Яковлев 2020 Пищевые особенности православия

_____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2020
______________________

В 2020 году вышел долгожданный студенческий сборник по итогам XXIV Международных Кирилло-Мефодиевских Чтениях «Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры»проводимых Институтом теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета и Минской духовной академией в городе  Минск, Республика Беларусь, где 29-30 мая 2018 года с докладами выступили три студента-религиоведа РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента А.В. Гайдукова. В сборнике были опубликованы статьи Юрия Яковлева и Кристины Бородавиной.

Яковлев Ю. С. Пищевые особенности православия с учётом религиозных предписаний и их современное исполнение // Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры. Сборник студенческих докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений / ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета: редакторы-составители: С. И. Шатравский, священник Святослав Рогальский. Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2020. С. 38-43. URL: http://ethna.su/sno-religioved/publikatsii-sno/publikatsii-sno-2020/yakovlev-2020.

PDF файл: Яковлев 2020 КМЧ 2018 Студенческий сб 2020 38-41

ПИЩЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ
С УЧЕТОМ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ И
ИХ СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

С. 38

Ю. С. Яковлев
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, Россия

Пища играет важную роль в жизни каждого человека, и поэтому не удивительно, что религии, которые получили распространение по всему миру взяли на себя регулирование такого аспекта человеческой жизни как питание. В религиозном плане вся пища делится на дозволенную к употреблению и полностью запрещённую. Аргументирован этот запрет в каждой религии по-своему: в одном случае он связан с прямым божественным запретом, в другом случае – с понятием «правильности» или «неправильности» той или иной пищи. Также для регулирования питания в религиях появляется пост – религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи или питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими практиками.

В христианстве и в православии, в частности, не существует, каких-либо жёстких запретов на употребление той или иной пищи. Православие подходит к регулированию питания с позиции самоограничений и личного выбора человека: человек должен знать сам, что ему можно есть, а что нельзя, он должен сам себя регулировать в этих вопросах, у него есть свобода решений. Если говорить о пищевых особенностях православия, то в первую очередь необходимо рассмотреть пост как основу этих особенностей. Принцип свободы выбора распространяется в частности и на пост. Основной смысл поста – это искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствует молитва и частное посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину). Отказ от опредёленного вида пищи помогает человеку духовно преобразиться, укротить свои желания и пороки, чтобы дать свободу духовным начинаниям. То есть пост должен нести благо человеку, но если, например, во время поста человек испытывает страдания, и прочее, то этому человеку незачем поститься. Также пост либо послабляется, либо снимается с детей, пожилых людей и больных. Человека никто не будет заставлять держать пост, это его личное решение, к которому он должен прийти сам, ведь как говорил преподобный Иоанн Кассиан «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединён с ним и пост душевный» [2, с. 1–2].

С. 38 / С. 39

Постные дни приходятся на большую часть года, их более 200. Можно поделить посты на многодневные и однодневные. К многодневным постам относятся: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост. Однодневные посты – это посты, установленные Святой Церковью в среду и в пятницу в течение всего года. Также к однодневным постам относятся Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение Креста Господня. Существуют Сплошные седмицы, они установлены как послабления перед многодневным постом или как отдых после него.

Исторически придя на территорию Руси, православие очень сильно разнообразило пищевой рацион проживающего здесь населения. Если до принятия христианства рацион славян был достаточно скуден и сводился к тому, что они могли найти в природе, то с принятием христианства на Русь потянулись многие зерновые и бахчевые культуры.

Необходимо отметить отношение православных людей на Руси к пище. Главным источником для нас будет являться «Домострой» протопопа Сильвестра. В Домострое разбираются все вопросы бытовой жизни человека XVI века, от ведения домашних дел, до готовки и приёма пищи. В частности, там говорится о еде, как о даре Божьем, к которому нужно относиться почтительно и благоговейно. В противном случае ангелы отвернутся от людей на пиру, а само поведение людей притянет бесов, которые утянут всех к сатане. «А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, забавы разные или игра на гуслях и всякая музыка, пляски и хлопание в ладоши, и прыжки, всякие игры и песни бесовские, тогда, словно дым отгоняет пчёл, отойдут и ангелы божьи от этой трапезы и непристойной беседы» [1, гл.15, с. 32]. Кроме того, говорится и о том, что питие вина есть тоже божий дар. Однако, после сказано «…Есть и пить вам во славу Божию, не объедаться, не упиваться, пустых речей не вести». То есть незнание меры в еде и в вине считается сродни совершению греха. Также стоит отметить, что одним из главных пищевых постулатов православия является постулат о том, что нельзя делать культ из еды. Необходимо относится к еде лишь как к средству продолжения жизни и земному совершенствованию, а также служению Богу [1, гл.15, с. 32].

Всю пищу можно поделить на две группы: скоромная и постная [2, с. 1–2]. К скоромной относится вся пища, которая была получена от теплокровных животных (мясо, яйца, молоко и т.д.), а также все блюда, приготовленные из этих ингредиентов. К постной относится вся пища растительного происхождения (орехи, овощи, фрукты и т.д.). Во время поста Уставом церкви запрещается вся скоромная пища и разрешается употреблять только пищу растительного происхождения. Отдельное положение занимает рыба, которая считается полупостным продуктом и ее употребление разрешено лишь в определённые дни поста. Вообще положение рыбы в православии долгое время было достаточно

С. 39 / С. 40

неопределённым, так как до XVII века действовал достаточно жёсткий запрет на употребление бесчешуйных водных обитателей. Также нельзя было употреблять сырую рыбу, необходимо было её приготовить. Два выше перечисленных запрета говорят нам о том, что какое-то время в православии высшую роль играл Ветхий Завет, в котором действительно имеется запрет на употребление бесчешуйной и сырой рыбы. Наряду с вышеперечисленными запретами существовал ещё один, пришедший из Ветхого Завета – запрет на употребление пищи с кровью, так как в крови животного находится его душа, а душа принадлежит Богу. Однако после реформ патриарха Никона эти запреты окончательно сошли на нет.

Отдельно хочется сказать о монашеских пищевых запретах. Существует достаточно устойчивое мнение, что монашествующим священнослужителям запрещено употреблять мясо. Да действительно, такое ограничение существует, но как было уже сказано раньше, монах сам принимает такое решение, и аргументирован этот отказ от мясных блюд тем, что он помогает обуздать человеческое желание и развить волю и свою духовность. Специального «мясного обета» у монахов не существует, неядение монахами мяса – это древняя традиция. Так преподобный Паисий Величковский пишет «После потопа Господь по слабости человеческой допустил ядение мяса, но порядок монашеской жизни соответствует жизни в раю, где не было ядения мяса. И хотя в начале монашеской жизни бывали по местам отступления от этого порядка, особенно в больших городах, но Святой Савва Освященный утвердил неядение мяса. И таков стал общий порядок во всех странах. Поэтому нельзя ссылаться на то, что неядение мяса только местный обычай» [4].

Необходимо отметить, что все Святые Соборы умалчивают о воздержании монахов от мяса – отказ от мясной пищи не был самоцелью духовной жизни монашествующих, но был сильным и действенным средством. До сих пор этот вопрос остаётся достаточно спорным и дискуссионным, привязанным к определённой местности и к тем традициям, которые там сформировались. Тут же возникает ещё одна проблема, которая актуальна в большей степени для русского человека. О ней пишет Святитель Игнатий: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственный какой грех или нечистоту. И поэтому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».

Сами посты являются достаточно разнообразными и продуманными, по пищевым предписаниям их можно поделить на пять больших групп:

С. 40 / С. 41

  1. Строжайший пост – запрещена любая пища, допустима только вода.
  2. Пост с «сухоядением» – разрешена неварёная растительная пища.
  3. Пост с «ядением сварения» – разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла. 4. Пост с «ядением сварения с елеем» – соответствует предыдущему, но допустимо использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
  4. Пост с «ядением рыбы» – растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.

В начале XXI века, доктором медицинских наук Борисом Смолянским в книге «Священная кухня. Религия и питание» была предпринята попытка дать оценку православной системе постов. По его мнению, данная система является примером сбалансированного питания, которое способствует поддержанию организма в тонусе, помогает укрепить здоровье и сохранить свою работоспособность. И если убрать из поста всю его духовную составляющую, то из него получится хорошая, сбалансированная диета [3, с. 5].

В наше время число верующих по сравнению с тем же XVII веком значительно уменьшилось, это связано с множеством факторов, одним из которых является период государственного атеизма в XX веке. Также сильно уменьшилось и количество верующих прихожан на фоне резко возросшего количества церковных «захожу», и это отмечается церковью как реальная современная проблема. На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что пищевые предписания сегодня распространяются лишь на небольшую группу верующих людей, которые исполняют все церковные предписания и ведут поистине воцерковлённую жизнь.

Именно в наше время появляется новая, до этого невиданная тенденция – религиозные праздники превращаются в мейнстрим. Это можно увидеть на примере праздника Крещения, когда огромное количество народа бежит окунуться в прорубь, но многие это делают не потому, что они верующие, а потому, что они просто хотят проверить слабо им или нет. На религиозных традициях начинают зарабатывать деньги различные организации. Так, во время Великого Поста, в магазинах и в некоторых ресторанах стали появляться блюда, на которых большими буквами написано «ПОСТНОЕ БЛЮДО», которое оказывается дороже, чем то же самое, но без данной маркировки. Различные диетологи и «врачи» стали массово предлагать «постные диеты для похудания» или «постный сброс веса», в магазинах спортивного питания активно стали рекламировать соевый белок как замену мясного для православных на время поста. Также во время поста для богатых людей предлагается отдельное меню по соответствующей цене: устрицы, кальмары и прочее. Однако нужно отметить, что Отцы церкви строго обличали тех, кто употреблял во время

С. 41 / С. 42

поста пищу хотя и постную, но изысканную. Именно в наше время встала опасность перехода поста из духовно-аскетической практики в простую диету.

Отдельно хочется упомянуть о феномене, с которым православие столкнулось в наше время: люди, которые не считают себя православными и зачастую не считают себя верующими, отмечают такой сугубо религиозный праздник как Пасха. Они красят яйца, пекут куличи, но не вкладывают в это действо того смысла, который в него вкладывают православные. Для этих людей Пасха – это праздник сродни 23 февраля и 8 марта, который неплохо было отметить и покушать вкусно. Можно сделать предположение, что празднуют его по двум причинам:

  1. наличие долгой семейной традиции праздновать церковные праздники переданной, скорее всего от бабушек;
  2. формирование определённого отношения к православию и к православным праздникам в частности со стороны СМИ (показ церковных праздничных литургий по государственным каналам).

Также стоит отметить, что общие представления людей, далёких от православной церкви, касательно её пищевых традиций и символов кажутся очень общими. В большинстве своём эта категория людей считает, православные пищевые традиции достаточно жёсткими, аргументируя это постными запретами. Их общее представление о православном верующем можно описать следующим образом: не ест мяса, не ест жаренное, ест растительную пищу. В большинстве своём «символом» Православной церкви люди считают такие пасхальные атрибуты как: крашеные яйца, пасхальный кулич и вино. Это связанно с тем, что именно Пасха является тем праздником, информация о котором транслируется в народное сознание, как Православной церковью, так и рядом СМИ.

В заключение, необходимо сказать о том, что, придя на территорию Руси, православие сильно разнообразило пищевой рацион населения, которое тут проживало. Под действием пищевых предписаний сформировалась определённая традиция питания, которая существует в том или ином виде по сей день. Православие не ставит жёстких запретов в вопросах питания и призывает человека самостоятельно решать и выбирать, как поститься. Как человека нельзя заставить соблюдать пост насильно, так нельзя и без духовной составляющей ограничить себя в еде. В одном случае это будет бессмысленно, ибо пост – это воля каждого человека, и только сам человек может принять, что ему необходим пост, в другом случае пост будет бесполезен, так как ограничение в питании есть только инструмент, благодаря которому человек укрощает своё тело и даёт свободу духовным устремлением. Кроме того, в наше время православие сталкивается с новой проблемой: религия становится мейнстримом и орудием коммерции, что можно наблюдать уже на примере Великого поста и праздника Пасхи.

С. 42 / С. 43

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сильвестр. Домострой. М.: Директ-Медиа, 2014. – 157 с.
  2. Православный пост. 4-е изд. М: Издательство Сретенского монастыря. – 48 с.
  3. Смолянский Б.Л. Священная Кухня. Религия и питание. М: Амфора, 2015. – 542 с. 
  4. Четвериков С.И. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество / протоирей Сергей Четвериков. – 2-е изд. – Paris: Ymca-Press, 1988. – 307 с. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetverikov/moldavskij-starets-paisijvelichkovskij (дата обращения 01.05.2018).

С. 43

_____________________
СНО
 – Публикации участников СНО – Публикации СНО 2020
______________________

Центр исследований и экспертиз «ЭТНА»