____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
Гайдуков, А.В. Особенности природно-экологических объединений славянского нового язычества (родноверия) на примере общины «Крина» // Герценовские чтения 2012. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. – СПб., 2013. – С. 343-346. (URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2011-2015-publikatsii/2013-gajdukov-osobennosti-prirodno-ekologicheskih-obedinenij-krina)
PDF-файл для скачивания с отсканированного текста .
С. 343
Гайдуков А.В.
Особенности природно-экологических объединений славянского нового язычества (родноверия) на примере общины «Крина»
Уже около четверти века в нашей стране существует столь необычное для обывателя явление как славянское новое язычество или родноверие[1], связанное с возрождением и реконструкцией дохристианских традиций, в данном случае славянских. При всём многообразии подходов к определению данного феномена[2], находящем проявления в различных сферах – от религиозно-философской и экологической до политической и националистической, ему присуща ориентированность на природу и родственные связи (семью, родственников, народ). В славянском новом язычестве (родноверии) удобно выделить три направления – национал-патриотическое, природно-экологическое и реконструкторско-ролевое[3]. Весьма часто именно его национал-патриотические проявления становятся объектом пристального внимания не только исследователей, но и правоохранительных органов, переносящих ответственность за радикальные проявления некоторых индивидов, назвавшихся «родноверами», на всех носителей данного мировоззрения. Особенно это заде-
С.343
С.344
вает представителей природно-экологического направления в родноверии, стремящихся дистанцироваться от политики и силовых проявлений[4]. У них языческое мировоззрение часто дополняется особым мистическим опытом, не сильно выходящим за рамки «народного православия».
Среди причин[5] обращения к новому язычеству постсоветского общества были не только внутренние политические. На него повлияли мировые тенденции, связанные с секуляризацией второй половины ХХ в., отразившиеся в обращении к концепции «Эры Водолея», преодолевающей христианский «дуализм» духа и материи («конфликтность Рыб»), с выходом на уровень синтеза «мудрости Востока и Запада», а также «стратегии возвращения к подлинно архаическому мирочувствованию, к дологическим, дорациональным формам мировосприятия»[6].
Выделяя условную периодизацию развития российского родноверия[7], можно сказать, что экологическое направление проявило достаточную активность уже на первом этапе (конец 1980-х – 1997 гг.), в 1997 – 2006 гг. оно укоренилось и разрослось вширь с ростом количества и разнообразия языческих объединений. Вероучительные и обрядовые элементы, заимствуемые из научной литературы, личного опыта и друг у друга, постепенно оттачивались и систематизировались. Именно тогда споры и взаимные обвинения переросли в тесное идейное и обрядовое сотрудничество. На современном же этапе среди этого направления особый вес приобретают централизованные объединения (например, Круг языческой традиции, основанный в 2002 г.), которые стремятся сформировать адекватный позитивный образ современного язычника.
К природно-экологическомц типу можно относится и петербургскую Общину «Крина», возникшую в Санкт-Петербурге 20 лет назад. Началом формального существования общины можно считать Манифест[8], определивший необходимость изучения опыта раскрытия возможностей сознания и психики, изучение славянских традиций, обрядов и ритуалов, а также ведение просветительской работы через обучение и целительство для восстановления гармоничной цельности человека.
С.344
С.345
Организовав святилище недалеко от города, Крина стала проводить регулярные обряды годового цикла, детально проработанные ее лидером А.Резунковым и издававшиеся им с 1995 по 2008 гг. в виде ежегодного славянского календаря-месяцеслова «Коловорот»[9]. Данное издание смогло объединить разрозненных искателей славянской культуры в дружный коллектив, основу которого составляют всего два десятка человек. При этом друзей и «прикриненных» можно насчитать несколько сотен. Публикация своих наработок и сочинений в современных условиях является неотъемлемой чертой многих современных язычников, однако, если многие из них стараются осуществлять ее виртуально в блогах и на сайтах, то Крина более ориентирована на издательскую деятельность[10] и живое общение на семинарах и во время обрядов.
Организация родноверческих мероприятий[11], участие в семинарах географического общества по сакральной географии, проведение собственного регулярного семинара «Кринических чтений» – встреч «Клуба культурного и природного наследия» позволяет говорить об открытой позиции лидера Крины А.Резункова (волхва Благумила), направленной на изучение и популяризацию славянских традиций.
Однако более известна Крина своим святилищем в Ленинградской области, где собираются на народные гуляния не только язычники, но и все, кому интересны русские народные гуляния и культура. Кроме обрядов там проводится ежегодный фестиваль – Круг русской традиции «Славянский Спас». Организация публичных праздников характеризует общину как активного участника жизни города. Крина проводит и «закрытые» обряды, где ее участники могут ощутить единение с Природой и с богом.
Интересно отметить, что основой вероучения Крины не является классический политеизм. Во время зачина (начала) обряда волхв возглашает «Были. Есть. Будем. В Боге едином». По его словам «Есть един Бог-творец и бесконечное множество его проявлений»[12]. Что же касается язычества, то оно понимается более экологично, чем политеистично: «язычник – носитель языческого мировоззрения или природной веры – это тот, кто ощущает себя частью Природы, живёт в ладу, гармонии с
С.345
С.346
Природой. Ему не надо владеть частью – он сам часть и обладает всем целым. Он признаёт Землю живым организмом, что равносильно признанию её Божественного начала»[13]. Такой достаточно гармоничный подход позволяет общине бесконфликтно взаимодействовать практически со всеми людьми и объединениями, интересующимися русской и славянской культурой.
Таким образом, община Крина как представитель природно-экологического направления родноверия сформировала особый формат религиозных и человеческих отношений, демонстрируя позитивный пример «доброго и адекватного язычника». За двадцатилетнюю историю через Крину прошел ни один десяток людей. В последние годы в ней появилась молодёжь, придавшая ей новые качества и расширившая возможности социального взаимодействия.
Сноски
С.343
[1] Неоязычество / А.Гайдуков // Idei v Rossii Ideas in Russia Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski. Vol.6 / ed.by J.Kurczak. Łódź: University of Łódź Press. 2007. P.182-193.
[2] Гайдуков А.В. «Неоязычество»: проблемы трактовки и использования термина // Герценовские чтения 2009. Актуальные проблемы социальных наук / Отв.ред. В.В.Барабанов; Сост. А.Б.Николаев. СПб., 2010. С.328-335,
Михеева И.Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Герценовские чтения 2010. Актуальные проблемы социальных наук / Отв.ред. В.В.Барабанов; Сост. А.Б.Николаев. Ч.I. СПб., 2011. 139-143.
[3] См.: Гайдуков А.В. Политические аспекты возникновения неоязычества в России // Герценовские чтения 1997. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. С.157-160.
С.344
[4] Битцевское обращение, 17.03.2002 // Вестник Традиционной культуры: статьи и документы. Вып.3 / Под ред. А.Е. Наговицына. М., 2005 С.129.
[5] Подробнее см.: Гайдуков А.В. Молодежная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга: Социология и антропологический анализ / под ред. В.Костюшева. СПб., 1999. С.25-51. [см.: http://subculture.narod.ru/texts/book2/gaidukov.htm]
[6] См. статью Г.Е. Бокова «Контркультура 1960-х годов и религиозный эклектизм современного массового сознания» в этом сборнике [Боков Г.Е. Контркультура 1960-х годов и религиозный эклектизм современного массового сознания // Герценовские чтения 2012. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; сост. А.Б. Николаев. СПб.: ЭлекСис, 2013. С. 338-343.].
[7] Подробнее см.: Гайдуков А.В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Дом Журналиста, 14 декабря 2012 г. / Под ред. Е.С.Элбакян, С.И.Иваненко, И.Я. Кантерова, М.Н. Ситникова. М., 2013. С.169-180.[см.: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/5730-rodnoverie.html]
[8] Манифест Общины экологии сознания «КРИНА», 21 мая 1993 года / А.Рарог // Коловорот-1995 [Календарь] / А.Г. Резунков. СПб., 1994. С.122-123. [см.: http://www.krina.ru/man]
С.345
[9] См.: проект «Коловорот» // Сайт общины «Крина». [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.krina.ru/kolo/index.php.
[10] См.: Наши издания // Община экологии сознания «Крина». [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://krina-spb.narod.ru/publications.htm;
Тропа Троянова. Песни братчины / А.Г. Резунков, Е.Н. Самойленко. Вып.1. СПб., 1995,
Масленица / А.Г. Резунков, М.В. Яковлева. Сер. Детские праздники. СПб., 1997,
Резунков А.Г. Славянские боги в русском языке. СПб., 2010 и др.
[11] См., напр.: Научно-практическая конференция «Традиционная Культура: возрождение через проживание», 11-12.05.2007 // Балто-славянский форум. [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.bs-forum.sleipnir.ru/conference/conference.htm.
[12] См.: Изведник // Вестник Традиционной Культуры. Вып 1. / под ред. д.ф.н. А.Е. Наговицына. М., 2003 С.79.
С.346
[13] Там же, С.71.
Гайдуков, А.В. Особенности природно-экологических объединений славянского нового язычества (родноверия) на примере общины «Крина» // Герценовские чтения 2012. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. – СПб., 2013. – С. 343-346. (URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2011-2015-publikatsii/2013-gajdukov-osobennosti-prirodno-ekologicheskih-obedinenij-krina)
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________