____________________
Библиотека – Публикации Гайдукова с 1997 г.: 1997-2000;
2001-2005 ; 2006-2010 ; 2011-2015 ; 2016-20 ; 2021-2025;
Последние – Учебно-методические – +БЕЗ ссылок
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
|
|
PDF файл: Гайдуков 2004 Метод особ преп сект (2025) : http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Gajdukov-2004-Metod-osob-prep-sekt-2025.pdf.
А. В. Гайдуков
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
«ИСТОРИЯ РУССКОГО СЕКТАНТСТВА»
Дисциплина «История русского сектантства» преподаётся студентам 3 курса факультета социальных наук РГПУ имени ЛИ. Герцена, обучающимся по специальности 022200 «Религиоведение», и рассчитана на 68 аудиторных часов, из которых программой предусмотрен 51 час лекционных и 17 часов — практических занятий. её цель — дать представление о многообразии форм русского сектантства, об их общих закономерностях и эволюции. её достижение предполагает решение широкого круга общеобразовательных, практических и воспитательных задач, таких как:
— анализ и выявление места и роли русского сектантства в духовной и общественно-политической жизни России;
— раскрытие основных подходов к проблеме изучения русского сектантства;
С. 153-154
— привитие студентам навыков системного анализа феноменов русского сектантства и ересей;
— получение целостного представления о предпосылках возникновения, истории развития, вероучительных текстах, основах вероучения и культа, структуре и жизнедеятельности русских сект,
— овладение студентами основами религиоведческого анализа вероучительных текстов русского сектантства и его оппонентов;
— воспитание профессионального толерантного объективного подхода к изучению религиозных феноменов.
Особенности библиографии по теме курса
Особенностью курса является отсутствие доступных студентам опубликованных комплексных исследований по его проблематике, учебных пособий[1] и хрестоматий. Большинство книг было издано либо в советский, либо в дореволюционные периоды, и лишь немногие — в последние годы. Это затрудняет работу студентов с источниками и исследованиями по русскому сектантству.
Для привития студентам навыков работы с первичными и вторичными источниками и для большей объективности анализа информации по русскому сектантству необходимо различать следующие виды публикаций по русскому сектантству:
- издания сектантов — доктринальные тексты, собственные свидетельства об особенностях вероучения, культа и организации.
- противосектантские публикации — исследования (преимущественно XIX-XX, реже XVII-XVIII вв.) и рекомендации православным миссионерам по борьбе с сектами, изданные в дореволюционные годы, но не всегда доступные студентам[2].
- научные исследования, представляющие достаточно широкую фактологию и аналитику. Они могут встречаться и в первых двух группах, обладая субъективной позицией и конфессиональной нацеленностью.
С. 154-155
Среди комплексных исследований можно выделить работы В. Бонч-Бруевича[3], одного из первых систематизаторов и собирателей материалов по русскому сектантству.
Но более доступными для студентов являются советские издания А.И. Клибанова, И.А. Малаховой[4] и других авторов, имеющиеся в вузовских библиотеках. В качестве краткого пособия по истории русского сектантства могут выступать переизданные «Очерки по истории русской культуры» П.Н. Милюкова и сочинения Н.А. Бердяева[5], сюда же можно отнести труды по истории РПЦ[6] и недавние исследования по отдельным сектам[7].
Всё чаще студентами используются ресурсы сети Интернет, однако, они часто носят собирательный несистематизированный характер, и аналитическое начало в них практически отсутствует.
Методические особенности содержания курса
Говоря о содержании курса «История русского сектантства» необходимо определить его границы. Под русским сектантством понимается совокупность религиозных течений и групп, возникших на русской почве самостоятельно или под внешним влиянием в период с XI века до начала советского периода. При этом даётся информация и о современном состоянии старых русских сект и
С. 155-156
ересей. Старообрядчество, течения внутри РПЦ в советское время (например, обновленчество) или новые религиозные движения, возникшие на русской почве, в данном курсе не рассматриваются.
Курс «История русского сектантства» включает 12 тем. Обратим внимание на некоторые его особенности. В первой теме рассматривается феномен сектантства, содержание основных понятии курса (церковь, секта, ересь, канон, апокриф и пр.), особенности возникновения, формирования и внутренней организации сект. Здесь же даётся краткий обзор ранних индексов запрещённых книг и типология основных ранних христианских и средневековых ересей и сект, многие из которых отразились в русском сектантстве.
В последующих темах разбираются особенности дуалистических сект (на примере богомильства), антииерархических движений и антитринитарных учений в России (на примере стригольников и жидовствующих) и в христианстве вообще. Разделяя русское сектантство по историческим периодам, рассматриваются основные его типы: мистическое и рационалистическое, евангельское и духовное. В соответствии с этим, изучаются хлысты и их влияние на развитие русского мистицизма и мистические корни скопчества; шалопуты как вариант «духовного христианства»; духоборы и молокане как рационалистические секты; трезвенничество И.А. Чурикова с последователями и другие секты. В курсе обращается особое внимание на социально-экономический и религиозно-политический фон, на котором возникали русские секты, — периоды слабости централизованной власти или особенности правления определённого монарха, например, Александра I. Предпоследняя тема курса посвящена особенностям и основным этапам истории противосектантских миссий.
Завершается курс рассмотрением феномена сектантства в русской культуре и выведением его особенностей и закономерностей на современные новые религиозные движения.
Междисциплинарные связи
Государственный образовательный стандарт по религиоведению предусматривает последовательное многоступенчатое изучение религиоведческих дисциплин. Поэтому содержательное наполнение и структура курса «История русского сектантства» во многом определены широкими меж- и внутри-дисциплинарными связями.
Курс дополняет и конкретизирует многие общегуманитарные дисциплины. В нем детально рассматривается история и специфика возникновения русского сектантства в связи с другими религиозно-политическими и социально-экономическими процес-
С. 156-157
сами в мире и в России, что расширяет курсы «История религии», «История русского православия», «История свободомыслия», «Свобода совести», «Психология религии», «Религиозная этика» и «Эстетические проблемы в религиоведении», а также «Религиозная антропология», высвобождая время для конкретизации специфических особенностей данных курсов. Рассмотрение основ вероучения и развития религиозно-философских доктрин русского сектантства составляет необходимое дополнение к курсам «Религиозная философия», «Философия религии», «Феноменология религии» и «Христианская теология (богословие)», где обычно русские ереси и секты рассматриваются лишь в качестве примера для иллюстрации того или иного положения.
Изучение истории русского сектантства способствует привитию студентам навыков работы со структурными, организационными и эволюционными особенностями религиозных групп и организаций, изучаемыми одновременно по социологии религии, а в последующие годы обучения — как исторический базис современной нетрадиционной религиозности, — в курсах «Современные нетрадиционные религиозные движения и культы» и «Эзотерические учения».
Таким образом, «История русского сектантства» не только дополняет общие курсы, но позволяет судить об эволюции религии, закладывая навыки исследования и анализа вновь возникающих и развивающихся религиозных феноменов, изучаемых позднее в курсах «Эволюция религии в современном мире» и «Конфессиональная динамика Северо-Запада России».
Особенности организации работы студентов
Самостоятельная работа организована на основе доступной студентам информации — в печатном или электронном виде (материалы сети Интернет), авторских методических разработок, списка контрольных вопросов и списка литературы. В ходе изучения курса студенты знакомятся с его специфическими понятиями — такими, как антииерархические движения, антитринитаризм, дуалистические секты, «духовное христианство», «рационалистические» секты, хилиазм и др.
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется на семинарских занятиях. Формой промежуточной аттестации является контрольная работа, а итого вой — экзамен.
Организация семинарских занятий учитывает педагогическую специфику вуза в курсе религиоведения и может быть про-
С. 157-158
ведена в виде докладов, читаемых студентами по каждой теме, а также коллоквиумами или совместными дискуссиями. Обычно доклады открывают новую тему, посвящённую какой-либо новой секте, или читаются после первой лекции по теме. Это даёт возможность избе жать дублирования докладчиками лекционного материала.
По причине немногочисленности студентов-религиоведов удаётся охватить практически все темы курса отдельными докладами. В силу ограниченности и труднодоступности информации о русском сектантстве каждый доклад представляет собой небольшое религиоведческое исследование. Здесь представляется необходимым предложить многоступенчатый подход к подготовке доклада.
На первом этапе студенты учатся составлять полный библиографический список по заданной теме. При этом они не только работают в каталогах Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, Городской публичной библиотеке им. Маяковского и библиотеке РГПУ им. А.И.Герцена и повторяют особенности оформления библиографии, но и устно комментируют возможность и необходимость привлечения тех или иных изданий.
На втором этапе студенты изучают источники и исследования по теме своего доклада. При этом преподавателем на каждом последующем занятии осуществляется контроль за результатами исследования. Список докладов и изучаемых тем составлен так, что первые темы требуют меньших навыков. В последующих докладах источниковедческие навыки изучения вероучительных текстов отрабатываются и к ним добавляется анализ вторичных источников — исследований современников рассматриваемых сект. Здесь важна выработка умения анализа субъективных взглядов на те или иные секты.
На третьем этапе студенты составляют развёрнутый план предстоящего доклада, и после его корректировки преподавателем выступают с ним на семинарском занятии. Обычно чтение докладов не является продуктивной формой работы на семинарах: докладчик может недостаточно полно раскрыть тему выступления, а слушатели в это время обычно пассивны. Предоставление плана необходимо для корректировки содержания доклада. На предшествующем выступлению семинаре докладчик раздаёт тезисы своего исследования, чтобы другие студенты могли с ними ознакомиться и подготовить вопросы.
В докладе студент излагает основные предпосылки и этапы возникновения и развития секты, анализирует религиозно-фило-
С. 158-159
софские особенности вероучения и культа, рассматривает структурные особенности организации. Здесь важное место занимает осуществляемый докладчиком сравнительный анализ излагаемого материала с особенностями вероучения, культа и организации РПЦ и/или другими религиозными феноменами. Рассмотрение особенностей борьбы с сектой, а также анализ миссионерских антисектантских текстов предоставляют возможность изучения взгляда на неё со стороны господствовавшей РПЦ, а также особенностей православной апологетики и миссиологии.
Особое место уделяется изучению вероучительных текстов каждой из сект. Для этого текст заранее самостоятельно читается, а потом совместно анализируется всеми участниками семинара в ходе дискуссии на поставленные преподавателем и самими студентами вопросы.
Таким образом, рассматриваемый курс предполагает широкий охват религиозных феноменов, определяемых как русское сектантство. Его изучение должно познакомить студентов-религиоведов с особенностями русских сект и противосектантских миссий, сформировать навыки религиоведческого исследования, осуществить глубокие междисциплинарные связи и подготовить к профессиональному толерантному исследованию других религиозных феноменов, в особенности новых религиозных движений. Одной из ближайших задач для повышения качества преподавания курса видится опубликование учебного пособия и хрестоматии по истории русского сектантства.
С. 159
[Сноcки]
[1] Исключение составляют главы в двух недавно вышедших учебниках: Ереси и секты в истории русского православия // История религии в России. М., 2001; Еретические и антицерковные движения в православии / / История религий в России. М., 1999.
[2] Следует сделать оговорку, что петербургские студенты имеют возможность свободного доступа к дореволюционным изданиям в Российской национальной (Публичной) библиотеке, что невозможно в других городах. Поэтому далее речь пойдёт о преподавании в РГПУ им. Герцена.
[3] Материалы к истории и изучению русского сектантства / Под ред. В. Бонч-Бруевича: В 3 Вып. Ханте, Англия, 1900-1902 гт.; Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 1-7. СПб., 1908-1916
[4] Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV и в первой половине XVI вв. М., 1960; его же: История религиозного сектантства в России. М., 1965 и др. Малахова И.А. Духовные христиане. М., 1970, Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991 и др.
[5] Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. 4.1. М., 1994, Бердяев Н.А. Духовное христианство и сектантство в России: Собр. соч., т. 3. Париж. 1989.
[6] Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. 1. (Репринт 1904 г.). М., 1997; Карташёв А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. Т. 1. М., 1993; Никольский Н.М. История Русской церкви. Мн., 1990 и др.
[7] Энгельштейн Л. Скопцы и царство Небесное: Скопческий путь к искуплению. М., 2002; Эткинд А.М. Хлыст. М., 1998; Панченко А.А. Христовщина и скопчество. М., 2003, Синявский А. Иван-дурак. Очерки русской народной веры. Париж, 1991.
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
| Гайдуков, А. В. Методические особенности преподавания курса «История русского сектантства» / А. В. Гайдуков // Дни Петербургской философии 2003 : Материалы конференций «Россия – Запад – Восток: компаративные проблемы современной философии». «Современные проблемы преподавания религиоведения: плюрализм и толерантность» / Санкт-Петербургское философское общество. – Санкт-Петербург, 2004. – С. 153-159. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2001-2005-publikatsii/2004-metodich-rus-sekt. |
____________________
Библиотека – Публикации Гайдукова с 1997 г.: 1997-2000;
2001-2005 ; 2006-2010 ; 2011-2015 ; 2016-20 ; 2021-2025;
Последние – Учебно-методические – +БЕЗ ссылок
____________________
