____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
|
|
PDF файл: Гайдуков 2010 Особенности подготовки студентов-религиоведов: http://ethna.su/wp-content/uploads/2025/12/Gajdukov-2010-Osobennosti-podgotovki-studentov-religiovedov-2025.pdf.
Особенности подготовки студентов-религиоведов для преподавания
школьного курса
«Основ религиозных культур и светской этики»
Адекватное преподавание предметов о религии на сегодняшний день стало актуальной проблемой современной общеобразовательной школы, проблемой, требующей многостороннего подхода с использованием всех возможностей высшего педагогического образования по подготовке учительских кадров. Однако качественного обучения школьников сперва необходимо обучить их учителей. Поэтому представляется как никогда важным религиоведческое образование в вузе, а студенты-религиоведы становятся особенно востребованы. Рассмотрим некоторые особенности подготовки студентов-религиоведов
С. 310-311
для преподавания школьного курса «Основ религиозных культур и светской этики».
На совещании 21 июля 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения и о своём решении поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, сформулировав право учеников и родителей на мировоззренческий выбор. При этом Президент неоднократно заявлял, что выбор учеников и их родителей должен быть абсолютно добровольным, а «любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».[1]
Следствием явились Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) по разработке и введению в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), который включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя – отметил министр образования А. Фурсенко, – его задача «заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. «Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».[2] Однако представители конфессий, педагоги и правозащитники выразили сомнение в возможности реализации данной идеи и её соответствия государственной системе образования.[3] При этом свобода выбора определяется базовой ценностью.[4]
Принципами апробации ОРКСЭ выступают:
- соблюдение конституционных принципов светскости РФ;
- взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, с религиозными организациями;
- содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
- учёт запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.
В декабре 2009 г. была утверждена структура комплексного учебного курса ОРКСЭ,[5] состоящего из четырёх блоков. По словам координатора группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, профессора М.М. Шахнович, «блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе».[6]
Президент Д.А. Медведев поставил перед Министерством образования задачу до начала эксперимента весной 2010 г. подготовить 40.000 учителей, разработать соответствующие учебные программы и учебно-методические материалы. Университет РГПУ им. А.И. Герцена обладает достаточным потенциа-
С. 311-312
лом для её реализации с помощью различных подразделений и в первую очередь с помощью кафедры религиоведения, преподаватели которой читают курс «История и теория религии» на разных факультетах университета.
Кафедра религиоведения РГПУ им. А.И.Герцена, основанная в 1964 г., вместе с нашим государством прошла сложный путь. С самого начала к ней предъявлялись высокие требования по обучению и воспитанию будущих учителей. Сегодня после периода «межвременья» перед государством стоит задача воспитания достойных членов общества, а перед педагогическим вузом – обучения и взращивания молодых активных педагогов, граждан обновлённой России, способных передать свои знания, навыки и отношение школьникам.
Помимо научной деятельности кафедра занимается мониторингом религиозной ситуации[7] и ведёт значительную учебно-методическую работу, связанную с преподаванием истории религий и религиозных культур, а также по разработке учебно-методической литературы для учителей и студентов педагогических вузов – будущих педагогов.[8] В 2008 г с грифом У МО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений» для педагогических вузов кафедрой было издано учебное пособие по религиоведению (30 п.л.), а также словарь-справочник «Религии мира» (25 п.л.).[9] В печати находится хрестоматия «Сакральные тексты религий мира: антология» (27 п.л.). В настоящее время коллектив кафедры работает над программами, учебными пособиями и рекомендациями по истории мировых религий и религиозных культур, традиционных конфессий современной России.
Кроме научной и учебной работы кафедра религиоведения занимается воспитательной деятельностью, связанной со своим профилем. В преподавании религиоведения весьма важно соблюдать принцип идеологической нейтральности: личные религиозные либо идеологические настроения и предпочтения студента не должны влиять на изучаемый материал. Форма подачи материала носит философский, исторический и культурологический характер и не связана с пропагандой какого-либо вероучения, а также с утверждением превосходства одной или нескольких религий/конфессий относительно других.[10] Формирование духовности и толерантного отношения к религиозным явлениям является одной из важнейших воспитательных задач кафедры религиоведения.[11]
Осуществление воспитательной работы со студентами необходимо соотносить с современной законодательной базой, в частности, с конституционным правом «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). Осознание примата конституционного права над личными интересами является одним из наилучших способов воспитания гражданских качеств толерантной личности.[12]
На современном этапе системообразующим фактором работы с молодёжью является духовно-нравственное воспитание современного молодого человека. Оно должно обеспечить гармоничное течение образовательного и воспитательного процесса будущих школьных учителей и студентов-религиове-
С. 312-313
дов в особенности. Для более глубокого усвоения учебного материала и духовно-нравственного воспитания религиоведа стоит использовать формы обучения, выходящие за рамки классической академической аудиторной системы образования и за рамки программных дисциплин, входящих в ГОС ВПО по специальности «Религиоведение». Сюда относятся:
– посещение религиозных объединений, относящихся к различным вероисповеданиям и типам;
– встречи с их представителями (или просмотр видеозаписей с их выступлениями или проповедями);
– встречи с исследователями-религиоведами;
– обсуждение околорелигиозных феноменов, обладающих рядом религиозных признаков;
– изучение основ религиозных культур через искусство (посещение музеев, выставок, проведение экскурсий и походов по Санкт-Петербургу и другим городам);
– обсуждение явлений массовой культуры и отражения в ней религиозных явлений в форме коллективных комментированных просмотров современных видеофильмов.
Удобной формой для проведения вышеперечисленных внеаудиторных занятий может стать студенческое научное общество (СНО). Определённый опыт работы в этом направлении получило СНО кафедры религиоведения, ставшее особой формой воспитания духовности и толерантности будущих педагогов. СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена является общественным объединением студентов университета, принимающих активное участие в научно-организационной и исследовательской работе. Его функционирование учтено в Положении о воспитательной деятельности кафедры религиоведения и в ежегодных планах воспитательной работы.[13]
За четыре года существования его участниками была проделана большая работа. Студенты выступают на конференциях и публикуют результаты своих исследований. Так в сборниках «Герценовские чтения: Актуальные проблемы социальных наук», издаваемых Факультетом социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена профессором А.Б. Николаевым в разделе «Религиоведение» участниками СНО было опубликовано более 50 статей. Изначально СНО и создавалось как своеобразный студенческий актив и его задачей была координация научной и познавательной деятельности активных студентов-религиоведов. Однако вскоре сфера деятельности СНО расширилась и стала разделяться на несколько направлений, среди которых отметим коллективное посещение религиозных и общественных организаций, праздников, религиоведческих конференций, а также комментированные просмотры современных видеофильмов, проходившие в рамках заседаний СНО кафедры религиоведения в 2003-2007 гг., и превратившиеся в самостоятельные встречи киноклуба «Культурная среда» в 2009-2010 гг., а также при посещении студентами РГПУ им. А.И.Герцена «Дискуссионного клуба молодых исследователей религии при ГМИР», проводящего в Государственном Музее Истории Религии серию семинаров «Религия и массовая культура».[14] Видеовстречи стали со-
С. 313-314
бирать студентов и с других факультетов и превратилось в своеобразный досуговый клуб, ориентированный на профессиональные интересы студентов- религиоведов и педагогов.
Использование новых технических средств в деятельности СНО открыло перед ним значительные возможности. Здесь хотелось бы обратить внимание на такое актуальное явление, как сайт «ВКонтакте.ру», вобравший в себя около 100 млн. участников, преимущественно из студенческой среды. Для многих из них социальная сеть «ВКонтакте» становится порою особой формой Интернет-зависимости. Видя повальное, практически стопроцентное увлечение студентов «контактом», а также его широкие возможности для опубликования и обсуждения текстовой, фото- и видеоинформации СНО стало использовать его в образовательном и воспитательном процессе и, в частности, в дистанционной, «виртуальной» деятельности для привлечения большего числа и для поддержания общения с ними во внеурочное время с октября 2007 была создана одноименная группа «СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена».[15] В ней обсуждаются вопросы, связанные с деятельностью студенческого научного общества: заседания, конференции, посещения религиозных организаций и встречи с интересными людьми.
Подготовка к введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» способствовала подключению к школьной практике и религиоведов. С сентября 2009 года было решено дополнить регулярные мероприятия СНО, связанные с изучением социокультурных и околорелигиозных явлений, семинарами по основным конфессиям. Ориентируясь на необходимость более глубокого и научно обоснованного подхода в проведении мероприятий СНО кафедры религиоведения было решено ввести 5 специализированных Семинаров по религиозной культуре – по основам христианской (православной), исламской, буддийской, иудейской культурам и этническим религиям.[16]
Таким образом, на современном этапе потребностей России в квалифицированных педагогических кадрах для преподавания школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», образовательная и воспитательная работа в вузе должна повлиять на самостоятельность, самоорганизацию и ответственность студента. Деятельность кафедры религиоведения и Студенческого научного общества является одним из возможных видов воспитания студентов-религиоведов – будущих учителей и может помочь осуществлению новой государственной политики в вопросах духовности и толерантности в сфере преподавания предметов о религии в школе.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Медведев Д. Вступительное слово на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей // Сайт Президента Росси. – 2009. – 21 июля. – http://archive.kremlin.ru/appears/2009/07/21/1827
_type63376type82634_219988.shtml [ссылка не активна; новый адрес:] http://kremlin.ru/events/president/transcripts/4861.
[2] Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»// сайт Министерства образования РФ. – 2009. – 9 дек. – http://mon.gov.ru/press/reliz/6463 [ссылка не активна].
[3] Религия в школе на грани провала / Н. Вельк // Infox.ru. – 2010. – 4 фев. – http://www.infox.ru/authority/mans/2010/02/01/Ekspyerimyent_v_shko.phtml.
См. также
Понкин И. Концепция духовно-нравственного воспитания во многом ошибочна. Заключение по «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» // Русская линия. – 2009. 23 июня. – http://www.rusk.ru/analitika/
2009/06/23/koncepciya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_vo_
mnogom_oshibochna [ссылка не активна; новый адрес:] https://rusk.ru/st.php?idar=114319;
Цели и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выступление протодиакона Андрея Кураева перед учителями в Томском институте повышения квалификации работников образования 4 – 5 марта 2010 // Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. – http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=358504.msg4413562 [ссылка не активна].
[4] Фурсенко А.А. Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития. Материалы к выступлению Министра на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях 15 февраля 2009 года. – http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/5196 [ссылка не активна].
[5] Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа). – http://mon.gov.ru/files/materials/6463/programma.doc [ссылка не активна].
[6] Определена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» // сайт Министерства образования РФ. – 2009. – 9 дек. – http://mon.gov.ru/press/reliz/6463 [ссылка не активна].
[7] См., напр., Материалы по исследованию религиозной ситуации на северо-западе России и в странах Балтии. Вып. 3-5. Санкт-Петербург – город толерантной культуры / под ред. А.Ю. Григоренко. СПб., 2006-2009.
[8] Подробнее см.: Григоренко А.Ю. Подготовка учителя к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 2 (75). – С. 116-120.
[9] Религиоведение: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А.Ю. Григоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 507 с.; Религии мира: словарь-справочник/ Под ред. A.IO. Григоренко. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
[10] См.: Гайдуков А.В. Религиоведение: Учебно-методический комплекс. – СПб., 2009. – 13;
Красников А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение». 2004. – 148 с. – h ttp://www.amursu.ru/religio/books/Krasnikov.djvu [ссылка не активна];
Кудряшов В.М. Преподавание религиоведческих курсов в педагогическом вузе // Дни Петербургской философии 2003: Материалы конференции «Современные проблемы преподавания религиоведения: плюрализм и духовности и толерантность» / Санкт-Петербургское философское общество. – СПб., 2004. – С. 125-129.
[11] См. подробнее: Гайдуков А.В. Взаимосвязь религии и этничности в преподавании религиоведения // Реальность этноса: Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Материалы IV науч.-практ. конференции, СПб., 17-20.04.2002 / Под науч. ред. И.Л. Набока. – СПб.: Астерион, 2002. – С. 263-265;
Гайдуков А.В. Этноконфессиональный мир и стереотипы поведения: Структура модуля для студентов естественнонаучного и физико-математического образования // Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественнонаучных и математических специальностей средствами гуманитарных технологий: Методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 210-215.
[12] См. напр.: Гайдуков А.В. Этно-конфессиональная духовности и толерантность. Программа курса // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв. ред. В.В. Барабанов; Сост. А.Б. Николаев. – СПб., 2008. – С. 371-375.
[13] Часть этих материалов увидела свет в издании: Богданова Р.У., Гайдуков А.В., Глубокова Е.Н., Соболева О.Б. Воспитательная деятельность преподавателя вуза: Учебно-методическое пособие № 27. – СПб.: Издательство Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации «КИО», 2007. – 117 с.
[14] Подробнее см.: https://vk.com/club12558570.
[15] http://vkontakte.ru/club401693.
[16] См. об этом: Встретили по одёжке / А. Гайдуков, Г. Сунгурова [про выступление П.И Кутенкова «Взаимосвязь русской духовной культуры и одежды» на СНО кафедры религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, 25.11.2009] // Герценовский колокол: Приложение к газете РГПУ им. А.И.Герцена «Педагогические вести». – 2010. – № 2. – С. 6.
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
| Гайдуков, А.В. Особенности подготовки студентов-религиоведов для преподавания школьного курса «Основ религиозных культур и светской этики» / А.В. Гайдуков // Проблемы искусства в XXI веке: задача школы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 22–23 ноября 2010 г.) / Под научной редакцией О. Б. Островского СПб.: Полторак, 2010. – С. 310-315. – URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2006-2010-publikatsii/2010-osob-podg-studentov. |
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
