____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние публикации
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические
данные источника:
Гайдуков, А. В. Неоязычество. Neopoganstwo. Neopaganism / А. Гайдуков // Idei v Rossii = Idee w Rosji = Ideas in Russia : leksykon rosyjsko-polsko-angielski. T. 7 / pod red. Justyny Kurczak ; aut. Andrzej Dudek [et al.] ; Uniwersytet Łódzki. Wydział Studiów Międzynarodowych i Politologicznych. Interdyscyplinarny Zespół Badań Sowietologicznych]. – Łódź : Wydawnictwo Ibidem, 2007. – S. 182-193. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2006-2010-publikatsii/2007-gajdukov-neoyazychestvo-neopoganstwo-neopaganism. |
PDFфайл: Гайдуков 2007 Неоязычество Idee w Rosji Т6
Неоязычество
S. 182
Совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практикам, занимающихся их возрождением и реконструкцией. Большинство представителей неоязычества отвергают понятие „неоязычество” как религиозное, заменяя его на мировоззренческое „язычество”, „ведизм”, „традиция”. В неоязычестве существует два направления: разрушительное – проповедующее борьбу с христианством за русскую духовность – и созидательное – занимаю-
S. 184
щееся освоением духовного наследия предков. Общие принципы неоязычества определяются формулой „Природа – Родина – Народ”, разлагаемой на несколько положений:
- человек не раб божий, а сын;
- человек не властелин природы, а её составная часть наравне с богами, духами, животными и растениями. Он может брать от природы не более чем ему необходимо;
- человек обязан почитать предков (род), продолжать и завершать их дела, заботиться о своём потомстве и семье, защищать территорию, людей и веру своего рода.
Неоязычество появилось в России в 1980 гг. Общими причинами его возникновения стали желание ухода от традиционного идеологического догматизма (коммунистического или православного), исследования и возрождения культурного наследия предков, поиск новых путей духовного развития, увлечение мистицизмом и магией. Исторически достоверных источников, подробно освещающих дохристианские культы на территории России, не сохранилось. Поэтому представители неоязычества основывают свои доктрины на Ригведе, Авесте, историко-этнографических, филологических, археологических и мистических трудах Б. Рыбакова, → Л. Гумилёва, И. и Е. Рерихов, Е. Блаватской.
В отношении объекта поклонения неоязычество может выступать как политеизм, монотеизм или пантеизм. Почти по всех учениях неоязычества есть Бог-творец (Род, Сварог), иногда понимаемый как Единый и Неделимый, сотворивший мир (миры). Он рождает богов-творцов Земли (Сварог и Лада), дающих жизнь другим богам. Иногда
S. 186
встречается христианская концепция дуального противостояния Белбога и Чернобога – персонифицированных добра и зла (Вятичи, Москва). Функции богов обычно строго определены, но возможно их совмещение и дублирование. Боги могут выступать как ипостаси Единого Бога, проявления-стихии Природы-Всебога, либо действовать в триадах (созидатель – разрушитель – гармонизатор), либо самостоятельно. Часть богов может почитаться как конкретные великие предки, либо как весь рол на определённом этапе развития. Количество богов может колебаться от 10 до сотни. Так, в Московской славянской языческой общине прославляются 10 богов, а всего их 86. Главным русским богом после Творца считают Сварога, Перуна или Даждьбога. Основными категориями мироустройства в неоязычестве считаются Явь – мир явный, проявленный или мир людей; Навь – непроявленный мир, где обитают души предков, мир духов, или Пепельное (Подземное) Царство, не всегда агрессивно настроенное к людям; и Правь, понимаемая как мир богов или Закон, управляющий Явью и Навью. Трёхчастное деление мира по вертикали на Подземное, Земное и Небесное (Ирий, Рай) Царства напоминает деление мира в первобытных религиях заимствованные затем христианством.
Происхождение человека в неоязычестве представлено несколькими направлениями: Божественное сотворение человека Единым Неделимым Богом (Инглиизм, Омск), Сварогом; Бел- бог вдохнул душу в созданное Черно- богом тело (Вятичи); Люди – прямые потомки богов: внуки Даждьбога (А. Асов, Москва); Эволюционное разви-
S. 188
тие человека из мира природы из зверича в людичи (Схорон еж словен, С.- Петербург); Люди (русы) – потомки Ория, прилетевшего из созвездия Орион (В. Кандыба, С.-Петербург).
Человек после смерти может попасть в Ирий (рай), переродиться в новом теле (иногда – в животном), отправиться в мир Нави (мир мёртвых). Конечная цель человеческой жизни обычно не определяется. Жизнь или вечна, или циклична подобно вечности и цикличности существования природы. Коллективное поклонение богам и предкам может осуществляться в храмах (Инглиизм), на святилищах и капищах с установленными идолами (Коляда, Москва; Община Трояна, Обнинск; Род. Комсомольск-на-Амуре и др.), в местах силы (Крина, С.-Петербург и др.), на кладбищах и полях захоронений (Схорон еж словен и др.).
Наиболее часто практикуемая форма групповых действий в неоязычестве – праздники, иногда понимаемые как вхождение в изменённое состояние (Крина, Тропа Троянова), и совместные обряды, проводимые во всех общинах в соответствие с днями солнцестояний, равноденствий, лунными фазами и затмениями. Многие представители неоязычества разрабатывают собственные календарные системы (Инглиизм, Крина и др.), ведут летоисчисление в десятках тысячелетий (Калужская славянская община, Инглиизм; Доброслав, Кировская обл. и др.). В обрядовой магии часто используются заговоры и собственные молитвы, приносятся жертвы: сельскохозяйственные продукты, квас, монеты. Принесение в жертву животных порицается. Для отправления культа существуют специальные жрецы, волхвы и ведуны, обла-
S. 190
дающие строгой и сложной иерархией (Инглиизм), либо борющиеся за звание Волхва Всея Руси в мелких общинах. Личные действия представителей неоязычества сопряжены с выполнением нравственного закона, соблюдением обетов, воздержанием от какой-либо пищи или соблюдением постов; предполагаются прославление предков и чтение молитв (ежедневное и праздничное). В качестве символики часто используется право- и левосторонняя 3- , 4-, 6- и 8-лучевая свастика; „Коло” или „Перуница” – крест из шести (реже – восьми) лучей или лепестков, вписанный в круг; „Коловорот” – 6-, 8-лучевая свастика, вписанная в круг; другие солярные и лунарные символы, «древнерусские руны” и др.
Представители неоязычества занимаются изучением научных и паранаучных трудов по истории, этнографии, археологии, создают свои исследовательские объединения (Союз Венедов, С.-Петербург; Тропа Троянова). Ключевыми вопросами здесь являются: 1) происхождение славян от ариев и связанная с ней „гиперборейская теория” (А. Дугин, Москва), определяющая прародину ариев, славян, русов (В. Кандыба и др.) в районе Северного полюса и описывающая дальнейшее их продвижение на юг; 2) филологические изыскания относительно происхождения слов и понятий из любого языка на основе русского и наоборот.
В неоязычестве остро стоит вопрос о националистических воззрениях. Несмотря па то. что некоторые его представители лояльно относятся к инородцам (Крина, Тропа Троянова, Коляда и др.), в большинстве общин в открытой или косвенной форме ощущается неприязнь к евреям, кавказцам, азиатам и
S. 192
американцам. Имеются и крайне радикальные группы (Дети Сварога, Церковь Нави, Москва).
Христианскую церковь неоязычники обвиняют в проповедовании иудаизма и связанного с ним ростовщичества, утверждения внеприродного божества, власти над природой избранного народа, насильственном крещении Руси, сговоре церкви с татаро-монголами. Несмотря на это, общее отношение к русскому православию положительное, т.к., по мнению большинства неоязычников, оно на 90% впитало в себя языческую традицию.
Представители неоязычества регулярно участвуют в экологических и историко-культурных мероприятиях, ведут работу с детьми, прививая им любовь к национальной культуре и родной природе. Немаловажными являются реконструкция и возрождение традиционных лекарских секретов и методик. Использование народной медицины и природных лекарств.
В 1997 г. в России было зарегистрировано 10 языческих объединений. Однако реальная их численность составляет несколько десятков. Представители неоязычества чаще оформляются как общественные объединения либо не регистрируются вовсе. В среднем неоязыческие общины состоят из 10- 15 человек в возрасте 20-35 лет. Значительные группы представителей неоязычников формируются вокруг периодических изданий: „Мифы и магия индоевропейцев”, журналов: „Наследие предков” (Москва), „Волхв” (С.-Петербург); газет „Народная воля” (Москва), „За Русь” (Новороссийск), „Тропа”, „Родные просторы”, „Потаённое”, „Солнцеворот” (С.-Петербург).
A. Ga.
S. 192
[Библиография:]
S. 183
[Источники: ]
Блаватская E„ Тайная доктрина, т. 1-3, Новосибирск 1991; Ключ к теософии, Москва 1993; Разоблачённая Изида, т. 1 Москва 1992, т. 2, Москва 1994.
Галуцкий Г., Управляемость культуры и управление культурными процессами, Москва 1998.
Гриневич Г., Праславянская письменность, Москва 1999.
Гумилёв Л., Древняя Русь и Великая степь (1989); От Руси к России: Очерки этнической истории, Москва 1992.
Добролюбов Я., Монотеизм,
S. 185
Язычество, Сатанизм и Логика Истории, „Славянское язычество”, http://paganism.ru/
Кандыба В., Ригведа: религия и идеология русского народа, С.-Петербург 1996.
Рыбаков Б., Язычество Древней Руси, Москва 1988; Язычество древних славян, Москва 1997.
Семенов С., Громовый знак. Публичная проповедь Богочеловечества, С.-Петербург 1991.
Хиневич А., Славяно-Арийские Веды, Омск 2001.
[Исследования:]
Асеев О., Славянское неоязычество в современной России, „Государство, религия, церковь в России и за рубежом” 1999, № 1.
Асов А., Славянские руны и „Боянов гимн”, Москва 2000.
Балагушкин Е. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ, Москва 1999.
Белов А., Современное славянское язычество: пути национального возрождения, // Россия и Европа – опыт соборного анализа, Москва 1992.
Верховский А., Михайловская Е„ Прибыловский В., Национализм и ксенофобия в российском обществе, Москва 1998; Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви, Москва 1999.
Верховский А. Папп А., Прибыловский В., Политический экстремизм в России, Москва 1996.
Верховский А., Прибыловский В., Национал-патриоти-
S. 187
ческие организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции, Москва 1996.
Виталий (Уткин) Иеромонах, Россия и новое язычество, Москва 2001.
Гайдуков А., Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге, // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ), С.-Петербург 1999; Идеология и практика славянского неоязычества, С.-Петербург 2000.
„Государственные проекты”: Тропа Троянова, И О русском неоязычестве, http://www.dvpt.ru/?page=analytics022.
Деструктивный культ или патриотическое движение?, // О русском неоязычестве, http://www.dvpt.ru/analytics 018.htm.
Духовный союз „Тезаурус”. Правила, Ленинград 1990.
Кураев А., Соблазн неоязычества, Москва 1995.
„Новые религиозные правые” в современной России, // Религия и политика в посткоммунистической России, Москва 1994.
Неоязычество на просторах Евразии, Москва 2001.
Нетерпимость в России: старые и новые фобии, под ред. Г. Витковской и А. Малашенко, Москва 1999.
Новые религиозные культы, движения и организации в России, под ред. Н. Трофимчука, Москва 1998.
Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник, „Информаци-
S. 189
онно-аналитический вестник” 1997, № 1.
Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера, т. 3: Неоязычество, Москва 2000.
От национал-патриотизма до ксенофобии, И О русском неоязычестве, http://www.dvpt.ru/7pagesanaIyticsO19.
Платов А„ Руническая магия, Москва 1994
Прибыловский В., Русское язычество – квазирелигия национализма и ксенофобии, // Диа-Логос. Религия и общество. 1998-99, альманах, Москва 1999 [„Мир Религий” 2001, http://www.religio.ru/rclisoc/27_save.html]; Неоязыческое крыло в русском национализме, „Панорама” 2002, № 49.
Прокофьев А., Современное славянское неоязычество (обзор), http://paganism.ru/neo-pag.htm.
Религия и национализм. Сборник статей, Москва 2000.
Религия и политика в посткоммунистической России, Москва 1994.
Современные секты и неоязычество в России: Сборник статей, Москва 1998.
Соколов Е., В „Союзе Венедов”// „Родные просторы” 1990, № 6.
Сотов А., Идеология Русского национально-освободительного движения (РНОД) // „За Русь!” 1999, № 3 (23).
Сперанский Н., Русский языческий манифест, замечания и доп. М. Васильева, Д. Георгиса, Г, Топоркова, Москва 1997.
Сперанский Н., Слово почи-
S. 191
mamелям древней культуры, Троицк 1996.
Ткач В., Орден-миссия „Джива – храм Инглии” // „Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень РАГС” 1998, №5(17).
Филатов С., Щипков А., Язычество. Рождение или вырождение // „Дружба народов” 1994, 11-12.
Шнирельман А., Штерин М., Новые религиозные движения в России 1990-х годов, // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России, ред. Каариайнен К., Фурман Д., Москва-С.-Петербург 2000.
Шнирельман В., Неоязычество и национализм: поиски идентичности или неонацизм?, Москва 1998; Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя, // Неоязычество на просторах Евразии, Москва 2001.
Щеглов А., Возвращение богов. Политическая социология неоязычества, Москва 1999; Языческая заря: Перспективы языческого Движения, Москва 2002.
A Guide to New Religious Movements, ed. by R. Enroth, Downers Grove, III. 2005.
Dobroczyński B., New Age, Kraków 2000.
Drozdowicz Z., Nowe ruchy religijne w Euro pie – wy brane przektady, // Religia i religijnosc Europy, Czlowiek i spoleczenstwo, Poznati 2002.
Drozdowicz Z., Nowe praktyki religijne w Europie – wy brane przektady, // Religia i religijność Europy, Człowiek i społeczeństwo, Poznań 2002.
Dоktor T., Spoteczne uwarunkowania i konsekwencje fundamentalizmu i New Age, // Religia i religijnosc Europy,
193
Człowiek i społeczeństwo, Poznań 2002.
Hopman E., People of the Earth: The New Pagans Speak Out, Rochester, Vermont. 1996.
Jocz A., Bóg mistyków a szatan gnostykow. Miejsca zła w antropozoficznej neognozie, // Religia i religijność w Europie, Człowiek i społeczeństwo, Poznań, 2002; Spiritualizacja rzeczywistości. Problem zanikania granicy pomiądzy światem duchowym i fizycznym w neognostycznytn nauczaniu, Poznań 2003.
Кwiecień M., Nowe ruchy religijne w Rosji i na Ukrainie. Geneza – klasyfikacja – znaczenie, Poznań 2003.
MieIniк E., Boga nie ma, 1998.
Modern paganism in world cultures: comparative perspectives, edited by M. Strmiska, Santa Barbara, Calif. 2005.
Neopogaństwo: nowe czasy – stare idee, Poznań 2001.
Okrasкa R., W krugu Odyna i Tryglawa. Neopoganizm w Polsce i na świecie – wczoraj i dziś, Biała Podlaska 2001.
Rau M., Współczesny ruch neopogański w Europie, Warszawa 1999.
Shnirelman V., Russian Neo-pagan Myths and Antisemitism, Jerusalem 1998.
http://paganism.ru/
A. Ga. / A. L / M. Ž./ O. N
S. 193
Neopaganism
S. 183
The collection of religious, parareligious, socio-political and historical-cultural associations and movements connected with pre-Christian beliefs and cults, ceremonies and magical practices and involved in their resurrection and reconstruction. The majority of the representatives of neopaganism reject the understanding of neopaganism as a religious concept replacing it with terms like ‘pagan world outlook,’ ‘vedism,’ ‘tradition.’ There exist within neopaganism two directions: the destructive – conducting a struggle with Christianity for Russian spirituality, and the creative – involved in the mastering of the spiritual legacy of their forefathers.
S. 185
The general principles of neopaganism are defined by the formula ‘Nature – Homeland – Nation/ factorized into several positions:
- man is not a divine slave but a son;
- man is not the lord of nature but its composite part equal to the gods, the spirits, animals and plants. He cannot take from nature any more than is necessary;
- man is obliged to respect ancestors (clan), continue and conclude their work, care for his offspring and family, defend the territory, people and faith of his clan.
Neopaganism appeared in Russia in die 1980s. The general reasons for its appearance were the desire to leave traditional ideological dogmatism (communist – or Orthodox), to research and resurrect the cultural heritage of ancestors, a search for new routes for spiritual development, a passion for mysticism and magic. There have not been preserved reliable sources documenting pre-Christian cults on the territory of Russia. Therefore the representatives of neo-paganism base their doctrines on Rigved, Avest, the historical-ethnographical, philological, archeological and mystical works of B. Rybakov, L. Gumilev (→ Л. Гумилев), N. and E. Rerikh, E. Blavatskaya.
The object of worship for neopaganism can be polytheism, monotheism or pantheism. In almost all neopaganist teachings there exists a God-creator (Rod, Svarog) sometimes understood as Single and Indivisible, the creator of the world. Me gives birth to the god-creators of the Earth (Svarog and Lada) who give life to ether gods. Sometimes the Christian concept of dualist opposition of the White God and the Black God appears – the personifications of good and evil (Vyati-
S. 187
The functions of the gods are strictly defined but there exists the possibility for them to combine or double up. Gods may appear as imitations of the One God, incarnations of the elements of Nature-the-Whole-God, or act in triades (creator – destroyer – harmonizor) or independently. A part of the gods may be revered as concrete great ancestors, or as the whole clan at a specific stage of development. The number of gods can ossilate from 10 to 100. So for example in the Moscow Slavonic pagan society 10 gods are worshipped though there are 86 in total. The chief Russian god after the creator is considered Svarog, Perun or Dazhd’bog. The basic categories in world construction within neopaganism are Yav’ – the visible world or the world of man; Nav’ – the invisible world inhabited by the souls of ancestors, the world of spirits, or the Fiery (Underworld) Kingdom which does not always have to be hostile towards man; and Prav’ understood as the world of the gods or Law that directs Yav* and Nav*. The three-part division of the world into: The Underworld, Earthly and Heavenly Kingdoms recalls the divisions of Christianity.
The origin of man in neopaganism is presented in several different ways: the divine creation of man by the One Undivided God (Jngliizm, Omsk), Svarog; the White God blew soul into the body created by the Black God (Vyatichi}, people are the direct offspring of the gods: the grandsons of Dazhd’bog (A. Asov, Moskva); the evolutionary development of man from the world of nature from animals into people (Skhoron ezh sloven, Petersburg); People (of Rus) are the offspring of Orion who flew down from that constellation (V. Kandyba, Petersburg).
S. 189
Man after his death can fall into Irii (paradise), be reborn in a new body (sometimes into an animal’s), go to the world of Nav’ (the world of the dead). The final aim of human life is usually not specified. Life is either considered eternal or cyclical in likeness to the eternalness and cyclicality of nature. The collective worship of gods and ancestors can take place in temples (Ingliizni), in sanctuaries and heathen temples where idols are placed (Kolyada, Moskva, Obshchina Troyana, Obninsk; Rod, Komsomolsk-na- Amure and others), in sacred places or magical places (Krina, Petersburg etc.), in cemeteries and burial fields (Skhoron ezh sloven and elsewhere). The most often practiced form of group activity within neopaganism are celebrations sometimes understood as entering into a changed state (Krina, Tropa Troyanova) and joint ceremonies conducted in all the communities in connection with the days of the solstice, the equinox, the phases of the moon and eclipses. Many representatives of neopaganism devise their own calendar systems (Ingliizm, Krina and others) keep chronicles covering tens of thousands of years (Kaluzhskaya slavyanskaya obshchina, Ingliizni’, Dobroslav, Kirovsk District etc.). During ceremonies of magic, charms and exorcisms as well as their own prayers are employed, sacrifices are brought: agricultural products, kvas, coins. The sacrifice of animals is reproached. There exist special priests, sorcerers, and enchanters to lead the cult that constitute a rigid and complex hierarchy (Ingliizm) or equally fight for the title of ’the all-Russian sorcerer’ in all the communities. The personal activities of the representatives of neopaganism entail the fulfilling of the moral code, the obser-
S. 191
vance of vows, the avoidance of certain foods or the observance of fasts and fastdays; the glorification of ancestors and the reading of prayers (everyday payers and those for special occasions) is assumed. As a form of symbolism the right- and left-side 3-, 4-, 6- and 8-armed swastikas are often employed. A Kolo or Perunitsa – a cross composed of six (less often eight) rays or petals drawn in a circle; Kolovorot – a 6- or 8- armed swastika drawn in a circle; other solar and lunar symbols, ‘ancient Russian runes’ etc.
Members of neopaganist groupings engage themselves in the study of academic and paraacademic works on history, ethnography, archaeology, and create’their own research societies (Soyuz Venedov, Petersburg; Tropa Troyanova). Key questions here are: 1. the origin of the Slavs from the Arians and the hyperboreiskaya theory connected with it (A. Dugin, Moscow) locating the primordial homeland of the Arians, the Slavs, the Rus (V. Kan- dyba and others) in the region of the North Pole and describing their subsequent movement southwards; 2) philological research into the origin of words and concepts from a given language on the basis of Russian and the other way round.
In neopaganism the question of nationalist views is extremely important. Despite the fact that certain representatives are loyal to members of other religions (Krina, Tropa Troyanova, Kolyada etc.) the majority of the communities either openly or covertly arc hostile towards Jews, the peoples of the Caucasus, Asians and Americans. There are extreme radical groupings (Deti Svaroga, Tserkov Navi, Moscow).
S. 193
The Christian Church is accused by neopaganism of spreading Judaism and the usury connected with it, the confirmation of an unnatural god, the power over nature of the chosen people, the forced conversion of Rus to Christianity, the Church’s pacts with the Tartar-Mongol tribes. This said the general relationship with the Russian Orthodox Church is positive as the majority of neopagans consider that 90 per cent of its tradition are pagan.
Representatives of neopaganism often participate in ecological and historical- cultural events, doing work with children cultivating in them a love for national culture and Russian nature. Of no small significance is the reconstruction and rebirth of traditional cures and remedies; the use of folk medicine and herbal substances.
There were registered in 1997 10 neopagan societies. Though there true number runs to several dozen. The members of neopaganism more often register their groupings as social societies than not registering them at all. Neopagan communities number between 10-15 individuals aged 20-35. Significant groups locate themselves around periodicals: ‘Mify i magia indoevropeitsev’ [‘The Myths and Magic of the Indo-Europeans’], magazines: ‘Nasledie predkov’ [‘The Legacy of Ancestors'] (Moscow), ‘Volkhv’ ['The Sorcerer'] (Petersburg), ‘Narodnaya volya’ [‘The People’s Wilf] (Moscow), ‘Za Rus’ [‘For Rus’] (Novorossiisk), ‘Tropa’ [‘Trace’], ‘Rodnye prostory’ [‘Home Expanses'], ‘Potaennoe’ [‘Secret’], Solntsevorot’ [‘The Solar Way’] (Petersburg).
A. Ga. (G. T.)
S. 193
Гайдуков, А. В. Неоязычество. Neopoganstwo. Neopaganism / А. Гайдуков // Idei v Rossii = Idee w Rosji = Ideas in Russia : leksykon rosyjsko-polsko-angielski. T. 7 / pod red. Justyny Kurczak ; aut. Andrzej Dudek [et al.] ; Uniwersytet Łódzki. Wydział Studiów Międzynarodowych i Politologicznych. Interdyscyplinarny Zespół Badań Sowietologicznych]. – Łódź : Wydawnictwo Ibidem, 2007. – S. 182-193. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2006-2010-publikatsii/2007-gajdukov-neoyazychestvo-neopoganstwo-neopaganism. |
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние публикации
____________________