2010 Малафеева, М.А. Светское и религиозное образование : проблема толерантности

______________________________
СНО религиоведенияПубликации СНО  – до 2015
______________________________

Публикации участников СНО кафедры религиоведения
РГПУ им. А.И. Герцена
аспирант кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена
Марина Малафеева

Обложка. Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, СПб, 2010 Малафеева, М.А. Светское и религиозное образование : проблема толерантности (на примере католицизма и воскресной школы при католическом храме святой Екатерины Александрийской) / М.А. Малафеева // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2010 г.) / Под научной редакцией О. Б. Островского СПб.: Полторак, 2010. С. 228-231. – URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/2012-2014/2010-malafeeva-svetskoe-i-rel-obr.

 PDF файл:  Малафеева 2010 Светское и рел обр Проблемы искусства в XXI веке : http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Malafeeva-2010-Svetskoe-i-rel-obr-Problemy-iskusstva-v-XXI-veke.pdf.

С. 328

Малафеева М.А. (Санкт-Петербург)

СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ КАТОЛИЦИЗМА И ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПРИ КАТОЛИЧЕСКОМ ХРАМЕ
СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ)

Исторически сложилось, что Санкт-Петербург всегда был многонациональным и многоконфессиональным городом. Поэтому можно говорить о сложности проблемы религиозного образования в нашем городе. Дискуссия на данную тему проходит не один год, но так и не может прийти к какому-либо консенсусу. Одна из главных проблем – невозможность вмещения всех представленных конфессий Санкт-Петербурга в одну дисциплину, что приводит к проблеме межконфессиональной толерантности и взаимоуважению.

В сфере данного вопроса можно говорить о разделении образования религиозного и образования светского. Католики считают, что право на образование детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться помощью других организаций, и что подлинное образование включает образование религиозное. Для этой цели католическая церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех странах, где в программы государственных школ не включены религиозные дисциплины. Католические школы бывают понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или частными; часто преподавание поручается членам религиозных орденов.’ При наличии конфессионального образования введение обязательного изучения религиозных дисциплин в школах, главным образом лишает родителей выбора, что часто выливается в конфликт. Помимо проблемы содержания самой дисциплины, есть ещё проблема обучения преподавателей.

С. 328-329

Санкт-Петербург не вошёл в состав 19 регионов, где проводится эксперимент по преподаванию ОРКСЭ, поэтому и массовой подготовки учителей к его преподаванию не велось. Факультативно же курсы возможно вести не во всех школах. «В школах нашего района этот предмет не будет вводиться, потому что нет обученных преподавателей. Учителя истории и искусствоведения должны пройти специальные курсы – иначе мало ли что они могут наговорить детям?» – говорит главный специалист РОНО Кировского района Светлана Коледа.2

Если родители приводят детей в церковь, то они имеют право просить, чтобы их дети были обучены религии, поэтому в зависимости от возраста детей, образуются группы. Религиозное образование достаточно хорошо развито в приходских школах, и мы можем рассмотреть его на примере воскресной школы при католическом храме Святой Екатерины Александрийской.

Для католической церкви обучение детей – это традиция, помогающая человеку встретиться со Христом. Религиозное образование начинается с раннего возраста, так как крестят в младенчестве, а таинство миропомазания (конфирмации) проходит уже в осознанном возрасте и к этому времени ребёнок уже должен подходить к таинству с пониманием. Так же ребёнок должен быть подготовлен к первому причастию, поэтому он посещает воскресную школу ещё до первого причастия.

В храме святой Екатерины воскресная школа начала работать в 1992 году. Форма именно воскресных занятий была выбрана потому, что в будние дни дети не могут приехать, живя в разных концах города. В воскресение, когда все приезжают на святую мессу, то могут участвовать в этом обучении.

Для подготовки к первому причастию ребёнок должен понять основы веры

  • он должен узнать и принять, кто есть Бог, и кто есть человек;
  • узнать краткую историю спасения;
  • как человек отошёл от Бога;
  • какие были последствия этого отхода;
  • для чего было нужно первое пришествие Христа, и зачем Богу нужно было стать человеком ради спасения человека;
  • что такое основные таинства (крещение, покаяние) и для чего они нужны.

Задача воскресной школы – научить ребёнка индивидуальной молитве. Обычно обучение состоит из четырёх элементов:

  • библейский (богословская часть);
  • моральный (что Бог сказал, что человек должен ответить, заповеди);
  • нравственный (почему это для человека хорошо, заповеди);
  • эклезиальный или эклезиологический (понятие церкви, спасения в церкви и осознание того, что церковь это мы, и от нас зависит, какой будет церковь).

В России католические воскресные по возрасту по-разному, так как у нас нет устоявшихся норм. В Польше религиозное образование начинается в 7-8 лет, а у нас дети ещё не созрели к этому возрасту, поэтому всё начинается обычно в 9-10 лет и позже. Реже – в более раннем возрасте, так, как и родители, и дети не были воспитаны в христианской традиции. Поэтому как правило, детям требуется больше времени, чтобы понять и принять основы веры. Надо чтобы это происходило осознанно.

С. 329-330

В настоящие время в приходе Св. Екатерины есть дети, обучающиеся начиная с трёх лет в форме игры. Они постигают молитвы, но это нельзя ещё назвать настоящей школой – всё соответственно возрасту.

Важный принцип обучения, по словам катехизатора воскресной школы при католическом храме Святой Екатерины Александрийской Надежда Мартынович, – обязательно отталкиваться от того, что слушатели могут понять. «Если дети 6,7,8 лет, то мы начинаем разговор и обучение на их языке, на примерах из их жизни. Потом, когда мы заканчиваем, даём им какую-то религиозную истину, дети должны понять – для чего им эта истина, как они в жизни её используют. Ребёнок должен для себя что-то открыть. Но сама истина, которая преподаётся, должна быть передана без искажения, независимо от возраста или развития сознания у слушателя на данный момент, но на том языке, на котором слушатель может понять (с детьми по-детски, с взрослыми по- взрослому – интеллектуально) – без этого образование не имеет смысла. Ведь образование – это не лекции, не обычный урок. Это называется «верность Богу и верность человеку» – говорит Н. Мартынович.

В 1994-95 годах в воскресной школе была выработана двухгодичная программа: первый год – 7-8 лет; второй год – 9-10 лет. Цель первого года – познакомить с основами веры: узнать о личности и учении Иисуса Христа, а также выяснить, кто такой Бог; что он любящий, что он творец, что человек – это высшее творение Божие; как человек отошёл от Бога; какова история спасения; как Бог искал человека; каковы были последствия грехопадения. Обучение в воскресной школе происходит соответственно литургическому году, одновременно преследуется цель приобщения детей к церковной жизни и молитве. Таким образом, те песни или те молитвы, которые проходят в этот литургический период, приобщают детей к церковной жизни.

Второй год обучения, когда дети знают, для чего пришёл Спаситель, связан с нравственной частью, нравственным законом и с таинствами. Особенностью программ этого года является то, что они очень тесно связаны с Библией. В течение нескольких лет в приходской школе каждый год разрабатывались новые учебники. Поэтому преподавание ведётся по учебникам, состоящим из двух частей: одна для катехизатора (преподавателя), где дано содержание всех тем и методические рекомендации, как проводить урок; вторая, называемая «тетрадью», – краткий учебник и рабочая тетрадь для ребёнка, где предлагаются задания, например, вставить пропущенные слова, сделать рисунок, ответить на вопросы по основополагающей цитате. Для более младших детей 6-7 лет используются большие крупные буквы и рисунки и даются менее сложные задания – кое-что написать, кое-что прочитать.

Очень важным этапом в жизни ребёнка-католика является первое причастие. Некоторые родители считают, что после него дети уже всё знают, ведь их знания проверяются священником на исповеди. Однако причастие – это целая процедура, к нему происходит особая подготовка: собираются родительские собрания, где родителям разъясняется, что дети, приступая к исповеди, должны научиться анализировать свои поступки, чтобы знать, что они будут говорить. Родители не должны им подсказывать, но только могут подвести,

С. 330-331

помочь. Если дети ходят в школу, а родители нет, то это повод к тому, чтобы и родители воцерковились.

После причастия следующий год (4-й класс) – «Литургический год» посвящён изучению Библии и тем литургическим чтениям, которые бывают в том или ином периоде литургического года. Это помогает более глубокому воцерковлению детей, потому, что они размышляют именно над теми литургическими чтениями, которые они услышали на мессе. Далее следует 5-й класс, который называется «Иисус Христос через героев Ветхого Завета». Здесь происходит детальное изучение Ветхого Завета и героев, указывающих на Христа. 6-й класс – «Рассвет во Христе» посвящён изучению этики. Акценты на занятиях делаются на проблемах мира, заповедях блаженства и пр. Для работы с детьми были переведены иностранные учебники, которые перед введением в учебный план претерпели значительные доработки. 7-й класс – о церкви: «Откроем организацию церкви в разных аспектах». 8-й класс – о таинствах: «Таинства чтобы жить Христом». Важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужны таинства и почему их проводят именно таким образом.

Все перечисленные программы используются на практике, так как приняты епископом. Также существуют программы для подготовки к миропомазанию для детей от 14 до 17 лет. Если есть родители, которые не воцерковлены сами, но хотят, чтобы их дети ходили в воскресную школу, то для таких них существует несколько программ по крещению взрослых (посткатехуменат). Основная идея такого обучения – создание христианской среды, т.е. дружбы.

Всё обучение держится на пожертвованиях. За их счёт проводятся различные праздники, выезды, дарятся подарки. К праздникам существует отдельная подготовка: могут объединяться несколько воскресных школ от разных приходов. Так, за последнее время осуществлялись выезды в Выборг и Тихвин.

В школе обучается около 80 человек. Уроки проводят священники, монахини и миряне. У каждого своя группа и программа. Учатся с 10:45 до 11:45 и с 12:00 до 13:00. Всё зависит от возраста группы – дети помладше могут меньше времени заниматься, а постарше – дольше. Стоит отметить организацию различных выступлений и выставок рисунков.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости развития религиозного образования именно в виде приходских школ, а в школах светских лишь сделать акцент на, так называемой «Истории религии» в рамках уроков истории, литературы, изо и МХК. Это не потребует отдельной подготовки специалистов и не увеличит нагрузки на учащихся.

Таким образом, на проблему религиозного образования в светских школах стоит взглянуть под несколько другим углом и тогда она может быть частично решаема с помощью более глубокого обучения желающих в своих конфессиях.

ПРИМЕЧАНИЯ

  • h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/86ce7bf4-79b3-94a0-labc-07bda37faa44/ 1012390A.htm [ссылка не активна].
  • h ttp://www.metronews.ni/news_office/religioznaya_ktiltura_idet_v_shkoly [ссылка не активна].

______________________________
СНО религиоведенияПубликации СНО  – до 2015
______________________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»