1999 Гайдуков, А.В. Неоязычество и национальная идентичность

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника.

Обложка. Семинар «Национальная идентичность – теория и реальность!» 2-3 октября 1999 г. Санкт-Петербург / под ред. Н.М. Гиренко; Проект «Гражданская инициатива» ОПО «Гражданский контроль». – СПб., [2000]. Гайдуков, А.В. Неоязычество и национальная идентичность // Семинар «Национальная идентичность – теория и реальность!» 2-3 октября 1999 г. Санкт-Петербург / под ред. Н.М. Гиренко; Проект «Гражданская инициатива» ОПО «Гражданский контроль». – СПб., [2000]. – С 62-69. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/gaidukov-neoyazyichestvo-i-natsionalnaya-identichnost-1999.
 pdf-файл статьи: Гайдуков. Неоязычество и национализм 1999.

С. 62

Алексей Гайдуков
Неоязычество и национальная идентичность

       Я весьма благодарен организаторам за оказанную честь выступать на данном семинаре. Я занимаюсь изучением феномена славянского неоязычества с точки зрения религиоведения, то есть я занимаюсь идеологией и практикой именно славянского неоязычества. Для начала, я хотел бы определить само понятие «неоязычество». В основном это понятие чаще всего применяется в политологии к различным языческим проявлениям в современном национализме. Под термином «неоязычество» я предлагаю понимать совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, которые обращаются в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, и занимаются их возрождением и реконструкцией. Я здесь указываю именно на прерванность традиций. Например, в Поволжье можно говорить о настоящем язычестве, которое не угасло и существует до сих пор с большей или меньшей степенью активности. Но в том же Поволжье можно говорить и о неоязычестве, то есть о конструировании культов, о каких-то полунаучных, паранаучных исследованиях, осуществляемых, в основном, городской интеллигенцией и, таким образом, формирующих какой-то культ и какую-то национальную идеологию. Таким образом, «неоязычество» – это условный термин, который указывает на прерванность традиций.

       Достаточно сложно рассуждать по поводу объекта веры, потому что здесь может быть и политеизм (то есть многобожие), может быть монотеизм, может быть пантеизм (то есть представление себя как части природы), может быть некий вариант копирования христианских или мистических религий. В Омске есть орден-миссия «Джива храм Инглии». В данном случае можно сказать, что скопирован христианский культ, христианский слог, язык, но, в то же время, заменен своими вариациями. Именно в этом контексте я хотел бы говорить о национальной идентичности, а точнее – самоидентичности, потому что об идентичности уже довольно много было сказано.

       Прежде всего, я не хочу впадать в одну или другую крайность, то есть можно определять какие-то очень яркие примеры национализма или ксенофобии в данном явлении, но это все же характерно не для всего явления. С другой стороны, не надо, опять-таки, впадать в противоположную позицию и говорить, что там самые милые и добрые люди, у которых нет никаких проблем.

       Я предлагаю выделить три направления в неоязычестве, именно в славянском неоязычестве. Первое – это национал-патриотическое. Здесь могут быть как националисты и различные праворадикальные формирования с языческим уклоном, так и неоязычники с праворадикальным уклоном. Второе – это экологическое, на них обычно внимания не обращают. То есть это люди, стремящиеся постичь природу, быть ближе к ней, отойти от урбанизированной цивилизации. В данном случае вопрос национальной идентичности стоит не настолько остро, как в первом направлении, но тоже присутствует. Третье (менее идеологически религиозное) – историко-культурное или игровое. То есть это различные кружки по изучению древности, различные секции, может быть, ролевые игры и так далее; они могут принадлежать как к первому, так и ко второму направлению, но их активность, в основном, условна. Соответственно, здесь мы можем наблюдать активность или неактивность в понимании своей национальной идентичности.

       Существует два направления: с одной стороны, люди хотят определить себя как славян или как еще более узкую племенную славянскую группу, или же

62
63

идти на полностью «белое» человечество. Инглиизм говорит: «Мы за «белое» человечество». Существуют некоторые переходные моменты: например, в Петербурге Союз венедов активно сотрудничает, как это не покажется странным, с армянами. Как вы думаете, какие в данном случае будут сравниваться позиции по национальной идентичности? Во-первых, это, конечно, вопрос крови, то есть антропологические признаки или даже биологические, расовые. Здесь мы будем рассматривать понятия, «славяне» и «русские». Далее это культурные и государственные аспекты.

       Как понимают неоязычники-славяне сам термин «славяне»? Есть очень много трактовок, но самая распространенная это та, что славяне произошли от понятия слова «славить», то есть мы славим своих предков, а все остальные – неизвестно кого. Например, Союз венедов определяет славян еще и как венедов, то есть венеды – это хлебопашцы, земледельцы. Точно так же славян называли и античные авторы. Некоторое время Союз венедов назывался «Союз венедов и древлян». Владимир Беляков сделал такое добавление, объяснив это тем, что землепашеством наши предки занимаются относительно недавно. Сам же Владимир Богумил (он же Владимир Голяков, он же Владимир Богумил II) говорит, что славяне – это славящие вены, то есть славящие свою кровь, свой род, свою этническую принадлежность. Слава, в его понимании, – это ощущение обладания, то есть славяне, это те, которые чем-то обладают (в частности, своей территорией), но, с другой стороны, это славяне, которые славят свои вены, то есть те, которые поняли ценность родственного союза, поняли, что мы потому и побеждали в самые суровые годы, что были крепче других. Но недавно я слышал от него очень интересную интерпретацию понятия «вены»: он объясняет его как близкое понятию «веник». Веник, он же голяк, и, соответственно, его фамилия Голяков. Получается, что Голяков и есть представитель самих славян. Такие философские натяжки существуют практически во всех неоязыческих группах, за исключением нескольких.

       Какие еще есть трактовки? На самом деле, вплоть до самых абсурдных. Например, Алексей Трехлебов – автор книги «Клич Феникса» – утверждает, что славянин (слав-ян-ин) – это человек, славящий мировые начала ян и ин, живущий в гармонии с законами Всевышнего Бога. Такого типа трактовок очень много, они всегда переплетаются с тем, что славянами являлись различные народы, то есть уже выстраивается некий этноисторический, этногенетический миф. Доказано, что племена, которые греческие, римские и западные историки окрестили скифами, сарматами, венетами, пеласгами, лелегами, антами, русинами, склавинами, ставанами, раксаланами и многими другими прозвищами – все без исключения были славянами.

       Второе понятие – «русские» – имеет также огромное количество трактовок. Здесь стоит указать на следующее. Григорий Гриневич – автор книги про славянскую письменность – в результате дешифровки указывает, практически, на все имеющиеся письменные исторические источники с точки зрения реконструированной им славянской азбуки. В частности, он расшифровывает пелагическое письмо, этрусское и так далее. Он говорит, что русичи назывались рысичами, ибо рысь была их ручным зверем, служившим на охоте вместо собаки. Такие натяжки постоянно встречаются. Алексей Трехлебов предлагает иную этимологию слова Россия: «рос» – рост, «сия» – сияние, свет, святость. То есть Россия есть сила, увеличивающая святость. Поэтому Россия является единственной страной, носящей эпитет «святая» – Святая Русь.

       Другие исследователи в этом ключе (Владимир Данилов и Инга Мочалова) говорят о том, что нередко Волхвы именовали наших предков «руско-луне». В переводе с санскрита слово «русы» означает «мудрецы», «лунь» – «Духовно чистые».

63
64

       Владимир Богумил в качестве трактовки этнонима «русские», приводит следующую руну (стихотворение):

«Дажьбог рождает дождем росу,
Перун, грозой мечи те росы.
О, Ветер-князь, неси весну,
Что рысь страшна, а мы еж – россы».

       Значение этого стихотворения объясняется традиционно:
«Мы по первой росе повергали своих ворогов в небытие… Мы бились грозно так, что мы, яко росы, превращаясь под солнечными лучами в пар, уходили в вечность и тяжелыми своими единицами уходили в Мать Сыру Землю. Тяжелыми единицами кормили Мать Сыру Землю, легкими – Сварога, небича. Каждому отдавая свое, мы еще отдавали время своей смертью временной. Потому что умерший родич за свой народ дает время выжить правнукам… Мы шли непрерывно, не отдыхали. И мы были как весна, потому что с божиим родом расцветает природа. Мы никогда не избирали пути клопа, сосущего кровь Матери-природы. Мы всегда были с ней…».

       Из этого можно сделать следующий вывод: для объяснения приоритета своей национальности или этнонима всегда выбираются всевозможные термины, и расшифровка идет, мягко говоря, не научным способом. Иногда расшифровывается по буквам, то есть выбираются положительные эпитеты и разбирается термин по буквам.

             Государственное устройство России.

       На самом деле язычники не обладают конкретными приоритетами, то есть могут быть монархисты, хотя в меньшей степени, так как монархия обычно ассоциируется с православием; также могут быть и республиканцы, сторонники тоталитарных режимов, и так далее. Здесь важно отметить два направления, а именно первую и вторую группы, о которых я говорил. У националистически настроенных язычников – одни устремления; у тех, которые стремятся к экологии, – демократический способ правления наиболее приемлемый. Надо отметить, что среди неоязычников нет единомыслия, даже в конкретных группах и отдельно взятых общинах. Предположим, неоднократно упоминаемый московский идеолог Федор Разоренов может излагать какие-то националистические взгляды, на которые всегда указывалось уже в аналитической литературе (например, у Виктора Шнирельмана или у Прибыловского). Другие его соратники могут быть экологически настроены и никакого предвзятого отношения к другим национальностями не иметь.

       Общие принципы неоязычества можно определить формулой «природа- родина-народ». Возможно, она появилась в противовес уваровской дореволюционной «православие-самодержавие-народность». Разговор здесь идет о конкретном русском народе (природа-родина-народ), живущем на своей земле – России – и стремящемся к максимально экологическому использованию ее природных богатств. И в этом контексте пропагандируется несколько основных тезисов, связанных с современной русской идеей. То есть определение понятия «славянин» или «русский» – это отношение к другим народам и отношение к другим религиям (в основном, к авраамическим), то есть христианство, мусульманство, иудаизм и их различные вариации.

       По мнению многих неоязычников носителем русской идеи может выступать только русский человек. Однако, с определенным понятием «русский» есть много проблем, а также возникает проблема с тем, кого можно считать русским. Например, Калужская славянская община на мой вопрос о том, что они думают о наших Петербургских неоязычниках (например, о Союзе венедов), ответили:

64
65.

«Мы, чтобы определить, что мы – русские, расписываем свое родовое древо и показываем, что в пяти коленах у нас все русские. Мы попросили сделать тоже самое Союз венедов. Так они нам ничего не написали, про них становиться все ясно». Когда я задал прямой вопрос: «Скажите, как вы относитесь к национализму?», они очень аккуратно, профессионально ушли от ответа: «Национализма у нас нет». «Как нет?», – спросил я. «Мы живем в своей стране. Какой может быть национализм?». «Хорошо», – сказал я, – «а как вы относитесь к евреям?» И ответ был просто потрясающим: «Мы к евреям не относимся, мы относимся к русским». Я считаю, что это, действительно, качественный подход, то есть люди думают над тем, что они говорят. Они уже привыкли к тому, что находятся под пристальным вниманием ФСБ (ранее КГБ), и различные высказывания, которые могут быть им характерны, во всяком случае, при посторонних людях не высказывали.

                  Отношение к другим народам.

       Можно выделить, опять-таки, несколько направлений. Направление первое – это дружеское состояние со всеми окружающими народами, если они не разрушают природу, не используют ее интенсивно. Это экологическое направление. Отношение националистически настроенных неоязычников может быть разным в зависимости от региона проживания. Негативное отношение может высказываться к различным представителям других народов, то есть это – Дальний Восток. Конечно, это японцы или китайцы. Если это центральная Россия, то, в основном, американцы. Это характерное отношение для большинства неоязычников: то есть американцы, блок НАТО, Европейская культура – цивилизация, к которой якобы стремятся все, – это признается убийственным и недопустимым, потому что происходит нивелирование славянской культуры, против чего она как раз и выступала.

       Возможны союзы. Я уже обратил ваше внимание на союз идеологический венедов с армянскими неоязычниками или националистами. Возможны объединения по территориям. Например, Владимир Голяков является главой и основным идеологом петербургской «Схорон еж словен» или поморская школа «Шаг волка». Он допускает, что финно-угорское население живет здесь, это его коренная территория, поэтому мы, славяне, живем вместе с финнами, но в других случаях возможны и другие отношения. В основном, эти отношения выстраиваются на этно-историческом мифе о самих славянах.

       Здесь можно выделить четыре основных направления:

       Первое – это история славян и соседствующих с ними народами, их роль, взаимное расположение и, соответственно, необходимость доказательства того, что славяне более древние. Здесь, как мы видим, живет та самая идея: кто более древний, тот, соответственно, более умный, более лучший, хотя если посмотреть, то это может и не доказывать того, что более древний народ является более умным.

       Второе – происхождение славян-индоариев или родство с ними. Этой точки зрения придерживаются: Александр Асов, Владимир Данилов, Инга Мочалова, Юрий Петухов, Юрий Шилов и другие.

       Третье – гиперборейская теория, то есть происхождение славян с севера или с погибшего материка Арктики. Ее придерживаются Александр Дугин, Виктор Кандыба и многие другие.

       Четвертое – подход к теологическим изысканиям, примеры которых я уже приводил. То есть это тоже доказывает древность рода.

       Какую же можно высказать общую теорию, если синтезировать все этно- исторические мифы о происхождении славян? Славяне произошли от некоего предка или от некоего народа, который жил, предположим, в Гипербореи. Далее,

65
66

после гибели материка, они перебираются на территорию Днепра, там действует трипольская культура. Представители трипольской культуры Поднепровья двумя путями (по Днепру через Черное море и из Индии через Малую Азию) проникают на Крит, порождая крито-микенскую цивилизацию пеласгов (славян, русов), погибшую от извержения вулкана. Спасаясь от стихии они появляются на Аппенинском полуострове под именем тирренов или этрусков (расена), дав начало древнеримской цивилизации. Часть воинов остается в Риме, а сельские жители отправляются на север и, таким образом, дают начало германскому народу. (Это теория Лисового и Безверхого – лидера в Союзе венедов). Далее возникает еще более интересная вещь: сельские жители завоевывают Рим и это понятно, так как воины погрязли в роскоши и по терминологии Безверхого были «ожидовлены», тем самым они потеряли свою силу, и их следовало завоевать. Когда Крито-микенская цивилизация погибла, они возвратились на территорию трипольской культуры уже в виде всем нам известных славян, ими и были наши предки. Такая теория действительно выстраивает какие-то представления, она очень приятна многим.

       Уже говорилось о том, что человек может не знать свою историю, но когда ему говорят, что его цивилизация, его родичи жили, предположим, 10000 лет назад, он реагирует достаточно хорошо.

       О происхождении человека существует несколько точек зрения.

       Первая. Сотворение человека славянин-русского, то есть в этом смысле человека. Это божественное сотворение человека единым, неделимым богом, как его называют представители инглиизма. Этот бог может называться Сварогом, а может – Родом. Может ли бог вдохнуть душу в человека? Например, община вятичей в Москве считает, что душа вдохновенна Белбогом, а Чернобог создал тело. Такие мифы встречаются периодически.

       Вторая. Люди – прямые потомки богов. Конечно, в «Слове о полку Игореве» говориться, что славяне – божьи внуки, внуки Даждьбога. Этой теории придерживается Александр Асов и большинство последователей велесовой книги. При этом, сыном этого Даждьбога, праотцом всех славян, является Орий, Арий, Орей или Ирий-дид и так далее. Различные арийства и ария.

       Третья. Оригинальную концепцию представляет Виктор Кандыба. Он говорит, что праотцом русских людей тоже был Орий, но этот Орий прилетел из созвездия Орион «18 миллионов лет до нашей эры» (после некой катастрофы), после чего осел в тонком теле, в Арктике, и дал начало русскому населению. Причем, русское население трактуется им весьма оригинально. Он говорит , что если посмотреть на русского человека, то сразу видны его основные отличительные черты: карие глаза, черные курчавые волосы, нос горбинкой. Я не понял, пошутил ли он на до мной, но из его теории видно, что русская цивилизация оставила свои следы везде. В частности, было племя руссолинов в Иерусалиме. Наверно, все- таки, это его основополагающая теория.

       Четвертая. Присутствует эволюционная картина развития человечества, в частности, у Владимира Голякова – теория развития из зверича в людичи. То есть люди наблюдали (конечно, славяне), каким образом волки собираются в стаи, и попытались скопировать эту модель применительно к людям. Это помогло им выжить во время ледникового периода.

             Отношение к другим религиям.

       Отношение к христианству вообще в неоязычестве также отрицательное. Христианскую церковь обвиняют в проповедовании иудаизма и связанных с ним ростовщичества и богоизбранности еврейского народа, в утверждении внеприродного божества и провозглашении власти над Природой, насильном крещении

66
67

Руси, сговоре церкви с татаро-монголами. По мнению неоязычников, христианская мораль не только сделала человека рабом, но и способствовала отчуждению мужчин и женщин, рассматривая чувственную любовь не как светлое стремление продолжения рода, а как проявление животного чувства. Оно наложило на человеческое тело, как и на все земное, отпечаток проклятия, порока и страдания, сделав человека грешником, обязанным каяться.

       Существует мнение, свойственное крайне правым патриотам, о создании иудеями христианства и ислама – мировых религий для господ и хозяев – специально для гоев с целью их дальнейшего порабощения. При этом часто прибегают к фальсификации русской истории. Одной из излюбленных тем является, якобы, еврейское «происхождение» Святого Владимира Красно Солнышко и «справедливая месть» по отношению к «проклятым попам, убивавшим волхвов». Также замечается, что если бы не заимствования из Византии, то, вернее всего, на пороге тысячелетий один из богов – Сварог, Перун или Хорос – стал бы главным. Скорее всего – Сварог. К тому все и шло. Сварог все более выделялся как Главный Бог – Бог Духа. Но пришло из Византии христианство. Пришло не просто: триста лет на Руси текла кровь в борьбе за старую веру. И в этой борьбе шло слияние ведического наследия и христианства, которое и породило православие.

Вопросы:

Дмитрий Дубровский
Алексей, скажите, пожалуйста, Вы свои исследования проводили по школьному учебнику истории?

А.Г.: Да, я сравнивал. Действительно, некоторые доктрины основываются на школьном учебнике.

Вячеслав Сухачев
Я был инициатором приглашения Алексея Викторовича на семинар. Все те материалы, которыми пользовался Алексей, продаются в Доме книги. Также этими материалами пользуются и школьники.

Дмитрий Дубровский
Продается все, но не все рекомендуется покупать.

Вячеслав Сухачев
Например, Виктор Николаевич Безверхий был одним их инициаторов чтения лекций, когда у нас была проблема с учебниками, раздавал свою «Философскую антропологию», «Философию», «Историю», но это было во Пскове. Господин Жуков не даст мне соврать, он «забивал» для меня место на лекциях у Безверхого.

А.Г.: Я бы хотел добавить. Через Безверхого и Союз Венедов прошли практически все националистические организации Петербурга. То есть Союз Венедов является их организатором на определенном этапе, примерно, в начале 90-х годов.

Николай Гиренко
Добавлю, что даже через группу по национальным меньшинствам г-н Безверхий прошел очень даже успешно.

67
68

Иван Климов
Я хотел бы спросить о численности такого рода организаций и о какой-то более или менее регулярной их социальной активности. Может, есть какая-то информация по газетам, но самое главное для меня – это механизм их рекрутирования.

А.Г.: Средняя численность малых общин где-то 10-20 человек, но существуют также крупные организации, например, Союз Венедов (там около 500 человек). Есть такая Московская Славянская община, идеологом которой является Александр Белов. Ее численность составляет 1000 человек. Причиной этому может служить тот факт, что очень большим тиражом вышли книги по славяно-горицкой борьбе. Вероятно, это послужило некоторой агитацией.
В других организациях, так называемых «экологических», которые относят себя к неоязычникам, практически отсутствует национальная идентичность, но существуют различные древнеславянские практики. На семинары у них собирается по 500-600 человек.
Далее, «Царство Мокоши» под Москвой. У них на праздники собирается также порядка 500 человек, причем приезжают все: и студенты и новые русские. Я расскажу такую историю. Сын одного нового русского сказал: «Когда мы водили хоровод, когда мы кричали и пели песни, это было так здорово. Мой папа – новый русский, тоже пел и водил хоровод. Такого я не видел нигде, даже на рок концертах».
Рекрутирование происходит путем издания соответ-ствующей литературы, которой сейчас огромное количество. В Интернете есть огромное количество сайтов по неоязычеству: по славянскому, по западному, по кельтскому. Газеты, например, в Петербурге можно купить около Гостиного Двора. Там до сих пор продается газета Союза Венедов «Родные просторы», журнал «Волхв». Как мне известно, сейчас прекращено издание приложения к газете «За русское дело». «Потаенное» – вот это все литература неоязыческой направленности. В Москве, на сколько я знаю, есть журнал «Атака», также есть и другие издания. Специального рекрутирования не происходит, так как необходимых адептов достаточно много.

Николай Жуков
Насколько я понимаю, такие структуры требуют какого-то количества финансов. Как мне известно, существует две схемы получения денег: либо эти деньги собираются внутри структуры, либо поступают извне. По какой схеме работают эти организации? Есть ли какая-нибудь корреляция между идеологией и способом финансирования?

А.Г.: Вопрос, честно говоря, очень сложный. Малые общины делают все на свои средства. Если мы говорим о «Царстве Мокоши», то у этой организации имеется свое фермерское хозяйство под Москвой. Другие маленькие общины, например, «Экология и сознание Крина», все делают на свои деньги. Они издают ежегодный календарь «Коловорот» с 1994 года. В других случаях существуют некоторые финансовые структуры, но отследить их не удается, потому что о них не распространяются.

Светлана Рыжакова
Скажите, пожалуйста, как православная церковь реагирует на развитие этого движения? Насколько мне известно, существуют довольно сложные взаимоотношения между католической церковью и параллельными организациями.

68
69

А.Г.: Спасибо, это очень хороший вопрос. Обычно, когда существуют малые неоязыческие общины, то к ним никак не относятся. Но больше всего смущает, пожалуй, свастическая символика, которая очень активно используется. Само неоязычество было опровергнуто и осуждено на Архиерейском Соборе еще в 1994 году. Православные понимают под неоязычеством совокупность различных явлений, куда входит и магия, и спиритизм, и общество Рерихов, и астрология, и все, что угодно.

Гайдуков, А.В. Неоязычество и национальная идентичность // Семинар «Национальная идентичность – теория и реальность!» 2-3 октября 1999 г. Санкт-Петербург / под ред. Н.М. Гиренко; Проект «Гражданская инициатива» ОПО «Гражданский контроль». – СПб., [2000]. – С 62-69. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-1997-2000-publikatsii/gaidukov-neoyazyichestvo-i-natsionalnaya-identichnost-1999.

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника.

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние; Публикации «Этны»
____________________

Оставить комментарий

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»