2005 Гайдуков, А. В. Возрождение дохристианской русской духовности современными язычниками-родноверами

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020;  Последние;  Публикации «Этны»
____________________

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Обложка. Конференция «Истоки и перспективы развития русской духовности» 12-13 февраля 2005 г. : Тезисы докладов конференции / Клуб практической философии «ЧЕСТЬ и СВЕТ». – Ростов на Дону : Б.и., 2005.Гайдуков, А. В. Возрождение дохристианской русской духовности современными язычниками-родноверами / А. В. Гайдуков // Конференция «Истоки и перспективы развития русской духовности» 12-13 февраля 2005 г. : Тезисы докладов конференции / Клуб практической философии «ЧЕСТЬ и СВЕТ». – Ростов на Дону : Б.и., 2005. – С 312-317. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2001-2005-publikatsii/2005-vozrozhdenie-dohr-rus-duh.

PDF файл: Гайдуков 2005 Возрождение дохристианской русской духовности: http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Gajdukov-2005-Vozrozhdenie-dohrist-rus-duhovnosti.pdf.

Гайдуков Алексей Викторович,
кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОХРИСТИАНСКОЙ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ ЯЗЫЧНИКАМИ-РОДНОВЕРАМИ

В XXI веке, в эпоху глобализации и повсеместною стирания этнокультурных особенностей наблюдаются дне противоположные тенденции – одна связана со всеобщей интеграцией и унификацией, вторая – с обособлением и попытками поисков выхода из создавшейся ситуации путём обращения к этнической самобытной культуре. Особенно ярко это проявляется на примере попыток возрождения древнерусской духовности и её дохристианских проявлений.

Обычно духовность определяется как понятие, обобщённо отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, и часто соотносится с духовной культурой. Духовная культура как совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и применению может сочетать в себе следующие компоненты:

  1. объекты художественной и изобразительной культуры, в т.ч. – элементы народной культуры, создаваемой анонимными коллективными творцами и включающая мифы, легенды, эпос, сказки, песни, танцы – т.е. фольклор;

С. 312-313

  1. науку – как форму общественного сознания, отражающую мир в виде научных представлений, понятий и теорий (в данном контексте, в виду отсутствия точных в современном смысле научных знаний, уместнее говорить о «ведании» и о возможных сакральных древнеславянских знаниях, представляемых в комплексе теологических, космологических, антропологических и иных утверждений);
  2. образование и воспитание – как социальный институт, обеспечивающий потребности общества в транслировании знаний и традиций для социализации подрастающего поколения и подготовки профессионально обученных специалистов. Здесь особо важной представляется культурная функция образования, заключающаяся в использовании ранее накопленных культурных достижений в целях воспитания индивида и формирования его творческих способностей. Не случайно привитие навыков традиционных ремёсел и искусств формирует особое отношение к народному наследию, ориентируясь на творческий и интеллектуальный потенциал личности.

В современном обществе этнокультурному образованию часто противопоставляется интернационализация, т.е создание единой системы образования для разных стран и народов, интегрирующая самобытные образовательные системы.

  1. религиозные проявления, включающие в себя не только вероучительные, обрядовые и организационно-структурные составляющие, но воспринимаемые как единая религиозно-мировоззренческая система, выполняющая ряд важных индивидуальных и социальных (коллективных) функций, таких как мировоззренческая; компенсаторная; регулятивная; интегрирующе-дезинтегрирующая; легитимизирующе-делегитимизирующая; культуротранслирующая; государствообразующая и пр.
  2. нравственность и мораль – т.е. особые обычаи, нравы, поведение, закреплённые в данном случае ещё древнеславянской родовой традицией. Считается, что при

С. 313-314

родовом строе порядок поддерживался системой религиозных запретов – табу, которая переродилась в обычаи и традиции, опиравшиеся уже на авторитет общественного мнения. Моральные нормы, составлявшее основу древнерусской духовности и культуры и выражающие проявление коллективной воли, сейчас воспринимаются как особые этнические образцы для подражания, хотя и включают общечеловеческие ценности, среди которых можно отметил, нормы поведения (запреты и предписания), моральные качества (доброжелательность, мужество, справедливость, мудрость), нравственные принципы (коллективизм), морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть), высшие моральные ценности, составляющие основу нравственной ориентации древнего славянина (смысл жизни, свобода, счастье). Всё это определяет сейчас особый моральный идеал, дошедший до нас в образцах древней духовной традиции.

  1. обряды и традиции – как совокупность образцов поведения, которым человек следует, потому что так делали предки. Через подражание и следование этим образцам поведения индивид включался в жизнь своего племени, исполнял наиболее существенные для человека того времени обряды перехода, охотничьего и сельскохозяйственного культа. На уровне дохристианского образа мышления невозможно говорить о разделении обрядов на социальные и религиозные: весь мир был религиозно обусловлен в сознании древних славян, любое явление наполнялось ими сакральными чертами. Важно отметить и такую особенность дохристианского общества как общинное единое коллективное сознание – идеал к которому стремятся некоторые представители современного славянского родноверия.

В современной России многие стремятся возродить утраченные духовные основы. Это происходит как на уровне самостоятельных энтузиастов, неосознанно извлекающих сокрытые пласты русской культуры в фольклорных клубах,

С. 314-315

изостудиях, литературных кружках и т.п., так и осознанно – людьми, глубоко проникнутыми идеями дохристианской русской (славянской) культуры и духовности, – современными славянскими родноверами.

Надо иметь в виду, что обращение к древней языческой духовности в XXI веке не может осуществляться путём полного её копирования. Народная традиция не остаётся навсегда в неизменном законсервированном виде, но развивается в соответствии с современными особенностями и потребностями общества. Поэтому преемственность культуры и духовности не предполагает полного повторения прежних образцов.

Однако, в возрождении русской дохристианской духовности существует ряд проблем, самая главная из которых – отсутствие достоверных сведений о ней. Это происходит оттого, что современная наука не всегда располагает достоверными историческими источниками. И поэтому чаще всего, мы говорим не о том, что было, а о том, что бы мы хотели, чтобы было в прошлом. Т.е. мы имеем дело не с историческими данными, а с нашими представлениями о них – с реконструкцией или даже с конструированием реалий прошлого, основанных на этногенетических и исторических мифах, отображающих прошлое как некий идеальный образ золотого века. Однако в силу понимания культуры как динамичной саморазвивающейся системы нельзя говорить о том, что те исторические мифы, которые создаются современными носителями языческой традиции, не имеют права на существование. Они так же объективно отражают представления современных язычников, как и давно сложившиеся исторические мифы.

Общие вопросы духовности, раскрываемые в современном славянском родноверии можно свести к следующим:

  1. этногенетические мифы: проблемы определения прародины древних руссов (славян);
  2. этнокультурные мифы:

С. 315-316

  • проблема культурного превосходства надсопредельными народами в силу представлений о старшинстве славян в отношении соседей (гиперборейская и арийская теории);
  • проблема поисков праславянской письменности (Г. Гриневич, А. Егурнов и др.);
  • реконструкция обрядов с использованием академических исследований (Б. Рыбакова, В. Иванова и В. Топорова и пр.);
  • поиск общих черт с русским православием;
  • проблема поиска врагов и разрушителей древнерусской духовности, где угрозой традиционной русской духовности может стать и глобализация.

Общая разноликий этнографический материал можно определить несколько путей популяризации и реализации элементов дохристианской духовности в современных условиях:

  1. пропаганда исследований древнерусской духовности и культуры (от классических академических исследований до собственных сочинений идеологов современного язычества);
  2. художественно-изобразительные средства: книги, фильмы, живопись (напр., картины Преснякова и В. Грибова), музыка (как этническая, так и современные стилизации и использование языческих текстов в различных рок-направлениях);
  3. реконструкция древней повседневности и быта: ритуальной одежды, элементов украшений, вышивки, символики и пр.;
  4. развитие славянских ратоборств или воинских искусств (например, Славяно-горицкая борьба);
  5. возрождение ведовства, знахарства, древней народной медицины: поиски самобытных рецептов и методик лечения, представлений о гармонии и чистоте, биоэнергетические и иные приёмы на этнокультурной почве.

С. 316-317

Таким образом, возрождение и реконструкция дохристианских верований и духовных традиций являются весьма актуальными для современной России. Однако часто действия современных родноверов, активно обращающихся к языческому прошлому воспринимаются окружающими не как способ возвращения забытого духовного наследия, но как националистические и даже экстремистские проявления. Поэтому одной из задач представителей современного славянского (русского) язычества можно видеть распространение адекватной (понятной) объективной информации о себе и своих действиях, а также подчёркнуто тактичное отношение к законности и нахождению в рамках правового поля. При этом в случае нарушения своих конституционных прав на свободу вероисповедания (в данном случае – славянских или русских этнических религиозных традиций), их корректное отстаивание и освещение в СМИ может дополнить положительный, не отпугивающий образ родноверов как современных грамотных и дипломатичных людей, возрождающих дохристианскую духовность для общего блага.

+

На закрытом ныне сайте «Честь и Свет» были выложены также вопросы и ответы выступающих.

Вопрос: Вы строите картину миропонимания, оперируете фактами, но получился какой-то поверхностный обзор.

Гайдуков А.В.: Да, вам, живущим в данном месте, лучше видно именно ваши особенности. Но у нас очень много разных мнений по основной идее. Если мы хотим возродить какую-то традицию, каждый говорит, что он прав, а надо найти консенсус. Термин «Ведическое ПравоСлавие» – спорный. Официальная наука, опирающаяся на достоверные факты и источники, говорит о том, что данный термин не правомерен, как и вообще «ПравоСлавие» – как прославление Прави – тоже спорный вопрос. Представители РПЦ эти высказывания воспринимают как оскорбления.

Вопрос: Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что обсуждение вопроса Русской Ведической Славянской Традиции имеет ценность. Это не дань моде, а объективная реальность и интересы всего общества. При процессе духовной самореализации нашего общества, называемого «Русской цивилизацией», имеет объективные истоки. Вы представитель светской культуры, и должны уважительно относится ко всем конфессиям, а у вас я слышу иронию по поводу русской истории. Мне кажется, общая идея работы нашей секции должна подчеркнуть ценность нашей истории, подчёркнутой ещё Ломоносовым.

Гайдуков А.В.: Так уж сложилось, я 10 лет «прожил» в музее Ломоносова. Но давайте всё-таки определимся: наука, которая существует сейчас в XXI веке – это одно, наука конца XX века хоть и близка, но не то. То, что было во времена Сталина – это третье, дореволюционная традиция – тоже отличается. Я ещё раз говорю, достоверных, научных данных нет, методологию Ломоносова для современной науки устарела. Существуют различные мнения учёных, разные методы изучения всего этого. Просто к одному и тому же вопросу бывает разный методологический подход.

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Гайдуков, А. В. Возрождение дохристианской русской духовности современными язычниками-родноверами / А. В. Гайдуков // Конференция «Истоки и перспективы развития русской духовности» 12-13 февраля 2005 г. : Тезисы докладов конференции / Клуб практической философии «ЧЕСТЬ и СВЕТ». – Ростов на Дону : Б.и., 2005. – С 312-317. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2001-2005-publikatsii/2005-vozrozhdenie-dohr-rus-duh.

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020;  Последние;  Публикации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»