2016 Гайдуков А.В., Скобельцына А.С. Халяль-сервис в России: региональный опыт этнокультурного сотрудничества

____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-2015; 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________
Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru):

Гайдуков А.В., Скобельцына А.С. Халяль-сервис в России: региональный опыт этнокультурного сотрудничества // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 17–18 ноября 2016 г. / Отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – С. 203-208.

СЕССИЯ IV «РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

 А.В. ГАЙДУКОВ, А.С. СКОБЕЛЬЦЫНА
ХАЛЯЛЬ-СЕРВИС В РОССИИ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Россия – поликультурная и полирелигиозная страна. По данным переписи 2010 г. здесь проживают представители более 200 этнических групп. Русские составляют 81% от общей численности населения. Выделяются шесть этнических групп численностью более 1 млн.: татары (5310649 чел.), украинцы (1927988 чел.), башкиры (1584554 чел.), чуваши (1435872 чел.), чеченцы (1431360 чел.) и армяне (1182388 чел.)1. Татары, башкиры, чеченцы традиционно исповедуют ислам. Также мусульманами является большинство населения в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. По разным данным в Москве проживает более 2 млн. мусульман, в Санкт-Петербурге – более 1 млн. Есть данные, что в России более 18 млн. мусульман (по некоторым данным 25 млн.), они составляют 12,6% населения России2.

В мировом масштабе мусульмане составляют около 1/4 населения планеты (около 1,8 млрд.). Россия и Санкт-Петербург являются притягательными для мусульман – трудовых мигрантов3. Кроме этого огромный потенциал имеет въездной туризм в Россию из мусульманских стран. По

__________________________________

1 Всероссийская перепись населения 2010. – URL: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 1.10.2016).

2 Преимущества сертификации Халяль. – URL: http://halalcenter.ru/sertifikatsiyahalal/#et (дата обращения: 1.10.2016).

3 См.: Скобельцына А.С. Религиозные аспекты межкультурных коммуникаций в Санкт-Петербурге (на примере ислама) // Социальные коммуникации и эволюция обществ: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.А. Вальдмана. Новосиб. гос. техн. университет. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. – С. 148– 156.

______________________________________________________________________

204

прогнозам экспертов, к 2020 г. рынок халяль-туризма в мире составит 150 млн. человек с возможностью роста в последующие 5 лет до 200 млн. туристов4.

Для мусульман жизненно необходим сервис халяль, т.е. то, что разрешено и затрагивает практически все сферы жизни: повседневные привычки, поведение, питание и др. Мусульмане должны по возможности придерживаться халяль, где бы они ни находились: и дома, и в поездках.

Потребление продукции под маркой «халяль» (товары и услуги) ежегодно растет на 15% как в России, так и в мире5. Рынок халяль – это не только продукты питания, но и банковская система, туризм, мода, СМИ, развлечения, косметика, лекарства.

В настоящее время в России существует сертификация продукции «Халяль» на добровольной основе, которая проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандарта Совета муфтиев России.

Услуги по сертификации продукции на соответствие Халяль предлагает ряд организаций, в частности: Комитет по стандарту «халяль» Республики Татарстан при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан6; Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России (ООО «МЦСиС «Халяль») в Москве7; Центр по стандартизации и сертификации «Центр Халяль Надзор» при ДУМ Москвы и Центрального региона России (Москва)8; Центр по стандартизации и сертификации «Халяль Северо-Запад» при Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России9; Центр стандартизации и сертификации «Стандарт Халяль» совместно с Мухтасибатом Санкт-Петербурга и Ленинградской области

__________________________________

4 Что ждать от халяль-туризма? // Вести Ассоциации туроператоров России. 05.05.2016. – URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/35462.html (дата обращения: 1.10.2016).

5 Национальная ассоциация индустрии Халяль. – URL: http://nasihrussia.ru/news/3510 (дата обращения: 1.10.2016).

6 Комитет по стандарту «Халяль» Республики Татарстан. – URL: http://halalrt.com (дата обращения: 1.10.2016).

7 Международный центр стандартизации и сертификации Халял. – URL: http://halalcenter.ru (дата обращения: 1.10.2016).

8 Центр по стандартизации и сертификации «Центр Халяль Надзор». – URL: http://roshalalnadzor.ru (дата обращения: 1.10.2016).

9 Халяль Северо-Запад. – URL: http://nw-halal.ru (дата обращения: 1.10.2016).

______________________________________________________________________

205

(ДУМ РФ)10 и др. Все эти центры оказывают услуги сертификации на конкурентной основе.

В связи с растущей популярностью производители стремятся ответить на возникающие потребности населения, создавая информационную поддержку халяль-индустрии. Первый мобильный халяль-путеводитель по России «Halal Guide» (http://halalguide.me) был запущен в 2012 г. Его команда во главе с Айратом Касимовым занимается созданием и разработкой продуктов, полезных мусульманам в сфере услуг, созданием мобильных приложений для IOS и Android и web-приложений с целью помощи поиска халяль-точек. Сейчас «это инновационный гид на семи языках по местам и событиям для мусульман в 3300 городах России и по всему миру», ставший в 2015 году резидентом Бизнес-инкубатора Казанского ИТ-парка11. Также стоит отметить разработанную на их базе поисковую систему «Халал еда», дающую информацию и по Петербургу (https://halaleda.me/sankt-peterburg).

Всего в Санкт-Петербурге насчитывается около полусотни мусульманских заведений, в том числе отели, кафе, столовые, рестораны, продовольственные магазины и услуги для мусульман12. Количество халяльных пунктов питания в разных источниках указывается по-разному. Это связано с тем, что часть заведений прошла халяль-сертификацию, часть – не прошла; некоторые предоставляют халяльные блюда, наряду с алкоголем, а некоторые – содержатся мусульманами и имеют «восточные» названия и восточную кухню.

«Halal Guide» определяет 5 уровней халяль в ресторанах и кафе13: 1) наряду с халяль блюдами подаются блюда из нехаляльного сырья; 2) наряду с халяль – блюдами подается спиртное и кальяны; 3) отсутствует харамное сырье и продукты, однако, у владельцев нет соответствующего халяль – сертификата; 4) отсутствует харамное сырье и про-

__________________________________

  1. 10. ООО «Стандарт Халяль» – URL: http://standart-halal.ru (дата обращения: 1.10.2016).

11 Halal Guide: халяль-технологии, о которых мы еще не знаем // Инфо-ислам. – 28.04.2016. – URL: http://www.info-islam.ru/publ/jandeks_novosti/halalguide_ khaljal_ tekhnologii_o_kotorykh_my_eshhe_ne_znaem/35-1-0-39168 (дата обращения: 1.10.2016).

12 Ислам Центр. – URL: http://islamcenter.ru/search.php?mosques=on&food=on& shops=on&city=Санкт-Петербург (дата обращения: 1.10.2016).

13 Более подробно см.: Требования к осуществлению торговли продуктами Халяль // Единая мусульманская справочная служба. – URL: http://e-mss.ru/index /trebovanija_k_osushhestvleniju_torgovli_produktami_khaljal/0-108/ (дата обращения: 1.10.2016).

______________________________________________________________________

206

дукты, у поставщиков сырья есть халяль-сертификат; 5) заведение прошло процедуру сертификации и имеет соответствующий документ сертификации.

Что касается продуктовых магазинов, то в отличие от ресторанов и кафе особой необходимости в сертификации у них нет. Они получают сертифицированную продукцию халяльных производителей. Стоит обратить внимание и на само мясное производство. Существуют особые предприятия, специализирующиеся на мясной продукции халяль. Так, например, Мясокомбинат ООО «Грант Мит» (Шкиперский проток, 18; Белооостровская, д. 20, лит. Б – http://grantmeat.ru) поставляет бескостную мясную продукцию халяль производства стран Европы и Южной Америки, а также – российского происхождения и имеет представительство в Финляндии. Весь процесс производства мяса проходит под контролем Международного Халяльного Центра страны-производителя (INTERNATIONAL HALAL CENTRE) и контролируется Духовным Управлением Мусульман Республики Татарстан. На каждую партию товара выдается халяльный сертификат.

Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль (ООО «МЦСиС «Халяль») разработан стандарт «Услуги халяль в гостиницах и других средствах размещения». Стандарт утвержден Духовным управлением мусульман РФ14. Получить текст стандарта могут предприятия размещения, которые подали соответствующую заявку в Центр стандартизации. Составная часть проекта – портал бронирования халяльных гостиниц, запускаемый группой компаний «Вектор». Для получения сертификата соответствия халяль необходимо собрать комплект документов: учредительные документы, сведения о внесении организации в ЕГРЮЛ, ИНН, паспорт гостиницы, банковские реквизиты и другие документы в зависимости от формы предпринимательской деятельности. Далее предоставляются документы, подтверждающие соответствие халяль кухни и продуктов. Для получения сертификата «Халяль» 1 категории (1 луна) достаточно предоставить сведения о предполагаемом поставщике блюд в ресторан гостиницы или адреса близлежащих ресторанов. Для 2 категории (2 луны) необходимо подтверждать соответствие кухни и кухонного оборудования стандартам «халяль», подготовленность персонала, правильность состава и технологии приготовления блюд.

__________________________________

14 Стандарт SO RMC 410:2014 «Услуги «Халяль» в гостиницах и других средствах размещения», текст выдается по запросу. – URL: http://halalcenter.ru /sertifikatsiya-halal/ (дата обращения: 1.10.2016).

______________________________________________________________________

207

14 сентября 2016 г. в Санкт-Петербурге открылся первый халяль-отель, – мини-отель «Шелковый путь» при ресторане «Навруз» на Ленинском проспекте15. Отель рассчитан на 17 номеров, включая полулюкс, люкс и двухкомнатный номер-люкс. Согласно рекламе на сайте, в отеле «созданы все условия для комфортного проживания туристов-мусульман. В каждом номере предусмотрен указатель направления на Мекку, наличие молельного коврика, а также правильное расположение кроватей»16. Питание гостям отеля предлагается в ресторане «Навруз», который, как указано в рекламе, прошел официальную сертификацию «Халяль». Отель, вероятно, пока официальной сертификации не проходил.

Современные тенденции таковы, что продукция халяль стала весьма востребована в регионе не только среди мусульман, но и среди неисламского населения. Продукты питания халяль потребляются и продаются под маркой «вкусных, полезных и экологичных». Сервисом халяль, например, могут пользоваться иудеи, чьи требования кашрута достаточно близки к халялю.

Под эгидой ДУМ РФ в августе 2016 г. был начат проект «Halal Way» с целью продвижения дозволенного образа жизни – «halal» и «lifestyle», чтобы показать, что следование нормам и ценностям ислама во всех сферах жизнедеятельность не только просто, но и полезно для каждого.

Для популяризации идеи халяльного питания в регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области начали проводиться особые акции, непосредственно к исламу отношения не имеющие. Таковы молодёжные фестивали по приготовлению еды в жанрах различных традиций. Так одни из организаторов халяльной торговли проводят мастер классы по приготовлению восточной пищи («Ароматы востока» в кулинарном пространстве г. Пушкина), приготавливая блюда кашмирской и марокканской кухни, приглашая к участию незнакомых с этим поваров.

Частым явлением стало участие халяльной продукции в ярмарках и фестивалях, особенно носящих этнический оттенок. В рамках программы по гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области таких мероприятий проходит достаточно много. На них постоянно можно видеть халяльную продукцию. Особенно ярко это проявляется на праздновании Сабантуя, проводимого в пос. Энколово Ленинградской области, который собирает десятки тысяч по-

__________________________________

15 Мини-отель «Шелковый путь». – URL: http://www.silkwayhotel.ru/about (дата обращения: 1.10.2016). 16 Центр Халяль Северо-Запад. – URL: http://dum-spb.ru/centr-xalyal-severo-zapad (дата обращения: 1.10.2016).

______________________________________________________________________

208

сетителей на «традиционное народное гуляние, объединяющее людей всех возрастов и профессий, наций и вероисповеданий»17. Таким образом, идея халяльного питания становится популярной как среди мусульман, так и немусульман, что позволяет видеть в нем не только коммерческий потенциал, но и основу для межкультурного общения и здорового образа жизни.

 __________________________________

17 Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, В.А. Егоров и др.; под ред. А.В. Гайдукова. – СПб.: Верста, 2014. – С. 107.

______________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

341

  1. Гайдуков Алексей Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и религиоведения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
    президент Центра религиоведческих исследований «ЭТНА», г. Санкт-Петербург (a_gaidukov@mail.ru)

345

  1. Скобельцына Анна Сергеевна, кандидат культурологии, доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург (Ska2005@yandex.ru)
Гайдуков А.В., Скобельцына А.С. Халяль-сервис в России: региональный опыт этнокультурного сотрудничества // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 17–18 ноября 2016 г. / Отв. ред. Г.Ф. Габдрахманова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – С. 203-208.

Просьба при цитировании давать корректную ссылку и уведомить автора о цитировании (a_gaidukov@mail.ru).
____________________
Публикации Гайдукова1997-20002001-20052006-20102011-2015; 2016-2020;  Последние ;  Публикации «Этны»
____________________

Оставить комментарий

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»