Вышла в свет коллективная монография «Религия в постсекулярном мире» как спецвыпуск Бюллетеня Центра этнорелигиозных исследований №№3-4 (13-14) 2019.
Религия в постсекулярном мире: монография / А.М. Прилуцкий, О. А. Сухорукова, О.В. Вольтер и др.; ответственные редакторы: A.M. Прилуцкий, А.А. Пелин. – Санкт-Петербург: Любавич, 2019. – 212 с. – (Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований).
В монографию вошли материалы Международной научной конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе: религия в постсекулярном мире», прошедшей 16-17 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге.
В книге опубликованы исследования 17 авторов, среди которых шесть докторов и шесть кандидатов наук. Издание состоит из двух частей: «Постсекулярная парадигма: горизонты исследований» и «Секуляризм и постсекуляризм: дискурсы и практики».
В монографию вошло исследование доцента кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, президента Ассоциации «Этна» А.В. Гайдукова:
11 декабря 2019 года в Санкт-Петербургской академии Следственного комитета состоялся Межвузовский круглый стол «Молодёжные субкультуры как фактор формирования преступного поведения», проводившийся совместно с РГПУ им. А.И. Герцена.
Собравшихся поприветствовали президент Петровской академии наук и искусств, декан факультета истории и социальных наук профессор А.В. Воронцов, ученый секретарь Санкт-Петербургской академии СК РФ.
РГПУ им. А.И. Герцена на круглом столе представляли декан факультета истории и социальных наук профессор А.В. Воронцов, заведующий кафедрой истории религий и теологии профессор А.М. Прилуцкий. На круглом столе выступили заведующий лабораторией религиоведческих исследований факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена А.М. Богачев с докладом «Социально-психологические субкультурные тенденции в среде молодёжи», доцент кафедры истории религий и теологии А.В. Гайдуков с докладом «Неоязычество в современной молодёжной среде». Также в работе круглого стола участвовали студенты и аспиранты Студенческого научного общества (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
От принимающей стороны прозвучали студенческие доклады про молодёжные субкультуры и проблемы преступного поведения: про скулшутинг, субкультуры футбольных фанатов, АУЕ, про влияние видеоблогеров, феномен «ванилек» и др.
10 декабря 2019 г. профессор кафедры социологии РГПУ им. А.И. Герцена Елена Алексеевна Окладникова провела презентацию коллективной монографии «HomoEurasicus»: в системах социальных и культурных коммуникаций» в Библиотечном, информационном и культурном центре по искусству и музыке Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского (б. Музыкально-художественная библиотека имени А.А. Блока).
HomoEurasicus: в системах социальных и культурных коммуникаций: коллективная монография по материалам Х Международной конференции 24 октября 2019 года / [под редакцией Е.А. Окладниковой]; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, Своё издательство, 2020. 254 с.
В книгу вошли публикации участников одноимённой конференции, прошедшей 24.10.2019, в том числе 17 работ исследователей из России и СНА, а также семь работ 10 студентов РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГУ.
На презентации профессор Е.А. Окладникова поздравила участников юбилейной десятой конференции с выходом книги и вручила экземпляры авторам, которые поделились впечатлениями о конференции и издании.
Профессор Е.А. Окладникова не только организовала конференцию и издания книги, но и помогала студентам в проведении исследований, руководила подготовкой их докладов и публикаций. Выходу книги поспособствовал и дружный коллектив Студенческого научного общества (СНО) кафедры социологии.
Отрадно, что среди гостей презентации было много студентов факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена также поучаствовало в сборнике двумя текстами А.А. Праневича и Ю.С. Яковлева. Председатель СНО религиоведения поблагодарил профессора Е.А. Окладникову да издание книги, а куратор СНО религиоведения доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель Ассоциации «Этна» А.В. Гайдуков поблагодарил за возможность участия студентов в конференции и напомнил, что она изначально была посвящена памяти отца Елены Алексеевны – известного советского археолога, историка и этнографа академика Алексея Павловича Окладникова.
10 декабря 2019 г. у двух студентов 3 курса кафедры истории религий и теологии – председателя Студенческого научного общества (СНО) религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Александра Праневича и Юрия Яковлева вышли статьи в коллективной монографии «HomoEurasicus: в системах социальных и культурных коммуникаций», опубликованной по итогам одноимённой конференции.
HomoEurasicus: в системах социальных и культурных коммуникаций: коллективная монография по материалам Х Международной конференции 24 октября 2019 года / [под редакцией Е.А. Окладниковой]; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, Своё издательство, 2020. 254 с.
Праневич А.А. Русские старообрядцы в Китае в первой половине ХХ века // Homo Eurasicus: в системах социальных и культурных коммуникаций: коллективная монография по материалам Х Международной конференции 24 октября 2019 года / [под редакцией Е.А. Окладниковой]; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, Своё издательство, 2020. С. 211-214.
Яковлев Ю.С. Институт евнухов в Китае // Homo Eurasicus: в системах социальных и культурных коммуникаций: коллективная монография по материалам Х Международной конференции 24 октября 2019 года / [под редакцией Е.А. Окладниковой]; РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, Своё издательство, 2020. С. 247-252.
5 декабря 2019 года доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Гайдуков провёл вторую в этом сезоне традиционную учебную экскурсию «Храмы Невского проспекта» для студентов-краеведов 2 курса факультета истории и социальных наук в рамках дисциплины «религиоведение».
В этот раз выход на экскурсию в послеучебное время особо удался. Студенты пообщались с настоятелем кафедрального собора св. Марии Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии пастором Михаилом Ивановым, который во время конкурса органистов в трапезной ответил на вопросы студентов, а потов в литургическом зале рассказал об особенностях богослужения и концепции спасения в лютеранстве.
__________________________________________________ Участие «Этны» – «Этна»2019
__________________________________________________
4 декабря 2019 года президент Ассоциации Ассоциация экспертов, научных работников и специалистов «Центр исследований и экспертиз «ЭТНА», доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена, член рабочей группы экспертов по межнациональной и межрелигиозной медиации при Общественной палате Ленинградской области А.В. Гайдуков выступил на Заседании Комиссии по развитию институтов гражданского общества и некоммерческого сектора, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Ленинградской области, проводившемся на тему «О проекте региональной стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Ленинградской области на период до 2025 год».
__________________________________________________ Участие «Этны» – «Этна»2019
__________________________________________________
27 ноября 2019 г. СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена провело заседание, посвященное памяти профессора Н.С. Гордиенко.
Прозвучало два доклада аспирантов кафедры истории религий и теологии. Алексей Камалдинов выступил на тему «Новый атеизм как феномен современного западного свободомыслия», а Фёдор Калмыков – на тему «Концепция идолопоклонства в психологии религии Эриха Фромма».
К сожалению, количество слушателей было небольшим. Однако доклады прозвучали на высоком уровне, а их обсуждение продолжилось за чаем на кафедре.
26 ноября 2019 года доцент кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена А.В. Гайдуков провёл традиционную учебную экскурсию «Храмы Невского проспекта» для студентов 2 курса факультета истории и социальных наук в рамках дисциплины «религиоведение».
Экскурсия проходила в утреннее время поэтому удалось посетить утреннюю службу в армянской церкви св. Екатерины, посмотреть убранство католической базилики св. Екатерины и лютеранской Петрикирхе, а также поиграть на органе в церкви св. Марии.
(надеемся на написание впечатлений кого-нибудь из студентов, а пока здесь предлагаем несколько кадров и видеозаписей с экскурсии)
Утренняя служба в армянской церкви св. Екатерины, ААЦ. Учебная экскурсия доцента А.В. Гайдукова «Храмы Невского проспекта» для студентов РГПУ им. А.И. Герцена, 26.11.2019
Пастор Михаил Иванов играет студентам на органе. Лютеранская церковь св. Марии, ЕЛЦИ. Учебная экскурсия доцента А.В. Гайдукова «Храмы Невского проспекта» для студентов РГПУ им. А.И. Герцена 26.11.2019
Павел играет на органе. Лютеранская церковь св. Марии, ЕЛЦИ. Учебная экскурсия доцента А.В. Гайдукова «Храмы Невского проспекта» для студентов РГПУ им. А.И. Герцена 26.11.2019
Студент играет на органе. Лютеранская церковь св. Марии, ЕЛЦИ. Учебная экскурсия доцента А.В. Гайдукова «Храмы Невского проспекта» для студентов РГПУ им. А.И. Герцена 26.11.2019
20 ноября 2019 г. у СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена было выездное мероприятие. Студенты, магистранты и аспиранты кафедры истории религии и теологии РГПУ им. А.И. Герцена посетили лекцию Сергея Никифорова о родноверии в РХГА.
18-20 ноября 2019 года известный блогер, главный редактор сайта https://pantheon.today Сергей Никифоров (Сергей Паганка) прочитал в Санкт-Петербурге три лекции о родноверии. Изложенный материал стал итогом исследований, проводимых Сергеем на основе анализа данных интернета и опросов, проводимых среди читателей своего сайта «ПАНТЕОН» https://pantheon.today (прежнее название «Paganka.blog») и группы «ПАНТЕОН. Язычники России» ВКонтакте. Целью исследователя стало не только желание поделиться своими изысканиями, но и вызвать на диалог слушателей, среди которых были исследователи, студенты, родноверы и современные язычники. Многие замечания и комментарии слушателей стали основой для переосмысления феномена и переработки материалов для дальнейших публикаций.
В своей лекции о родноверии Сергей Никифоров определил историографию вопроса, проследив использование понятия «родноверие» с его появления в 1999 году в России до современности. Он выделил основные признаки родноверия, среди которых назвал:
1) почитание единого бога Рода,
2) политеизм,
3) наличие бога-покровителя общины,
4) наличие капища или культово-религиозного места, где может быть храм,
5) трёхчастное деление мира на явь навь и правь,
6) проведение имянаречения и отсутствие раскрещивания,
7) наличие среди обрядовой утвари бубна и братины,
8) использование понятийного аппарата, основанного на Велесовой книге.
Первая лекция прошла в гостях у Славянской общины «Велесье» 18 ноября в помещении библиотеки и самое бурное вызвала обсуждение проблемы, что означает понятие «родноверие» – часть славянского нового язычества или его более точное наименование. Прозвучали несколько версий: Докладчик Сергей Никифоров определял родноверие как одно из направлений славянского нового язычества, к которому в том числе не относятся инглинги, а также петербургские «Схорон еж славен» и община «Крина».
Представители общины «Велесье» по-разному отнеслись к терминологическому спору, а ее глава Дмитрий (Горыня), заявил, что «язычество», «славянское язычество» и «родноверие» суть равнозначные понятия, понятные всем, но различаемые по различным причинам.
Треть слушателей согласились с тем , что они родноверы, однако один из организаторов группы ВКонтакте творческая лаборатория «Славянское новоязычество» отметил: «с Максимом Сухаревым мы определили, что мы не родноверы, потому, что мы не следуем за Рыбаковым, мы не почитаем Рода, не называем изображений богов “чурами”, не считаем, что Макошь – “мать Коша”, но Мокошь».
Вторая лекция состоялась в рамках городского семинара «Встречи Клуба культурного и природного наследия», проводимого на базе Смольного института Российской академии образования общественной организацией Союз славянского наследия «Крина». Представители «Крины» получили возможность высказаться о своём отношении к родноверию. Некоторые определили свое мировоззрение именно таким понятием. Однако руководитель «Крины» Андрей Резунков заявил, что его мировоззрение лучше отражает понятие «природоверие», о чём он ранее говорил, а после прослушанной лекции он точно к родноверию отношения не имеет. К сожалению диалогу помешал один из гостей встречи, пытавшийся громогласно научить всех уму-разуму и обвинив докладчика в незнании той терминологии, которой сам владел в весьма эксклюзивном и авторском толковании. Его попытки перевести тему анализа понятия «родноверие» на критику автора и объекта (но не метода) его исследования, а также осуществить антиязыческое миссионерство с пропагандой «Голубиной книги» и узурпировать роль лектора на основании собственного знания и опыта, не связанных с родноверием, всеми кроме его спутницы были восприняты с неодобрением.
В личном интервью на вопрос, «Что Вам дало прочтение лекций по родноверию перед тремя разными аудиториями Петербурга?» Сергей Никифоров ответил:
«Изначально я планировал эти лекции, чтобы понять, какие пробелы можно найти в моей работе, если взглянуть на неё со стороны. Именно поэтому я выбрал три совершенно разные аудитории в три разных дня («взболтать, но не смешивать» – всё по Яну Флемингу).
Первая – это сами родноверы. Я убеждён, что исследователь не может вести работу без привлечения объекта исследования. И если с так называемыми “лидерами мнений” родноверия я могу связаться для уточнения какой-то информации, то вот “родноверие в массе” найти бывает трудно. Можно сказать, что я сам себе организовал полевое исследование.
Вторая аудитория – это новые язычники, но не родноверы. Они и до моего прихода не идентифицировали себя с родноверами, и было любопытно посмотреть их реакцию на мой доклад с доводами и характерными чертами родноверия (под которые они не подходят).
Третья аудитория самая интересная – это сообщество профессионалов религиоведов. Честно сказать, я надеялся, что именно там найду для себя что-то новое, и не ошибся».
«Что же я получил в ходе прочтения лекций? Новые вопросы, на которые следует ответить, новые разделы моей работы, которые следует заполнить. Я увидел, что мне необходимо расширить раздел с историей феномена, раздел с праздниками родноверов. Мне подсказали, что итогом всей работы было бы логично увидеть не только характеристики, но и определение родноверия. А главное – увидел живой интерес публики к данной теме, что удивило меня больше всего» – заключил Сергей Никифоров.
В целом выступления стали апробацией исследования родноверия, помогли узнать мнения исследователей и последователей современного язычества и дали возможность хорошего общения во время лекций и после них.