____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________
В крнце ноября 2019 г. вышла в свет коллективная монография «Религия в постсекулярном мире» как спецвыпуск Бюллетеня Центра этнорелигиозных исследований №№3-4 (13-14) 2019.
(https://elibrary.ru/item.asp?id=41595078)
При цитировании просьба указывать библиографические данные источника:
Гайдуков, А.В. Религиозная принадлежность студентов РГПУ им. А.И.Герцена: краткие итоги опросов 2017-2019 гг. / А.В. Гайдуков // Религия в постсекулярном мире: монография / А.М. Прилуцкий, О. А. Сухорукова, О.В. Вольтер и др.; ответственные редакторы: A.M. Прилуцкий, А.А. Пелин. – Санкт-Петербург: Любавич, 2019. – С.144-162. [URL: http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/gajdukov-a-v-religioznaya-prinadlezhno].
PDF-файл для скачивания: Gaydukov_2019_Religioznaya_prinadlezhnost_studentov_RGPU
Гайдуков А.В. Религиозная принадлежность студентов РГПУ им. А.И. Герцена: краткие итоги опросов 2017-2019 гг.
Гайдуков Алексей Викторович,
кандидат философских наук, доцент
кафедры истории религий и теологии РГПУ им. А.И. Герцена
президент Центра исследований и экспертиз «ЭТНА»
(Санкт-Петербург) a_gaidukov@mail.ru
Аннотация
В главе приводятся краткие предварительные итоги социологического исследования религиозности студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, проводившегося автором в течение восьми лет. Более половины студентов назвались христианами, около трети неверующими (атеистами, агностиками). Среди христиан более 80% составили православные, но 16% назвались «просто христианами». Анализ ответов продемонстрировал, что из студентов христиан 14% не верят в Бога, 63% не верят в Судный день, 30% никогда не совершает молитву, 15% никогда не ходит в церковь, и 34% никогда не причащается. У студентов, назвавшихся православными, эти показатели ниже, а у «просто христиан» – выше. В тексте приводятся предположения о причинах таких показателей и делается вывод о том, что большинство студентов принадлежит к православной культуре, даже те, кто позиционирует себя как неверующий, в 10% процентах случаев по вере и религиозным действиям являются православными.
Gaidukov A.V.
Religious affiliation of students of Herzen University:
summary of the 2017-2019 polls
Abstract
The chapter provides brief preliminary results of a sociological study of religiosity among students of the Herzen State Pedagogical University of Russia, conducted by the author for eight years. More than half of the students called themselves Christians, about a third are unbelievers (atheists, agnostics). Among Christians, more than 80% were Orthodox, but 16% called themselves “just Christians”. An analysis of the answers showed that 14% of Christian students do not believe in God, 63% do not believe in Judgment Day, 30% never perform prayers, 15% never go to church, and 34% never receive communion. For students who call themselves Orthodox, these figures are lower, while for “just Christians” they are higher. The text provides assumptions about the reasons for such indicators and concludes that most students belong to the Orthodox culture, even those who position themselves as unbelievers in 10% of cases by faith and religious actions are Orthodox.
____________________
С 2012 по 2019 гг. среди студентов РГПУ им. А.И. Герцена автором проводилось исследование студенческой религиозности, собравшее более тысячи ответов и ставшее продолжением пилотного опроса 2004 г. [2], охватившего 291 первокурсника с десяти факультетов Герценовского университета. В данном тексте проанализированы данные за 2017-2019 гг. на основе 151 ответа студентов 1, 2 курсов факультета истории и социальных наук, а также юридического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, у которых автор проводил лекционные занятия по религиоведению,
Максимально краткий опрос, проводимый в начале первой лекции по дисциплине «религиоведение», был обусловлен необходимостью уточнить представления студентов о своей религиозной принадлежности, пока преподаватель ещё не успел повлиять на их отношение к религии. Обычно на первое занятие приходят все студенты, поэтому можно предположить, что опрос охватил 90-95% генеральной совокупности – первокурсников и второкурсников, изучающих религиоведение.
Отправной гипотезой исследования было предположение о том, что, не смотря на наличие индифферентности и неопределенности в отношении религии, а также на наличие явного протестного возрастного нонконформизма, выражающегося в декларируемом «атеизме» и «агностицизме», большинство студентов все же являются христианами или по крайней мере находятся в контексте православной культуры. Незначительное количество
Однако самосвидетельство религиозной принадлежности может быть номинальным, когда респондент только «называется» верующим, но фактически не является таковым, то есть, не знает основ своей веры и не совершает действия, характерные для последователей названной им религии/конфессии. Поэтому в опросе первый прямой открытый вопрос о религиозной принадлежности был дополнен шестью уточняющими вопросами. В целом, рассматриваемые в исследовании 7 вопросов можно свести к трем блокам: самосвидетельство о религиозной принадлежности, его уточнение на основе знания респондентами основ своей веры и на основе свидетельства о соблюдении обрядовых предписаний.
Во втором вопросе спрашивалось, «считаете ли Вы себя верующим». Ответ должен продемонстрировать понимание респондентом содержания предыдущего вопроса, так как записавшие изначально атеизм, своё неверие и отсутствие религиозной принадлежности могут считать особым видом веры и считать себя верующими.
Исходя из предположения о том, что большинство студентов имеют отношение к авраамическим религиям (христианству, исламу и иудаизму), для проверки предыдущих двух ответов предлагался вопрос о вере в Бога, ответ на который должен подтвердить правдивость/номинальность названной конфессиональной принадлежности или опровергнуть заявленное «неверие». Для уточнения представлений об основах своей веры у последователей авраамических религий был добавлен вопрос о вере в Судный день / «Конец света», о котором номинальные «христиане» могут забыть, не зная содержания Символа веры.
Следующие вопросы должны были выявить наличие характерных обрядовых действий у респондентов, одним из которых является молитва, представляющая связь верующего с Богом
Религиозная принадлежность обычно выражается в коллективных формах, поэтому далее следовал вопрос о публичных религиозных действиях – как часто студенты посещают храм (мечеть, синагогу) с религиозными целями. Такая формулировка должна отсеять тех, кто посещает храмы с экскурсионными целями.
Первичный анализ результатов опроса может быть представлен в двух блоках ответов о религиозной принадлежности и о религиозных действиях респондентов.
Религиозная принадлежность
Данные о религиозной принадлежности россиян значительно разнятся в различных исследованиях и зависят не только от региона и времени опроса, но и от особенностей выборки, методологии и формулировки вопросов. В целом по стране количество православных определяется в пределах от 41% (2012 г.) [1, с. 428] до 74% – 80% (2012, 2009 г.) [4], а мусульман – от 4% (2009 г.) – 7% (2012 г.) [4]. По Санкт-Петербургу и по студенческой молодёжи исследования проводились более десяти лет назад [7; 8].
В данном исследовании на основе ответов на открытый вопрос «Какова Ваша религиозная принадлежность? (назовите религию/конфессию)» было выявлено 13 исповедальных позиций: православие (43,05%), не верю, не отношу (14,57%), атеист (14,57%), христианин (8,61%), агностик (6,62%), ислам /мусульманка (3,31%), лютеранство (1,32%), сциентист (0,66%), верующий (0,66%), еретик (0,66%), синтоизм (0,66%), религиовед (0,66%), нет ответа (4,64%). (см. диаграмму 1). Интересно сопоставить эти данные с ответами, данными студентами во время опроса 2004 г., охватившего 291 первокурсника с десяти факультетов РГПУ им. А.И. Герцена, где назвались православными 72%, язычниками – 2,7%, буддистами – 2,3%, прочими – 0,34% (один католик и один последователь нового религиозного течения). При этом 19,8% студентов не отнесли себя к какой-либо религии [2, с. 48].
В заявленных 13 позициях проявился ответ «христианин», который не позволяет уточнить православную, католическую, или иную протестантскую конфессиональную принадлежность респондента. Можно предположить, что такой ответ был дан либо случайно, либо как общее понятие, по причине нежелания указывать конфессию (например, протестантизм), либо из-за формального отношения к вопросу. Для уточнения статуса этих «просто христиан» в дальнейшем будем сверять их ответы с теми, кто назвался православными.
Полученные самосвидетельства из 13 позиций для простоты обсчета объединим в пять исповедальных категорий: христиане – («просто христиане», православные, лютеране), мусульмане, прочие («верующий», «еретик», «синтоист», «религиовед»), неверующие (неверующие, агностики, атеисты, «сциентист»), без ответа. Анализ исповедальной принадлежности свидетельствует о том, что более половины респондентов оказались христианами, чуть более трети – неверующими (см. табл. 1).
Таблица 1. Религиозная принадлежность респондентов
(5 категорий)
|
Принадлежность | % |
1. |
Христиане |
52,98% |
2. | Неверующие |
35,76% |
3. | Без ответа |
5,30% |
4. | Мусульмане |
3,31% |
5. | Прочие |
2,65% |
Итого |
100,00% |
На вопрос «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» ответили «да» 88 (58,28%) человек, «нет» – 60 (39,74%), затруднились с ответом – 3 (1,99%) (см. диаграмму 2).
Распределение ответов по выделенным ранее категориям представлено в таблице 2.
Таблица 2. Считаете ли Вы себя верующим?
(по категориям)
Принадлежность |
Да | Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
1. |
Христиане |
81,3% | 39,74% | 1,99% |
2. |
Неверующие |
20,0% | 78,2% | 1,8% |
3. |
Мусульмане |
100% |
0% |
0% |
4. |
Прочее |
100% | 0% |
0% |
5. |
Нет ответа |
42,9% | 57,1% |
0% |
Данные показатели о значительном количестве не считающих себя верующими (16%) среди назвавшимися христианами свидетельствуют о том, что они являются «номинальными», возможно, по факту крещения в детстве либо по принадлежности к христианской культуре, но не «верующими христианами». Парадоксальными выглядят ответы 20% из числа тех, кто сначала себя назвал «неверующим», но в этом вопросе посчитал себя верующим. Являются ли респонденты, назвавшие себя «верующими», действительно верующими можно понять по следующим ответам.
На вопрос «Верите ли Вы в Бога?» ответили «да» 88 (58,28%) человек, «нет» – 58 (38,41%), затруднились с ответом – 5 (3,31%). (см. диаграмму 3.)
Процентное соотношение ответов по конфессиональным категориям, а также среди считающих и не считающих себя верующими указано в таблице 3.
Таблица 3. «Верите ли Вы в Бога?» (по категориям)
Принадлежность | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1. | Христиане | 85,00% | 13,75% | 1,25% |
2. | Неверующие | 20,00% | 78,18% | 4,50% |
3. | Мусульмане | 42,9% | 57,1% | 0% |
4 | Прочее | 100% | 0% | 0% |
5 | Нет ответа | 100% | 0% | 0% |
6 | Считающие себя верующими | 93,2% | 5,7% | 1,1% |
7 | Не считающие себя верующими | 10,0% | 85,0% | 5,0% |
Данные таблицы 3 демонстрируют, что достоверность ответов на первый вопрос о религиозной принадлежности стоит подвергнуть сомнению, потому что среди назвавшихся христианами около 14% отметили, что не верят в Бога (у назвавшихся православными 13,9% неверующих в Бога, а у «просто христиан» – 15,4%). При этом среди назвавшихся неверующими 20% отметили, что веруют в Бога. Частично не подтвердили свои утверждения и назвавшие себя при ответе на второй вопрос верующими, среди которых 5% не верят в Бога. В два раза выше показатели у не считающие себя верующими, среди которых оказалось, что 10% верят в Бога.
Значимым для последователей авраамических религий должны являться эсхатологические представления о «конце света», однако на вопрос «Верите ли Вы в Судный день/Конец света?» положительно ответили «да» лишь 37 (24,50%) студентов, «нет» – 112 (74,17%), затруднились с ответом – 2 (1,32%) (см. диаграмму 4).
Таблица 4. «Верите ли Вы в Судный день / Конец света?»
(по категориям)
Принадлежность | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1. | Христиане | 36,25% | 62,50% | 1,25% |
2. | Неверующие | 5,45% | 94,55% | 0% |
3. | Мусульмане | 80,0% | 20,0% | 0% |
4 | Прочее | 25,00% | 75,00% | 0% |
5 | Нет ответа | 0% | 85,71% | 14,29% |
6 | Считающие себя верующими | 37,50% | 61,36% | 1,1% |
7 | Не считающие себя верующими | 6,67% | 91,67% | 1,67% |
Анализ ответов по конфессиональным категориям и по считающим себя верующими или неверующими вновь продемонстрировал расхождения с изначально декларируемым и утверждениями (см. табл. 4). В целом, чуть более трети из назвавшихся христианами верит в Судный день. При этом если у назвавшихся православными 40,0% верят, 58,5% не верят, а 1,5% – затрудняются с ответом, то среди «просто христиан» лишь 15,4% верит в Судный день, а 84,6% – не верит. Это ещё раз подтверждает незнание назвавшихся «просто христианами» основ своей веры. Неожиданным оказалось, что 20% мусульман не верят в Судный день, хотя это ответ всего одного человека. Это можно связать с недопонятостью вопроса, номинальностью самоназвания, либо с ошибкой. В целом подтвердилась самоопределение отвечавших на второй вопрос и считающих себя неверующими, среди которых более 90% не верят в Судный день, при этом двое из пяти считающих себя верующими в него верят, а трое из пяти – не верят.
Резюмируя ответы по вере можно заключить, что если вера в Бога отражается в ответах христиан, то о Судном дне они знают меньше, а те, кто назвался просто «христианами», имеют об основах христианского вероучения весьма отдалённое представление. Посмотрим, что нам продемонстрирует анализ ответов о религиозных действиях.
Религиозные действия
Религия невозможна без обрядовой составляющей, поэтому для уточнения ответов респондентов об их вере были заданы вопросы о молитве, посещении храмов и участии в главном регулярном христианском таинстве – евхаристии. Проанализировать весь спектр религиозных действий, которые могут быть как коллективными, так и индивидуальными, не представлялось возможности для краткого опроса. Однако можно было выяснить отношение к самому простому из них – молитве.
Согласно данным опроса молитву совершают менее половины – 66 (43,71%) респондентов, совершали только в детстве – 5 (3,31%), не совершают никогда – 77 (50,99%), не дали ответа – 3 (1,99%) (см. диаграмму 5). В результатах ответов пришлось выделить частый ответ респондентов о совершении молитвы только в детстве, что означает наличие определенного молитвенного опыта и изначальную принадлежность к семейной (возможно христианской) культуре, но отказ от молитв на данный момент. Таким образом в итоге не совершают молитву 82 (54,30%) респондентов.
Таблица 5. Совершение молитвы (по категориям)
Принадлежность | Да | В детстве | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1 | Христиане | 66,3% | 0% | 30,0% | 3,8% |
2 | Неверующие | 10,1% | 9,1% | 80,0% | 0% |
3 | Мусульмане | 60,0 | 0% | 40,0% | 0% |
4 | Прочее | 50,0% | 0% | 50,0% | 0% |
5 | Нет ответа | 28,5 | 0% | 71,4% | 0% |
6 | Считающие себя верующими | 78,4% | 2,3% | 27,3% | 3,4% |
7 | Не считающие себя верующими | 11,7% | 5,0% | 85,0% | 0% |
Распределение ответов по категориям (табл. 5.) выявило, что две трети христиан совершают молитву (у назвавшимися православными этот показатель достигает 69,2%, а у «просто христиан» – только 46,2%, из них не совершают молитвы соответственно 29,2% и 38,5%). Среди неверующих 10% отметили, что совершают молитву. Чуть выше (11,7%) показатели молящихся среди не считающих себя верующими (по второму вопросу) и 78.4% у считающих себя верующими. В продолжение анализа небольшой группы последователей ислама, где 60% молятся, 40% – не молятся, можно заключить, что у двоих из пяти мусульман их религиозная принадлежность может выступать лишь признаком этнокультурной идентичности.
Уточнение совершения публичных религиозных действий выявило, что 85 (56,29%) респондентов посещают храм (мечеть, синагогу) с религиозными целями, 7 (4,64%) – посещали только в детстве, а 59 (39,07%) – никогда не посещают, а всего сейчас не посещают 68 (43,71%) респондентов (см. диаграмму 6).
Табл. 6. Посещение храма (мечети, синагоги)
с религиозными целями ( по категориям)
Принадлежность | Да | В детстве | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1 | Христиане | 81,3% | 2,5% | 15,0% | 1,99% |
2 | Неверующие | 18,2% | 9,1% | 72,7% | 1,8% |
5 | Нет ответа | 42,9% | 0% | 71,4% | 0% |
3 | Мусульмане | 80,0% | 0% | 20,0% | 0% |
4 | Прочее | 75,0% | 0% | 25,0% | 0% |
6 | Считающие себя верующими | 75,0% | 3,4% | 21,6% | 0% |
7 | Не считающие себя верующими | 28,3% | 6,7% | 65,0% | 0% |
Представленность по исповедальным категориям (см. табл. 6) вновь демонстрирует, что из христиан 15% никогда не посещают храм, в то время как среди назвавшихся православными непосещающих – 10,8%, а среди «просто христиан» – более половины (53,8%). Из назвавшихся неверующими 18% иногда посещают храм, что свидетельствует о «номинальности» их неверия. При этом из не считающих себя верующими чуть меньше трети (28,3%) храм посещают, а из считающих верующими – каждый пятый – не посещает храм.
Учитывая, что большинство респондентов принадлежат к православной культуре, было решено уточнить их включенность в церковную жизнь с помощью вопроса про совершение причастия (евхаристии), как наиболее значимое для христиан таинство. Ответы мусульман, если они не сменили веру, должны были быть отрицательными.
По данным опроса причастие совершают 47 (31,13%), причащались только в детстве – 33 (21,85%), не причащаются – 82 (54,3%) респондентов (см. диаграмму 8). Таким образом на момент опроса не причащаются 115 (69,87%) респондентов, что подтверждает складывающуюся картину религиозной принадлежности студентов.
Таблица 8. Совершение причастия (по категориям)
Принадлежность | Да | В детстве | Нет | Затрудняюсь ответить | |
1 | Христиане | 51,3% | 13,75% | 33,8% | 1,3% |
2 | Неверующие | 9,1% | 18,2% | 72,7% | 0% |
Данные по категориям свидетельствуют о том, что чуть более половины христиан причащаются, а треть не причащалась никогда, а 13,75% – только в детстве (см. табл. 8). У православных 69,23% причащаются, 13,85% причащались в детстве, а 30,77% – никогда. У назвавшихся «просто христианами» эти показатели иные: лишь 30,8% причащались несколько лет назад, 15,4% – только в детстве, а более половины (53,8%) – никогда. Таким образом, неточность наименования вновь определила несоблюдение христианских норм у «просто христиан».
Подводя итоги можно заключить, что чуть более половины респондентов назвались христианами (в том числе 43% от всей выборки – православными), а чуть более трети – неверующими. Сравнивая полученные результаты с аналогичными опросами, отметим, что в 2004 г. опрос студентов РГПУ им. А.И. Герцена выявил 72% православных, 7% атеистов, а 19,8% студентов не отнесли себя к какой-либо религии [4, с. 48, 55]. В 2007 г. В.Е. Семенов (НИИКСИ) по данным опроса студентов 16 факультетов СПбГУ в 2006 г. выявил 42% православных (79 % от назвавшихся верующими) [8]. По данным опроса 2008 г. (ПСТГУ) «каждый второй молодой человек назвал себя православным или христианином», «4,9% респондентов отнесли себя к мусульманам», «не идентифицируют себя ни с какой религиозной традицией 42,8% молодежи» [3].
Затруднительным оказалось выявление, казалось бы, простой категории «верующий/неверующий», представленной в исследовании соотношением 60% / 40%. Эти данные схожи с показателями В.Е. Семенова (2006), посчитавшего 53% верующих и 38% неверующих [8], а также с данными ПСТГУ, согласно которым «верующими людьми себя считают 71,2% молодежи в России» [3]. Таким образом наши выводы о 60% верующих среди студентов находятся в пределах разброса 53%-71% данных других опросов.
Вопрос о вере/неверии в Бога почти повторил соотношение 60% / 40%, хотя в 2004 г. в РГПУ им. А.И. Герцена верили в Бога 73% студентов, а не верили 12% [4, с. 50]. Полученные результаты схожи с данными опроса ВЦИОМ 2007 г., согласно которым «двое из каждых трех петербуржцев (67%) уверены, что Бог есть», а четверть (25%) считают, что Бога нет [6]. Однако по данным опросов Н.В. Клинецкой верующие в 1995 г. составили 84%, в 2000 г. — 89% [7, с. 77], при этом в 2001 лишь 47,9% ответили, что они веруют в Бога, а 18,5% отнесли себя к атеистам [7, с. 83]. Схожие цифры звучат у Левада-Центра, согласно которому в 2017 г. в Бога верили 50%, а не верили – 19% [5]. При столь значительном диапазоне данных о количестве верующих в Бога, полученные результаты, не смотря на противоречивость студенческих ответов, также согласуются с выводами других исследователей.
Можно констатировать незнание студентами основ своего христианского вероучения: лишь четверть студентов верит в Судный день (Конец света). При этом назвавшие себя православными демонстрируют показатели в 40%, а деликатно определившие себя «христианами» (в анализе мы их назвали «просто христианами») – всего в 15% верующих в Судный день.
Религиозные действия демонстрируют ещё меньшую активность. Чуть более половины не совершают молитву, не посещают храмы – около 40%. Чуть менее трети респондентов совершают причастие, каждый пятый причащался лишь в детстве, но более половины никогда не причащались. Половина назвавшихся христианами и православными совершают причастие, однако около трети из них никогда не причащается. Примечательно, что недостоверность статуса назвавшихся неверующими снова подтвердилась, так как среди них около 10% причащаются, а около 20% причащались в детстве.
При уточнении «номинальности» заявленной религиозной принадлежности оказалось. Что около 15 % христиан (и православных) не считают себя верующими, а около 14% – не верят в Бога, около 30; – не совершают молитву. Среди назвавшихся христианами более 60% не верят в конец света, в то время как среди назвавшихся православными таких всего 14%. Такая путаница в данных, по мнению директора «Левада-Центра» Л. Гудкова, – «следствие того, что православие для россиян – это маркер идентификации скорее по этноконфессиональному признаку, а не религиозному; я русский – значит, православный» [9].
Резюмируя итоги опроса можно отметить подтверждение гипотезы о том, что студенты в большинстве проявляют принадлежность к православной культуре, и даже заявляя о своем неверии, некоторые из них верят в Бога, совершают молитву и посещают храм с религиозными целями. Однако большинство из них не воцерковлены, а каждый пятый является «номинальным» верующим, лишь декларируя свою веру. Таким образом, первичный анализ данных двухлетней выборки свидетельствует о том, что вопросы веры не являются первоочередными для студентов первых курсов и требуют дальнейшего более детального изучения.
Список литературы
- Арена. Атлас религий и национальностей. Российская Федерация. М., 2012 цит. по: Религии России. Словарь-справочник / Е.С. Элбакян. М.: Издательство Энциклопедия, 2014. С. 428.
- Белоусов К.Ю., Гайдуков А.В., Яшина М.Н. Религиозность студентов (на примере Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена) // Традиция веротерпимости в Санкт-Петербурге. История и современность Сборник материалов по итогам научно-практической конференции. Отдел по связям с религиозными объединениями Санкт-Петербурга Администрации губернатора Санкт-Петербурга. 2008. С. 45-65.
- Большинство российской молодежи верит в Бога – опрос [Электронные данные] // Интерфакс. 2008. 15 декабря. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=27897 (дата обращения: 01.03.2019).
- В России 74% православных и 7% мусульман [Электронный ресурс] // Левада-Центр. 2012. 17 декабря. URL: https://www.levada.ru/2012/12/17/v-rossii-74-pravoslavnyh-i-7-musulman (дата обращения: 01.03.2019).
- Вера и суеверия [Электронный ресурс] // Левада-Центр. 2017. 16 ноября. URL: https://www.levada.ru/2017/11/16/17049 (дата обращения: 01.03.2019).
- Есть ли Бог в Санкт-Петербурге? [Электронный ресурс] // Опрос ВЦИОМ №758. 2007. 2 сентября. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3563 (дата обращения: 01.03.2019).
- Клинецкая Н.В. Религиозность молодежи в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета: Серия 6, философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2004. №4. С.75-86.
- Семенов В.Е. Религия и вера в современной России // Санкт-Петербургский университет. 2007, 30 марта, № 5.
- Символ веры православного атеиста [Электронный ресурс] // Левада-Центр. 2017. 16 ноября. URL: https://www.levada.ru/2017/11/16/simvol-very-pravoslavnogo-ateista (дата обращения: 01.03.2019).
Гайдуков, А.В. Религиозная принадлежность студентов РГПУ им. А.И.Герцена: краткие итоги опросов 2017-2019 гг. / А.В. Гайдуков // Религия в постсекулярном мире: монография / А.М. Прилуцкий, О. А. Сухорукова, О.В. Вольтер и др.; ответственные редакторы: A.M. Прилуцкий, А.А. Пелин. – Санкт-Петербург: Любавич, 2019. – С.144-162. [URL:http://ethna.su/biblioteka/gajdukov-2016-2020-publikatsii/gajdukov-a-v-religioznaya-prinadlezhno].
____________________
Публикации Гайдукова: 1997-2000; 2001-2005; 2006-2010; 2011-2015; 2016-2020; Последние ; Публикации «Этны»
____________________