21 мая 2018 года президент Центра религиоведческих исследований «Этна» А.В. Гайдуков выступил с докладом «Особенности межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге» круглом столе «Пути профилактики национального и религиозного экстремизма в условиях новых вызовов и угроз», прошедшем в в Санкт-Петербургском Доме национальностей.
В докладе было отмечено:
- Исторической особенностью Санкт-Петербурга является конфессиональное многообразие.
- При оценке количества верующих возникает проблема численности: кто считается, кто называется, а кто является верующим. Количественное соотношение можно определить по устаревшим данным соцопросов, по количеству «этнических верующих» или по количеству зарегистрированных религиозных организаций.
- Юридический взгляд на религиозные объединения разных статусов несколько отличается.
- В системе межнациональных отношений религия и религиозные организации выступают не столько активными участниками, сколько «скрепляющим фоном», т.к. по Конституции они отделены от государства.
- Специфика региона:
5.1. невозможность разделения агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
5.2. централизованные религиозные организации находятся в Санкт-Петербурге, а руководимые ими местные р.о. – в Ленинградской области.
5.3. религиозные лидеры выполняют роль арбитров, старейшин, носителей традиционных ценностей. - Сложившийся статус некоторых религиозных конфессий и организаций. Взаимодействие с традиционными для региона конфессиями.
В РПЦ после измерения статуса (преобразования Санкт-Петербургской епархии в митрополию и выделения в ней четырёх епархий) происходит углубление работы на местах, переход от количества – к работе над качеством.
Ислам в регионе сложится вокруг Петербургской соборной мечети и Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России при наличии других мусульманских организаций. Сложилась ситуация, схожая с футболом в формате «Один город – одна команда».
Лютеранство. ЕЛЦИ – вторая по традиционности конфессия, исторически существующая в регионе и отстаивающая традиционные ценности – христианские и российские. Немцы-лютеране также поддерживают своих последователей, расширяя работу в социальной и культурной сфере.
Буддизм, не смотря на процентную малочисленность его этнических последователей в Петербурге, имеет мощный фундамент традиционности в лице Буды Бальжиевича Бадмаева и возглавляемого им дацана, более 100 лет украшающего наш город. Кроме этнических буддистов дацан окормляет и местных неофитов.
Иудаизм при всем своем разнообразии и еврейское сообщество Петербурга группируется вокруг Большой хоральной синагоги с историей в 120 лет.
Протестантизм различных толков исторически является своеобразной визитной карточкой Санкт-Петербурга.
7. Собственно межконфессиональное взаимодействие носит многоуровневый характер:
- государственный
- уровень лидеров и руководителей конфессий
- уровень народной дипломатии.
8. Ощущение единства культуры Санкт-Петербурга обеспечивает большой потенциал для дальнейшего межконфессионального сотрудничества.
Алексей Гайдуков