2004 Гайдуков А.В. Потенциалы учебного курса Религиоведение

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020ПоследниеПубликации «Этны»
____________________

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:

Обложка. Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса: Материалы региональной научно-практической конференции», г. Санкт-Петербург, 1 апреля 2004 / под общ. ред. Т.И. Власовой. – СПб.: Д.А.Р.К., 2004.Гайдуков, А.В. Потенциалы учебного курса «Религиоведение» в формировании экскурсоводческих знаний и навыков у выпускников туристских вузов по темам «Храмы Санкт-Петербурга» и «Религиозные святыни Ленинградской области» // Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса: Материалы региональной научно-практической конференции», г. Санкт-Петербург, 1 апреля 2004 / под общ. ред. Т.И. Власовой. – СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004. – С. 223-227. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2001-2005-publikatsii/gajdukov-2004-potentsialy-uchebnogo-kursa-religiovedenie.

PDFфайл: Gaidukov 2004 Potentsialy uch.kursa religiovedenie BMIT

Потенциалы учебного курса «Религиоведение» в формировании экскурсоводческих знаний и навыков у выпускников туристских вузов по темам «Храмы Санкт-Петербурга» и «Религиозные святыни Ленинградской области»

ГАЙДУКОВ А. В.
кандидат философских наук; преподаватель Балтийского международного института туризма, г. Санкт-Петербург

Среди многих экскурсионных маршрутов по Северной столице и Ленинградской области, пожалуй, один из самых впечатляющих посвящён теме «Храмы Санкт-Петербурга». С каждым годом он привлекает всё большее количество туристов и паломников. Формируется два направления экскурсионной работы – культурно-религиозное, обслуживающее туристов, просто интересующихся духовной культурой, и паломническое, целью которого является посещение святынь не из праздного

С. 223/224

любопытства, но с целью поклонения. В Ленинградской области общее количество только православных храмов составляет более 350, не считая тринадцати известных монастырей.

Со времён своего основания Санкт-Петербург был и остаётся многонациональным и поликонфессиональным городом. Идеи и образы христианства – прежде всего православия, но также и католичества, и лютеранства – наложили на облик нашего города неизгладимый отпечаток. Точно также сегодня невозможно представить Санкт-Петербург без мусульманского, иудейского и буддийского храмов.

Многогранность и сложность маршрута «Храмы Санкт- Петербурга» требует от экскурсовода высокого уровня профессиональных знаний не только по истории города, искусствоведению и топографии, но и в области знаний о различных религиях. Такие знания студенты Балтийского международного института туризма (БМИТ) получают на лекционных и семинарских занятиях в курсе «Религиоведение».

Содержательное наполнение учебного курса «Религиоведение» во многом определено широкими междисциплинарными связями данной науки с другими гуманитарными дисциплинами и основано на требованиях Государственного образовательного стандарта. Отбор и организация учебного материала осуществлены на основе феноменологического, социологического и исторического принципов религиоведения. Программа курса составлена с учётом достижения научных разработок, учебно-методической литературы и опыта преподавания религиоведения в других вузах. Читаемый в БМИТ учебный курс вобрал в себя тематику трёх дисциплин – теоретического религиоведения, истории религии, истории и архитектуры храмов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Наряду с широким тематическим охватом в преподавании религиоведения существует ряд специфических особенностей, связанных с соблюдением конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Очень важно, чтобы в процессе рассказа о той или иной религии не были бы оскорблены религиозные чувства кого-либо из учащихся. Именно поэтому учебный курс носит светский характер и придерживается принципа мировоззренческого нейтралитета.

Он не предполагает формирование у студентов того или иного отношения к религии. Вопросы о том, какое мировоззрение, какие религиозные воззрения являются истинными или ложными

С.224/225

лично решает каждый студент. Поэтому преподаватели религиоведения не должны претендовать на роль судей, выносящих приговор религиозным организациям.

Таким образом, цель курса «Религиоведение» не идеологическая, а информационная – дать представление о многообразии и единстве форм религиозной жизни, об общих закономерностях эволюции религии. Для этого у студентов формируется базовый понятийный аппарат по религиоведению. Они овладевают навыками научного анализа специфических особенностей различных форм религии и умениями квалифицированного освещения различных религиозных конфессий Санкт-Петербурга и Ленинградской области на примере их храмов.

Курс религиоведения включает несколько тем, последовательно формируя понятийный аппарат, представления о структуре и функциях религии, её ранних и современных формах. Особое внимание уделяется вероучению, культу и местам его отправления у представителей основных конфессий Санкт- Петербурга и Ленинградской области, неразрывно слившихся с его единой духовной культурой.

Каковы же содержательные особенности экскурсионного маршрута «Храмы Санкт-Петербурга»?

Экскурсия охватывает места отправления культа представителей основных конфессий Северной столицы, повествуя об их истории и вероучении. Это не только православные церкви и соборы, ставшие символами нашего города, но также католические и лютеранские храмы, буддийский дацан, синагога и мечеть. Окно, прорубленное Петром I в Европу, стало широкой дверью, через которую в молодую российскую столицу триста лет назад хлынули новые люди, новые товары и идеи, в том числе религиозные.

Их запечатлел Невский проспект – «улица веротерпимости», как назвал её в своём «Путешествии по России» Александр Дюма.

Здесь, напротив православного Казанского собора выстроились почти в одну линию Голландская церковь, лютеранский храм святых Петра и Павла (рядом с ним на Б. Конюшенной – Финская церковь, а на М. Конюшенной – Шведская реформатская), католический собор св. Екатерины и Армянская церковь. Глядя на них, экскурсанты поражаются столь неожиданному соседству разных религий. Наиболее часто задаваемые вопросы об особенностях вероучения той или иной конфессии, их сходствах и различиях не остаются без ответа у

С.225/226

наших будущих экскурсоводов и находят своё разрешение в курсе религиоведения.

Наши студенты знакомятся со специфической религиозной терминологией, учатся избегать часто встречающихся штампов и ошибок. Так, например, они узнают, что неправомерно называть мечеть и синагогу словами «церковь» или «храм», а необходимо прибегать к не очень благозвучному, но более правильному понятию «место отправления культа». У многих вызывает удивление, что «костёл» не есть особое название католического храма, а лишь польское, также, как и «ксёндз» – не любой католический священник, а лишь польский.

Важной чертой курса является детальное изучение внешнего и внутреннего убранства мест отправления культа в различных религиях Санкт-Петербурга. Студенты изучают особенности храмовой скульптуры и живописи. Разбирая на семинарах особенности структуры иконостаса, они учатся определять, кому или какому событию посвящён данный православный храм.

Не только архитектурные, но и функциональные религиозные особенности храмов иногда требуют пристального внимания. Особенно это касается правил поведения при их посещении. И если, например, обращение спиной к алтарю в католическом храме может показаться незначительным нарушением порядка, то нахождение мужчины без головного убора в синагоге или, наоборот, – в головном уборе в православной церкви, может сильно оскорбить верующих. Подобные нюансы также требуют внимательного отношения при проведении экскурсий и особо изучаются в курсе религиоведения.

Кроме того, профессионально подготовленный экскурсовод сможет варьировать содержание и характер информации в зависимости от вероисповедания экскурсантов, их подготовленности или направленности (например, на паломничество по святыням града святого Петра и его окрестностям).

Хорошим подспорьем в изучаемом предмете стали новые издания, посвящённые храмам нашего города. Это работы известных религиоведов, историков и искусствоведов, вышедшие в последние годы. Среди них появились современные путеводители (Петербург Православный: Справочник-путеводитель с картами и схемами / Сост. С.Г. Галицкий, Е.С. Лукашевский. – СПб., 2002), историко-культурные атласы (Религии Санкт-Петербурга: Историко-культурный атлас / Под ред. В.В. Аржанухина. – СПб.,

С.226/227

2002) и энциклопедии (Многонациональный Петербург: Энциклопедия. – СПб., 2002). Методические пособия, изданные в БМИТ (Лукашевский Е.С., Власова Т.И. Православные святыни Санкт-Петербурга: Методическое пособие. – СПб., 1997) позволяют студентам свободнее ориентироваться в непростой проблематике рассматриваемых экскурсий.

Таким образом, усвоив курс религиоведения, студент должен узнать основные этапы, содержание и формы религиозных представлений, культа и институтов, особенности формирования и эволюции религий, тенденции изменений в современных религиях, историю религий и конфессий в России, Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

В ходе углублённой фундаментальной и профессиональной подготовки в рамках курса религиоведения студенты БМИТ приобретают знания не только в области истории, краеведения, культурологии и философии, но и навыки, необходимые для ведения экскурсий по темам «Храмы Санкт-Петербурга» и «Религиозные святыни Ленинградской области». Полученные знания позволяют им доносить уже до экскурсантов особенности основных религиозных традиций, которые, как силовые линии сформировали пространство духовной и социальной жизни нашего города.

Подготовка экскурсоводов, специализирующихся на религиозной тематике, тем более важна в связи с разработкой туристской концепции «Серебряного кольца» Северо-Запада России, формирующей богатый рекреационный потенциал, альтернативный своему московскому собрату – «Золотому кольцу».

С. 227.

Литература

  1. Лукашевский Е.С., Власова Т.И. Православные святыни Санкт-Петербурга: Методическое пособие. – СПб., 1997.
  2. Многонациональный Петербург: Энциклопедия. – СПб., 2002.
  3. Петербург Православный: Справочник-путеводитель с картами и схемами / Сост. С.Г. Галицкий, Е.С. Лукашевский. – СПб., 2002
  4. Религии Санкт-Петербурга: Историко-культурный атлас / Под ред. В.В. Аржанухина. – СПб., 2002.
Гайдуков, А.В. Потенциалы учебного курса «Религиоведение» в формировании экскурсоводческих знаний и навыков у выпускников туристских вузов по темам «Храмы Санкт-Петербурга» и «Религиозные святыни Ленинградской области» // Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса: Материалы региональной научно-практической конференции», г. Санкт-Петербург, 1 апреля 2004 / под общ. ред. Т.И. Власовой. – СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004. – С. 223-227. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2001-2005-publikatsii/gajdukov-2004-potentsialy-uchebnogo-kursa-religiovedenie.

При цитировании просьба указывать библиографические данные источника

____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020ПоследниеПубликации «Этны»
____________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»