____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
Гайдуков А.В. Трёхступенчатая модель государственно-конфессиональных отношений как возможная форма сохранения традиций и реализации прав на свободу совести // Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремистских проявлений в молодёжной среде: Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Семикина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 54-57. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2011-2015-publikatsii/gaydukov-a-v-tryohstupenchataya-model-gosudarstvenno-konfessionalnyih-otnosheniy-kak-vozmozhnaya-forma-sohraneniya-traditsiy-i-realizatsii-prav-na-svobodu-sovesti.
PDFфайл: Гайдуков А.В. Трёхступенчатая модель… Сб толерантности 2015
Гайдуков А.В.
ФГБОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена
Трехступенчатая модель
государственно-конфессиональных отношений
как возможная форма сохранения традиций и реализации прав на свободу вероисповедания
В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года были отмечены особая роль одной из конфессий (православия) и уважение к иным историческим религиям (христианство, ислам, буддизм и иудаизм), что сформировало понятие «традиционных религий» России. Еще в 2001 г. была предпринята попытка внесения на рассмотрения проекта «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации», в которой статус «традиционной религиозной организации» получил бы официальное закрепление. В нем приводились критерии для определения «традиционности» религиозной организации. Однако они, по мнению исследователей, были сформулированы недостаточно четко и не поддавались объективной оценке [1]. Юридического закрепления понятия «традиционных религий» не состоялось, однако в бытовом обиходе оно используется.
В настоящее время чрезвычайно важно развитие диалоговых форм между религиозными и светскими учреждениями (как государственными, так и общественными) в социальной, культурной, образовательной сферах. Конструктивное партнерство государства, некоммерческих и религиозных организаций позволяет обеспечить результативность социальной деятельности, расширить материальные, кадровые и финансовые возможности взаимодействующих организаций, сконцентрировать общественное мнение на актуальных социальных проблемах. [2]
В силу исторически сложившегося отношения к «традиционным» и «нетрадиционным» религиозным организациям должностные лица могут испытывать нежелание взаимодействовать с религиозными организациями, не воспринимаемыми как традиционные и определенную настороженность со стороны представителей традиционных организаций.
Чтобы преодолеть существующее непонимание и идеологическое отторжение многие религиозные группы и организации стремятся идти на показательное сотрудничество с властями и помогать им в социальной деятельности для закрепления своего легитимного положения. Деятельность НРД в области социальных проектов (антинаркотические программы, благотворительность, организация столовых для бедных и т.д.) может быть общественно полезной и поддерживаемой государством, и позволяет снять ярлык «нетрадиционности». Очень важно для муниципальных служащих различать положительные стороны и социальную полезность таких религиозных организаций. Их деятельность также может простимулировать и традиционные религиозные организации к большей социальной активности.
Для улучшения взаимодействия с религиозными объединениями можно предложить трехступенчатую схему:
На первом уровне руководители органов власти публично взаимодействуют с представителями Русской православной церкви и духовными лидерами ислама буддизма, иудаизма, а также с католическим, лютеранским и армянским духовенством. Задача первого уровня – осуществление публичного взаимодействия для формирования общественных мотиваций, государственной и культурной идентичности.
На втором – государственные и муниципальные органы, в рамках действующего законодательства имеющие взаимоотношения со всеми зарегистрированными религиозными организациями – евангельскими христианами, баптистами, христианами веры евангельской, пятидесятниками, адвентистами и пр. Задачи второго уровня:
– проведение мониторинга состояния и динамики конфессиональной ситуации и межконфессиональных отношений в регионе;
– подготовка и проведение совещаний с участием конфессий; обобщение предложений и инициатив религиозных объединений и их лидеров;
– консультирование представителей конфессий о возможных формах осуществления деятельности в социальной и других сферах в установленном законом порядке;
– консультирование работников органов местного самоуправления по вопросам реагирования на изменение этно-конфессиональной ситуации;
– координация деятельности иных органов государственной власти, учреждений и организаций в целях реализации действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
На третьем уровне могут оказаться научные исследовательские сообщества, взаимодействующие с руководством и активистами малых по численности «нетрадиционных» религиозных организаций и незарегистрированных религиозных групп. Задачи третьего уровня:
– мониторинг этно-конфессиональной ситуации среди незарегистрированных религиозных объединений;
– координация, социализация и инкультурация отдельных активистов и представляемых ими маргинальных религиозных организаций и групп.
– профилактика экстремистских проявлений и противоправных действий в этно-конфессиональной среде;
– консультирование представителей религиозных объединений по вопросам осуществления деятельности в рамках действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях [3].
Таким образом, предлагаемая трехступенчатая модель государственно-конфессиональных отношений позволит решить дилемму сохранения и учёт культурного приоритета «традиционных» религий с одной стороны, и с другой – реализации прав на свободу вероисповедания других религиозных организаций, действующих на территории страны на законных основаниях, а также обеспечить качественное взаимодействие государственных органов с различными типами религиозных объединений.
Список литературы:
- Бирюков В.Ю. Системный анализ государственной политики России в отношении нетрадиционных религиозных организаций: история вопроса, современное состояние и тенденции развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 65. – С . 43.
- Религиозные организации Ленинградской области: межконфессиональный диалог и социальная деятельность. Справочник / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, В.А. Егоров и др.; под ред. А.В. Гайдукова; Справочник. – СПб.: Верста, 2014. – С.92.
- Религиозные объединения и группы Ленинградской области / О.А. Бокова, А.В. Гайдуков, К.Б. Егоров и др.; под ред. А.В. Гайдукова; Бюллетень № 3. – СПб: Верста, 2014. –
С. 40-41.
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника
Гайдуков А.В. Трёхступенчатая модель государственно-конфессиональных отношений как возможная форма сохранения традиций и реализации прав на свободу совести // Гармонизация межнациональных отношений и профилактика экстремистских проявлений в молодёжной среде: Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Семикина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С. 54-57. URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2011-2015-publikatsii/gaydukov-a-v-tryohstupenchataya-model-gosudarstvenno-konfessionalnyih-otnosheniy-kak-vozmozhnaya-forma-sohraneniya-traditsiy-i-realizatsii-prav-na-svobodu-sovesti.
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________