22-23 сентября 2016 года религиоведы РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие в III международной конференции по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений «Церковь и война», посвящённой теме «Цена победы – взгляд поколений». Магистранты подготовили доклады и пообщались с участниками.
О конференции вышел репортаж в газете “Выборг”: Степанова Е. Цена Победы: взгляд поколений [репортаж о III Международной конференции «Церковь и война»] // Выборг. 2016. 28сентября. URL: (https://gazetavyborg.ru/news/tsena-pobedy-vzglyad-pokoleniy). Там цитировался доклад Натальи Зыбцевой, магистранта кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
По итогам конференции издан сборник:
III международная конференция «Церковь и война: Цена победы – взгляд поколений». Сборник материалов. – СПб: Сезам-принт, 2016.
Для него студентами-участниками СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена подготовлено и опубликовано три статьи:
Великий А.С. Возможности конфессиональных объединений в формировании исторической памяти молодёжи ( С. 180-185).
Зыбцева Н.С. Духовное воспитание в контексте преподавания истории Великой Отечественной войны в постсоветском Севастополе (С. 199-203).
Мухомеджанов Р.М. Связь духовной традиции на примере Великой Отечественной войны (С. 194-198).
Фоторепортаж с конференции
Прилагаем фотографии, любезно предоставленные фотографом газеты “Выборг”.
12 сентября 2016 – 27 студентов РГПУ им. А.И. Герцена с доцентом А.В. Гайдуковым приняли участие в Крестном ходе в день перенесения мощей св. Александра Невского.
10-11 сентября 2016– Центр религиоведческих исследований «Этна» с помощью студентов РГПУ им. А.И. Герцена провёл соцопрос на народном гулянии «Славянский Спас» во Всеволожском районе Ленинградской области. Было опрошено около 130 человек (более 90% от 145 участников).
Фестиваль в этом месте проводится Союзом славянского наследия «Крина» уже несколько лет и представляет фестиваль народной культуры, сопровождающийся ярмаркой, играми, кулачными и стеношными боями, хороводами, прыжками через костёр…
Специально для участия в фестивале приезжают отдельные исполнители, хоровые коллективы, мастера и мастерицы, проводящие “мастер-классы” по народным ремёслам, фаерщики, борцы.
Этна уже второй год проводит опрос на этом фестивале. Руководитель опроса А.В. Гайдуков выезжает со студентами за день на место фестиваля, инструктирует о правилах проведения опроса, об особенностях народной культуры и её трансляции в современное массовое сознание.
Сложность опроса заключается в том, что фестиваль состоит из нескольких этапов, ко времени которых подъезжают новые участники. Так, например, студентами были опрошены двое мусульман (муж и жена), приезжавшие специально с дочкой на её выступление в хоровом коллективе. Многолетнее сотрудничество с организаторами фестиваля позволяет настроить участников фестиваля на доброжелательное отношение к опросу. Несмотря на большое количество вопросов, предложенных в этот раз, респонденты старались точно отвечать на вопросы.
Соцопрос ЦРИ «Этна» и студентов РГПУ им. А.И. Герцена, Фестиваль «Славянский Спас», 11.09.2016
В этот год количество гостей фестиваля было раза в три меньше, чем в прошлом году. Этому поспособствовал утренний дождь. под которым студенты самоотверженно опрашивали приехавших.
9 сентября 2016 г. – Религиоведы РГПУ им. А.И.Герцена посетили семинар «Молодёжные организации Санкт-Петербурга и возможность участия в их деятельности мусульманской молодёжи» в квартальной мечети Петербурга.
Перед собравшимися выступили начальник Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов.
Об особенностях молодёжной политики рассказал начальник отдела молодёжной политики и взаимодействия с общественными организациями администрации Фрунзенского района Дмитрий Антипин.
После встречи имам Юлай-Хазрат Абдуллин для рлигиоведов РГПУ им. А.И.Герцена провёл экскурсию по Мемориальной мечети имени муфтия Жафяра-хазрат Пончаева и рассказал об особенностях религиозной жизни мусульман в Приморском районе Петербурга.
6 сентября 2016 г. в Софийском зале Конгресс-холла «Васильевский» состоялась научная конференция «Мировой опыт традиционных религиозных организаций в борьбе с терроризмом».
В конференции приняли участие представители органов власти, религиозных организаций, общественных организаций, исследовательских и учебных заведений.
На конференции присутствовали декан Факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена профессор А.В. Воронцов, преподаватели и студенты кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
20-26 февраля 2017 г.
Петербург празднует Масленицу
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем
Город украшен плакатами, призывающими посетить то или иное мероприятие, посвящённое масленичной неделе. Более трёх десятков масленичных праздников отмечено в городской программе. По факту Масленицу, ставшей особым весенним трендом, отмечают во всех районах Петербурга, и Ленинградской области, в парках, школах, музеях (Петропавловской крепости, Государственном музее истории религии и др.).
Общая программа масленичного праздника обычно схожа: начало в 10-12 часов, гуляния, состязания, выступления фольклорных песенных и танцевальных коллективов, скоморохов, силовые упражнения, ярмарочный столб с подарками, хороводы, пение частушек под гармошку, игры и, конечно же, угощение блинами, сжигание чучела Зимы и прыжки через костёр. Эксклюзивом являются особые животные (кони, медведи, собаки… верблюд), особые масленичные песни, народные музыкальные инструменты (балалайки, бубны, трещотки), катание на санях и народные игры и обряды (масленичный поезд, взятие снежного городка, кулачные бои), народная утварь и еда (выпекание блинов на огне на чугунных сковородах, чай из самовара с трубой, сбитень в крынках).
Стоит отметить, что народные гуляния из формализованных советских превратились в настоящие народные гуляния. Семьи с детьми приходят на них не только подышать свежим воздухом, но и поучаствовать в состязаниях – желающие могут поучаствовать во взятии снежного городка и в стеношных боях, в соревнованиях на силу и выносливость (потягать гири, залезть на ярмарочный столб за подарком), попрыгать в мешках, попеть народные песни.
Про странности
Часто сценарий Масленицы берётся из советских времён и дополняется современными культурными и техническими элементами. Действительно, эффектно смотрятся «фаерщики», крутящие «пои» – горящие мячи на верёвке (пришедшие в современную культуру от маори). Но не было такого в русской культуре. Современность диктует свои правила, выводя местный сельский праздник на уровень этнического фестиваля, в котором в современных городских условиях участвуют все. Поэтому к традиционным «русским-народным» элементам Масленицы ныне добавляются и современные, мультикультурно-коммерческие.
Так, неоднократно используется, мягко говоря, совсем «не русская музыка», к «народным» добавляются «иноземные» радости – детям за деньги предлагается попрыгать на пружинном батуте и надувном «домике», покататься на пони, сфотографироваться с обезьянкой, поесть фастфуд, приобрести яркие безделушки с «не нашими» героями, символикой и надписями. Гуляния сопровождаются продажей горячих напитков (не только чая, но и «обрусевшего» глинтвейна) и горячительных. Иногда к русскому колориту (коням и медведям) добавляется «диковинный заморский» – верблюд, обезьяна, попугай, ряженые в белого медведя или Teddy Bear, мультяшных героев и прочих зооморфных маскотов.
Забавно смотрятся лотошницы – «девицы-красавицы» в павловопосадских платках в сочетании с трикотажными мини-юбками и лосинами или с лыжным комбинезоном. Ещё забавнее, когда в стиле «а ля рюс» товарами вне этого стиля приторгорвывают лица, плохо говорящие на русском языке. Хотя для «фолк-фестиваля» могли бы нарядиться в своё этническое, действительно добавив яркость праздника.
Иногда, «отрабатывая» праздник все дни масленичной недели, массовики-затейники с понедельника по воскресенье гонят его по одной программе, меняя только таблички муниципальных образований и локальных спонсоров. Поэтому, вне зависимости от того, что когда-то полагалось делать в каждый день, в понедельник на гуляниях уже могли сжигать чучело Зимы (Масленицы), хотя, это полагается делать в воскресение.
Встречаются и явные культурные разночтения. В сегодняшнем репортаже один из телеканалов сообщил, что все смогут полакомиться шашлыками, поджаренными на мангале, и что итогом станет «сожжение чучела масленицы», сделанного изо льда. О шашлыках скажем ниже, но про различие «чучела» и четырёхметровой скульптуры, сложенной из ледяных блоков, организаторы и репортёр, возможно, могли бы и знать.
Но самое интересное в том, что большинство посетителей, участников и организаторов плохо представляют себе, что это за праздник такой – «Масленица». Многие его воспринимают вполне по-язычески как праздник новолетия, дня равноденствия, проводов зимы и встречи весны – неделю разгульной радости. Люди забывают, что в этом году равноденствия ждать ещё месяц, и что праздник воспринимается многими как «как бы православный».
Напомню, что архаические корни Масленицы связаны с плодородием, а также с культом предков и тризной по ним, выражением чего стали ритуальные поединки (кулачные и стеношные бои) и поминальные блины, обычно неверно отождествляемые с солнцем. Масленица объединила языческое мировоззрение и обрядность «народного православия», ориентированную на годовой календарный цикл христианских постов и праздников.
По православной традиции, перекодировавшей языческий Праздник Солнца, Масленица это уже «мясопуст» – «мясопустная» или «сырная неделя» – вхождение в Великий пост. А последний её день – Прощённое Воскресение, когда бабки носили на могилы блины (свидетелем таких поминальных обрядов в 1634 г. стал Адам Олеарий, описав их в начале своего «Описании путешествия в Московию»).
Про мясо
Ещё девять лет назад фирма «Микоян» (да не оскорбятся в коммерческих чувствах её сотрудники!) предлагала в метро рекламу с изображением ярмарочных колбасных рядов под надписью «Широкая масленица», с тех пор из года в год реклама производителей мясных продуктов и деликатесов – неотъемлемая часть масленичных гуляний. Оно и понятно – это повод для саморекламы и возможность организаторам получить спонсорскую помощь на проведение праздника.
Но, ведь, мясопуст, мясо православным уже есть нельзя… Поэтому можно предположить, что мясная реклама дана:
для рекламы (вне зависимости от праздника);
по языческим мотивам;
т.к. это провокация против верующих и против Наших Традиций;
т.к. у них нет в продукции мяса – только синтетика, бумага и растительные жиры с красителями;
случайно – просто оказалась здесь в это время;
потому, что не знают, что это за праздник.
Можно выбрать любой ответ, но что не сделаешь ради рекламы?
Про традиции
Отрадно, что в последнее время в Петербурге, Ленинградской области, да и во всей стране в целом, появилось большое количество фольклорных объединений, собирающих, изучающих, сохраняющих и популяризирующих русские народные традиции. И если в советские времена для любого праздника были профессиональные массовики-затейники (по совместительству выполняющие и роль тамады), то теперь на народные праздники, такие как масленица, всё больше приглашаются знатоки и носители традиционной русской культуры. Одним из них является Союз Славянского Наследия «Крина», проводивший Масленицу 25 и 26 февраля совместно с другими коллективами.
В этом году в рамках Первого Молодёжного Фестиваля Народных Традиций «Природный Новый Год» возникла идея объединить славянские и восточные традиции провода зимы и встречи весны. 26 февраля в Юсуповском саду как проводы зимы прошла Широкая Масленица, а на 18 марта намечается встреча весны и проведение праздника «Новруз».
Ну, а по сему, как говорится: «Не всё коту Масленица – будет и Великий пост».
19 февраля 2017 года СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена провело День религиоведа. Инициатором мероприятия выступил магистрант кафедры социологии и религиоведения Кирилл Праведов, которого поддержали магистранты первого и второго курсов.
О необходимости такого профессионального праздника заговорили ещё в 2012 году (Шмидт В. В. Дню религиоведа – да! // РелигиоПолис. 2012. 21 ноября. URL: http://www.religiopolis.org/publications/5436-dnju-religioveda-da.html), но праздновать День религиоведа в студенческой среде начали совсем недавно – с 2010 года в Алтайском государственном университете. Заведующий кафедрой религиоведения и теологии П.К. Дашковский в 2011 году отмечал в 2011: «С 2010 г. зародилась традиция празднования Дня религиоведа. Долгое время у сообщества религиоведов не было своего профессионального праздника. Чтобы как-то этот вопрос разрешить, мы связались с Ассоциацией религиоведов России и коллегами из МГУ и сообща решили выбрать из истории нашей науки день, который можно было бы считать условной начальной датой формирования религиоведения как науки. И вот, в качестве такой даты было выбрано 19 февраля. Дело в том, что 19 февраля 1870 г. известный учёный М. Мюллер прочитал одну из первых лекций по истории религии. К тому же, именно во второй половине XIX в. и произошло оформление религиоведения как самостоятельной науки, объединяющей в себе данные истории, философии, археологии, этнографии, фольклористики, филологии, социологии, психологии и некоторых других наук».
Кафедре религиоведения и теологии - 10 лет: Интервью с заведующим кафедрой религиоведения и теологии П.К. Дашковским // За науку! / газета Алтайского государственного университета. №10(1188). 2011. 17 марта.http://zn.asu.ru/issue.shtml?i_n_seq=1188&a_n=25 (ныне ссылка неактивна, см.: https://web.archive.org/web/20210413003322/http://zn.asu.ru/issue.shtml?i_n_seq=1188&a_n=25.
Мероприятие проводилось в два этапа. Сперва первокурсники и второкурсники прошли квест в залах Государственного музея истории религии. Он стал итогом (и апробацией) педагогической практики второго курса магистратуры и был составлен магистрантом Кириллом Праведовым.
Далее религиоведы перебравшись на территорию арт-кафе «Каледонский лес», где поиграли в брейн-ринг, проведённый на профессиональном оборудовании студентом кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена Владимиром Казанкиным и участниками команды Интеллектуально-Развлекательного Клуба №1 в составе Виктории Поединщиковой и Евгения Носова.
Завершилась встреча музыкальной посиделкой: в сопровождении гитары и укулеле магистранты-религиоведы первого курса Игорь Кузинер и Наташа Чигрина исполнили несколько песен, в том числе и специально сочинённую для этого песню, посвящённую религиоведам («Гимн религиоведа»).
Под конец мероприятия куратор СНО религиоведения доцент А.В. Гайдуков вручил приз лучшему участнику квеста и брейн-ринга, которым стал студент второго курса Даниил Винокуров.
А. Гайдуков
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++
В 2017 году в февральском номере газеты «Симпосион» (17) кафедры всеобщей истории факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена вышла статья Полины Горбуновой про День религиоведа, проведённый СНО религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
(В статье неверно указана дата проведения мероприятия 19.01 вместо 19.02.2017).
30 ноября 2016 г. в здании Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга состоялся Форум по профилактике экстремизма в молодёжной среде, собравший под одной крышей представителей исполнительной власти, силовых структур, учёных, педагогов, занимающихся воспитательной деятельностью, и студентов вузов и учащихся ссузов.
После приветственных слов и просмотра фильма про экстремизм перед студентами, учащимися и педагогами выступили представители ГУ МВД и молодёжного антиэкстремистского движения. Завершился форум круглым столом «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в учебном/досуговом учреждении», где перед специалистами, ответственными за воспитательную работу в учебных и досуговых учреждениях, выступили представители прокуратуры, МВД и учёные, охарактеризовавшие особенности молодёжного экстремизма и его профилактики. В качестве одного из экспертов на форум был приглашён руководитель Центра религиоведческих исследований «Этна», доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.
В качестве волонтёров работе форума помогали студенты петербургских вузов, в том числе и религиовед из РГПУ им. А.И. Герцена.
Также религиоведы совместно с куратором Студенческого научного общества (СНО) религиоведения А.В. Гайдуковым посетили религиозные объекты Тихвина:
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, Тихвинский Введенский женский монастырь,
Спасо-Преображенский собор,
Церковь евангельских христиан «Хлеб жизни» и др..
25 ноября 2016 г. в г. Тихвин Ленинградской области состоялась четвертая рабочая встреча с представителями национальных и религиозных общественных организаций Ленинградской области, проведённая под эгидой Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области совместно с региональной общественной организацией «Совет по межнациональным отношениям», которую возглавляет Ю.А. Паламарчук (проект «Караван дружбы»).
В мероприятии приняли участие религиоведы РГПУ им. А.И. Герцена.
сми о мероприятии:
Тихвин – за дружбу народов // Муниципальное образование Тихвинский район. Официальный сайт. – 28.11.2016. – https://tikhvin.org/about/info/news/31/10434.
Идея проекта «Каравана Дружбы» возникла во Всеволожском районе среди участников РОО «Совет по межнациональному сотрудничеству», который возглавляет Юрий Паламарчук. «Караван Дружбы» стартовал во Всеволожском районе у мемориала «Цветок жизни» с целью объединения памяти о совместной победе многонационального народа в Великой отечественной войне с возможностями современных межнациональных отношений. Своим позитивным опытом в этом направлении всеволожский совет делится уже более пяти лет, посетив Ингушетию, Чечню, Карелию, Белоруссию, Воронеж, Москву, Владикавказ. В 2016 году комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области организовал четыре встречи в рамках проекта:
28 августа 2016 г. «Караван дружбы» побывал в г. Гатчина,
11 октября 2016 г. – в г. Кингисепп,
28 октября 2016 г. - в г. Выборг,
а 25 ноября 2016 г. – в г. Тихвин.
По сложившейся традиции встречи состоят из четырёх частей. Вначале в здании городской администрации на официальной встрече с руководителями администрации и местных представителями этно-религиозных объединений президент РОО «Совет по межнациональному сотрудничеству» Юрий Паламарчук совместно с членами совета обсуждают особенности этно-религиозной ситуации в районе и делятся опытом работы по гармонизации отношений. Далее происходит посещение мемориала защитникам Родины и возложение венков. Третьей частью становится товарищеский футбольный матч межнациональной команды «СОЮЗ» «Совета по межнациональному сотрудничеству» со сборной из местных представителей муниципалитетов и этно-культурных объединений. Завершается Мероприятие обедом, где подводятся итоги встречи и футбольного матча, а также определяются грядущие задачи «Каравана Дружбы».