4 - - - - 0,3 46,0 8,0 45,7
Рерихианство 83,3 10,5 5,9 - - 0,4 - 5,2 45,7 8,3 40,8
Рэйки 92,9 5,5 0,4 0,4 - 0,8 - 1,4 44,3 9,3 45,0
Саентология 73,2 13,0 13,8 - - - - 1,7 41,5 19,9 36,9
Сатанизм 11,9 26,7 52,5 7,6 0,8 - 0,4 3,1 20,7 64,8 11,4
Свидетели Иеговы 27,3 24,4 36,1 10,1 0,4 0,4 1,3 4,2 36,2 40,4 19,2
Старообрядчество 14,3 28,6 52,9 2,9 0,8 0,4 - 11,8 54,0 15,2 19,0
Тантризм 67,6 21,8 10,5 - - - - 3,4 48,6 8,3 39,7
Теософия 74,8 22,3 2,9 - - - - 2,1 47,2 7,9 42,8
Трансцендентальная медитация 68,9 24,4 5,9 0,4 - 0,4 - 8,3 46,2 8,3 37,2
Церковь Божьей Матери Державная 61,0 31,9 6,3 1,3 - 0,4 - 10,7 46,2 7,6 35,5
Церковь объединения (Церковь Муна) 84,5 12,6 2,5 0,4 - - - 4,1 43,4 13,4 39,0
Церковь Последнего Завета 72,8 23,8 3,3 - - - - 4,8 45,5 9,7 40,0
Церковь Христа (Бостонская Церковь Христа, Петербургская Церковь Христа) 50,0 35,6 12,3 1,7 0,4 - - 17,6 45,2 5,9 31,4
Чуриковцы (духовные христиане-трезвенники) 93,3 4,2 2,1 0,4 - - - 5,2 43,8 9,7 41,3
Шаманизм 19,3 33,6 40,8 5,5 0,8 - - 14,2 41,2 23,2 21,5
Эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) 30,8 20,7 38,4 4,6 0,8 4,6 - 16,2 45,2 16,2 22,4
Экстрасенсорика, нетрадиционная медицина 23,4 23,4 42,7 6,7 0,8 2,9 - 19,0 46,4 14,2 20,4
Язычество 5,4 25,0 62,1 2,1 2,1 3,3 - 14,8 48,6 18,6 17,9

 

Здесь следует сделать оговорку о репрезентативности нашего исследования. В определении полученных результатов важно учитывать некоторую неискренность респондентов, определив ее как погрешность в 5-7%, что следует из семи наименьших показателей «ни разу не слышавших» об исламе (1%), буддизме и православии (Русской православной церкви [далее - РПЦ]) (по 4,6%), язычестве (5,4%), католицизме (римско-католической церкви [далее – РКЦ]) (7,1%), индуизме (7,5%) и иудаизме (7,6%). В первых трех случаях это можно воспринимать как провокацию «студентов-шутников». Вероятнее всего, что речь здесь не в недочетах образования, а обычной для анкетирования погрешности. С другой стороны, эти показатели могут выступать определенными скрытыми маркерами на проверку лжи респондентов. Возможно, в последующих опросах надо будет добавить такие маркеры специально. Кроме того, столь объемный список

С. 57
С. 58

из 57 названий, возможно, затруднивший работу респондентов над ответами, показал наиболее значимые пункты, и в последующих опросах будет минимизирован.

Среди самых неизвестных («ни разу не слышал») религиозных течений, объединений и организаций, выделяются следующие: меннониты (95,4 %), Радастея (94,6%), движение Ошо шри Раджниша (93,7 %), чуриковцы (духовные христиане-трезвенники) (93,3 %), Рэйки (92,9 %), Нью Эйдж (религии «Нового Века») (91,7 %), Бахаи (Вера Бахаи) (91,2 %), последователи Сатья Саи Баба (91,2 %), Карма Кагью (91,1 %) и движение «Анастасия» (90,0 %).

Интересно, что неизвестными студентами остались и «опасные» с точки зрения борцов с сектами последователи Порфирия Иванова (84,5 %), Церковь объединения (Церковь Муна) (84,5 %), рерихианство (83,3 %), Саентология (73,2 %), Церковь Последнего Завета (72,8 %), Брахма Кумарис (72,2 %), Великое Белое братство (Мария Дэви Христос) (62,3 %), Церковь Божьей Матери Державная (61,0 %) и Аум Сенрикё (60,1 %).

Как можно увидеть из таблицы 5, религиозные феномены, имеющие восточные (индийские, китайские, японские) корни, известны мало или практически о них никто ничего не слышал и не знает. Исключение из этой группы составляют кришнаиты (32,2%), которые благодаря красочным шествиям по Невскому проспекту и широкой пропаганде в городе известны лучше. Хотя пик их активности пришелся на середину 1990-х, и с каждым годом знания студентов о них становятся все менее и менее отчетливыми. Также не удивляет незнание студентами, таких представителей протестантизма как меннониты (95,4%), методисты (83,8%) и адвентисты (76,7%), поскольку в нашем городе, в отличие, например, от Свидетелей Иеговы, активной и продолжительной миссионерской работой они не занимались. А адвентисты, хоть и арендуют кинотеатры для воскресных молений, но о себе не заявляют открыто, называясь просто «христианами», потому в памяти у людей не остались.

Среди наиболее известных (имею представление / много наслышан) были отмечены: буддизм (63,4%), ислам (62,5%), язычество (62,1%), католицизм (РКЦ) (59,6%), индуизм (59,0%), иудаизм (58,2%), старообрядчество (52,9%), сатанизм (52,5%), лютеранство (50,0%) и экстрасенсорика, нетрадиционная медицина (42,7%). В основном, они либо имеют давнюю историю, тесно связанную с Петербургом, либо получили широкую известность благодаря желтой прессе и крупным судебным процессам.

Респонденты отметили, что у них «есть знакомые» в 43 из перечисленных течений и организаций. Наибольшее число получили православие – другие православные церкви в России (15,6%), ислам (14,2%), буддизм (13,4%), католицизм (римско-католическая церковь) (12,1%), православие (РПЦ) (11,8%), Свидетели Иеговы (10,1%), сатанизм (7,6%), баптизм (7,1%), экстрасенсорика, нетрадиционная медицина (6,7%), иудаизм (5,9%) и шаманизм (5,5%). Все остальные не набрали более 5%.

Интересно сопоставить данные таблицы о религиозной принадлежности респондентов с выбранными ранее (православие 71,2%, язычество 2,7%, буддизм 2,3%, католицизм и новое религиозное течение – по 0,34 %). По данным же этой таблицы 5, мы видим совсем другой результат – с четырех их количество возрастает до 17. Наибольшее количество (30,4%) получило православие: РПЦ (24,9%), другие православные церкви в России (5,5%). Далее с большим отрывом следует язычество (2,1%). За ним по 0,8% набрали буддизм, католицизм (греко-католическая церковь, униаты), неоязычество, сатанизм, старообрядчество, шаманизм, эзотеризм и оккультизм

С. 58
С. 59

(астрология, хиромантия, спиритизм), экстрасенсорика / нетрадиционная медицина и по 0,4% – Армяно-григорианская церковь, даосизм, католицизм (РКЦ), меннониты, Свидетели Иеговы и Церковь Христа (Бостонская Церковь Христа, Петербургская Церковь Христа).

Интересно отметить, что кроме перечисленных респондентами разделяются (частично разделяются) взгляды еще 11 направлений: 23,7% – православие (РПЦ – 14,8%, другие православные церкви в России – 8,9%), буддизм (5,0%), эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) (4,6%), язычество (3,3%), экстрасенсорика, нетрадиционная медицина (2,9%), евангельские христиане (2,9%), ислам (2,5%) и РКЦ (1,3%). По 0,8% получили баптизм и рэйки, а по 0,4% – даосизм, иудаизм, неоязычество, последователи Порфирия Иванова и Сатья Саи Баба, пятидесятничество, рерихианство, Свидетели Иеговы, старообрядчество, трансцендентальная медитация и Церковь Божьей Матери Державная.

Таким образом, большинство студентов (34%) отнесли себя к христианству и еще 30,3% (частично) разделяют его идеи. Однако здесь важно учесть возможную случайность показателей ниже 1%, вызванную ошибкой или неискренностью респондентов.

Данные исследования показывают, что некоторые студенты (3,8%) уже успели сменить конфессию («Я сам (а) состоял(а), теперь – нет»). Так из Православия (РПЦ) ушли 1,7% опрошенных, от Свидетелей Иеговы 1,3%, из других православных церквей в России 0,4% и из сатанизма 0,4%. Возможно, в дальнейшем для отслеживания динамики конфессиональных переходов этот вопрос надо будет конкретизировать.

О причинах подобных ответов можно только догадываться. Возможно, респонденты не всегда (по разным причинам) осознанно могут говорить, к какому религиозному направлению они относятся, а может вновь стоит повторить тезис о том, что рост религиозных настроений в социуме есть не что иное, как очередной миф, т.к. глубоких корней религия в российском обществе все же не имеет. Здесь мы считаем уместным привести точку зрения ученых ИСПИ РАН, которые отмечают, что «религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии»[9]. Также возможно, что религиозная принадлежность – это больше «мода». Действительный же религиозный ренессанс произошел в очень узком кругу и не стал еще явлением народной жизни, поэтому он социально бездейственен.

Рассмотрим теперь данные об отношении студентов к перечисленным религиозным течениям, объединениям, организациям. Как показывает нам таблица 7, сравнительно небольшой процент респондентов высказал положительное или отрицательное отношение к тому или иному религиозному течению. Явно доминирует равнодушное отношение к большинству из выше перечисленных течений объединений, организаций (в среднем 45,4 %), в десятку которых попали лютеранство (57,4%), индуизм (56,1%), англиканство (55,9%), старообрядчество (54,0%), католицизм (греко-католическая церковь, униаты) (53,3%), иудаизм (52,8%), католицизм (РКЦ) (51,5%), кальвинизм (50,9%), баптизм (50,5%) и Новоапостольская церковь (50,3%).

С. 59
С. 60

Удивляет значительный процент студентов, затруднявшихся ответить на данный вопрос, что можно объяснить недостаточной информированностью о каждой из них. Наибольшее количество голосов из них набрали те же, что и в графе «ни разу не слышал»: адвентизм – 47,4% (не слышали – 76,7%), меннониты – 45,7% (95,4%), Радастея – 45,7% (94,6%), Бахаи – 45,5% (91,2%) и Методистская церковь – 45,2% (83,8%).

Тем не менее, мы можем выделить основные религиозные течения, которые вызывают положительное или отрицательное отношение. Большинство респондентов (66,8%) положительно относятся к православию: РПЦ (66,8%) и к другим православным церквям (52,1%). Далее следуют буддизм (38,2%), католицизм (РКЦ) (22,7%), ислам (19,7%), экстрасенсорика, нетрадиционная медицина (19,0%), индуизм (19,0%), Церковь Христа (Бостонская Церковь Христа, Петербургская Церковь Христа) (17,6%), эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) (16,2%) и католицизм (греко-католическая церковь, униаты) (15,1%).

Наиболее отрицательное отношение студентов вызывает сатанизм (64,8%), явно выделяясь среди всех остальных. Ни одно другое религиозное направление не получило даже приблизительно похожего процента отрицательных ответов. На втором месте Свидетели Иеговы (40,4%). На третьем месте Аум Сенрикё (28,3%) – организация, приобретшая широкую известность проведением теракта в токийском метро десять лет назад. Вызывает особое беспокойство довольно большой процент респондентов, отрицательно относящихся к исламу (25,3%) при 19,7 % положительных. Ислам – одна из традиционных религий России. Возможно, негатив вызван определенного рода отрицательными ассоциациями или усиленно насаждаемыми СМИ стереотипами? Далее следуют шаманизм (23,2%), Саентология (19,9%), язычество (18,6%), атеизм (18,4%), Великое Белое братство (Мария Дэви Христос) (18,4%), эзотеризм и оккультизм (астрология, хиромантия, спиритизм) (16,2%), неоязычество (15,6%), иудаизм (15,3%) и старообрядчество (15,2%). Остальные 44 течения и организации не набрали 15 %.

Несмотря на низкий уровень религиозности и осведомленности о различных религиозных конфессиях, можно констатировать, что студенты подвергаются миссионерской деятельности, что тоже может вызвать негативную реакцию.

6. СТУДЕНТЫ И «МИССИОНЕРСКАЯ» ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЯДА РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

За годы реформ в России появились несколько сотен новых религиозных течений, объединений и организаций, которые стали активно проводить миссионерскую работу, стараясь охватить все слои населения. По некоторым данным под влиянием новых религиозных организаций, оказались до миллиона россиян, причем 70% из них – это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет[10]. И хотя сегодня их деятельность утихла, еще несколько лет назад было сложно пройти по Невскому проспекту, чтобы тебе не предложили посетить какой-нибудь семинар, не вручили душеспасительную брошюрку, не попросили бы узнать твоё мнение о Боге. Особое пристальное миссионеров внимание привлекала и привлекает молодежь, в том числе студенты.

С. 60
С. 61

Обращались ли к студентам представители каких-либо религиозных течений, объединений или организаций и как реагировали на это сами студенты мы рассмотрим в таблицах 8 и 9.

Таблица 8

Обращались ли к вам в течение последнего года представители каких-либо религиозных организаций? Кол-во чел. % от ответивших
Нет 155 54,8
Точно не знаю/не помню 56 19,8
Если обращались то, какие именно 72 25,4
Всего 283 100,0
Не ответили на вопрос 8 -
Итого 291 -

В своей массе респонденты, сказавшие, что к ним обращались представители каких-либо религиозных организаций, не смогли в точности указать их названия, но те, которые это сделали, в большинстве случаев называли Свидетелей Иеговы, последователей Муна, саентологов и представителей Церкви Христа.

Более половины опрошенных (54,8%) отрицают, а 19,8% – затруднились ответить, обращались ли к ним в течение последнего года представители каких-либо религиозных организаций. Такая ситуация выглядит достаточно необычной, ибо в декабре 2003 года, т.е. менее чем за полгода до опроса, в Петербурге проводились «Дни Христианской корейской культуры» с достаточно широким охватом населения. Корейские протестанты не только провели в ряде кинотеатров города бесплатные показы фильма про Иисуса Христа с раздачей религиозной литературы, но и в течение месяца раздавали пригласительные билеты на Невском проспекте. Данное событие практически никак не отразилось на результатах опроса. Это может свидетельствовать о том, что даже столь крупномасштабные общегородские акции не представляются студентами значимыми, на них не обращается внимание, и поэтому они быстро забываются. Возможно, проведение детального опроса по миссионерству и прозелитизму даст более четкую картину. Однако даже неоднократные обращения миссионеров либо оставляются без внимания, либо вообще не воспринимаются как религиозная агитация. Такова, например, ситуация с саентологическими листовками – «флаерами», предлагающими бесплатно пройти тест на интеллект, и раздаваемыми в течение последних 10 лет в центре Петербурга по нескольку тысяч в день.[11]

В последнее время можно констатировать значительное снижение индивидуальной стихийной и централизованно спланированной миссионерской активности по сравнению с серединой 1990-х годов. Причиной тому стали ее частичная регламентация после принятия Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.) и стабилизация общей социально-экономической, политической, и, как следствие, религиозно-идеологической ситуации. Ажиотаж и коллективная истерия спали, большинство россиян обратилось к «традиционным» религиозным организациям и более «спокойным», одобряемым большинством населения, формам отправления культа. Хотя миссионерская деятельность ведется и сейчас, но у многих студентов существует определенный набор действий в ее отношении, различающийся у девушек и юношей, о чем свидетельствуют данные таблицы 9.

С. 61
С. 62

Таблица 9

Как Вы обычно реагируете на различные предложения представителей каких-либо религиозных течений, объединений, организаций? Кол-во. чел. %, от ответивших из них
Муж. % Жен. %
Категорически отказываюсь от общения 78 27,5 23,0 29,1
Стараюсь избегать общения 108 38,0 26,7 45,3
Беседую из сострадания 16 5,6 5,4 5,8
Принимаю предложения побеседовать или поучаствовать в семинаре 7 2,5 5,4 0,6
Интересуюсь деятельностью новой организации, но не пользуюсь предложением участия 22 7,7 12,9 4,8
Принимаю информацию к сведению 34 12,0 17,4 8,9
Затрудняюсь ответить 10 3,5 2,8 4,2
Другое 9 3,2 6,4 1,1
Всего 284 100,0 100,0 100,0
Не ответили на вопрос 7 -
Итого 291 -

Судя по приведенным данным, большая часть опрошенных студентов стараются избегать общения с представителями религиозных организаций (38%) или категорически отказываются от него (27,5%). Но, возможны и иные формы реакции, так, например, в категории ответа «Другое» студенты отмечали, что их реакция на различные предложения представителей религиозных организаций «зависит от организации», что если это Свидетели Иеговы, то реакция крайне отрицательная, а если в качестве миссионеров выступают известные респонденту люди, то он старается всегда их «выслушать и принять сказанное во внимание», некоторые беседуют из интереса или говорят, что принадлежат к другой религии. Присутствует и иная точка зрения, которую можно охарактеризовать как равнодушное отношение к тому, что говорят и предлагают представители религиозных организаций.

Как видим, девушки категоричней, чем юноши. Среди них больше тех, кто отказывается от предложений подобного рода – 45,3% стараются избегать общения, в то время как у юношей это 26,7%. Важно добавить, что именно юноши проявляют больший интерес к деятельности религиозных организаций, они более отзывчивы. Далее студентам был задан вопрос о религии как позитивном факторе общественной жизни (см. таблицу 10).

Таблица 10

Считаете ли Вы религию позитивным фактором общественной жизни? Кол-во. чел. %, от опрошенных
Да, безусловно 54 19,4
Скорее да 106 38,1
Затрудняюсь ответить 37 13,3
Скорее нет 16 5,8
Нет, категорически 58 20,9
Другое (слишком уж лезут в жизнь; смотря, какая религия; религия иногда используется в совершенно разных целях; в наше время религия не является позитивным фактором общественной жизни) 7 2,5
Всего 278 100,0
Не ответили на вопрос 13 -
Итого 291 -

 С. 62
С. 63

Если сложить положительные результаты («да» – 19,4 и «скорее, да» – 38,1), то мы сможем увидеть, что большинство респондентов (57,5%) так или иначе, считают религию позитивным фактором общественной жизни и лишь 26,7% с этим не согласны. С нашей точки зрения, это, несомненно, положительное явление.

Налицо культуротранслирующая, компенсаторная, гуманистическая и интегрирующая функции религии. Как метко подметили исследователи Института социально-политических исследований РАН «если собственно религия как мировоззрение и мироощущение, как область интимной веры исчерпала ресурсы своего расширения, то возможности социального и нравственного воздействия религии на образ жизни людей, их общественно-политические ориентации и поведение еще весьма значительны. Этому способствуют много факторов, в том числе общественная нестабильность, затяжной моральный и социальный кризис, отсутствие понятых и принятых народом светских концепций выхода из него, историческая память народа о патриотической деятельности церкви в самые трудные переломные периоды, выступление конфессий в защиту прав и достоинства обездоленных, простых людей, против распространившихся отрицательных явлений – бездуховности, цинизма, коррупции, наркомании и т.д. …»[12].

Помимо открытых и закрытых вопросов в анкете предлагалось проводить ранжирование (оценку). В одном из вопросов респонденты самостоятельно оценивали представленные варианты жизненных ценностей по наибольшей для них значимости по десятибалльной шкале, где «1» считается наиболее важной ценностью (см. таблицу 11).

Таблица 11

Наиболее важные ценности Среднее значение оценок
1 Здоровье 3,65
2 Семья, дети 3,93
3 Сплочённость ⁄ «чувство локтя» ⁄ дружба ⁄ 4,15
4 Справедливость 4,24
5 Чистая совесть 4,25
6 Уверенность в будущем 4,37
7 Профессионализм 4,73
8 Материальное благополучие 4,79
9 Предприимчивость 5,07
10 Вера в Бога 5,08
11 Религиозность 6,20

Результаты таблицы 11 говорят сами за себя. Сколь бы студенты не считали себя верующими, но здоровье, порядок и стабильность в семье и в ближнем окружении, сплоченность, чистая совесть, справедливость для респондентов оказались более значимы, чем вера в Бога и религиозность. У современного поколения молодежи резко повысилась роль личных жизненных ценностей. Мы не можем говорить плохо это или хорошо, но думается, что установка на личный успех является более подходящей в условиях рыночного общества.

С. 63
С. 64

Подводя итоги исследования, сделаем некоторые выводы:

  1. заявления студентов о том, что они являются верующими, есть не более чем декларация, в действительности их религиозные убеждения не согласуются с действиями: студенты не посещают храм, не молятся, не соблюдают постов и т.п.;
  2. содержание веры у студентов в значительной мере лишено определенности: нередко религиозные идеи соседствуют с мистикой – верой в магию, колдовство, астрологию;
  3. вера в Бога и религиозность не относятся у современной молодежи к приоритетным ценностям;
  4. отношение студентов к различным религиозным течениям и организациям, существующим в Санкт-Петербурге и Ленинградской, может быть охарактеризовано как равнодушное – респонденты показали почти полное отсутствие знаний о них.

В заключение хотелось бы сказать, что исследование религиозности студенчества, является по многим объективным и субъективным условиям сложной задачей и поэтому авторы ограничились количественным анализом. Безусловно, полученный материал нуждается в дальнейшем, более глубоком, осмыслении и обобщении, однако, нам думается, что представленные результаты исследования могли бы быть полезными для последующей теоретической разработки ряда проблем социологии религии и религиоведения.

(Публикация подана 06.12.2007)

 Ссылки

[1] Религиоведение: Уч. пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. И.Н. Яблокова.М.: Гардарика, 2000. С. 460.

[2] Российский независимый институт социальных и национальных проблем: www.riisnp.ru/PUBLIC/russia100/htm [ныне ссылка неактивна]

[3] Волкогонова О.Д., Малоев А.В., Панина Е.М. Представление современной вузовской молодежи о будущем // http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol02_4/volkogonova_malov_panina.pdf [ныне ссылка неактивна]

[4] См., напр.: Таганов М. Тоталитарные секты и студенчество: попытка исследования // Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза 21века». – Н.-Н., 2001. – С. 201-212.; Щипков А., Во что верит Россия. – СПб., 1998. – С.1-22; Молодёжь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта // http://www.nns.ru/analytdoc/molod.html [ныне ссылка неактивна]; Кураев А. Неамериканский миссионер. – Саратов, 2005; Кураев А. Ответы молодым. – М., 2004; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000 и мн.др.

[5] См. например, Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. – М., 1972, – С. 100-113

[6] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000

[7] Яблоков И.Н. Там же, – С. 110

[8] Религиоведение… – С. 441.

[9] Состоялся ли в России религиозный ренессанс? // 10 лет российских реформ глазами россиян: Аналитический доклад Института социально-политических исследований (ИСПИ РАН) // http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros212.html [ныне ссылка неактивна].

[10] См. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Мир религий. 28.10.2003 // http://www.religio.ru/news/6789.html  [ныне ссылка неактивна].

[11] Данные получены от сотрудников организации.

[12] По материалам сайта http://www.ispr.ru/SOCOPROS/socopros212.html  [ныне ссылка неактивна].

Религиозность студентов: на примере Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [результаты социологического опроса] / К.Ю. Белоусов, А.В. Гайдуков, М.Н. Яшина // Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность. Материалы научно-практической конференции, 6-7.12.2007 г. / сост. Л.А. Мусиенко; Городская программа «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга. – СПб.: Моби Дик, 2008. – С. 45-64.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Еще один сайт на Wordpress